Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов.»
Профессиональный стандарт «Педагог»: Общекультурная компетентность современного педагога.
Понятие «Культура» многоаспектно. Существует разные определения этого термина в зависимости от контекста, в котором он применяется:
-Культура как общечеловеческий феномен предполагает сохранение и передачу социального опыта, представленного материальными и духовными ценностями.
-Культура как форма общения, способствующая взаимному обогащению.
-Культура как система ценностей, передающаяся от поколения к поколению.
Таким образом можно сделать вывод: Общекультурная компетентность является важнейшей характеристикой личности и одной из базовых профессиональных характеристик специалиста в области образования.
Понятия культурной компетенции в системе мировой культуры.
-Общепризнанные образцы культурных ценностей (литература, музыка, изобразительное искусство)
-Принятые социально-нравственные, этические ценности. Позволяющие сформировать систему нравственных установок.
-Информационное пространство ( СМИ, справочная литература, периодические издания и т.д.)
-Область универсальных знаний, владение которыми позволяет свободно ориентироваться в социуме, понимать причинно-следственные связи и уметь объяснять их.
-Сферы общественной деятельности ориентируясь на которые педагог может выявить проблемы социума, причины и пути решения этих проблем.
-Коммуникативно-речевая культура. Базовая характеристика личности педагога.
Ввиду тесной взаимосвязи общекультурной компетентности с другими составляющими профессиональной компетентности педагога (коммуникативной, информационной, правовой, социальной) рассмотрим понятие «Педагогическая культура»
Программа социального наследования, в основе которой идеи народной педагогике, научные теории, концепции воспитания и образования, нормативно правовые акты государственного и общественного уровня, а так же декларации и конвенции негосударственного порядка.
Уровни сформированности педагогической культуры.
-Аксиологический. Связан с ценностными ориентациями специалиста в сфере профессиональных знаний.
-Деятельный. Отражает формы, методы и средства, обеспечивающие реализацию этих ценностей.
-Личностный. Дает представление о характеристиках личности педагога, проявляющихся в ходе образовательного взаимодействия.
Требования к педагогу дошкольного образования в профессиональном стандарте.
Ключевыми областями стандарта являются разделы соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога. Обучение, воспитание. Развитие ребенка дошкольного возраста.
Общепедагогическая функция «обучение».
Трудовые действия:
-Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды.
- Сохранение и укрепление здоровья.
-Обеспечение эмоционального благополучия детей.
Для реализации трудовых действий необходимо овладеть умениями:
-Умение включать в образовательный процесс всех обучающихся.
-Умение организовать виды деятельности. Игровая, учебно-исследовательская, художественно-продуктивная, культурно-досуговая.
Знания:
-Общие представления о роли и месте образования в жизни личности и общества.
-Знание приоритетных направлений развития отечественной системы образования.
-Знание нормативно-правовых документов в области образования.
Общепедагогическая функция «Воспитание».
Трудовые действия:
-Постановка целей, способствующих воспитанию детей.
- Проектирование ситуаций, которые направлены на развитие эмоциональной сферы ребенка.
-Содействие формированию и поддержанию традиций.
-Создание условий для воспитании толерантности и соответствующего поведения.
Умения:
-Умение строить взаимодействие с детьми.
-умение строить педагогическое общение.
-умение содействовать защите прав и достоинства всех участников воспитательного процесса.
-умение поддерживать дружелюбную атмосферу.
-Умение содействовать восприятию детьми целостного аспекта учебной информации.
Знания:
-Основы психодидактики и поликультурного образования.
-Представления о результатах образования, способах их достижения и критериях оценки.
-Принципы деятельного подхода и другие воспитательные технологии.
Общепедагогическая функция «Развивающая деятельность».
Трудовые действия:
-Выявление в ходе взаимодействия проблем, связанных с особенностями развития детей.
-Создание в образовательном социуме общепринятых норм поведения.
Умения:
-Умение оказать помощь и содействие ребенку в ходе взаимодействия, не зависимо от его поведенческих и индивидуальных особенностей.
-Умение использовать развивающий и деятельный подходы в работе с детьми и их родителями.
Знания:
- Социально-психологические и культурно-исторические особенности формирование детско-взрослых сообществ.
В профессиональном стандарте «Педагог» отражается необходимость сформированности у современного специалиста дошкольного образования такой базисной характеристики как общекультурная компетентность.