СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов на тему: «Методы снижения голосо-речевой нагрузки педагога»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Голос и речь педагога — важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками воспитательно-образовательного процесса, а также средство реализации методических и дидактических задач.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов на тему: «Методы снижения голосо-речевой нагрузки педагога»»


Отдел образования администрации Петровского района г.Донецка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного типа «Ясли-сад №313 г.Донецка»












Консультация

для педагогов

на тему: «Методы снижения голосо-речевой нагрузки педагога»








Подготовила

Учитель-логопед

Конох Е.С.















г. Донецк 2022 г.


Голос и речь педагога — важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками воспитательно-образовательного процесса, а также средство реализации методических и дидактических задач.

Четкая, эмоциональная, грамотная, выразительная речь педагога оказывает позитивное влияние на формирование коммуникативных навыков дошкольников, а крикливый, визгливый голос создает неблагоприятный эмоциональный климат в группе детского сада и снижает эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Организация процесса воспитания и содержание воспитательно-образовательной работы в ДОУ требуют от педагога большого диапазона вариативных коммуникативных умений:

• подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации;

• изменять силу и интенсивность голоса;

• использовать эмоционально-выразительные средства речи для создания благоприятной обстановки в группе;

• стимулировать ситуации коммуникативного взаимодействия между детьми;

• строить индивидуальное общение с ребенком с учетом его речевых возможностей и личностных особенностей;

• выбирать речевой материал, соответствующий теме НОД, возрасту и познавательным возможностям детей и др.

Безусловно, грамотная, благозвучная, четкая, мелодичная речь важна для осуществления воспитательно-образовательного процесса в каждой группе ДОУ. Однако особенно недопустимо плохое голосообразование и голосоведение для педагогов, работающих в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В таких группах, помимо выполнения общеразвивающих функций, воспитатель совместно с учителем-логопедом и другими специалистами работает над коррекцией нарушенной функции, активизацией компенсаторных возможностей каждого ребенка и устранением вторичных нарушений развития. Такой педагог должен владеть приемами различных отраслей коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий.

Обозначенные функции требуют от педагога и дополнительных коммуникативных умений:

• строить общение с ребенком, опираясь на его речевые и познавательные возможности;

• подбирать темп и громкость речи, учитывая особенности группы детей;

• выбирать лексико-грамматический материал на занятиях адекватно коммуникативным возможностям воспитанников;

• стимулировать речевое общение между детьми, помогать им правильно строить фразы;

• грамотно сочетать в воспитательно-образовательном процессе словесные и наглядные методы в соответствии с характером нарушения и этапом коррекционной работы.


В последнее время количество детей в группах ДОУ увеличивается, в связи с этим, нагрузка на голос педагогов существенно растет. Поэтому педагогам важно знать способы оптимизации голосо-речевого режима и использовать их на практике.

Изменение голосо-речевой нагрузки воспитателя в разные режимные моменты.

Рабочий день воспитателя начинается с приема детей. В ходе данного режимного момента педагог решает разноплановые задачи: формирует у воспитанников положительный настрой, организует игровую деятельность, общается с их родителями. Благозвучная, грамотная, спокойная речь воспитателя обеспечивает доброжелательную обстановку в группе с первых минут пребывания в ней ребенка, помогает вызвать у родителей позитивное отношение к детскому саду, что, в свою очередь, способствует формированию положительного отношения к ДОУ и у детей.

Прием воспитанников всегда требует от педагога повышенной концентрации внимания, т. к. приходится одновременно работать с детьми и их родителями. Необходимо постоянно сохранять самообладание, потому что даже незначительное повышение голоса может испугать дошкольников и обострить ситуацию.




В качестве дополнительных нагрузок на голосо-речевую функцию в ходе данного режимного момента нужно отметить необходимость общаться сразу с несколькими людьми разных возрастов и переключаться с одной деятельности на другую.

Для снижения голосо-речевой и психоэмоциональной нагрузки при приеме детей:

• размещайте на стендах группы памятки для родителей о том, как нужно готовить детей к детскому саду после выходных или болезни, как успокоить плачущего ребенка;

• используйте отвлекающие игры типа «Зайка, зайка убегает, маму на работу провожает»;

• разговаривайте с родителями негромко, создавая положительный эмоциональный фон для общения.

После приема воспитанников в режиме дня следуют: завтрак, непрерывная образовательная деятельность, прогулки, сон и другие режимные моменты. Каждый из них решает ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач и предъявляет определенные требования к голосо-речевым возможностям воспитателя.

В режиме дня группы четко определено место занятий, их продолжительность и примерная последовательность, предусматривающая смену видов детской деятельности и чередование интенсивности голосо-речевой нагрузки воспитателя.

Со сменой вида деятельности меняется и голосо-речевая нагрузка воспитателя. Ее максимум приходится на занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, где воспитателю приходится объяснять детям новые понятия, комментировать их ответы, инсценировать фрагменты рассказов и сказок и др.

Менее интенсивна голосовая нагрузка на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. Однако и здесь воспитателю приходится менять силу и интенсивность голоса, то поясняя выполнение той или иной операции всем детям, то комментируя деятельность отдельного ребенка. В процессе занятий необходимо применять индивидуальный подход к каждому воспитаннику независимо от того, справляется он с заданием или нет, ведь эмоциональный контакт со взрослым и оценка деятельности важны для всех детей.

При реализации коммуникативной функции речи для воспитателя ДОО большое значение имеет владение невербальными средствами общения, особенно с детьми младшего дошкольного возраста. Для них гораздо большую эмоциональную нагрузку несет интонация взрослого, его взгляд, улыбка, жест, чем слова.

Применение чрезмерно громкой речи и переход на крик на занятиях недопустимы, т. к. это не только не организует детей, но и создает неблагоприятный эмоциональный фон, что снижает усвоение дошкольниками программного материала. Вместе с тем форсирование, повышение воспитателем голоса, приводит к его перенапряжению и срыву, а следовательно, к риску возникновения профессиональных заболеваний голосового аппарата.

Для снижения голосо-речевой нагрузки на занятиях:

• создайте знаковую систему общения с детьми в группе, придумайте совместно с ними сигналы (например: если зазвенит колокольчик — садимся за столики; если воспитатель взял фонарик — бежим на ковер, начинается физкультминутка и др.);

• используйте современный, подобранный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников дидактический материал, который вызовет у них интерес и организует их деятельность;

• постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомимические и другие средства при возникновении в группе шумных ситуаций (не пытайтесь перекричать детей, привлеките их внимание каким-либо способом, тогда воспитанники начнут успокаиваться, и в группе установится тишина);

• назначайте наиболее активных воспитанников своими помощниками, дежурными, которые помогут организовать уборку игрушек, подготовить группу к занятию, первыми водят в играх, выполняют простые поручения;

• включайте на занятиях фрагменты мультфильмов, видеоролики с компьютерными героями, произносящими определенные инструкции, фонограммы голосов дикторов.




Фонограммы, записанные голосами профессионалов, станут для дошкольников образцом грамотной, красивой речи. Но не увлекайтесь использованием технических средств на занятиях.


Помните, что только живое слово педагога может передать детям все краски, яркость и выразительность русского литературного языка.

В ходе самостоятельной деятельности детей важно, чтобы все они были заняты. В этот режимный момент, не нарушая детских замыслов, воспитатель осуществляет индивидуальную работу: советует, объясняет, обсуждает ход действий, стимулирует активность и самостоятельность каждого ребенка.

При организации самостоятельных детских игр необходимо создать развивающую среду для каждого ребенка, отталкиваясь от его интересов и потребностей. С учетом игровой ситуации педагог подбирает соответствующие интонации: одному воспитаннику представляется доброй волшебницей, которая разукрасила лист бумаги разными красками, другому — злой Гингемой, которая варит зелье, и т. п.

Поэтому свободная игра детей таит для воспитателя такие «опасности», как быстрая смена высоты и силы голоса, необходимость говорить на несвойственной высоте и с непривычной силой, подражая различным персонажам.

Для снижения голосо-речевой нагрузки в ходе самостоятельной деятельности детей:

• не отвлекайтесь на посторонние дела, наблюдая и контролируя деятельность воспитанников;

• делите их на микрогруппы и формируйте сюжет игры для каждой из них;

• привлекайте внимание детей с помощью красивой мелодии, сигнальных карточек, красочных игрушек, а не повышением голоса;

• напоминайте воспитанникам по окончании самостоятельной деятельности, что нужно убрать игрушки — но не криком, находясь в другом углу помещения, а с помощью разных педагогических приемов.

Огромный воспитательный и развивающий потенциал несут в себе прогулки.

На прогулке во время наблюдений воспитатель поясняет детям те или иные природные явления, загадывает загадки, проводит викторины, беседы, подвижные игры. Ему приходится постоянно координировать движение и фонацию, а, организовывая самостоятельную деятельность детей, повышать силу и интенсивность голоса. Воспитанники часто находят занятия в разных местах площадки и всех их нужно охватить вниманием.

Кроме того, дополнительную нагрузку на голос создает необходимость работать в холодную и ветреную погоду, а также высокий уровень психоэмоционального напряжения.

В качестве способов снижения голосо-речевого напряжения на прогулках можно предложить выполнение особых упражнений, координирующих дыхание, фонацию и артикуляцию, а также специальную подготовку детей к прогулкам, в т. ч. выработку системы жестов и знаков. Например, предложите воспитанникам представить, что воспитатель — это регулировщик. Когда он поднимает правую руку вверх — надо подойти к нему; когда поднимает обе руки вверх — построиться парами и идти в группу; когда разводит прямые руки в стороны — можно самостоятельно поиграть на площадке и т. д. Для быстрого построения воспитанников парами используйте игры «Ручеек» или «Золотые ворота».

Во время обеда и слова, и тон, и улыбка воспитателя должны способствовать созданию комфортного психологического климата в группе. В то же время дети осваивают элементарные этические нормы, а произнесенные педагогом названия ингредиентов блюд развивают их словарный запас.

Подготовка ко сну также предусматривает речевое взаимодействие с детьми. Как правило, они засыпают не сразу: приходится прочитать им сказку, с мягкой настойчивостью попросить тишины, спеть колыбельную песенку. Здесь большое значение имеет мелодичность речи воспитателя.

Детский сон — время отдыха для голоса воспитателя. Но не все педагоги рационально используют его, не давая своему главному «инструменту труда» отдохнуть. Часто воспитатели общаются с коллегами по телефону. В некоторых ДОО во время сна детей


проводятся методические совещания, что не дает педагогам снять голосовое и общее утомление. Дать своему голосо-речевому аппарату необходимый отдых и при этом рационально использовать

рабочее время воспитатели могут, заполняя во время тихого часа документы, изготавливая дидактические пособия или подготавливая группу к занятиям.

После тихого часа воспитатель ДОО снова занят детьми: он следит за их опрятностью, формирует гигиенические навыки. Подъем после дневного сна и одевание воспитанников, как правило, сопровождаются индивидуальным общением с каждым. Воспитатель выявляет настроение воспитанников, их готовность к дальнейшей игровой деятельности. Параллельно он ведет мониторинг, осуществляя диагностическую и коррекционную функции, отмечает сформированность навыков опрятности, особенности моторики, динамику развития каждого дошкольника.

После полдника, как правило, проводятся подвижные игры, игры-драматизации или прогулка. Часто воспитатель готовит детей к различным праздникам, разучивает с ними стихи, песни. Здесь он демонстрирует не только речевое, но и вокальное мастерство, умение имитировать голоса разных персонажей и животных, что требует дополнительной голосо-речевой подготовки.

Во второй половине дня детей начинают постепенно забирать родители, и с каждым из них воспитатель проводит беседу, комментирует поведение ребенка, делится своими наблюдениями, дает советы, рекомендации. Общение с родителями требует от педагога безукоризненного владения своим голосом: ничто не должно показать усталость или тревогу, иначе ухудшится коммуникативное взаимодействие между участниками образовательных отношений.

Конец рабочего дня, по мнению некоторых воспитателей, не имеет больших голосовых нагрузок: детей в группе остается мало, они легко находят себе занятие, не надо проводить игры, требующие координации речи и движения, а также часто повышать голос. Однако, когда в группе остаются два-три ребенка, им необходима особая забота, ведь они не могут долго самостоятельно организовывать свою деятельность, постоянно задают вопросы и требуют внимания. При этом воспитатель не должен показывать накопившееся за день утомление или заниматься своими делами.

Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце рабочего дня:

• организуйте с детьми тихую игру или почитайте сказку;

• предложите им вспомнить названия овощей, фруктов, предметов мебели или подвести итоги дня;

• выполните упражнения на релаксацию.

Умение проводить тихие игры с дошкольниками и саморелаксацию позволят снизить усталость, следовательно, уменьшить напряжение голосового аппарата.

Таким образом, в течение всего рабочего дня воспитатель испытывает большую голосо-речевую нагрузку.

Важно отметить, что на состоянии голоса также отрицательно сказывается влияние и других факторов: возрастные изменения, происходящие с гортанью, различные патологические процессы, протекающие не только в органах голосообразования, но и во всем организме, внешние факторы макро- и микроклимата (повышенная влажность, сквозняки), курение, злоупотребление слишком острой или горячей пищей и т. д.

Поэтому для полноценной реализации коммуникативной функции в профессиональной деятельности воспитателям нужно запомнить и выполнять несложные правила:

• следить за своим здоровьем;

• соблюдать правила гигиены голоса;

• контролировать голосо-речевую нагрузку в течение дня: использовать «педагогические уловки», давать отдых голосо-речевому аппарату;

• не злоупотреблять повышенным тоном, подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации;




• проводить релаксационные минутки, в организации которых может помочь педагог-психолог ДОО.

Помимо использования общепедагогических методов и приемов, необходимо знать и использовать специальные дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, приемы

для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, выработки рациональных способов голосоподачи и голосоведения.


Специальные упражнения для укрепления голоса педагогов

• на снятие голосового и общего напряжения;

• развитие фонационного (речевого) дыхания;

• формирование правильных, физиологичных навыков голосообразования и голосоведения;

• развитие артикуляционного аппарата;

• совершенствование мелодико-интонационной организации речи.

Остановимся подробнее на некоторых комплексах специальных упражнений.

  1. Снимаем напряжение и укрепляем голос

Упражнения для снятия мышечного напряжения и укрепления голоса воспитатели могут выполнять самостоятельно, и при достаточном уровне овладения ими включать в занятия с детьми. Заниматься нужно ежедневно, в спокойной обстановке. Упражнения на общее расслабление необходимо выполнять в конце рабочего дня или перед сном.

2.Для лучшего звучания голоса и приведения его в рабочее состояние в начале дня можно провести вибрационный массаж гортани («мычание» с одновременным постукиванием кончиками пальцев по лицу и шее в определенных направлениях). Эти упражнения настраивают голосо-речевой аппарат на звучание, активизируют лицевую мускулатуру, улучшают мимику лица.

3. Выполняем дыхательную гимнастику

Методик развития фонационного дыхания много. Для педагогов, не обладающих специальными знаниями в области физиологии дыхательной системы, наиболее простой и удобной является традиционная методика развития фонационного дыхания, применяемая в логопедии.

Правильное речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и длинным выдохом. Поэтому большинство упражнений традиционной дыхательной гимнастики направлено на формирование длительного плавного выдоха. Сначала необходимо научиться делать быстрый вдох и плавный долгий выдох через нос, а затем вдыхать носом и выдыхать ртом.

Многие упражнения можно проводить как самостоятельно в спокойной обстановке под релаксирующую музыку в конце дня, так и включать их в занятия с детьми.

4. Для развития дыхания также подходит парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, которая (при правильном выполнении упражнений) позволяет:

• снять нервное напряжение, справиться с ощущением тяжести в голове, устранить головокружение;

• активизировать речевое дыхание;

• восстановить голос при его потере в момент общей усталости;

• снизить симптомы нарушений дыхания при некоторых заболеваниях дыхательной системы (например, при нетяжелых формах астмы).

Парадокс ее заключается в том, что внимание акцентируется не на выдохе, а на вдохе. Выдох как бы уходит в промежутке между двумя вдохами. Применение данной гимнастики не требует каких-либо специальных медицинских знаний или долгих тренировок.

Для выполнения любого упражнения необходимо приоткрыть рот и шмыгнуть носом, как бы вбирая воздух в себя, а далее сделать то, что требуется в упражнении (например, повернуть голову). Выдох произойдет сам.

5. Осваиваем артикуляционную гимнастику





Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Ее цель — выработка четкости, правильности движений органов артикуляционного аппарата и умения координировать его работу с системами дыхания и голосообразования.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики включает: упражнения для губ, щек, мышц глотки и мягкого неба, нижней челюсти, языка, гортани и мышц шеи.

Их можно выполнять постепенно в течение дня. Утром сделать упражнение «почистим зубки», появилась свободная минута в тихий час — «покачать язычок на качелях», вечером, готовя ужин, — «поцокать язычком» и т. д.

Содержание комплекса может меняться, но по 4–5 упражнений необходимо выполнять ежедневно.

Комплекс упражнений для самостоятельного выполнения воспитателем

• Широко откройте и закройте рот (сначала беззвучно, а затем с произнесением звука [а]).

• Вытяните губы в трубочку и растяните на улыбку (сначала беззвучно, а затем с произнесением звуков [у], [и]).

• Сложите губы трубочкой и выполните движения: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.

• Приподнимите верхнюю губу и опустите нижнюю губу до десны.

• Заведите губы за зубы («чешем губки»).

• Поднимите язык на верхние зубы, затем опустите на нижние («качели»).

• Выполните крестообразные движения языком на губах (вверх, вниз, вправо, влево).

• Высуньте поочередно то широкий («лопата»), то острый («игла») язык.

• Зацепите кончик языка за нижние зубы и высуньте язык горкой.

• Сложите язык трубочкой и подуйте через нее.


6. Знакомимся с упражнениями на развитие высоты,силы и тембра голоса

Высота и сила голоса — составляющие его выразительности. Работа над ними заключается в том, чтобы с помощью специальных упражнений педагог научился не форсировать голос, говоря слишком громко или слишком высоко.

Некоторые упражнения данного раздела имеют игровой характер, их можно включать в занятия с детьми. Делать это стоит только после того, как воспитатель сам хорошо их усвоил.

Большинство упражнений заключается в произнесении слов или фраз на различной высоте или силе голоса. Цель их в том, чтобы педагог попробовал говорить громче, тише, более высоким или более низким голосом и определил, какое звучание наиболее удобно именно для него.

Далее приводится комплекс упражнений, позволяющих развивать силу и выносливость голоса, а также совершенствовать другие голосо-речевые навыки.

1) Дыхание - это энергетическая база речи, поэтому первой "ступенькой" в работе над выразительной речью является развитие физиологического и фонационного дыхания. Для этого выполняются следующие упражнения: встать прямо и спокойно дышать, положив одну руку на живот, для контроля движений диафрагмы, а другую - сбоку на рёбра, для контроля движений грудной клетки. Сначала выполняем вдох через нос и плавный бесшумный выдох через нос, потом между вдохом и выдохом делаем небольшую задержку (2 с.), а затем осуществляем вдох через нос и выдох через рот.

2) Выполняем вдох через нос, а на выдохе считаем сначала до 5, а затем удлиняем выдох до 10 и 15.

3) Выдыхаем воздух через суженное ротовое отверстие сильной струёй, как будто дуем на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы "пламя заколыхалось" и держим его в таком положении до конца выдоха.





4) Долго произносим звук [м], направляя его как бы в маску, с целью, нахождения для себя наиболее оптимального, удобного звучания. Упражнение должно выполняться свободно, без напряжения, чтобы мышцы шеи, плечевого пояса, живота были расслаблены. Данное упражнение в сочетании с постукивающим движением пальцев называется вибрационным гигиеническим массажем и служит для настройки речевого аппарата на звучание, активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Массаж делается постукивающими движениями пальцев при одновременном озвучивании сонорных согласных: 1. постукивание кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая звук "мммм"; 2. кончиками пальцев от спинки носа к ушам, озвучивая звук "мммм"; 3. кончиками пальцев под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам, озвучивая звук "ввввв"; 4. кончиками пальцев подбородка, озвучивая звук "зззззз";5. кончиками пальцев области груди, озвучивая согласный "ддддд".

5) Произносим слоги "ра-ра, ра-ро, ра-ру, ра-рэ, ра-ры" с поворотами головы то вправо, то влево. Данное упражнение служит для активизации и тренировки мышц гортани.

6) Упражнения основного комплекса органично дополняет комплекс парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Парадокс её заключается в том, что внимание акцентируется не на выдохе, а на вдохе. Гимнастика оказывает следующее воздействие на организм человека: снимает нервное напряжение, головокружения, ощущения "тяжести в голове"; активизирует носовое дыхание; способствует восстановлению голоса при его потере в момент общей усталости и др. Упражнения основного комплекса дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой включают следующие рекомендации: думать только о вдохе носом, тренировать вдох, он должен быть мгновенный, не объемный, а предельно активный, шумный, эмоциональный; вдох делать одновременно с движением, в ритме своего шага, выдох - результат вдоха, надо стараться не замечать выдоха, он должен быть естественный, пассивный, самопроизвольный. Комплекс включает следующие упражнения:

"Повороты головы" - исходное положение: встать прямо. Повернуть голову вправо и сделать короткий шумный вдох. Затем сразу же (без остановки посередине) повернуть голову влево, шумно и коротко "понюхать воздух" слева. Выдох происходит во время поворота головы, однако внимание на нем не акцентируется. И так 16 движений. Ни в коем случае нельзя напрягать шею. Туловище должно быть неподвижно, плечи не движутся вслед за головой и не поднимаются.

"Тянем канат" - исходное положение: встать прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, ладони сжаты в кулаки. Слегка присесть, руки согнуть в локтях, как будто что-то тянем, сделать короткий шумный вдох, вернуться в исходное положение.

"Обними плечи" - исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч, ладони сжаты в кулаки. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Сразу же после короткого вдоха руки расходятся в разные стороны. В этот момент на выдохе пассивно уходит воздух.

7) Для тренировки мышц артикуляционного аппарата мы предлагаем комплексы артикуляционной гимнастики, которые оформлены в виде "сказок о весёлом язычке". Комплексы можно выполнять вместе с детьми:

Жил был дружок весёлый язычок (высунуть широкий язык) в своем маленьком домике (улыбнуться, показав зубы). Утром язычок выходил на крылечко (положить язык на нижнюю губу), смотрел вверх (потянуть кончик языка к носу), светит ли солнышко, вниз (потянуть язык к подбородку), высохли ли лужи (упражнение выполняется 6-8 раз), играл на дудочке (вытянуть губы в трубочку 6-8 раз) и к его домику сбегались веселые пони (поцокать язычком). На пони язычок ехал к тётушке, которая встречала его приветливой улыбкой (улыбнуться). Тётушка пекла блинчики (высунуть язык пошлёпать по нему п-п-п-п-п),





которые язычок очень любил есть с клубничным вареньем (облизать губы). Во дворе у тётушки жил хомячок (перекатываем воздух из одной щеки в другую), язычок любил играть с хомячком (упираем язык то в правую, то в левую щеку) и дразнить индюка (пошлепываем по верхней губе бл-бл-бл). Вечером за язычком приходила мама и пела ему песенку (пропеть аааааааааа), язычок улыбался (растянуть губы на улыбку) и засыпал (зевнуть с закрытым ртом).

Язычок с утра проснулся (высунуть широкий язык), сладко потянулся (потянуть язык к носу 6-8 раз), почистил зубы (почистить зубы с внешней и внутренней стороны), причесался (почесать губы об зубы), завел свой мотоцикл (произнести р!-р!-р!) сел на него и поехал в зоопарк (произнести ррррррр). Язычок вошёл в двери зоопарка (широко открыть и закрыть рот) и удивился, сколько здесь животных! (изобразить на лице удивление). Вот вертит хоботом добрый слон (вытянуть губы трубочкой и вращать ей по кругу), а вот пятнистый жираф (широко открыть рот, потянуть язык к небу), вот скачут зебры (поцокать языком), а вот выгнул спину леопард (зацепить кончик языка за нижние зубы, вывалить его горкой), у забора

притаился старый филин (произнести уф! уф! уф!), а там сидит облизывается пантера (облизать верхнюю губу ). Вечером язычок рассказал обо всем, что увидел, маме (произнести ля-ля-ля)

Язычок с утра проснулся и выглянул в окошко (положить язык на нижнюю губу), посмотрел вверх, какая сегодня погода, что одеть, чтобы не замерзнуть?(тянем язык к носу), почистил зубки (провести языком по зубам с внешней и внутренней стороны), умылся (облизать губы) и пошел на работу в детский сад (перекатываем воздух из одной щеки в другую). На пороге детского сада он встретил заведующую (вытянуть губы в трубочку, сделать грозное лицо) и улыбнулся ей (растянуть губы на улыбку), заведующая тоже улыбнулась (вытянуть губы в трубочку и растянуть на улыбку). Язычок поднялся по ступенькам (болтать языком из стороны в сторону) и пришел к себе в группу (протянуть уффффф). Надо проветрить помещение (широко открыть рот) и подготовиться к занятиям, скоро дети придут. Язычок достал лошадку (поцокать языком), кошку (зацепить язык за нижние резцы и выгнуть горкой), лягушку ("присосать" язык к верхнему небу, открывать и закрывать рот), бегемота (надуть щеки). А вот и дети пришли! (улыбнуться друг другу, произнести "Здравствуйте!")

8) Для развития силы голоса мы предлагаем произносить звук [у], имитируя различные ситуации:

  • гудит пароход, который находится далеко в море;

  • гудит пароход, который стоит у причала;

  • свистит паровоз, который подходит к станции;

  • свистит электричка, которая проносится мимо станции.

9) Изменение высоты голоса - одно из наиболее значительных орудий его выразительности. Высота голоса создает мелодику тона, которая окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной. Для тренировки умения менять высоту голоса мы предлагаем следующие упражнения:

"Колокол" - "раскачиваем колокол", одновременно произнося звукосочетания на заданной высоте; сначала "мы раскачиваем небольшой колокол", произнося дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем - "массивный колокол", произнося бом-бом-бом низким голосом, затем - "бубенчики", произнося динь-дон-динь-дон-динь-дон высоким голосом.





Генератор звука" - тянем гласные звуки [а], [о], [у], постепенно изменяя высоту голоса, как будто поворачиваем ручку звукового генератора

"Инопланетянин" - попеременно произносим звуки [у], [и], при этом звук [у] произносился низким голосом, а [и] - высоким

"Шагаем по ступенькам" - произносим фразы "Первый этаж, второй этаж:седьмой этаж", постепенно повышая свой голос, как бы шагаем по ступенькам.

10) Речь, произносимая громким выразительным голосом, но слишком быстрая или чересчур медленная тяжело воспринимается слушателями. Для тренировки темпа речи мы рекомендуем последующий комплекс:

прочитать скороговорку: "Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб в борщ" в том темпе, который подсказывает ситуация, а ситуации следующие:

  • вы диктуете нерадивому ученику данное сообщение.

  • вы рассказываете данную новость хорошему другу в неторопливой беседе.

  • вы рассказываете данное сообщение большой аудитории.

  • вы рассказываете данную новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.

Встать прямо, расслабиться, на медленном выдохе передать стук колес поезда в разном темпе:

  • поезд отходит от станции: тук-тук-тук-тук:

  • прибавляет ход: туктуктуктуктук:

  • мчится быстрее: так-чики,так-чики,так-чики.так-чики:

  • замедляет ход: туктуктук-тук-тук-тук:

11) Для того, чтобы речь педагога была благозвучной и выразительной необходимо согласованное взаимодействие всех компонентов речевого анализатора: хорошее речевое дыхание, чёткая артикуляция, богатая интонация. Далее приводим упражнения на развитие всей мелодико-интонационной стороны речи:

Произнести с интонациями радости, удивления, восхищения скороговорку:

Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки.

Произнести с интонациями порицания, печали, безразличия скороговорку:

Зимой бы съел грибок, да снег глубок.

Произнести с вопросительной интонацией скороговорки:

Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы?

Проворонила ворона вороненка?

Около колодца кольцо не найдется?

Произнести строчки из различных стихотворений сначала с интонацией вопроса, а затем утверждения, как бы отвечая на вопрос, например:

Воет ветер в степи огромной? - Воет ветер в степи огромной

Собирала Маргарита маргаритки на горе? - Собирала Маргарита маргаритки на горе и др.

Прочитать стихотворения, повышая на пол тона каждую строчку, как бы идя вверх по лестнице, чтобы звук голоса усиливался:


Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?

И о чем звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

А. К. Толстой.

О, тихий Амстердам
С печальным перезвоном
Старинных колоколен,
Зачем я здесь - не там,
Где, преданный мечтам,
Какой-то призрак болен.
Тоскует с долгим стоном
И вечным перезвоном
Звучит и здесь и там.

К.Бальмонт.

Прочитать заданный текст с интонациями удивления, страха, восхищения: "Уля ли я ли?

Ульян ли я ли? Оля ли я ли? Осип ли я ли? Аля ли я ли? Алик ли я ли? Эля ли я ли? Эдик ли я ли? Или я Ирина? Или я Илья?".

Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна. Требуется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные упражнения могут привести к болезненным последствиям. При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обратиться к врачу фониатру. Мы надеемся, что предложенный комплекс упражнений поможет практикующим воспитателям совершенствовать свои голосо-речевые возможности, что повысит эффективность их работы.


Далее педагогу необходимо постепенно расширять свои физиологические возможности, меняя то высоту, то силу голоса. Поэтому, если какие-то упражнения комплекса вначале покажутся сложными, необходимо отложить их до тех пор, пока не будет усвоен более легкий материал.

Запоминаем общие рекомендации по выполнению упражнений

  • При выполнении упражнений необходимо соблюдать осторожность и постепенность.

  • Дыхательные и голосовые тренировки следует начинать с приведения организма в рабочее состояние, снятия эмоционального и физического напряжения с помощью упражнений на релаксацию.

  • Для этого нужно сесть на стул, принять удобную для релаксации позу: руки свободно лежат на коленях, ноги чуть расставлены, голова слегка опущена вниз. Расслабить лоб, брови, закрыть глаза, нарисовать в воображении картину отдыха (на берегу моря, в лесу и т. д.), постараться полностью расслабиться. Выходить из состояния релаксации следует также постепенно.

  • Выбирать нужно ту методику, которая наиболее понятна. Для достижения хорошего результата лучше сочетать разные методики.

  • Необязательно выполнять все упражнения комплекса. Достаточно 2–3 из каждого раздела, которые наиболее удобны и доступны. Важно соблюдать принцип «от простого к сложному».




Не следует выполнять те упражнения, которые не получаются или вызывают неприятные ощущения.

Тренировки по развитию дыхания и голоса должны быть регулярными. Упражнения выполняются дозировано, без напряжения.

Меры профилактики нарушений голоса не могут быть одинаковыми для всех. Они подбираются в зависимости от возраста воспитателя, его профессиональной подготовки, специфики работы (возраста детей), физиологических и психологических особенностей и т. д.

Профилактика голосовых расстройств предусматривает не только постоянные тренировки голосо-речевой системы и сведение к минимуму воздействие факторов, негативно влияющих на голос. Важно периодически проходить медицинские осмотры. Это позволит выявить начальные проявления тех или иных заболеваний голосового аппарата и предотвратить их.


Рекомендуемая и использованная литература:

  1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М., 2005.

  2. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург 1992.

  3. Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса. Методические рекомендации. / сост. О. С. Орлова, Ю. С. Василенко и др. - М., 1990.

  4. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии М., 2007.

  5. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения - М., 2003.

  6. Савостьянов А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. - М., 2005.

  7. Лихачева В.Б. Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.

  8. Интернет-ресурсы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!