СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация №3 для учащихся 11 класса.На какие задания нужно обратить внимание при подготовке?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание № 2 требует самостоятельно подобрать пропущенное в микротексте слово. Казалось бы, что здесь может быть сложного? Сам контекст становится основным инструментом подсказки, но в задании есть указание на конкретный морфологический или синтаксический ориентир. Поэтому для того, чтобы беспроблемно решить задание № 2, выпускник в процессе подготовки к экзамену обязательно должен повторить достаточно объёмный учебный материал: разряды предлогов и союзов, разряды частиц, разряды местоимений, группы местоимённых наречий (поэтому, так, там, тут, здесь, тогда), группы вводных конструкций (во-первых, во-вторых; таким образом, значит; кроме того).

Просмотр содержимого документа
«Консультация №3 для учащихся 11 класса.На какие задания нужно обратить внимание при подготовке?»

На какие задания нужно обратить внимание при подготовке?

Задание № 2 требует самостоятельно подобрать пропущенное в микротексте слово. Казалось бы, что здесь может быть сложного? Сам контекст становится основным инструментом подсказки, но в задании есть указание на конкретный морфологический или синтаксический ориентир. Поэтому для того, чтобы беспроблемно решить задание № 2, выпускник в процессе подготовки к экзамену обязательно должен повторить достаточно объёмный учебный материал: разряды предлогов и союзов, разряды частиц, разряды местоимений, группы местоимённых наречий (поэтому, так, там, тут, здесь, тогда), группы вводных конструкций (во-первых, во-вторых; таким образом, значит; кроме того).

При этом важно тренировать и развивать память. При повторении учебного материала ребёнку нужно запомнить очень много информации. Одних разрядов местоимений — девять штук. Не говоря уже о предлогах, союзах и частицах. А есть в русском языке и такое загадочное явление, как паронимы! Это и синонимы, и омонимы одновременно (надеть — одеть, демократичный — демократический). Очень похожие слова, имеющие небольшое отличие в приставке или в суффиксе. Однако за этим отличием стоит разница в значении и, следовательно, в употреблении.



Для качественного выполнения задания № 5 нужно тщательно отработать те паронимы, которые представлены на сайте ФИПИ в виде словника. Имейте в виду, что в заданиях ЕГЭ будут использованы не все паронимы, которые есть в русском языке, а только те, которые перечислены в нём.

Задание № 8 имеет определённую сложность в формате (это так называемое табличное задание на соотнесение) и объективную содержательную сложность. В нём комплексно проверяется знание большинства синтаксических норм современного русского литературного языка и представлен почти весь курс русского языка 8–9-х классов. Только не прямо, а сквозь призму культуры речи.

Задание оказывается очень ценным в прямом смысле слова: за него максимально даётся пять баллов

Большую помощь в выполнении может оказать систематизация всех возможных синтаксических ошибок. Начертите себе в виде памятки таблицу со следующими рубриками: тип синтаксической ошибки, пример с ошибкой, пример с исправленной ошибкой. Если вы регулярно при подготовке к ЕГЭ по русскому языку будете использовать такую таблицу, то в вашей голове сложатся необходимые схемы и стандарты выполнения задания.

Задания № 9–12 объединены темой орфографии. В каждом нужно проанализировать целых 15 или 10 слов с теми или иными орфограммами. Да и непредсказуемая множественность ответов (от двух до четырёх) создаёт трудность.

При выполнении задания № 9 важно не спутать корни с чередованиями с омонимичными корнями. Например, в слове «замирать» есть корень с чередованием. А в «примирять» — корень, проверяемый ударением. То же самое: гореть — горевать, застилать — стилистический.

Кроме того, ни в коем случае в ситуации чёткого различения проверяемых и непроверяемых гласных нельзя считать проверяемыми и проверочными словами такие пары, как, например, патриот — папа, лиловый — лилия, дискуссия — диспут.

При выполнении задания № 10 следует особое внимание обращать на различение по смыслу таких пар слов: непреложный (неоспоримый) — неприложимый (неподходящий), пребывать (находиться где-то) — прибывать (приходить), претворить (в жизнь) — притворить (дверь).



Среди суффиксов, которые вызывают трудность в задании № 11, отмечу глагольные суффиксы. Например, проигрывать, складывать, одолевать, затмевать, продлевать, застревать.

Задание, которому нужно уделить бо́льшее внимание в подготовке, — это задание № 12 (на правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий). Здесь многое по правилам, но также очень много вне правил. Такими исключениями будут слова: приемлемый, незыблемый, неотъемлемый; движимый; мучащий, мучимый; брезжащий. Настоятельно рекомендую запомнить причастия, в которых сохраняется суффикс «-я» от инфинитива. Например: рассеянный, отчаянный, взлелеянный, овеянный.

Задание № 23 многие выпускники почему-то недооценивают, считая, что оно проверяет исключительно знание типов речи. Во-первых, в чистом виде типы речи (повествование, описание или рассуждение) очень редко встречаются. Не случайно работа над заданием № 23 строится на примере текстовых фрагментов. Во-вторых, очень часто в задании присутствует комбинация сразу нескольких типов речи, что отражается в формулировке вариантов ответов. В-третьих, это задание за последние годы стало гораздо шире просто типов речи.

Будьте готовы к самому широкому спектру логических операций при его выполнении:

  • одно предложение указывает на причину (или следствие) того, о чём говорится в другом предложении,

  • одно предложение служит пояснением (или дополнением) для другого предложения,

  • одно предложение противопоставлено по содержанию другому предложению.

Таким образом, только внимательное, глубокое и неоднократное чтение «большого» текста станет важнейшем ориентиром для правильного ответа на это задание.

Задание № 25 проверяет способность видеть в тексте средства связи предложений. Прежде всего нужно системно, в комплексе представлять себе все возможные в русском языке средства связи предложений в тексте. Это и лексические средства (повтор, синонимы, антонимы), и морфологические средства (местоимения различных разрядов, местоимённые наречия, союзы, частицы), и синтаксические средства (вводные конструкции). Во многих примерах задания № 25 встречается сразу несколько средств связи. Это совершенно нормальное явление, которое по большому счёту помогает дать правильный ответ.

Необходимо также помнить, что определить, будет ли то или иное слово средством связи, можно только при совместном, как бы слитном чтении двух соседних предложений — данного (в котором вы хотите обнаружить средство связи) и предыдущего (с которым как раз и устанавливается связь).

И наконец, нельзя не сказать несколько слов о сочинении (задание № 27). Уж слишком велик вес этого вида работы в копилке баллов — почти половина всех баллов. Обратите особое внимание на комментарий проблемы исходного текста. За полноценный комментарий даётся максимально пять баллов. Это ко многому обязывает — даже с точки зрения объёма комментария. Он должен занять в сочинении не менее половины всей работы.

Чтобы получить за комментарий заветные пять баллов, нужно отразить в сочинении следующие элементы:

  • два примера-иллюстрации из исходного текста,

  • пояснения к каждому примеру-иллюстрации,

  • указание на логическую связь приведённых примеров-иллюстраций.

Не надо ничего выдумывать, всё задано в самом исходном тексте. Просто с ним нужно предварительно очень хорошо поработать. Это позволит избежать пересказа — главного врага комментария. Пересказ в сочинении следует свести к минимуму. Заменяйте его значимыми цитатами из текста, расстановкой акцентов, оценочными суждениями, собственным видением ситуации, изложенной в материале.



Будьте осторожны при анализе текста. Помните о различиях в подходах к разбору публицистического и художественного произведений. В публицистическом тексте автор, как правило, не скрывается, он открыто выражает свою позицию. Художественный же текст не столь однозначен, здесь многие смыслы не так очевидны и прозрачны. Автор будто надевает маску, скрывается за тем или иным героем.

Какие ошибки были самыми запоминающимися?

За столько лет работы в комиссии ЕГЭ по русскому языку накопилась большая картотека массовых речевых ошибок. Хочу поделиться с вами лишь некоторой её частью:

  • вторжение разговорных слов и конструкций: под конец хочу сказать…; ему было все равно на…;

  • непонимание значения слов: в этом спрятана цель автора; мы великолепно понимаем…; это позволяет более увидеть…; необычайно важный;

  • плеоназмы: патриот своей родины; наиболее оптимальный; очень прекрасно; очень замечательно;

  • лексическая несочетаемость: оставить раны — нанести след; погибать от болезни — умирать на войне; смена взглядов — изменение времён года; имеет роль — играет значение; автор достигает задачу — решает цель; герой достигает смысла жизни — постигает цель жизни; автор поднимает тему — ставит вопрос — раскрывает проблему; это придаёт цель нам — это задаёт смысл нам; пример доказывает — аргумент (мнение) иллюстрирует; произошла ситуация — имело место событие; совершить произведение — создать поступок; звук птиц — крик машины; во время любви — в течение войны

Нетрудно увидеть, что наибольшую трудность для выпускников представляет именно лексическая сочетаемость — иными словами, употребление слов друг с другом по существующим в языке традициям, устоям, канонам.

Какие рекомендации могу дать выпускникам?

  • Больше подчёркивать, помечать, маркировать данные в контрольных измерительных материалах.

  • Делать перенос ответов в бланк ответов сразу после выполнения того или иного тестового задания.

  • Написать сочинение сначала на черновике.

  • Не превышать значительно объём сочинения, так как увеличение объёма — это всегда риск увеличения количества ошибок.

  • Не употреблять слова и конструкции, в написании которых вы не уверены, действовать согласно правилу «Не знаю — не пишу!».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!