Консультация для родителей
«Как научить ребенка вырезать ножницами»
Ножницы знакомы ребенку с самых ранних лет, так как он видит, как ими подстригают ногти. Сам процесс пользования ими вызывает у ребёнка явный интерес.
Объясните малышу, как правильно держать ножницы в руках и покажите простейшие приемы резки.
Первые движения по раскрытию ножниц можно тренировать в воздухе, без бумаги. После того, как ребенок поймет принцип действия ножниц, возьмите достаточно плотную бумагу, которую удобно держать в руках, например, страницы из старых журналов.
Посадите ребенка к себе на колени и возьмите его руки в свои, помогая ему раздвигать и сдвигать ножницы. Со временем он научится делать это самостоятельно. В раннем возрасте малыш может просто измельчать бумагу на полоски, в два года вырезать фигуры ему не по силам. Уверенно вырезать по контуру ребенок начинает ближе к 4 годам.
После трех лет, когда ножницы становятся послушными в руках ребенка, в качестве упражнений предложите ему вырезать простейшие фигуры, нарисованные на бумаге: квадрат, треугольник, круг. Из них можно составлять узоры и орнаменты. Такие занятия хорошо развивают координацию и глазомер.
При этом сразу приучайте к тому, что во время резки передвигать необходимо именно бумагу, а не ножницы. Если использовать цветную бумагу и заранее продумать тему будущей аппликации, то занятие будет еще более творческим и интересным.
При этом задания могут быть разными:
-Наклеить в один ряд четыре одноцветных четырехугольника.
-Наклеить два красных и два синих четырехугольника,
соблюдая определенную последовательность: один четырехугольник красный, второй – синий, третий – красный, четвертый – синий.
-Наклеить два четырехугольника и два кружочка, последовательно меняя их.
Провести подобную же работу с треугольниками, размещая их последовательно по форме и цвету.
Позднее, когда дети научатся сами вырезать из бумаги нужные формы, им поручают следующие задания:
-Разрезать бумажную полоску на квадраты, которые можно использовать для орнаментов, окошек игрушечных домиков, флажков и т.д.
-Нарезать из бумаги прямоугольной формы тонкие прямые полоски – древки флажков, стебли цветов и т.д.
-Косо срезать у прямоугольника концы, чтобы получились крыша для домика, крыло самолета или детали других предметов.
-Вырезать круг из квадрата, постепенно округляя его края (снежная баба, цыплята)
-Вырезать плоды, овощи, цветы, деревья, бабочек.
-Прямоугольник соответствующего цвета сгибают пополам и вырезают половину задуманного предмета.
-Вырезать предметы, складывая бумажную полоску несколько раз.
- Независимо от того, когда (с какого возраста) вы начали учить ребенка работать с ножницами, необходимо сразу объяснить правила обращения с ножницами.
Приступая к работе в первый раз, а также каждый следующий раз повторять, пока знания не превратятся в привычку.
1.Ножницы - это НЕ игрушка. Ножницы - это инструмент. Они острые и опасные. Если не правильно ними пользоваться, можно пораниться.
Итак, с ножницами не играют, с ними работают.
2.Ножницами МОЖНО: резать бумагу, картон, нитки, ткань, вырезать детали для аппликаций - кружочки, квадратики и т.д.
3.Ножницами НЕЛЬЗЯ: махать, бросать, подносить к лицу, брать без разрешения, ходить, а тем более бегать.
4.Передают ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия.
5.С ножницами нужно работать, сидя за столом.
6.Каждый раз после работы положить ножницы на место в шкаф!
Принципы работы с ножницами
Положение рук
Прежде всего, как и для любой работы, связанной с мелкой моторикой, ребенка нужно правильно усадить.
1. Ребенок должен сидеть прямо, его ноги должны упираться в пол, а не висеть в воздухе.
2. Локти ребенка должны лежать на столе, колени должны быть согнуты под прямым углом.
3. Руки должны быть несколько прижаты к телу, не плотно, но при этом они не должны находиться очень высоко "в воздухе". Проследите, чтобы ребенок не поднимал локоть при вырезании.
Если у ребенка не получается держать руки правильно - можно попробовать несколько приемов.
Первый - сказать ему: «Представь, что твои руки у локтей привязаны к телу». Можно немного придержать его руки, чтобы он понял и ощутил это положение.
Второй - можно дать ему вырезать, положив локти на стол.
Третий - можно вырезать, лежа на полу, на животе. В этом положении поднимать локти очень неудобно, и дети с трудностями координации часто именно так усваивают правильное положение рук. Дайте ребенку вырезать так в течение нескольких дней, чтобы он привык, а потом усадите опять за стол.
Кроме положения локтей, важно проследить за правильным положением кистей рук. Когда ребенок держит в одной руке ножницы, а в другой - лист для вырезания, руки должны находиться в так называемой функциональной позиции - когда ладони повернуты внутрь друг к другу и большие пальцы наверху. Ребенку можно сказать: «Проследи за тем, чтобы большие пальцы обеих рук были наверху». Можно наклеить цветные наклейки на ногти больших пальцев и сказать ребенку, что, вырезая, он должен всегда видеть эти наклейки.
Умение работать с ножницами – очень хорошо развивает моторику пальчиков. Научившись обращаться с детскими ножницами, со временем можно доверять уже и обычные, простые ножницы, которыми пользуются родители. Естественно, первое время Вам придется наблюдать, как ребенок упражняется уже с обычными ножницами, он будет очень горд, что родители считают ребёнка уже взрослым и доверяют пользоваться взрослыми вещами.