СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей «Суицидальное поведение подростков. Причины, признаки и пути решения». Буклет

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое суицидальное поведение и суицид?

Суицидальное поведение – проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Основные мотивы суицидального поведения: душевная боль; переживание обиды, одиночества, непонимания; чувство вины, стыда, самообвинения; чувство мести, злобы, протеста; ощущение безнадежности.

Причинами, подталкивающими подростка к самоубийству, могут быть:

- Внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Существенную роль играет нарушение структуры семьи (развод родителей, смерть одного из ее членов). Потеря доверительных отношений с родителями – один из сильнейших стимуляторов суицидов у подростков.

- Конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком трудности в школе приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения, что человек становится незначимым для окружающих.

- Депрессивное состояние и психическое расстройство в результате конфликтов или насилия между родителями в семье, а также вследствие массированного воздействия на сознание подростка агрессивной рекламы в электронных СМИ и Интернете, пропагандирующей секс, насилие, низменные стороны жизни, убийства и самоубийства.

- Несчастная или безответная любовь. Это происходит, во-первых, потому что подросткам бывает тяжело найти себе партнера или же наладить с ним отношения, удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая травма приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми.

- Материально-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого – «ничего».

Признаки суицидального поведения у подростков

Суицидальное поведение подростков и совершаемые ими суициды, в принципе не могут быть незамеченными окружающими и являться для них неожиданными. Этому, как правило, предшествуют:

Эмоционально-психологические изменения:

- Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность.

- Безразличное или враждебное отношение к окружающим.

- Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивационный страх, тревога.

- Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий.

- Потеря интереса к привычным видам деятельности.

- Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе.

- Снижение успеваемости.

Изменения оценки действительности и собственной жизни:

- Нигилистическое отношение к окружающим и действительности.

- Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение безнадежности при оценке своего настоящего положения, отсутствие планов на будущее.

- Рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой.

- Связь с деструктивными сектами.

Изменения внешнего вида и поведения:

- Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде.

- Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы или молчание.

- Причитания, склонность к нытью, ворчливость.

- Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал.

- Раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых.

- Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание.

- Плохое поведение в школе.

- Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках.

- Увеличение потребления табака, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида?

- Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

- Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы.

- Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.

- Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию.

- Говорите о перспективах в жизни и будущем. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.

- Говорите с ребенком на серьезные темы: Что такое жизнь? В чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, красота, добро и зло, смерть, предательство? Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить.

- Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка.

- Хорошее средство профилактики суицидов – заполнить жизнь ребенка позитивными моментами. Посещение библиотек, музеев, театров, выезд на природу, спасут от хандры и привьют вкус к жизни.

- Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком.

 

Рекомендуемая литература для родителей:

1. Ю. Б. Гиппенрейтер «Воспитание подростка».

2. В. Г. Казанская «Суицидальное поведение подростка: своевременная помощь».

3. Р. Дарлейн «Подросток в доме: Когда не знаешь, что сказать и как себя вести».

 

Автор буклета: Киселева Тамара Геннадьевна, бакалавр психолого-педагогического образования

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Суицидальное поведение подростков. Причины, признаки и пути решения». Буклет»

Ч то такое суицидальное поведение и суицид?

Суицидальное поведение – проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Основные мотивы суицидального поведения: душевная боль; переживание обиды, одиночества, непонимания; чувство вины, стыда, самообвинения; чувство мести, злобы, протеста; ощущение безнадежности.

Причинами, подталкивающими подростка к самоубийству, могут быть:

  • В нутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Существенную роль играет нарушение структуры семьи (развод родителей, смерть одного из ее членов). Потеря доверительных отношений с родителями – один из сильнейших стимуляторов суицидов у подростков.

  • Конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком трудности в школе приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения, что человек становится незначимым для окружающих.

  • Депрессивное состояние и психическое расстройство в результате конфликтов или насилия между родителями в семье, а также вследствие массированного воздействия на сознание подростка агрессивной рекламы в электронных СМИ и Интернете, пропагандирующей секс, насилие, низменные стороны жизни, убийства и самоубийства.

  • Несчастная или безответная любовь. Это происходит, во-первых, потому что подросткам бывает тяжело найти себе партнера или же наладить с ним отношения, удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая травма приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми.

  • Материально-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого – «ничего».

Признаки суицидального поведения у подростков

Суицидальное поведение подростков и совершаемые ими суициды, в принципе не могут быть незамеченными окружающими и являться для них неожиданными. Этому, как правило, предшествуют:

Эмоционально-психологические изменения:

- Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность.

- Безразличное или враждебное отношение к окружающим.

- Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивационный страх, тревога.

- Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий.

- Потеря интереса к привычным видам деятельности.

- Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе. - Снижение успеваемости.

И зменения оценки действительности и собственной жизни:

- Нигилистическое отношение к окружающим и действительности.

- Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение безнадежности при оценке своего настоящего положения, отсутствие планов на будущее.

- Рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой.

- Связь с деструктивными сектами.

Изменения внешнего вида и поведения:

- Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде.

- Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы или молчание.

- Причитания, склонность к нытью, ворчливость.

- Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал.

- Раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых.

- Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание.

- Плохое поведение в школе.

- Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках.

- Увеличение потребления табака, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида?

  • Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

  • П ридя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы.

  • Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.

  • П омните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию.

  • Говорите о перспективах в жизни и будущем. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.

  • Говорите с ребенком на серьезные темы: Что такое жизнь? В чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, красота, добро и зло, смерть, предательство? Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить.

  • Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка.

  • Х орошее средство профилактики суицидов – заполнить жизнь ребенка позитивными моментами. Посещение библиотек, музеев, театров, выезд на природу, спасут от хандры и привьют вкус к жизни.

  • Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком.


Рекомендуемая литература для родителей:

1. Ю.Б. Гиппенрейтер «Воспитание подростка».

2. В.Г. Казанская «Суицидальное поведение подростка: своевременная помощь».

3. Р. Дарлейн «Подросток в доме: Когда не знаешь, что сказать и как себя вести».


Суицидальное поведение подростков. Причины, признаки и пути решения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!