СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов по теме «Проектная деятельность на уроках географии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов по теме «Проектная деятельность на уроках географии»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов по теме «Проектная деятельность на уроках географии»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»



МУХАМЕТШИНА АЛЬФИЯ РИМОВНА

учитель географии

Консультация для педагогов по теме «Проектная деятельность на уроках географии»


На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед образовательным учреждением, преподавателем, стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Ключевой деятельностью студентов становится информационно-коммуникативная деятельность. Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы студентов, направленной на поиск информации, я убедилась в том, чтобы качественно решать задачи, стоящие перед современным образовательным учреждением, значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию студентов. Наиболее эффективно её можно осуществлять за счёт использования разнообразных образовательных технологий. Особую значимость при этом приобретает проектная деятельность: с использованием информационных технологий, с элементами исследования.

Курс “Экономическая и социальная география мира” 10 класса является завершающим этапом в изучении школьной географии. Вторая половина учебного года посвящена изучению раздела “Региональный обзор стран”. Вопросы страноведения органически вписываются в изучение данного раздела.

Выдающийся ученый ХХ века Н.Н. Баранский писал: “Основным объектом изучения в географии является страна и район (большой или маленький) во всем их своеобразии - природном, хозяйственном, культурном, политическом. Характеристика стран и районов - главное содержание географической работы”.

Страноведение не является набором самых разнообразных знаний, оно использует материалы различных наук: истории, географии, демографии, экономики, социологии, политологии и даже литературы и искусства.

История – раскрывает периоды возникновение, развитие и функционирования государства, выявляет черты и традиции прошлого и настоящего.

Экономика - выявляет сочетание отраслевой и территориальной структуры хозяйства, отражающих эффективность материального обеспечения общества.

Демография – это ориентация на человека и все стороны его жизни, связанные с территорией.

Большое значение играет “политический портрет” территории, связи с другими странами.

Искусство и литература вносят образность в восприятие страны.

Посредством совокупности этих понятий создается целостный, слитный образ территории, “образ места”.

В разделе “Региональный обзор мира” все уроки я делю на две группы: уроки по темам “Общая характеристика Зарубежной Европы”, “Общая характеристика Зарубежной Азии” и т.д. Они носят типологический характер: урок-лекция, урок-диалог, урок-практикум.

Уроки изучения отдельных стран – это выполнение практической работы

“Составление экономико-географической характеристики одной из стран”, отражение результатов в рефератной форме на основе использования разнообразных источников знаний.

Форму традиционного реферата я заменила творческой работой “Путешествие по стране” с использованием информационных технологий. Информационные технологии являются современным средством обучения, которое очень быстро внедряется в учебный процесс и позволяет расширить кругозор студентов, систематизировать полученные знания, развивать логическое мышление и художественный вкус.

Организационная работа по подготовке творческой работы “Путешествие по стране” строится следующим образом:

1 этап - подготовительный.

1.студент, из предложенного списка, выбирает страну, о которой будет делать работу;

2. изучает типовой план характеристики страны.

План характеристики страны.

1. Страна, столица.

2. Краткая историческая справка.

3. Политико-географическое положение: положение на материке; какие страны окружают; в какие блоки входит страна и окружающие ее государства; очаги напряженности и конфликтов в этом регионе; изменение ПГП во времени;

влияние ПГП на развитие хозяйства

4. Экономико-географическое положение; выходы на мировые торговые пути; положение к главным топливно-сырьевым и промышленным и с/х районам мира; изменение ЭГП во времени (образование новых соседних стран, строительство транспортных путей и т.д.); вывод о влиянии ЭГП на развитие хозяйства;

5. Хозяйственная оценка природных ресурсов.

Рельеф; климат;

а) ресурсы для промышленности (оценка)- топливно-энергетические; ресурсы для металлургии; водные и гидроресурсы;

лесные; рекреационные; и другие природные ресурсы;

б) ресурсы для с/х - сумма температур; зона увлажнения, коэффициент увлажнения; почвы;

в) общий вывод об обеспеченности ресурсами страны.

6. Население.

плотность; размещение; национальный состав; естественный прирост и проблемы с ним связанные, демографическая политика;

миграции; соотношение городского и сельского населения; крупные города, агломерации; структура занятости населения (сколько в промышленности, в с\х, в непроизводственной сфере);

7. Общая характеристика хозяйства: уровень развития страны; ведущие отрасли экономики; уровень оснащенности экономики достижениями НТР;

8. Промышленность.

название главных отраслей специализации; крупные центры; территориальное размещение (причины);

9. Сельское хозяйство.

общая характеристика аграрных отношений; характеристика главных отраслей и их размещение (причины);

10. Транспорт.

ведущие виды транспорта; густота транспортной сети; крупные транспортные злы, порты.

11. Внутренние различия (выделение развитых и отсталых районов). 12. Внешнеэкономические связи (экспорт, импорт).

3. Студент самостоятельно подбирает информацию для раскрытия пунктов плана.

Источниками знаний являются учебник, карты атласа, справочники, дополнительная литература о стране, информация из Интернета.

Развивается дидактический принцип – ориентация учащихся на самостоятельный отбор и проработку материала.

2 этап - подготовительный.

1. Каждый студент получает индивидуальные консультации преподавателя по отобранному материалу и правилам его оформления.

Здесь работает еще один дидактический принцип – это оптимальное содержание и формы изложения.

2. На основе собранного материала в компьютерных программах Microsoft Pover Point, Microsoft Word создаются слайды и компонуются в компьютерную презентацию. В презентации включается так же видеоролики, музыкальное сопровождение. C помощью использования информационных технологий происходит формирование межпредметных связей.

Для полного раскрытия “образа страны” в типовой план характеристики страны студенты добавляют свои пункты, например, народные традиции, национальная кухня, обряды, праздники и т.д. Многие делятся личными впечатлениями о стране, в которой побывали.

Так же в типовой план я добавила свой пункт плана, он является последним слайдом презентации, считаю, его особенно важным. Цифры, факты со временем стираются из памяти, но ассоциированное восприятие страны остается надолго.

Например, Финляндия – это страна сыра “Виола”, тысячи озер, Санта-Клауса, Рождества, качественной обуви, зимних видов спорта и т.д. Япония – это страна сакуры, суши, восходящего солнца, высококачественной электроники и т.д.

З этап – творческий отчет.

Это проведение учеником урока “Путешествие по стране” с использованием компьютерной презентации.

На уроке происходит работа по развитию устной монологической речи. Учебный монолог переходит в учебный диалог обсуждения темы, оценивание выступающего одногруппниками.

Таким образом, каждый студент, выполняя практическую работу “Составление экономико-географической характеристики страны”, учится самостоятельной и систематичной работе с разными источниками информации. Также активизируется и познавательная деятельность ребёнка.

Накопленный материал с успехом используется как на уроках географии, так и во внеурочной работе, при прохождении практики. Познание других народов, территорий расширяет кругозор, способствует развитию эстетического воспитания, все это формирует систему духовных ценностей юных россиян.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!