Консультация для родителей «Весёлая логоритмика»
Подготовил Цымбал О.В. музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 20 «Калинка», первая квалификационная категория.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.
Зачем это нужно? Современной наукой доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка в школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.
Логоритмика - это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении высказывания можно использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений как логопедическая ритмика.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
Логопедическая ритмика включает в себя:
ходьбу в разных направлениях;
упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
речевые упражнения без музыкального сопровождения;
упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
ритмические упражнения;
пение;
упражнения на развитие мелкой моторики.
Начинать занятия можно с простых заданий: показать, как дует ветер, как взлетает самолет, как капают капли дождя, проиллюстрировать движениями и звукоподражаниями знакомое стихотворение.
Позже, когда у дошкольника уже сформируется определенный речевой опыт, а в его копилке будет несколько выученных стихотворений и песен, можно использовать их или разучить новые, сопровождая их пальчиковой гимнастикой или соответствующими движениями рук, ног, головы, туловища. Если заниматься логоритмикой в системе, постепенно усложняя задания и не пренебрегая рекомендациями педагогов детского сада, можно добиться заметных успехов в развитии правильного звукопроизношения, выразительности речи и двигательных навыков.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
Котенок-шалун
Котенок мамочку зовет: Дети ритмично соединяют од-
— Мяу-мяу, мяу-мяу. поименные пальцы обеих рук. Он не напился молока:—Мало-мало, мало-мало. Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.
Покормит мама молочком:— Мур-мур-мур, мур-мур-мур.
Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
Свернется маленьким клубком:
Ритмично потирают кулачок о кулачок.
—Ур-ур-ур, ур-ур-ур.
Потом с клубочком поиграет.
Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук
- Цап-цап-цап, цап-цап-цап.
И нитку быстро размотает.
Ап-ап-ап, ап-ап-ап. Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.
Машина
Би-би-би—Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь
другой.
Гудит машина
Тук-тук-тук —
Ритмично хлопают руками. Мотор стучит.
— Едем, едем, едем, едем, —
Ритмично потопывают ногами. Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу —
Потирают ладони.
Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та — Делают ритмичную «вертушку» руками.
Вперед спешат.