СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Самообслуживание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная консультация направлена на то, чтобы родители прививали у своих детей навыки самостоятельности.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Самообслуживание"»

Воспитание навыков самообслуживания у детей Консультация для родителей Педагог-психолог Воробщикова е.и.

Воспитание навыков самообслуживания у детей

Консультация для родителей

Педагог-психолог Воробщикова е.и.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста процесс длительный и требующий от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей 1-3 лет.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста процесс длительный и требующий от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей 1-3 лет.

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят), считая, что их ребёнок еще очень маленький. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания. В связи с вышесказанным встаёт проблема развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника.

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят), считая, что их ребёнок еще очень маленький. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания. В связи с вышесказанным встаёт проблема развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

 Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей. К ним относятся: общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам); мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры); зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом); мышление (умение узнавать предметы, выполнять простые указания, поручения; умение имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).

Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей. К ним относятся:

  • общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);
  • мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);
  • зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);
  • мышление (умение узнавать предметы, выполнять простые указания, поручения; умение имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).
 Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша:  предложите ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета;  позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках;  давайте ему проталкивать предметы в отверстия, например, монеты в копилку;  нанизывать предметы на шнурок, например, бусы для мамы и бабушки из крупных макарон с отверстиями;  переливать воду пипеткой или спринцовкой, например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство;

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша:

  • предложите ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета;
  • позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках;
  • давайте ему проталкивать предметы в отверстия, например, монеты в копилку;
  • нанизывать предметы на шнурок, например, бусы для мамы и бабушки из крупных макарон с отверстиями;
  • переливать воду пипеткой или спринцовкой, например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство;
Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша:  пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной;  создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому;  ловить мыло в воде.  поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин», используя кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках; «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками), «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (надеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша:

  • пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной;
  • создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому;
  • ловить мыло в воде.
  • поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин», используя кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках; «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками), «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (надеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).
Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или, что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас.

Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или, что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас.

Пример одевания штанишек может выглядеть так:   сядь на стульчик. возьми штанишки обеими руками за поясок. подними одну ножку и вдень её в одну штанину. поставь ножку на пол. подними вторую ножку и вдень её в другую штанину. встань и подтяни штанишки наверх обеими руками.

Пример одевания штанишек может выглядеть так:

  • сядь на стульчик.
  • возьми штанишки обеими руками за поясок.
  • подними одну ножку и вдень её в одну штанину.
  • поставь ножку на пол.
  • подними вторую ножку и вдень её в другую штанину.
  • встань и подтяни штанишки наверх обеими руками.
Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

А главное, уважаемые родители, не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!». Удачи ВАМ!

А главное, уважаемые родители, не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!».

Удачи ВАМ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!