СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей «Участие семьи в развитии особого ребенка»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Детский сад и семья имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Участие семьи в развитии особого ребенка»»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

художественно – эстетическому направлению развития детей № 5

села Арзгир Арзгирского района Ставропольского края

( МКДОУ д\с № 5 с . Арзгир )




Утверждаю:

Заведующий МКДОУ д/с №5 с.Арзгир

_____________________ И.Д. Крюкова

«____»___________________2021 г.









Консультация для родителей

«Участие семьи в развитии особого ребенка»













Учитель - логопед: Н.В. Кузан







КАК ПРИНЯТЬ СИТУАЦИЮ

Узнать, что твой ребенок не такой, как другие дети, страшно. Такой опыт со временем не забывается, не отходит на задний план. Он остается с вами навсегда, постоянно влияет как на ваше отношение к ребенку, так и на отношение с окружающим миром. Многие признаются, что подобный опыт изменил их взгляды на жизнь: с одной стороны – прибавил горечи и злости, но с другой – научил быть терпимым к чужой слабости и лучше осознавать, что в жизни по – настоящему ценно.

Стратегии

  • Помните о том, как вы любите своего ребенка, как вы нужны ему, а он вам. Радуйтесь ему. Думайте о нем не как об «инвалиде», а прежде всего как о вашем ребенке, которого вы очень любите.

  • Живите настоящим и старайтесь не загадывать слишком далеко в будущее. Воспринимайте своего ребенка таким, каков он сейчас, каким будет в ближайшие дни или недели. Можно ли сказать, каким станет ребенок через 5 лет или 10 лет?

  • Двигайтесь вперед. Каким бы медленным ни было продвижением вперед, сконцентрируйтесь на успехах ребенка и не мучайте себя, сравнивая его с «нормальными» сверстниками.


КАК СОХРАНИТЬ ЗДРАВЫЙ РАССУДОК


Растить детей – вообще нелегкий труд; особенно не легко растить ребенка с особыми нуждами. Родители вынуждены уделять ребенку гораздо больше внимания, чем в обычной ситуации: может быть, постоянно посещать медицинские учреждения, проводить различные процедуры; приходится специально играть и заниматься с ребенком – и при всем этом еще и находить время для собственных дел! Дети с особыми нуждами часто имеют поведенческие проблемы, которые становятся для родителей дополнительным стрессом. А сколько приходится мыть, стирать, чистить! Поездки в поликлинику, посещения специалистов, различные занятия и т.д. – все это отнимает массу времени. Угнетает и неопределенность того, что ожидает их в будущем. Часто родители почти не получают поддержки со стороны. Друзья и родные редко хвалят их родительские способности. Если родители не просят о помощи, близкие полагают, что у них все в порядке, и ни поддержка, ни ободрение им не нужны. Таким образом, решение ложится на самих родителей: только им судить о том, когда признать, что нуждаешься в помощи. Однако подобное признание зачастую кажется родителям росписью в своей несостоятельности; они убеждены, что обязаны со всем справляться сами. Прибавьте к этому, что другие родители, слыша об игровых группах, системе присмотра и иных видах помощи родителям особых детей, восклицают: «Как же вам повезло!»

Стратегии

  • Не изображайте из себя героев. Будьте реалистами. Помните, что о вашем ребенке, ваших обстоятельствах и ваших нуждах никто не может судить лучше вас самих. Принимайте любую помощь от семьи, друзей, социальных служб и т.д., будь то помощь по дому или предложение присмотреть за ребенком. Если вы оставляете ребенка с няней, предварительно убедитесь, что ребенок находится в безопасности и в комфортных условиях, что няня понимает его особенности и способна справиться с возможными проблемами, наконец, что вас самих это вполне устраивает. Поначалу оставляйте ребенка на небольшой промежуток времени – около часа, постепенно увеличивая это время. Если вы не хотите оставлять ребенка в чужом доме, наймите приходящую няню. От нового опыта, новой обстановки и знакомства с новыми людьми ребенок только выигрывает.


  • Серьезно рассмотрите все возможности, доступные для вашего ребенка, - такие, как место в группе поддержки или в центре развития ребенка. Часто это пугает родителей: ведь записаться в группу поддержки – значит открыто признать, что твой ребенок особый, и объединить его с другими детьми. Однако попробовать стоит, новый опыт может оказаться полезен ребенку.



  • Свяжитесь с местными родительскими объединениями. Существует не мало способов познакомиться с другими родителями, испытывающими подобные проблемы. Возможно, не все, с кем вы познакомитесь, придутся вам по душе; однако если вы постараетесь, то сможете найти себе хороших друзей.



  • Не забывайте о себе. Возможно, ваши собственные нужды кажутся вам ничтожными в сравнении с нуждами ребенка; но поверьте если вы будите время от время отдыхать и набираться сил, ребенок только от этого выиграет! Отдыхать можно по – разному: кому – то необходимо посидеть в тишине и почитать книгу, кому – то помогают прогулки или плавание в бассейне, кому- то пройтись по магазинам и примерить несколько платьев. Вернувшись свежими и отдохнувшими, вы будете более уверены в себе и сможете больше дать ребенку.



  • Если вы чувствуете, что ваше расписание перегружено походами по врачам и занятиям, помните: вы вправе ответить специалисту «нет». Или же – сделайте перерыв, вздохните свободно, побудьте наедине с ребенком, а когда будете готовы, возвращайтесь к прежнему расписанию.



  • Не чувствуйте себя виноватыми оттого, что в чем-то отказываете ребенку. Вы не всегда можете сделать то, что он хочет, и не всегда этого хотите вы – и это ваше право. Вы также в праве выбирать себе занятия по вкусу, как и он; к тому же на вас лежат обязанности по работе и по дому, которых у него нет. Если ребенок хочет рисовать, а у вас сейчас нет ни времени, ни желания отмывать весь дом от краски, скажите «Нет». Пусть ребенок привыкает , что не все его желания незамедлительно выполняются, пусть учится уважать желания и нужды других. Однако этим средством воспитания не стоит злоупотреблять, ведь тогда у ребенка появится право сказать «Нет» вам!

















































Опыт детства определяет взрослую жизнь человека. Благодаря любви и поддержке, эмоциональной близости с членами семьи, ребенок растет и развивается. Но существуют различные семьи, с разными традициями воспитания, поэтому и результат воспитания бывает разный. И только нормальная семья обеспечит полноценное развитие своего ребенка.

Нормальная семья (условное понятие) обеспечивает:

  1. минимум благосостояния ребенку;

  2. социальную защиту и продвижение его членами семьи;

создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.


В настоящее время различают несколько видов семей:

1. нуклеарная, состоящая из родителей и детей;

2. расширенная - кроме родителей и детей есть дедушки и бабушки;

3. неполная - состоит из одного родителя и детей;

4. многодетная – из родителей и 3 и более детей.


Именно семья делает ребенка личностью или беспомощным человеком. Семья помогает ребенку обрести душу, укрепить дух, чтобы найти свое место в огромном мире. Стили воспитания определяют дальнейшую судьбу и жизнь ребенка. Существует несколько стилей воспитания детей в семье, но только демократический стиль развивает в ребенке свободную, развитую личность. В демократическом стиле воспитания проявляется любовь родителей, которая должна быть безусловной: мы должны любить своих детей, потому что они наши дети, просто любить. Такой любовью обладают женщины, они способны любить не за что, а вопреки. Любовь отца отличается от любви матери, потому что отец любит ребенка за то, что он соответствует его ожиданиям ( хорошо учится, заботится о ком-то), т.е. любовь отца является условной.


Нельзя любить ребенка или других членов семьи каждый день, так как поведение всех не идеально. Кто-то все равно совершит плохой поступок. В данный момент плох не ребенок, а его поступок. Мы должны помнить, что наказываем ребенка за его поступок.

Помните, что ребенок сам любить не может. Он учится этому у своих родителей. Именно женщина учит любви своих детей отношением к другим членам семьи и окружающим. Например, папа устал, давайте не будем шуметь и дадим ему отдохнуть, бабушка заболела – подадим ей чай в постель. Все это проявления любви, которые дети видят в семье от мамы, и потом понесут в свои семьи. Ребенок – это резервуар, что в него вложил, то и получишь. Чем больше вложите в него любви, тем больше получите его же любви в старости. Кто воспитывался в детских домах, тот не научился любви. Поэтому преступления чаще всего совершаются бывшими детдомовцами. Именно в семье ребенок учится правильно взаимодействовать со всеми членами семьи, потом на основе семейных уроков ребенок будет взаимодействовать с другими людьми. Никогда не задавайте детям глупый вопрос: *Кого ты больше любишь?* Если вы наказали ребенка за его шалость, разве в этот момент он будет вас любить? Он на вас обижен и выскажет то, что чувствует в данный момент.


Общайтесь со своим ребенком с позиции В. А. Петровского на основе 3-х «П»:

  1. Понимаю тебя – смотрю на мир глазами ребенка.

  2. Принимаю тебя – я люблю тебя такого, какой ты есть.

  3. Признаю – ты мой партнер, включаю тебя в свою взрослую жизнь.


В каждом возрасте своя дистанция общения. С рождения до 3 лет – близкая дистанция взаимодействия. Вы находитесь с ребенком в тесном контакте: часто держите на руках, гладите. С 3 до 5 – средняя дистанция: когда ребенок нуждается в тесном контакте, то выполняете это, если хочет быть самостоятельным – не мешаете. В старшем дошкольном возрасте – дальняя дистанция общения. Вы постепенно приучаете ребенка к самостоятельности и сближаетесь с ним по мере необходимости. Общаясь с ребенком соблюдайте контакт « глаза в глаза». Если при общении люди прячут глаза, это может говорить о депрессивном состоянии. Начинайте общение с улыбки. Подъем ребенка и укладывание спать должны происходить с улыбкой. Улыбаться необходимо всем членам семьи, когда женщина провожает их на работу или в школу. Ученые установили, что мужчины, если жены целуют их перед уходом на работу, живут на 7-10 лет дольше, и получают зарплату больше, так они успешны в работе. Дети, которые чувствовали любовь мамы, успешно обучались потом в учебных заведениях и делали карьеру. Вот на что способна любовь родителей! И этому способствует демократический стиль воспитания.

Существует несколько стилей воспитания:

  1. Демократический стиль воспитания – разумная забота о ребенке, включает и контроль: « Доверяю, но проверяю». Позиция общения с ребенком при таком стиле базируется на 3-х «П» психолога В.А. Петровского.

  2. Авторитарный - жесткий контроль, требовательность, дисциплина, нет эмоционального тепла.

  3. Гиперпротекция – нет требовательности, невмешательство в дела ребенка. Ребенок становится самостоятельным маленьким взрослым. Обычно у таких родителей свой бизнес, их часто не бывает дома. Такие дети не предсказуемы, так как отсутствует воспитание со стороны родителей.

  4. Потворствующий стиль общения с оправданием поведения ребенка. Модель общения « заискивающая», нет требовательности. У таких детей часто развивается ЗПР (задержка психического развития).

  5. Доминирующая гиперопека. Родитель проживает жизнь своего ребенка. В такой семье ребенка считают гением и проявляют излишнюю заботу о нем. Часто здесь действуют запреты. Такой стиль воспитания у мам- одиночек.

Чтобы воспитание детей было успешным, родители должны принимать активное участие в воспитании детей и в детском саду. Это помогает им:

- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

- относиться к ребенку, как к равному партнеру;

- понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми ( каждый ребенок уникален и он будущая личность);

- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их при воспитании;

- проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

- установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

Детский сад и семья имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!