СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Содействие социальной адаптации уязвимых категорий студентов как одно из направлений работы социального педагога в колледже»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов «Содействие социальной адаптации уязвимых категорий студентов как одно из направлений работы социального педагога в колледже»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Содействие социальной адаптации уязвимых категорий студентов как одно из направлений работы социального педагога в колледже»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж»


Михайлова Ирина Николаевна,

социальный педагог


Консультация для педагогов «Содействие социальной адаптации уязвимых категорий студентов как одно из направлений работы социального педагога в колледже»


Одной из задач, которые поставлены в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, является повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Именно с такими категориями студентов работает социальный педагог, и его задача – способствовать их успешной социальной адаптации.

Социальная адаптация  – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальныйистатус. Поэтому социальная адаптация студентов уязвимых социальных категорий часто затруднена.

В настоящее время сложилась такая жизненная ситуация, что в трудные жизненные условия попадают неполные семьи (всего один трудовой доход), малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи, семьи, находящиеся в социально опасном положении. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.

По статистике, в соответствии с представленными в колледж документами, треть студентов – из малообеспеченных семей (порядка 250 человек ежегодно предоставляли справки их отделов социальной защиты населения). У малообеспеченных студентов превалирует страх оценки окружающими их материального положения, сравнения их финансовых возможностей с другими. И не забываем о вышеупомянутой уже низкой самооценке. В работе с малоимущими студентами очень важна корректность, тактичность, применение методов и приемов работы, направленных на повышение самооценки, ощущение чувства собственной значимости. Такие рекомендации даются преподавателям, кураторам учебных групп.

В современном обществе, чтобы исключить дискриминацию таких социальных категорий, как «дети-инвалиды», «инвалиды с детства», их называют лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Если рассматривать вопрос глубже, то на самом деле «ограниченные возможности здоровья» - это особый статус, который определяется психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК) и предполагает дополнительные льготы при обучении и особый образовательный маршрут. Статус инвалида определяется медико-социальной экспертизой (МСЭ). Первая структура относится к системе образования, вторая – к системе медицины.

У всех детей с ОВЗ (являющихся инвалидами или не являющихся ими) может присутствовать страх неадекватного восприятия нормально развивающимися сверстниками и, вообще, окружающими людьми. Данные студенты знают о своей «особенности».

Важно понять отношение конкретного студента к собственному статусу (он усиленно старается его скрыть, просто не замечает, или его приучили пользоваться своим статусом для оправдания каких-то неудач или ошибок), и, в соответствии с этим, найти индивидуальный подход.

В нашем колледже нет студентов, имеющих статус ОВЗ, но не являющихся инвалидами, поэтому данные студенты обучаются по основным профессиональным образовательным программам, конечно же, с учетом медицинских рекомендаций. Во взаимодействии с данными студентами рекомендуется предельная толерантность и корректность во избежание негативных эмоциональных реакций, ухода в себя, что, конечно же, совсем не способствует успешной интеграции в общество.

Если говорить о социальной адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, то из-за отсутствия полноценной семьи у них вообще искажены представления об определенных социальных ролях, искажено даже представление о себе, как о личности. Они не только имеют искаженное представление о духовных и нравственных ценностях, культуре поведения вследствие неполноценного семейного  воспитания, но у них отсутствуют или находятся на низком уровне интеллектуальные потребности, присущи повышенная тревожность, агрессивность.

Особая забота государства об этой категории студентов понятна. И защищает государство, и обеспечивает, и поддерживает. Ну а кто это больше сделает? Проблема эта очень глубокая, вызывает много споров и суждений, можно много рассуждать о причинах появления социального сиротства. Но сейчас речь не об этом. Нам важно понять, как работать в конкретных ситуациях с данной категорией студентов.

Уже сложилась определенная проблематика при работе со студентами-сиротами, она сформулирована, например, на секции социальных педагогов ПОУ Красноярского края на краевом семинаре «Обновление воспитательного процесса в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025», участником которого я являлась:

1.                     Низкий уровень сформированности гражданско-правовых знаний, а именно:

a)     иждивенческая позиция;

б) мнимое чувство безнаказанности;

в) недостаточное знание закона (не только своих прав, но и обязанностей);

г) отсутствие уважения к государственной власти.

2.                     Отсутствие сформированных представлений о будущем (т.е. нет целеполагания в деятельности, отсутствуют конкретные жизненные планы).

3.                     Низкая мотивация к обучению вообще, к профессиональному обучению, в частности.

Отсюда – пропуски занятий, у некоторых студентов из числа сирот они становятся регулярными и систематическими.

Здесь нужно скоординировать действия всего педагогического коллектива, выработать четкую позицию по отношению к пропускам, задолженностям. Закон защищает данную категорию студентов, это так. Но нет закона, по которому дают диплом выпускнику, который не выполнил учебный план, т. е. не получил положительных оценок по всем видам итоговой аттестации.

Постоянно осуществляется взаимодействие с преподавателями, кураторами групп, в которых обучаются студенты категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (беседы, консультации, проведение совместных мероприятий, направление к другим специалистам, например, за получением рекомендаций у педагога-психолога по работе со студентом в соответствии с его психологическим портретом, типом восприятия), поддерживается постоянная связь с законными представителями студентов-сирот (попечители приглашаются на родительские собрания, индивидуальные беседы, психологические тренинги), с отделами опеки по месту жительства студентов (проводятся совместные беседы о важности получения образования, специалисты приглашаются на мероприятия, посвященные  Всемирному дню правовой помощи детям).

Особенности социальной адаптации студентов различных социальных категорий освещаются и обсуждаются на таких методических мероприятиях колледжа, как семинар – практикум для  преподавателей, работающих в группах нового набора «Особенности адаптационного периода первокурсников»; методические совещания для кураторов и преподавателей, работающих в группах нового набора «Итоги адаптации студентов нового набора» (по каждой специальности); методические совещания «Особенности адаптации студентов II курса, обучающихся на базе основного общего образования» (по каждой специальности) в связи со сменой преподавательского состава, особенностями освоения специальных дисциплин, с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.

Преступность среди молодежи и подростков всегда вызывает повышен­ное внимание. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушения закона лицами юного возраста свидетельствуют о существу­ющих недостатках воспитания.

Среди целей работы, направленной на устранение причин детского неблагополучия -  защита прав детей, реабилитация и адаптация к жизни подростков, совершивших правонарушения и преступления. Социальные категории, с которыми также работает социальный педагог образовательного учреждения:

– несовершеннолетние и их семьи, поставленные на учет, как находящиеся в социально-опасном положении (группа СОП);  

– несовершеннолетние, находящиеся на профилактическом контроле колледжа  в соответствии с постановлениями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП) по месту жительства.

Несовершеннолетним правонарушителям и даже преступникам дается шанс исправиться, все ведомства и учреждения системы профилактики включаются в работу по их реабилитации и адаптации, даже в приговорах суда часто встречается фраза «Применение мер принудительного воспитательного воздействия»; и на органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а значит, и на образовательную организацию, в которой обучается несовершеннолетний преступник, возлагается такая функция.

Ежегодно, это уже тенденция, к нам поступают подростки, уже совершившие правонарушения или преступления, чаще всего эти правонарушения и преступления совершены в летний каникулярный период, когда дети часто бывают предоставлены сами себе.

Среди проблем социальной адаптации подростков одна из наиболее значительных (именно она, в основном, и становится главной причиной совершения правонарушений и преступлений) - безнадзорность. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям. Безнадзорный ребенок может жить под одной крышей с родителями, у него может сохраняться эмоциональная привязанность к кому-то из ее членов, но связи эти хрупки и часто находится под угрозой атрофии и разрушения. С другой стороны, возрастает негативное влияние со стороны асоциальных сверстников (или взрослых) на формирование правосознания подростка. Их мечты о легком и быстром обогащении ведут к различным проступкам и преступлениям.

В целях профилактики, как первичной, так и других ее видов, например, профилактики повторных правонарушений и преступлений, необходимо обеспечить, в первую очередь, занятость несовершеннолетних, как в урочное, так и во внеурочное время. И, если государство не может заставить родителя регулярно проводить с детьми воспитательные беседы, то учреждения системы профилактики, в том числе образовательные учреждения, должны этим заниматься. Задача участников образовательного и воспитательного процесса в колледже (администрации, кураторов групп, преподавателей, специалистов) - обучать студентов основам нравственности и правовой грамотности, воспитывать у них чувство ответственности за свои действия, разъяснять преимущества законопослушного поведения и здорового образа жизни, вырабатывать у них стойкое отрицательное отношение к преступной среде.

С целью социальной адаптации студентов, поставленных на профилактический учет, как находящихся в социально опасном положении, также разрабатываются межведомственные индивидуальные программы комплексной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (ИПРиА). Координатором ИПРиА студента КГБПОУ «Канский технологический колледж» обычно является наше образовательное учреждение. В состав рабочей группы по реализации программы, кроме сотрудников колледжа, в обязательном порядке включаются инспектор ПДН ОУУП и ПДН МО МВД России «Канский»,  специалист отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МБУ СО «КЦСОН г. Канска», а также, по необходимости, специалисты других учреждений системы профилактики (КГБУ СО «Центр Семьи «Канский», КГБУЗ «Канская МБ» и другие).

ИПРиА несовершеннолетнего правонарушителя включает в себя беседы правового характера с родителями (законными представителями) подростка о правах и  обязанностях родителей, об осуществлении надлежащего контроля за несовершеннолетним с целью предупреждения повторных преступлений, правонарушений; беседы правового характера с подростком о правах и обязанностях, о  недопустимости повторных преступлений, правонарушений; работу педагога-психолога с несовершеннолетним по коррекции выявленных проблем развития эмоционально-личностной сферы; социально-психологический патронаж с целью контроля, оказания помощи семье при решении возникающих проблем; социально-педагогическое консультирование; профилактические беседы с несовершеннолетним о нормах поведения в обществе, о самоконтроле, об административной и уголовной ответственности; рейды по проверке успеваемости, посещаемости с целью регулярного посещения занятий; организация внеурочной деятельности несовершеннолетнего и контроль посещаемости выбранного кружка или секции. Межведомственное взаимодействие структур системы профилактики безнадзорности позволяет осуществлять постоянный контроль над несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, приобщать его к социально-полезным делам, приобщить его к здоровому образу жизни, обеспечить его занятость во внеурочное время, что приводит в большинстве случаев к положительным изменениям, способствующим выходу из ситуации СОП.

 

Таким образом, содействие успешной социальной адаптации несовершеннолетних уязвимых социальных категорий является одной из важнейших составляющих успешной профилактической работы социального педагога. Очень важными аспектами успешной социальной адаптации студентов уязвимых категорий являются формирование гражданско-правовых знаний, формирование представлений о будущем, применение методов и приемов работы, направленных на повышение самооценки, ощущение чувства собственной значимости, повышение мотивации к профессиональному обучению, недопущение безнадзорности, привлечение к активному участию в общественной жизни, во внеучебной деятельности, в различных мероприятиях.

 

Список  литературы:

1.                     Алексеева Г.В. Проблемы социальной адаптации студентов в процессе построения жизненной перспективы.// Г.В. Алексеева, М.И. Алексеева / Школа на рубеже веков: материалы докладов Всероссийской научной конференции. Смоленск: СГПУ, 2000.

2.                      Андреева Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность. – В Н.: Проблемы активности студентов. – Ростов-Дон: Феникс, 1995.

3.                     Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // «Вопросы психологии» №1. 1989.

4.                     Живицкая А.И. Равные среди равных, или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва).

5.                     Методические рекомендации по обучению студентов инвалидов и студентов с ОВЗ/ под редакцией О.А. Козыревой: уч. Пособие для преподавателей КГПУ им. В.П. Астафьева работающих со студентами – инвалидами и студентами ОВЗ – КГПУ 2015. 

6.                     Психология подростка. Учебник под ред. А.А. Реана. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2013.

7.                     Российская газета  неделя от 6.10.2016 г., статья «В школу возвращается школа».   Интервью с министром образования и науки России Ольгой Васильевой.

8.                     Федеральный закон РФ от 24.06.1999 г. № 120 ФЗ (ред. от 13.10.2009) «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» - Консультант Плюс, 2010.

9.                     Философские проблемы теории адаптации. / Под ред. Г.И. Царегородцева. – М.: Просвещение, 1975.

10.                 Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: учеб пособие.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

11.                  Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!