Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Городская гимназия города Димитровграда Ульяновской области»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
на тему «Применение ИКТ на уроках физики»
СЕМЁНЫЧЕВОЙ
Ириной Алексеевной
«Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех».
Б. Пастернак.
«Детская природа требует наглядности». Это требование легко можно удовлетворить информационно-коммуникационными технологиями, которые незаменимы сегодня при создании и проведении нестандартных, интересных уроков, а овладение ИКТ - одна из компетенций учителя.
На современном этапе одно из условий повышения эффективного школьного образования в области физики - технические средства сопровождения учебного материала, базирующихся на компьютерных технологиях, тем более, что кабинет физики оснащен компьютером, мультмедиапроектором, имеется в школе интерактивная доска.
Применение ИКТ на уроках физики позволяет мне:
- создать положительную мотивацию и повысить интерес к предмету;
- визуализировать учебный материал;
- проводить моделирование сложных физических процессов и объектов;
- осуществлять автоматизированный контроль качества знаний;
- реализовывать ЛОО;
- формировать ИКТ-компетентность учащихся.
Первыми на стадии объяснения нового материала были опробованы электронные наглядные пособия «Открытая физикатм1.1»(под редакцией профессора МФТИ С.М. Козела) и «1С: Школа. Физика 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий» (под редакцией Н.К.Ханнанова).
Впечатление ошеломляющее: обычные «болтуны» во время демонстраций видеофрагментов, анимации неотрывно смотрели на экран. Они были увлечены движением, звуком, наглядностью демонстраций таких сложных явлений, как интерференция, дифракция, намагничивание, а после просмотра активно вступали в дискуссию.
В своей практике я применяю имеющиеся учебные электронные издания на различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний; моделирую физические процессы, конструирую виртуальные эксперименты и др.
Среди прочих творческих заданий, учащиеся на компьютере составляют презентации по изучению физических явлений, законов, к некоторым урокам, используя программу Power Point. Такие задания ребята выполняют по желанию, материал для слайдов подбираем вместе с детьми. В нашей медиатеке уже накоплен некоторый материал. Учащиеся берутся за выполнение таких заданий с огромным энтузиазмом, если есть необходимость, я им помогаю. При подготовке дополнительных сообщений, докладов, учащиеся широко используют Интернет, который имеется в нашей школе, и в частности, в кабинете физики.
Количество, да и качество презентаций, приготовленных мною и используемых не только на уроке, но и во внеклассной работе растет.
Использование ИКТ при объяснении материала, закреплении и проверке знаний дает новые методические приемы, которые легко вписываются в стандартную методику ведения урока. Компьютерные технологии позволяют делать рассказ более ярким и интересным, повышают мотивацию учеников к обучению, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно использовать групповую и самостоятельную работу на уроке, делают урок современным, что существенно повышает качество преподаваемого предмета.
Положительным результатом данной работы считаю то, что качество знаний по предмету заметно увеличилось в последние годы.
Литература:
Браверманн Э. В. Как повысить эффективность учебных занятий // Физика в школе, №№ 6,7; 2005.
Браверманн Э. В. Развивающее обучение на занятиях по физике // Физика в школе, № 1, 1998.
Гин А.А. Приемы педагогической техники. М., Вита – Пресс, 2002.
Данильченко Г. Д. Опыт активизации учебной деятельности» // Физика в школе, № 6, 2005.
Данюшенков В. С., Коршунов О. В. Эмоциональные ситуации как средство реализации индивидуально – ориентированного обучения физике // Физика в школе, № 7, 2003.
Долженко Ю. А. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования, Барнаул, АКИПКРО, 2001.
Долженко Ю.А. Методическое сопровождение личностно – ориентированного образования, Барнаул, АКИПКРО, 2003.
Зверев В. А. Учет психологических особенностей учащихся // Физика в школе, № 2, 2005.
Матюшкина А. М. Развитие творческой активности школьников, М., Педагогика, 1991.
Плиген А. А., Баксанский О. Е., Кучер Е. Н. Личностно – ориентированный подход к обучению физике // Физика в школе, № 7, 2003.
Степанов Е. Н. Личностно – ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. М., Творческий центр, 2003.
Убейкин Н. Н. Составляющие учительского мастерства // Физика в школе, № 6, 2004.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М., Прсвещение, 1979.
Якиманская И. С. Личностно – ориентированное образование в современной школе. М.,1996.