СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов школы «Преподавание в условиях цифровизации обучения (на примере истории и обществознания)»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов школы «Преподавание в условиях цифровизации обучения (на примере истории и обществознания)»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов школы «Преподавание в условиях цифровизации обучения (на примере истории и обществознания)»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 р.п. Мулловка МО «Мелекесский район» Ульяновской области»


Консультация для педагогов школы «Преподавание в условиях цифровизации обучения (на примере истории и обществознания)»


Реализация проекта «Цифровая школа» включает в себя:

1. Перевод содержания школьной программы — учебников, материалов для школьных занятий — в электронную форму и создание онлайн-курсов, которые позволят ученикам получать знания самостоятельно.

2. Создание платформы и информационного ресурса «Цифровая школа», через которые ученик будет получать свободный доступ к электронному образовательному контенту.

3. Оснащение школ инфраструктурой (компьютерами, доступом в интернет, интерактивными панелями и пр.), которая позволит учителям и ученикам использовать электронный образовательный контент.

4. Переподготовка учителей для эффективного применения электронного образовательного контента в учебном процессе.

По словам министра просвещения, реализация проекта «Цифровая школа» приведет к изменению традиционной роли учителя, «который станет куратором, ориентирующим ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами, максимально индивидуализирует траектории обучения школьников».

Приведенная цитата достаточно четко отражает направленность реформ на дальнейшую вариативность и личностно-ориентированный тип образовательного процесса. Эти тенденции неоднократно рассматривались и критиковались в СМИ. Неудивительно, что подобные заявления вызывают беспокойство родителей. Чтобы понять, что это означает на практике, обратимся к опыту реализации подобных инициатив в московских школах.
Проект «Московская электронная школа» реализуется с 2016 года. В рамках проекта Московский городской методический центр привлекает учителей к подготовке электронных материалов по разным учебным дисциплинам. Эти материалы доступны учителям в оснащенных интерактивными панелями школах. Вместо того, чтобы самому объяснять материал, учитель может запустить в классе электронную запись занятия. Педагоги сами решают, пользоваться ли электронными материалами, предоставленными городским методическим центром, однако для учителей, которые пользуются на своих занятиях электронными технологиями, предусмотрена надбавка к зарплате. Просмотреть записи уроков через интернет могут и ученики — предполагается, что благодаря электронным урокам школьники смогут самостоятельно осваивать содержание разных учебных дисциплин.

На базе «Московской электронной школы» планируется развитие проекта «Российская электронная школа». Идея заключается в том, чтобы лучшие учителя страны создали электронные учебные материалы, которыми будут пользоваться педагоги и школьники. Благодаря доступным онлайн-курсам роль учителя снижается, а ученик становится более независимым.

Еще более радикальный вариант «цифрового обучения» предложен издательством «Просвещение». Директор онлайн-школы «Фоксфорд» Алексей Половинкин рассказал о проекте «Школы цифрового формата»: «Вместо одного учителя, который сейчас работает одновременно с целым классом и ориентируется на средний уровень знаний, будет 30 персональных обучающих систем и учитель-тьютор. Каждый ребенок сможет осваивать школьную программу в своем темпе, работать с образовательной платформой индивидуально независимо от других».

Министр просвещения утверждает, что «цифровая школа» позволит снизить административную нагрузку на учителя. Безусловно, снижение ненужной, не связанной напрямую с процессом обучения и воспитания детей административной нагрузки можно только приветствовать. Однако, действительно ли вся «нагрузка», от которой избавляет учителя «цифровая школа» — ненужная? И какой окажется цена цифрового избавления учителя от «нагрузки»?

Очевидно, что когда учитель берет готовую разработку электронного урока — нагрузка снижается. Педагогу не нужно составлять учебный план, все материалы уже готовы и так далее. Но с другой стороны, планирование обучения с учетом особенностей конкретного класса и детей, взаимодействие с детьми в ходе урока — это живое педагогическое творчество, от которого «цифровое обучение» избавляет «тьютора» и уткнувшихся в мониторы «пьюпилов» (от английского pupil — ученик).

Зачем понадобилось реформировать российскую школу подобным образом? Ольга Васильева пояснила, что «Цифровая школа» — это важный этап на пути реализации программы «Цифровая экономика».

Напомним, что в июне 2017 года Президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что развитие цифровой экономики в России жизненно необходимо для перехода к новому технологическому укладу. Идея, которую озвучивают чиновники, заключается в том, что для создания в России высокотехнологичного производства необходимо подготовить рабочие кадры. Поскольку знания, получаемые в школе или вузе, быстро устаревают — предлагается создать электронные курсы, благодаря которым работники смогут постоянно повышать квалификацию. То есть российское образование переформатируют под задачи «цифровой экономики».На чем же основана уверенность в превосходстве обучения через «цифру» над «живым» обучением в классе традиционной школы? И что уготовано детям, которые в «цифровую школу» не впишутся? Подчеркивается, что ключевым является вопрос о субъекте — человеке, который будет пользоваться «цифровыми технологиями».

Единственное, что является решающим фактором в условиях цифровой школы, это высокая требовательность к контрольной сдаче материала. И начиная со старших классов, ученики должны уже сами определить, какой режим обучения для них оптимален. От педагога же требуется помочь в этом деле ученику и привить к нему навыки работоспособности и мотивации. При высокой мотивации и самообразование не последний фактор в получении образования. Любое снижение требовательности однозначно снижает уровень знаний. 

По данным современных исследователей процессы восприятия и запоминания строятся следующим образом, мы запоминаем: 10% того, что читаем, 20% того, что слышим, 30% того, что видим, 50% того, что видим и слышим, 80% того, что говорим, 90% того, что говорим и делаем.

Одна из основных компетенций, формируемых на уроках истории и обществознания, — информационная. У школы появились сильные конкуренты — Интернет, электронные СМИ, поэтому она должна успевать и за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками, а по-хорошему, должна быть впереди, опережать всё это.

В последнее время, наблюдается снижение интереса у обучающихся к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с историческими данными. В результате у обучающихся со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. Специфика дисциплин «История» и «Обществознание» требует от обучающихся умение работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ. История изобилует большим количеством дат, фактов, персоналий, понятий. Однако в современном мире постепенно отпадает необходимость перегружать память, потому что имеются технические хранилища информации, и важно научить подростков пользоваться ими.

На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенные на ПК или в Интернете.

Основные программно-педагогические средства, предназначенные для изучения истории и обществознания:

Энциклопедии - предназначены для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения. Можно выделить несколько типов электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения истории. Исторические энциклопедии: «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.», «Династия Романовых. Три века российской истории» и др.

Электронные библиотеки (сборники различных текстов) представляют собой в большинстве случаев электронные версии полиграфических изданий. Они снабжены удобными поисковыми системами. Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки. Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/about/gen_news/.

На сайте имеется библиотека электронных ресурсов, содержащая электронные тексты исторических источников на русском языке, базу статистических данных по экономике. Кроме того, на этом сайте можно найти коллекцию ссылок на исторические ресурсы, возможно, самую большую в русскоязычной части Интернет. Профессионалы и любители создают в Интернете сайты, посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки.

Особое место занимают Виртуальные музеи. Например, Государственный историко-культурный музей «Московский Кремль», «Музей Отечественной истории 1812г», Государственная Третьяковская галерея https://www.culture.ru ,  Виртуальные музеи и галереи мира.

Программы-репетиторы. Эти обучающие программы ориентированы на заключительный этап обучения (в частности, на подготовку к экзамену). Примером в этом ряду является тестирующая программа для школьников и абитуриентов на сайте «Репетитор по истории, обществознанию». Например, обучающая система Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ». Каталоги прототипов экзаменационных заданий с решениями, система тестов-тренажеров для подготовки к экзаменам. Учитель может сгенерировать тесты самостоятельно и оценивать результаты учеников. (https://ege.sdamgia.ru)

Электронные учебники совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и могут быть основным инструментом для систематических занятий по предмету. В 1997/98 учебном году был издан первый в отечественной педагогической практике компьютерный (мультимедиа) учебник по предмету «История России: XX век». Этот учебник является комплексной обучающей программой, в которой реализован замкнутый алгоритм обучения. На сайте издательства по адресу http://www.history.ru  можно скачать обновление к данной программе и методические рекомендации по ее использованию (в том числе подробное описание вариантов использования учебника на уроках). Позже появились виртуальные учебники «История Отечества IX-XVIII вв.», «История Отечества. 882-1917».

Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории и обществознания в режимах online, например сайт  https://interneturok.ru

 Современную школу невозможно себе представить без информационных технологий. Например, такой сервис как «Электронная тетрадьhttp://onlinetetradka.ru  позволит значительно повысить успеваемость учеников.

В своей педагогической практике я использую информационные технологии и программные средства, используемые в процессе обучения истории и обществознания. Программы общего назначения: MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftPowerPoint, MicrosoftFrontPage, MicrosoftPublisher, AdobePhotoshop и другие могут с успехом использоваться учителями истории и обществознания. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов обучающимися и пр.

Апробирую участие обучающихся в различных онлайн-мероприятиях. Так обучающиеся 9-х классов Ефименко Э., Панченко К. участвовали в отборочном заочном этапе Олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг. Обучающиеся 6-9-х классов участвуют в весенней сессии онлайн-уроков финансовой грамотности. Темы уроков: «С деньгами на «Ты» или зачем быть финансово грамотным», «Платить и зарабатывать с банковской картой», «Вклады: как сохранить и преумножить» и др.

Обучающийся на дому Ш. О. зарегистрирован в РЭШ, имеет доступ к электронным ресурсам.

Таким образом, в условиях информатизации, цифровизации образования учитель выступает режиссером, который направляет информационный поток в целях наиболее эффективного обучения. Применение компьютерных образовательных программ, ЦОР в процессе обучения истории и обществознания не мешает решению коммуникативной задачи, а наоборот, повышает её эффективность, так как учитель может построить такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели.

 


Литература

  1. Драхлер А. Б. «Ресурсы Интернета и уроки истории в средней школе»

  2. ПолитЕ.С. «Теория и практика дистанционного обучения»

  3. Торой В. В. «Проблема использования информационных технологии и преподавании предметов социально-гуманитарного никла»

  4. Ушакова О. А. «Использование электронных пособий на уроках истории»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!