СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе представлена консультация для воспитателей по формированию безопасного поведения дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей»

















Консультация для воспитателей

«Игровая деятельность дошкольников как средство формирования навыков безопасного поведения на улицах города и в быту»































СОДЕРЖАНИЕ

1.Значение игровых технологий в области ОБЖ.

2.Виды игровых технологий в ОБЖ.

3.Особенности использования игровых технологий в формировании безопасного поведения дошкольников в природе.

4.Особенности использования игровых технологий в формировании безопасного поведения дошкольников на дороге.

5.Особенности использования игровых технологий в формировании безопасного поведения дошкольников в собственной жизни.

6.Создание предметно-развивающей среды по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

7.Работа с родителями.

8.Литература.





























1.Значение игровых технологий в области ОБЖ

Игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей.

В первую очередь мы, конечно же используем игры, главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям. Возможность обучать дошкольников безопасному поведению, посредством активной интересной для них деятельности - это отличительная особенность игр.

В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведение, отношение друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры.

Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребёнка от разных опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасности.

 Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей возможно через использование множества игр. Они имеют готовое содержание, установленную схему действий. Главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил.

Игры дают возможность: познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления; учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Поэтому игра и может выступать, как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей в условиях дошкольных учреждений.

2.Виды игровых технологий в ОБЖ

Игровая деятельность — это одна из наиболее приемлемых, доступных, интересных для ребёнка форм деятельности, в том числе и по усвоению правил безопасного поведения. Игры направлены на усвоение знаний и умений, которые должны способствовать формированию безопасного поведения ребёнка в разных жизненных ситуациях: дома, на улице, в природе и на дороге.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

знания методики игровой деятельности;

профессионального мастерства педагога при организации  и  руководстве различными видами игр;

учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

Игровая технология – это организация педагогического процесса

 в форме различных педагогических игр,  формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля).Главное не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-   то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживаниивзрослого.

Игровые технологии, дают ребёнку:

социальные роли;быть лично причастным к изучаемому явлению;

прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях»;

возможность «примерить» на себя важнейшие.

Игровые технологии становятся: 

способом обучения;деятельностью для реализации творчества;первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Достоинства игровых технологий

игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей - внимание, восприятие, мышление, воображение;

игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;

происходит повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе;

игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

Выделяют следующие виды игровых технологий:

По характеру игровой методики:

 - дидактические игры;

- игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры;

-подвижные игры;

5. По игровому оборудованию:

 - настольные;

- театрализованные,  

- сюжетно-ролевые;

- придумывание сказок на разные темы;

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- технология «ТРИЗ» и др.




3.Особенности использования игровых технологий в формировании безопасного поведения дошкольников в природе

В рабочей программе Веракса «От рождения до школы» в области ОБЖ в природе в младших и в старших группах предусмотрены следующие задачи.

Задачи

Младшие группы

Формировать представления о про­стейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с прави­лами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.), с мно­гообразием животного и растительного мира, с опасными насекомыми и ядовитыми растениями, с явлениями неживой природы. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе, понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».


Старшие группы

Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить живот­ному и растительному миру. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, раду­га), с правилами поведения при грозе, с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых. Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями живот­ного и растительного мира, занесенными в нее. Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.

Для реализации поставленных задач в формировании безопасного поведения дошкольников в природе в младших и старших группах широко используются разнообразные игры: дидактические, настольно-печатные, театрализованные,  сюжетно-ролевые, придумывание сказок на разные темытехнология «ТРИЗ».

Дидактические игры — игры с правилами, имеющие готовое содержание. 1.Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках. При формировании у младших дошкольников понятия: «съедобное», «несъедобное», лекарственных растений целесообразно использовать дидактические игры

«Что полезно, а что нет? » Цель: формировать у детей представления о полезных для здоровья продуктах, пользе овощей и фруктов, о правильном питании. Помочь детям осознать, что часто рекламируемые продукты не самые полезные. Научить детей осознанно подходить к своему питанию. Развивать речь детей. В данной игре детям предлагаются карточки с изображением полезной и вредной еды разложены на столе. Ребенок должен выбирать только те карточки, на которых изображены продукты полезные для организма человека. Карточки, на которых изображена вредная еда, откладываются в сторону.

Д/и «Дары природы» познакомит детей с овощами и фруктами, а , также, со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами. Ребенок научится обобщать картинки  и распределять их по группам.

Дидактическая игра «Будь осторожен в природе» с целью  закрепления представления детей об опасных ситуациях в природе, учить правилам безопасного поведения, развивать память. Детям предлагаются картинки с изображением детей в опасных ситуациях в природе, разложены на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает картинку, рассматривает её и рассказывает, что на ней изображено. Рассказывает, чем опасна эта ситуация и как её избежать.

Д/и «Не всякому грибу место в лукошке» закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы. «Что, где растет?» (назвать лекарственные растения, которые растут в поле, лесу, лугу, огороде и т.д.)

В старших группах по формированию основ экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить живот­ному и растительному миру, используются дидактические игры "На прогулке" Цель: Закреплять  знания  детей  о  правильном  общении, поведении с животными.

На вопрос воспитателя показать картинку с правильным ответом, а затем с неправильными действиями. Воспитатель  предлагает детям  ответить,  как  бы  они  поступили  в  разных ситуациях, возникших во время прогулки в выходной день (на даче, в лесу). Нужно показать сначала картинку с правильным действием, а затем показать неправильные. -На дороге я повстречал собаку. Можно,  нельзя  (дети показывают карточку)  -На полянке ко мне подлетела оса (пчела). Можно, нельзя.

В старших группах с целью закрепления детей с Красной книгой, с отдельными представителями живот­ного и растительного мира, занесенными в нее применяется Дидактическая игра «Кто (Что) Лишний (Не занесен в Красную книгу)?»

Цель: закрепить знания о растениях, животных и птицах, занесенных в Красную книгу. Дети подходят к столу на котором лежат картинки с Животными. Дети должны распределить картинки по группам: животные и растения занесенные в Красную книгу и незанесенные. гималайский медведь, подснежник, бобр, снежный барс, заяц; амурский тигр, ландыш, белый медведь, лиса, овцебык; акула, лотос, дельфин, мак, морж, голубой кит; подснежник, ландыш, одуванчик, лунник.

Дидактическая задача:

Закрепить знание съедобных, и несъедобных грибов.

Материал:

Игровое поле, кубик, фишки, корзинки для грибов, съедобные грибы (подосиновики,

белые, подберёзовики).

Ход игры.

Дети поочерёдно бросают кубик, отсчитывают количество ходов, ставят фишки. Если

попадает на мухомор, то фишку возвращают по красной стрелке, если на бледную

поганку –ребёнок пропускает 2 хода, если на кружок с грибами (съедобными), то в

зависимости от цифры на кружке, столько же грибов кладёт себе в корзинку. В конце

игры подсчитывают количество собранных грибов. У кого больше — тот и выиграл

В процессе обучения детей основам безопасного поведения  в природе большую роль играют  настольно-печатные игры. Они разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и многое другое. Дети, играя  показывают и сопровождают свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо».

В младших группа целесообразно использовать Лото «Растения и животные», с целью ознакомления детей с мно­гообразием животного и растительного мира, с опасными насекомыми и ядовитыми растениями, с явлениями неживой природы.

В старших группах целесообразно применять "Игру-соревнование "По грибы"

Цель: Закрепить знание съедобных, и несъедобных грибов.

На игровом поле дети поочерёдно бросают кубик, отсчитывают количество ходов, ставят фишки. Если попадает на мухомор, то фишку возвращают по красной стрелке, если на бледную поганку –ребёнок пропускает 2 хода, если на кружок с грибами (съедобными), то в зависимости от цифры на кружке, столько же грибов кладёт себе в корзинку. В конце игры подсчитывают количество собранных грибов. У кого больше — тот и выиграл.

« Наши помощники растения» Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым. Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.

В процессе формирования безопасного поведения младших и старших дошкольников в природе также актуально применять сюжетно ролевые и театрализованные игры.

Сюжетно-ролевая игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действиям в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта. В ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

Поскольку сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для дошкольников, то через неё можно обучать детей правилам по безопасности жизнедеятельности. Ребёнку будет интереснее усваивать эти правила в игре, являясь активным участником процесса, а не пассивным слушателем общеизвестных правил. Знания, полученные в играх, дадут положительные результаты и оставят след в сознании ребёнка. Ребёнок должен не просто затвердить правила собственной безопасности, но и задуматься над тем, что должен сам отвечать за свою безопасность и безопасность окружающих его людей, животных, растений.

В старших группах с целью знакомства детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых используется сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь» Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

помощи.

(термометр, бинт, зелёнка).

Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу,

разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в

глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают

последовательность действий.

Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу,

разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в

глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают

последовательность действий.

Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают

последовательность действий.

В процессе формирования безопасного поведения младших и старших дошкольников в природе также актуально применять современные инновационные технологии ТРИЗ, придумывание сказок на разные темы. К числу эффективных технологий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения относятся ТРИЗ-технологии. Суть обучения с помощью ТРИЗ заключается в том, что знания по правилам безопасного поведения  даются детям в виде проблемных и изобретательных задач и ситуаций. Игры, бытовые ситуации, которые окружают ребят, эта та среда, через которую дети учатся применять тризовские решения, встающих перед ним проблем по безопасности.

В младших группах по формированию безопасного поведения в природе используется Триз-технология «Где живет?» Воспитатель называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. Дети называют среду обитания живых объектов.

Правила игры:

Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого,

или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование

действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет

видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.

"Раньше-позже" .

Воспитатель называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование

действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.


(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней

группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой

природы. Дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

Воспитатель: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть

собаки, живущие на улице – бродя

Также при формировании безопасного поведения дошкольников в природе в старших группах применяется Технология придумывание сказок на разные темы в природе.

Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок по ОБЖ. Существует несколько этапов работы над сочинением сказок.                  

1 этап. Знакомство детей со сказками . Например, «Волк и семеро козлят» (нельзя открывать дверь чужим людям), «Кошкин дом» (не аккуратное обращение с огнем), «Колобок» (нельзя убежать из дома), «Красная шапочка» (не разговаривать с незнакомыми). В сказке «Гуси – Лебеди» ребенок научиться быть готовым к неожиданностям, и поймет, что в некоторых случаях убегать не стыдно, а необходимо.

2 Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.

3 этап. Сочинение сказки. К сказкам придумать свое продолжение.

4 этап. Разыгрывание сюжета сказки.

 Виды работы по обучению дошкольников сочинению сказок

Игра – упражнение «Закончи сказку»

Педагог предлагает ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например, как мальчик Антон пошел в лес за грибами и заблудился. Затем педагог обращается с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь мальчику  выбраться из леса?».

Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки.

Сочинение по сериям картинок

Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки, и просим его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые он не заметил. Можно спросить ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т. д.

Коллективное сочинение

Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение. Сначала предложите придумать название сказки, героеврассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается «из детских ответов на вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше) Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей.

4. Особенности использования игровых технологий в формировании безопасного поведения дошкольников в быту (собственной жизни)

В рабочей программе Веракса «От рождения до школы» в области ОБЖ в быту в младших и в старших группах предусмотрены следующие задачи.

Задачи

Младшие группы

Знакомить с источни­ками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).

Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовы­ми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).

Старшие группы

Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать при­чиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.

Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома»


Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности в быту проводится на занятиях, беседах, в играх – путешествиях, проблемных ситуациях, творческих играх, в которых дети выполняют роли пожарных, спасателей, людей попавших в беду.

Для реализации поставленных задач в формировании безопасного поведения дошкольников в природе в младших и старших группах широко используются разнообразные игры: дидактические, настольно-печатные, театрализованные,  сюжетно-ролевые, придумывание сказок на разные темытехнология «ТРИЗ».

В младших группах с целью ознакомления детей с источни­ками опасности дома (горячая плита, утюг и др) используется игра «Как избежать неприятностей»

Воспитатель раздает детям карточки с опасными ситуациями, которые могут встретиться дома, и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё.

Дидактическая игра Подбери безопасную игрушку. Воспитатель раздает детям картинки с изображением различных предметов быта и игрушек. Ребенок предлагает помочь кукле Танюше выбрать предметы, которыми нельзя играть.

В старших группах с целью закрепления представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях, целесообразно применять дидактическую игры "Мы - спасатели"

Детям дается игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два - внизу);  картинки,  на  которых   изображены   дети   в   конкретных   опасных ситуациях; набор карточек с изображением правильных действий. Дети из предложенных карточек должны выбрать карточки с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации и последовательно их разложить.

«Опасно – не опасно»

Цели: тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья;

учить самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного

обращения с опасными предметами.

Материалы и оборудование: карточки с изображениями различных

предметов.

Педагог предлагает выбрать карточку, назвать изображенный на ней предмет

и объяснить, чем он может быть опасен и как с ним правильно обращаться.

С целью тренировки в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья;

учить самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами, используется дидактическая игра «Опасно – не опасно» Так в игре «Опасно - не опасно» у детей формируются знания об источниках опасности, мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях.

Педагог предлагает детям выбрать карточку, назвать изображенный на ней предмет

и объяснить, чем он может быть опасен и как с ним правильно обращаться.

В старших группах с целью расширения знаний об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закрепления правила безопасного обращения с бытовыми предметами, используется игра «Осторожность»

При проведении игры используются большие игровые карты, разделенные на 4 осторожности, маленькие с ситуациями.

Воспитатель раздает детям большие карты, показывает маленькую карточку, называет изображенную ситуацию. Ребенок, узнавший свою карточку, описывает возможные последствия опасной ситуации, изображенные на большой карте.

С целью формирования у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать при­чиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы), в старших группах используется дидактическая игра «Что мы знаем о вещах»

Детям раздаются игровые карты с изображением травмы: пореза, ожога, ушиба, картинки с изображением бытовых предметов. Воспитатель поднимает картинку с изображением предмета. Дети должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку.

Также в процессе формирования у старших дошкольников безопасного поведения в быту, применяются подвижные игры Игра-эстафета "Пожарные"

Разделить детей на две команды.

1.   Каждый ребёнок из каждой команды бежит до гимнастической лестницы и залезает на неё, после этого возвращается к своей команде и передаёт эстафету другому и так повторяется, пока вся команда не выполнит это задание.

2.  Эстафета с вёдрами. Каждый ребёнок из каждой команды должен с двумя вёдрами добежать до домика, обежать его, при этом говорить: "Водолей, водолей, вылей воду из ушей", а йотом возвращается к своей команде и передаёт вёдра следующему игроку и так далее.

3.   Эстафета с песком. Играющим предлагается перекидать песок с помощью лопаты из песочницы в специальные корзины, а потом засыпать костёр.

В конце игры объявляем победителей и говорим, что все дети хорошо справились с поставленной задачей. И что они теперь могут быть настоящими помощниками пожарных.

''Спички в коробке"

Цель: Развивать умение бегать парами, увертываясь от ловящего; развивать речь, внимание, ориентировку в пространстве.

Все разбегаются по площадке.

Водящие ловят «спички», заключив их в замкнутый круг, сцепив руки. Когда большинство игроков пойманы, игра повторяется с новыми водящими.

В процессе обучения детей старшего дошкольного возраста основам безопасного поведения в быту большую роль  играют разнообразные словесные игры.  Содержание игр заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Например: Игра «Как избежать неприятностей дома», закрепляет у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, предостерегая их от несчастных случаев.

Такие игры могут вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности в доме, избегая морализации, путем познания, а не запретов. Обеспечивают активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде. С помощью этих игр ребенок понимает, что опасности можно избежать, если вести себя правильно. В данном случае постоянно используем и закрепляем такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».

Игра – способ моделирования окружающей жизни. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Например, во время проведения игры «Набери правильно номер» дети учатся пользовать телефоном, чтобы уметь позвонить по телефонам 01, 02,03. Играя в игру «Что такое хорошо и что такое плохо», дети видят правильные и неблаговидные поступки и их последствия.

Продумывается подборка педагогических ситуаций для решения бытовых задач через ОБЖ. Предлагаются детям ситуации-загадки (педагог описывает ситуацию, а дети ее оценивают и обосновывают в процессе общего обсуждения).

Также при формировании безопасного поведения младших и старших дошкольников в быту считаются актуальными настольно-печатные игры

В младших группах знакомства с источни­ками опасности дома, используется настольно-печатная игра «Собери картинку». Воспитатель раздает детям игровые карточки, разрезанные на 2, 3,4 части. Собрав картинку по частям, ребенок рассказывает, что он собрал.

Например: это спички – они детям не игрушка, их брать нельзя.

В старших группах на закрепление правил безопасного обращения с бытовыми предметами, используется настольно-печатная игра «Соедини по точкам».

Детям раздаются листы, с изображением контура опасных предметов из точек.

Дети должны соединить точки и рассказать, чем опасен данный предмет, и как им правильно пользоваться, чтобы избежать опасности.

Также в процессе обучения детей основам безопасного поведения в быту актуальными являются Сюжетно-ролевые игры.

В младшем дошкольном возрасте в ходе сюжетно – ролевой игры «Семья» в игровой ситуации можно научить ребёнка, что опасно брать острые предметы (например, нож, ножницы, иглы), осторожно обращаться с электроприборами, что кастрюля (чайник, сковорода) на плите могут быть «горячими».

В игре Помоги кукле Кате    

педагог предлагает детям ситуацию:  "У куклы Кати, мама ушла на работу. А Катя осталась одна дома и решила поиграть, пришла она на кухню и увидела спички. Взяла кукла спички и начала чиркать ими, это очень нравилось Кате, и она громко смеялась. Но вдруг, одна спичка зажглась, Катя испугалась и бросила эту спичку на пол. Загорелся ковер,… бедная Катя бегала по комнате и не знала, что ей делать…"

- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать? Давайте, поможем затушить огонь Кате. Распределение ролей (пожарные, водители). Обыгрывание ситуации.

В старших группах, используются сюжетно- ролевые игры «Один дома», «Опасность». В игре «Один дома» ребенок должен усвоить правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери. Если незнакомец просит позвать родителей, нельзя говорить, что их нет дома, а следует ответить, что они заняты и не могут подойти к двери, а также можно предложить ему обратиться к соседям. В ролевых играх на тему «Один дома» наиболее наглядными и полезными будут сюжеты сказок «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, лиса и петух».

В игре Опасность с целью выработать у старших дошкольников безопасное поведение в каждой из указанных ситуаций. Научить не теряться, хорошо ориентироваться в номерах телефонов служб, обязательно знать свой адрес, номер телефона, уметь открывать замок входной двери. Ребенку предлагаются различные ситуации В квартире начался пожар. Ребенок в доме с одним из взрослых. Взрослому стало плохо.

Ребенок в доме один. Кто-то пытается взломать дверь.

Ребенок в доме один, ощущается запах газа.

В ходе проигрывания обсуждать каждое действие ребенка и возможные последствия ситуации, выбирать наиболее удачные варианты поведения, выслушивать высказывания детей по каждому случаю и их предложения.

В игре «Один дома» ребенок должен усвоить правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери. Если незнакомец просит позвать родителей, нельзя говорить, что их нет дома, а следует ответить, что они заняты и не могут подойти к двери, а также можно предложить ему обратиться к соседям. В ролевых играх на тему «Один дома» наиболее наглядными и полезными будут сюжеты сказок «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, лиса и петух».

Пожарная безопасность

Знакомство с правилами обращения с огнем осуществляется во всех видах  игровой деятельности. Например, сюжетно-ролевая игра. Особенностью сюжетно – ролевых игр является то, что все дети заранее получают роли в рамках задуманного  сюжета игры, а также материал для подготовки к действиям в данной роли. В процессе игры-пожарная эвакуация у каждого ребенка появляется интерес и уважение к труду пожарных.

На примере театрализованных игр и постановок: Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Красная шапочка», «Кот лиса и петух») дети демонстрируют свои знания по безопасности.  

Также при формировании безопасного поведения дошкольников в быту используются современные Триз- технологии.

В младших группах может быть использована Триз-Технология «Кто (что)  это такое может быть?»

Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.

Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.

Например: - Что может быть, и горячим  и холодным (одновременно).

(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)

- и острым и тупым.

 - и опасным и неопасным.

В старших группах, можно применить триз технологию «Найди пару»

Цель: учить быстро, находить близкие ассоциации к заданному слову. Воспитывать терпение. Учить, не перебивая товарищей, быть всегда готовым к ответу. Побуждать вырабатывать свои символы, которые помогают воспитателю или ведущему ребенку, что ты знаешь нужную ассоциацию.

Воспитатель предлагает найти пару – первое пришедшее в голову слово – слову, которое скажет он.

Например:

Воспитатель – дети;

Незнакомец – опасность,

Дорожные знаки – знания,

Жезл – человек,

Спички-огонь.


Таким образом, рассмотренные выше игры, способствуют формированию безопасного поведения дошкольников в быту.



5.Особенности использования игровых технологий в формировании безопасного поведения дошкольников на дороге

Младшие группы

«Ребёнок на улицах города» (правила поведения на улице).

Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения, с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами пове­дения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Знакомить с работой водителя, с различными видами городского транспорта, особеннос­тями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».

Развивать наблюдательность, умение ориен­тироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.

Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Старшие группы

Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Систематизировать знания детей об уст­ройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвиже­ния пешеходов и велосипедистов. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширять представления детей о работе ГИБДД. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте. Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Потерялся», «Заблудился».


Работа по обучению детей правилам дорожного движения – это неотъемлемая часть занятий по ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности, игр, прогулок.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Игра – это спутник детства, инструмент для творческого самовыражения и обогащения личного опыта ребенка, формирования силы воли. Только в игре учится и воспитывается маленький человек. Выступая в качестве ведущего вида деятельности, игра способствует познанию социальной действительности, обеспечивает усвоение разных социальных ролей и моделей отношений. Содержание детских игр отражает все реалии окружающего мира, и это наилучшим образом сказывается на развитии детей, помогает им понять современный социальный контекст и уклад нашей жизни.
В результате игровой деятельности дети узнают и называют разные виды транспорта, имеют представление о дороге, различают тротуар, обочину, проезжую часть дороги, знают сигналы светофора, их значение; имеют элементарные представления о правилах дорожного движения в качестве пешехода.
Проводить обучение детей по ПДД в игровой форме очень легко и в тоже время это получается совершенно ненавязчиво. Кроме того, игра способствует развитию познавательных интересов, логического мышления, творческих способностей дошкольников, умения обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, ориентироваться в окружающем пространстве; воспитывать выдержку и терпение в достижении цели.

При обучении детей правилам дорожной безопасности можно использовать самые разнообразные игры: дидактические; интеллектуально-познавательные (путешествия, КВН, викторины); интерактивные; сюжетно- ролевые; театрализованные и игры-драматизации; с использованием макетов; подвижные игры.

В первой младшей группе детей учат различать красный и зеленый цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зеленый цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зеленый разрешает. При проведении игры Красный – зеленый воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если зеленый –повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зеленый сигнал светофора.

Во второй младшей руппе дети продолжают знакомится с различными видами транспортных средств: грузовыми, легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами. Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Здесь уместно отработать умение ребёнка видеть большое транспортное средство как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих наводить такие предметы на дороге. А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам. Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте.

В средней группе, дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны. Новым для них будет разговор о пешеходном переходе. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях, в книгах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и пи подходе к нему.

В старших группах во время прогулок необходимо регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. На игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребенок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – спава. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

В игре «Весёлый жезл» дети закрепляют представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизируют знания, речь, память, мышление.

В игровой ситуации «Опасные места на пешеходном переходе» дети получают представление об опасных ситуациях на дороге и правилах поведения в них.

Все дидактические игры данной тематики, можно условно поделить на 2 группы: изучение знаков и правильного поведения на дороге. К первой группе можно отнести следующие игры:

- «Собери дорожный знак»;

- «Стрелка, стрелка, покружись…» или «Умные стрелки»;

- «Собери дорожный узелок»;

- «Узнай дорожный знак (предупреждающие, указательные, запрещающие)»; и т.д.

Во вторую группу дидактических  игр по ПДД относят:- «Большая прогулка»;- «Дорожная азбука»;- «Чудо - светофор»;Проявить себя, показать чему научились, дети могут в интеллектуально-познавательных играх.  Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, занимательные викторины, КВН): «Безопасная прогулка», «Путешествие в новогоднем экспрессе», «Самый умный на дороге», «Зеленый огонек», «Светофория».

В младших группах с целью знакомства детей с сигналами светофора, закреплять знания о правилах движения по сигналам светофора, используется игра «Светофор».Дети и воспитатель рассматривают светофор, закрепляют значение цветов Затем взрослый предлагает одному из детей взять на себя роль светофора» и надеть нагрудный знак «светофор». Остальные Дети изображают машины и пешеходов, которые должны двигаться согласно сигналам светофора.

С целью уточнения знаний о сигналах светофора и соответствующих им действий пешеходов, используется игра "О чём говорит светофор", «Мы –водители»

У детей Карточки с изображением сигналов светофора (горит красный, жёлтый, зелёный), действий пешеходов. Воспитатель предлагает детям показать сигнал светофора, который обозначает: "иди", "стой", "внимание". Затем показать карточки с изображением действий пешеходов на разные сигналы светофора.

«Мы водители»

Воспитатель даёт задание, по сигналу менять направление: влево, вправо, прямо, тормози…

«АВТОБУС»

Цель: закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь,

социальное поведение.

С помощью считалки выбирают водителя. Моделирование ситуаций: женщина с ребенком, бабушка, слепой.

Переход

Закрепление ПДД. На полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети стоят у перехода. На светофоре желтый свет. На зеленый сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.

В старших группах с целью продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширять представления детей о работе ГИБДД,

«ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЕДЫ» Дидактическая игра

Цель: знакомить детей с правилами поведения на утице, па дороге; закреплять знания о дорожных знаках. Детям предлагается макет улицы с различными видами знаков и светофором, игрушки для обыгрывания ситуаций (переход улицы, поездка на автомобиле, прогулка по городу, велосипедная прогулка).

Дидактическая игра Перекресток. Знакомить с правилами перехода на перекрестке (регулируемый и нерегулируемый); закреплять знание дорожных знаков. Детям предлагается макет перекрестка с различными знаками и светофором.

Взрослый объясняет, как надо переходить улицу на регулируемом и нерегулируемом перекрестке.

«ЦАРСТВО ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ» Дидактическая игра

Цель: давать детям знания о различных видах дорожных знаков: запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Детей знакомят с дорожными знаками (иллюстрации, плакаты и т. п.)

«НAЙДИ СВОЙ ЗНАК»

Цель: закреплять полученные знания детей о различных видах дорожных

знаков.

Дети получают знаки (предупреждающие, информационные, указательные,

запрещающие) и группируются по 4 — 6 человек в разных углах комнаты. В

каждом воспитатель ставит на подставке геометрически фигуры (круг,

квадрат, треугольник)

По сигналу воспитателя «Знаки разбежались» Дети

расходятся по площадке группками или в одиночку. По новому сигналу «Найди свой знак» дети бегут к фигуре соответствующей по форме знаку.

Вариант игры. Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во

время «прогулки» остановиться и закрыть глаза. В это время педагог

переставляет фигуры. По слову «Домой» дети открывают глаза, находят знак

бегут к нему. Воспитатель отмечает, какая группа собралась быстрее других.


Наиболее эффективной формой работы по образовательной деятельности «Безопасность» является сюжетно-ролевая игра. Детям, особенно мальчикам, интересна сюжетно-ролевые игры «Инспектор ГИБДД» и «Дорожно-патрульная служба». Они эффективно знакомят их с правилами дорожного движения.

В работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников на дороге целесообразно использовать игры с макетами. Она ведется в течение года: дети закрепляют знания сигналов светофора, расставляют дорожные знаки, моделируют различные проблемные дорожные ситуации, пытаются самостоятельно их разрешить, выполняют всевозможные задания: помоги пешеходу перейти перекресток, проведи перехода по безопасному маршруту и т.д. и усложняются по содержанию в соответствии с возрастом.

Применение макета очень многообразно. Дети моделируют ситуацию на дороге. В игровой форме дети изучают все опасные участки дороги, находят безопасные маршруты до детского сада.  Макет можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве. В игровой форме дети изучают все опасные участки дороги, находят безопасные маршруты до детского сада.

Ролевая игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений.

Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса», «Регулируемый перекрёсток» и др.)

Как форму моделирования ребенком, прежде всего социальных отношений со свободной импровизацией, не подчинённой жёстким правилам, используются сюжетно-ролевые игры, игры «во что-то» или «в кого-то». В них дети хотя и произвольно разыгрывают различные ситуации, но чувствуют и поступают они так, как поступают люди, чьи роли они берут на себя, таким образом выступая неким «зеркалом общества». Обыгрывать можно и проблемные ситуации, можно придумывать сюжет в рамках темы и распределять роли, например, вызов скорой, ГАИ на место ДТП, опрос инспектором ГИБДД.

Сюжетно – ролевая игра «Пешеходы и водители». Цель: обобщить и расширить знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, правилах перехода улиц и дорог, сигналах светофора. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса», «Регулируемый перекрёсток» и др.)

Сюжетно-ролевая игра «Регулируемый перекрёсток». Цель: закрепить знания детей об особенностях движении транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке; познакомить со знаком «Регулируемый перекрёсток»;

В педагогической деятельности особое место находят игры-драматизации. По мотивам художественных произведений, как «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Кошкин дом», «Колобок» и т.д. можно без труда смоделировать вопросы безопасного поведения или нарушения правил безопасной жизнедеятельности сказочных героев.

Театрализованные игры, а также игры драматизации позволяют вести успешную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дороге. Способствует этому прослушивание детьми сказок, в основе сюжета которых стоят истории, случившиеся с главными героями на дороге, так называемые дорожные сказки и участие детей в их инсценировке. Замечательным и часто используемым приемом в работе со сказками становится «переиначивание» сюжета, в котором знакомые сказочные герои для успешного прохождения испытания или разрешения каких-либо проблемных ситуаций должны грамотно воспользоваться знанием правил дорожного движения. Сюжеты русских народных сказок, например: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др. можно брать за основу работы в этом направлении, ведь дошкольники хорошо понимают характер героев этих произведений и ход их мышления. Перевоплощение в сказочного героя позволяет дошкольнику максимально развить умения и навыки, которые в будущем помогут ему правильно среагировать на любую дорожную ситуацию, сориентироваться в дорожной обстановке, накопить знания об окружающем мире, развить речь, моторику, эмоциональное восприятие. Сложность работы в данном направлении состоит в индивидуально-ориентированном характере. Ведь предварительно необходимо разучить материал с каждым участником индивидуально, а заниматься этим удается только в утренние часы перед завтраком, в вечернее время, либо на прогулке, а уже только потом получается объединить все в общую линию. Также, в театрализованных играх можно использовать и кукольный театр.

При обучении дошкольников ПДД прекрасным методом являются подвижные игры. Они любимы детьми, всегда дарят им радостное настроение и доставляют огромное удовольствие, но кроме всего прочего еще и укрепляют здоровье.

 Подвижные игры так же помогают дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, прививать им умения и навыки правильного поведения на дороге, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов.

В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию.

Подвижная игра «Передай жезл» Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках, ПДД, упражнять в правильном назывании дорожных знаков, формулировке ПДД, развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, активизировать речь.

Подвижная игра «Стоп -Идите» Цель: развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений, слуховое и зрительное внимание.

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый» Цель: совершенствование умений свободно ориентироваться в пространстве, действовать в коллективе, быть внимательным.

«НAЙДИ СВОЙ ЗНАК»

Цель: закреплять полученные знания детей о различных видах дорожных знаков. Дети получают знаки (предупреждающие, информационные, указательные, запрещающие) и группируются по 4 — 6 человек в разных углах комнаты. В каждом воспитатель ставит на подставке геометрически фигуры (круг, квадрат, треугольник) По сигналу воспитателя «Знаки разбежались» Дети расходятся по площадке группками или в одиночку. По новому сигналу «Найди свой знак» дети бегут к фигуре соответствующей по форме знаку.

Вариант игры. Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во время «прогулки» остановиться и закрыть глаза. В это время педагог переставляет фигуры. По слову «Домой» дети открывают глаза, находят знак бегут к нему. Воспитатель отмечает, какая группа собралась быстрее других.

В подборе подвижных игр необходимо учитывать возраст участников. Для младших дошкольников использовать лучше подвижные игры с простыми правилами, в которых в соответствии с командой водящего, необходимо выполнение несложных действий участников, как например в игре «Светофор», в которой используется макет светофора и требуется выполнение определенных действий в соответствии с «загорающимся» светом: на красный свет - присесть на корточки, на желтый - шагать на месте, на зеленый - бег по кругу. Со старшей возрастной группой дошкольников можно усложнять игры, вводить игры-эстафеты, соревновательные игры, в том числе с использованием физкультурного оборудования. Задачей участников в них станут соревнования в беге, преодолении препятствий, перешагивании и перепрыгивании предметов, прыжках в обруч, метании мячей и выполнение различных заданий, например, на скорость собирать дорожный знак, играть в «Дорожный баскетбол», выкладывать пешеходный переход, перевозить пассажиров и т.д.

Выбор игры всегда обусловлен поставленной целью и задачами занятия по выбранной теме, однако ясно одно-игры делают занимательным и увлекательным процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения, способствуют сближению детей, их объединению в ходе общей интересной для всех деятельности, обогащают новыми впечатлениями, помогают формировать навыки социальной компетентности, позволяющей получать новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Обучать ребенка правилам дорожного движения чрезвычайно важно, ведь так мы помогаем накопить ему знания, которые помогут в будущем сохранить ему не только здоровье, но, возможно, собственную жизнь!

Дидактические игры по правилам дорожного движения можно использовать на занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в организации развлечений по ПДД.

В заключении хочется отметить, что игра является основным и самым главным средством формирования основ безопасного поведения. Поэтому, основная задача педагога дошкольного образования заключается в том, чтобы сформировать у детей умение находить выход в различных непредвиденных жизненных ситуациях научиться беречь свою жизнь.

Воспитание безопасного поведения у детей на дорогах – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Ребенок становится участником дорожного движения с самого юного возраста, когда он еще по своим знаниям и умениям не готов к этому. Именно поэтому, с первых дней пребывания ребенка в детском саду необходимо организовать его воспитание и обучение таким образом, чтобы к моменту его перехода из детского сада в школу, он мог легко ориентироваться в ближайшем окружении, а также умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации.
Содержание игровых занятий усложняются в соответствии с возрастом дошкольников. Проводя обучение детей 3-4 лет, следует учить их различать проезжую часть улицы и тротуар, а также формировать представление о назначении зеленого и красного сигналов светофора. У детей 4-5 лет необходимо закрепить представление о том, что улицу переходят в специально отведенных для этого местах и только на зеленый сигнал светофора. В старшем дошкольном возрасте, у детей 5-6 лет нужно формировать представление о том, что пешеходы ходят только по тротуару, пересекают улицы в специальных местах, ориентируясь на сигналы светофора, пассажиры ожидают общественный транспорт на остановках. Детей 6-7 лет, родители и педагоги обязаны научить соблюдать правила дорожного движения и поведения на улице: ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, переходить улицу в указанных местах на зеленый свет светофора, не играть на проезжей части улицы, дороги.


Таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения  и систематизирования  знаний детей о безопасном  поведении.












Литература

1.Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.

2.Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников», издательство «Детство-Пресс», 2012г.

3.Белая К.Ю. «Я и моя безопасность. Тематический словарь картинках»: Мир человека. М. Школьная Пресса, 2010г.

4.Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. «Как обеспечить    безопасность дошкольников». Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. 5-е  изд.  М. Просвещение, 2005г.

5.Князева О.Л., Стеркина Б.Б., Авдеева Н.Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»,  М.: Просвещение,  2007г.

6.Шорыгина Т.А. «Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет» М.Сфера,  2005г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!