СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей " Совместный труд ребенка и взрослого"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей "Совместный труд ребенка и взрослого"

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей " Совместный труд ребенка и взрослого"»

Совместный труд ребенка и взрослого












Воспитание на примере трудовой деятельности взрослых – одна из важнейших задач дошкольного учреждения.

Актуальной задачей в настоящее время является, формирование общей трудовой деятельности по средствам правильной организации совместного труда детей и взрослых.

Наблюдение за трудом взрослых, чтение художественных произведений о труде, рассматривание картин на эту тематику – вот та основа, которая формирует у детей представления о содержании понятий «трудолюбивый», «ответственный».

Поэтому, взрослым, необходимо активизировать влияние своего труда на формирование у детей трудовых навыков, определить условия этого влияния примером взрослых, наметить формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.

Для этого возможны 3 пути:

      • Приближение детей к труду взрослых.

      • Приближение работы взрослых к детям.

      • И совместная деятельность взрослых и детей.


Первый – широко практикуется в детском саду. Это специально организованный показ (на занятиях) детям труд взрослых, наблюдения (посещения кухни, кабинета врача, прачечной и т.д.) показывают уборку участка, ремонт игрушек, мебели, пошив одежды. Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей. Пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют положительному отношению, уважению к их труду.


Второй - приближение труда взрослых к детям. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно и привлекает их внимание, возбуждает желание самими действовать, подражая взрослым. Взрослый активизирует влияние на детей своим примером. Когда мы говорим о труде взрослых в присутствии детей, где для детей достаточно виден результат труда сделанная вещь, чистота после уборки, стирки) или конкретные трудовые задания (вскапывание земли, кормление животных).


Третий - совместная работа – это такая деятельность взрослых и детей, когда воспитатель (другие взрослые) выступают в качестве непосредственного участника трудового процесса.

Сильное влияние на детей, особенно среднего и младшего возраста оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи), различные действия медицинского работника. Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, связанных с поведением детей по поддержанию порядка, чистоты, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они подражают труду взрослых.

В младшей группе используется пример трудового поведения помощника воспитателя. Это близкий детям человек, заботу которого они ощущают каждый день, и труд которых всегда происходит у них на глазах. Этот труд нагляден и понятен по характеру детям, содержит много навыков прививаемыми детям (соблюдение чистоты и порядка).

Однако, самого этого примера недостаточно. Если помощник воспитателя делает что – то необычное (мытье окон, чистка пылесосом ковров) дети обращают внимание, но если это повторяется несколько раз, дети перестают их замечать. Поэтому, все то, что содержится в труде няни не оказывает видимого влияния на детей.

Детям 3-4 лет трудно самим извлечь полезное из деятельности взрослых. Взрослые сами вовлекают их в трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая сотрудничество. Когда ребенок сам активно действует, он получает более точные и полные представления о труде взрослых, начинает их поддерживать.


Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослых к труду. Бодрый, энергичный темп работы помощника воспитателя, ее старательность возбуждает у детей стремление к труду, но даже и хороший пример не всегда действует на поведение детей в силу неустойчивости их внимания неумение вычислить важное. Разными способами приходится привлекать ребенка к действиям, выполняемым взрослыми.

Большая роль отводится пояснению взрослыми своих действий или другого взрослого (посмотрите, как тётя Ирина чисто моет стёкла, они блестят, сверкают! Посмотрите, как я держу тряпочку. Вот так и надо протирать листья, аккуратно, тихонечко). В играх дети подражают действиями плотника, слесаря, строителей, работников транспорта и т. д.

Умело организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для формирования трудовой направленности и деятельности самих детей. Труд детей, характерный для той или иной местности, часто протекающий на виду детей, составляют ту среду, из которой дети постоянно берут образцы для подражания.

В этом часто принимают участие родители и другие близкие детям люди, это усиливает впечатление полученного в детском саду. Воспитательная эффективность ознакомленная с трудом зависит не только от того какой труд наблюдается, но и от того на какие стороны направляется внимание детей (общий порядок; тщательно продуманную работу; на слаженность работы; на взаимопомощь; на положительное отношение к труду).


При отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей необходимо руководствоваться следующими принципами:

·       Трудовая деятельность естественным для детей, необходимым, жизненно значимым;

·       Должен быть допустимым с педагогической и гигиенической точек зрения;

·       В нем должна легко и естественно происходить совместная деятельность взрослых и детей с разделением функций наглядного участка.

Естественность, жизненная целесообразность труда – важнейшие условия успешной организации совместной деятельности взрослых и детей, которая может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе, труда по обслуживанию игр и знаний. При этом надо учитывать соответствие работы (нагрузка), неудобные позы, напряжение зрения, однообразные монотонные действия. Поэтому требования к совместной деятельности - это разделение труда между взрослыми и детьми. Если этого нет, то совместной деятельности не получится: или трудится взрослый, а дети наблюдают; или всё выполняют дети, а взрослый организует и направляет работу. И то и другое имеет место, но это уже не совместной деятельности.

В процессе совместной деятельности важно не только разделение труда, но и сочетание активности взрослого и детей, степень их участия в труде, которое и побуждало детей к самостоятельности в работе. Гораздо более активных детей, когда взрослый начинает работу, потом постепенно втягивает в неё детей, а затем и предоставляет им возможность действовать самим. Дети работают их действия говорят о подражании. Воспитатель следит за детьми или работает вместе с ними. Организаторская роль воспитателя в коллективной работе очень ответственна.  Приходится распределять работу, обеспечивать условия для её существования, наблюдать за детьми, направлять их действия.

В формировании трудовой направленности детей важную роль чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей интересом к труду, уважением к нему, желание подражать героям, подобно им, хорошо трудиться.

Немалое впечатление на детей производят образы героев произведений дяди Стёпы милиционера, пожарного Кузьмы, почтальона, неизвестного героя. А как просто говорит с детьми В. Маяковский о людях разных профессий (столяре, плотнике, враче, портнихе, шофёре, инженере, рабочем, пилоте и т. д.). Даёт понять, что работы всякие нужны и важны.

Наиболее эффективные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии. Необходимо подбирать для наблюдений такие виды работ, которые доступны пониманию детьми и вызывают у них желание подражать.


Очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают лишь поверхностные сведения, которые мало воздействуют на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

Надо давать небольшое количество сведений, постепенно их увеличивая, дополняя новыми, закрепляя старыми. Такие наблюдения за трудом взрослых будут ещё эффективнее, когда познавательный материал эмоционально насыщен, вызывает у детей восхищение, раскрывает красоту труда. Всё это влияет на поведение детей, на их отношение к людям, вещам, к окружающему миру в целом.

Дети старшего дошкольного возраста уже способны понимать общественную пользу своего труда. Они гордятся тем, что их привлекают к совместной работе с взрослыми и получают удовольствие от того, что они принесли тоже какую - то пользу, помогая взрослым.

Дети радуются процессу труда, чувствующие его пользу для себя, для других, для общего дела, будут больше ценить труд взрослых. У них будет постепенно формироваться и психологическая готовность к труду, т.е. трудиться всю жизнь.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!