СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструктор сочинения.Материал к уроку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструктор сочинения.Материал к уроку»

Конструктор сочинения ЕГЭ 2024

1-й абзац

Формулировка проблемы

  • «………?» Над этим вопросом размышляет автор прочитанного мной текста (ФИО).

  • «……?» Именно эта проблема привлекла внимание автора текста, современного описателя и публициста (ФИО).

  • Прочитанный мною текст писателя... (ФИО) затрагивает важные общечеловеческие вопросы. Что такое...? Над этим вопросом размышляет русский писатель и публицист (ФИО).

  • Обратимся к тексту писателя... (ФИО). В центре внимания автора - проблема... (чего?)

  • Текст ... (ФИО) посвящен одной из наиболее актуальных проблем современности - ... (какой?)

  • Автор текста (ФИО) ставит проблему (чего?) …

  • Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…

  • Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…

  • В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…

2-3 абзац

Комментарий

Два примера - иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы

Первый пример + пояснение к примеру

Второй пример + пояснение к примеру

Для введения в текст сочинения примеров

  • Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, / понять авторскую позицию, обратимся к тексту ФИО.

  • Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли.

  • Для того чтобы лучше раскрыть эту проблему, ФИО повествует о …

  • Автор начинает рассуждения с того, что...

  • Чтобы раскрыть проблему, автор рассуждает о …

  • Автор раскрывает проблему, рассказывая …

  • Чтобы найти ответ на интересующий вопрос, автор изображает /рассказывает нам о …

  • Раскрывая проблему, /размышляя о данной проблеме, автор описывает/рассказывает/показывает/вспоминает/приводит в пример/ анализирует/ противопоставляет...

  • Важной для понимания проблемы является следующая мысль/ситуация:….

  • Исследуя проблемный вопрос, ФИО....вспоминает/ приводит в пример/ рассказывает/ обращается к ...

  • Автор раскрывает понятие … через описание …

  • Анализируя …, следует обратить особое внимание на слова автора: «…».

  • Дополняя свой рассказ, ФИО говорит о том, что...

  • Также автор упоминает о...

  • Также значимыми для раскрытия проблемы произведения являются следующие слова:……

  • Также нельзя не обратить внимание на слова...

  • В продолжении текста мы узнаем, что ….

  • Обратим внимание на следующую мысль:……..

  • Развивая эту тему, писатель утверждает, что ……

  • Рассуждая так, писатель обращает наше внимание на то, что ……

  • Кроме того, автор рассказывает о……

  • Не менее важными в раскрытии проблемы являются слова автора о…..

  • Автор рассказывает историю, произошедшую с ним/в его жизни....

  • В центре внимания автора....

  • Особого внимания заслуживает...

  • Автор не случайно описывает...

  • Далее автор повествует о …

Для пояснения примеров

  • Эти рассуждения подводят нас к выводу о том, что

  • На этом примере видно, как …

  • Это пример убедительно доказывает, что …

  • Благодаря этому мы понимаем, что

  • Из этого описания мы понимаем, …

  • Этим примером автор показывает/доказывает нам, что...

  • Данные строки помогают читателю понять...

  • Данным примером автор показывает…

  • Это свидетельствует о том, что…

  • ФИО убеждает читателя в том, что...

  • Данный фрагмент важен тем, что напоминает читателю о...

  • С помощью данного эпизода ФИО показывает, как....

4 абзац

Связь между примерами

Если примеры связаны причинно-следственной связью

  • Я думаю, что эти события (поступки и др.), связаны как причина и следствие.

  • Приведенные примеры показывают причину и следствие поступков героя.

  • Анализируя эти примеры, мы понимаем причину и следствие изображённых событий.

  • Приведённые примеры помогают выявить причину и следствие происходящего.

Анализ связи

  • Это помогает нам понять, что, поскольку/из-за того что/ в связи с тем что/ вследствие того что/благодаря тому что (1 пример),  (2 пример)

  • В 1 примере автор рассказывает (о чём?), что является причиной последующих за этим явлений/событий, а 2 пример позволяет нам увидеть, к каким результатам/последствиям это привело.

Данный вид смысловой связи помогает автору …

  • подчеркнуть мысль о том, что …

  • отметить важность (чего?) / подчеркнуть, насколько важно …

  • обратить наше внимание (на что?)

  • убедить нас в том, что …

  • напомнить каждому из нас о том, что …

  • глубже понять характер / поступок героя

  • понять переживания / эмоции / тревогу / возмущение автора и т.п.

ПРИМЕР

Приведённые примеры раскрывают причину и следствие происходящего. В первом примере автор рассказывает о неактуальности литературы в обществе будущего, а второй пример  позволяет нам увидеть, к каким последствиям это привело и как отразилось на подрастающем поколении. Указанный вид связи примеров помогает автору убедить нас в том, что без литературы общество деградирует.

Если один пример дополняет другой (они равнозначны)

  • Приведённые примеры дополняют друг друга. Они равнозначны/имеют одинаковый смысл/сходны по смыслу, так как объединены (чем?)/оба демонстрируют (что?).

  • Это событие (характеристика, поступок, поведение и т.п.) дополняет представление о…

Анализ связи

Данный вид смысловой связи помогает автору…

  • дать полную, исчерпывающую информацию (о чём?)

  • создать целостное впечатление от прочитанного

  • создать целостный образ героя

  • создать целостную картину происходящего/событий, где каждый из примеров вносит свой аспект

  • благодаря второму примеру усилить впечатление от прочитанного и т.п.

ПРИМЕР

Эти примеры связаны равнодушием человека к памятникам архитектуры, а значит, и к собственному прошлому, что не может не расстраивать и не пугать. Примеры в тексте приведены так, что от одного примера к другому усиливается чувство отчаяния за содеянное человеком. Второй пример дополняет, усиливает негативные чувства от прочитанного в первом примере, позволяет более точно передать автору не только мысли, но и чувства.

Если примеры противопоставлены

  • Приведённые примеры противопоставлены друг другу. Они показывают разный взгляд (на что?) / отражают противоречия (между чем и чем?) / демонстрируют разницу во взглядах героев и т.п.

  • Мы видим, что, с одной стороны, (1 пример), а с другой стороны, (2 пример).

Анализ связи

Такой вид связи примеров помогает автору …

  • показать, как изменился главный герой / жизнь главного героя

  • с разных сторон охарактеризовать (кого? что? + для чего?)

  • показать, что (событие) делит жизнь героя на «до» и «после»

  • подчеркнуть пропасть, которая разделяет героев

  • раскрыть суть такого явления, как ….

  • отразить противоречивую сущность/природу (кого? чего?)

  • сфокусировать внимание читателя (на чём?)

  • заострить внимание читателя (на чём?)

  • сделать акцент (на чём?)

  • опровергнуть мнение (о чём?)

  • подчеркнуть своё негативное/положительное отношение (к чему?)

  • пробудить в нас чувство (чего?) и т.п.

ПРИМЕР

Противопоставляя эти примеры, автор демонстрирует разное отношение к противнику: одни люди, пережив горечь утрат, жаждут мести и расправы над врагом; другие же способны проявить к нему милосердие. Этот контраст позволяет писателю отразить всю сложность и жестокость военного времени.

Если в тексте используется сравнение

  • Для сравнения автор обращается к ...

  • Автор проводит аналогию между ... и ...

  • Сравнивая (сопоставляя) эти примеры (точки зрения, героев, состояние героя), мы можем увидеть...

  • Сравнение ... и ... позволяет заострить внимание читателя на ...

  • Сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает ...

  • Сопоставление этих примеров позволяет автору показать сложность (неоднозначность) ситуации ...

ПРИМЕР

Автор показывает взгляды героя до посещения выставки и после, и это сравнение помогает читателю осознать главное: мироощущение героя-рассказчика изменилось. После знакомства с удивительный пейзажем, как отмечает писатель, герой открыл для себя истинную красоту мира, которую раньше не замечал и недооценивал. Так писатель приходит к ответу на вопрос, какую роль играет искусство в нашей жизни.

Если примеры связаны уступительной связью

  • Приведённые примеры связаны уступительной связью. Они показывают, что …

а) несмотря на (1 пример), всё же (2 пример) или

б) хотя (1 пример), но (2 пример) или

в) вопреки (1 пример), всё-таки (2 пример) или

г) как бы ни (1 пример), всё равно (2 пример) или

д) сколько ни (1 пример), всё же (2 пример)

Анализ связи

Именно уступительные отношения между фрагментами текста помогают автору (что сделать?)

  • подчеркнуть мысль о том, что …

  • отметить важность (чего?) / подчеркнуть, насколько важно …

  • обратить наше внимание (на что?)

  • заострить внимание (на чём?)

  • сделать акцент (на чём?)

  • убедить нас в том, что …

  • напомнить каждому из нас о том, что …   и т.п.

ПРИМЕР

Приведённые примеры связаны уступительной связью. Мы видим, что хотя у его героя текста было сильное желание познакомиться с воображаемым другом, но он его в силу некоторых причин так и не осуществил. Данный вид связи примеров позволяет автору подчеркнуть, насколько важно действовать своевременно.

5 абзац

Позиция автора

Позиция автора заключается в том, что….

На мой взгляд, автор приходит к следующему выводу: …
Публицист дал ясно понять читателю свою точку зрения на проблему.

Автор подводит читателя к однозначному выводу: …

Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу:…

Позиция автора такова:…

6 абзац

Собственная позиция + её обоснование

Нельзя не согласиться с позицией автора. Действительно, ...

Я разделяю точку зрения автора, поскольку ...

Моя точка зрения совпадает с позицией автора…

Я полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

• Приведу пример из жизни (книги, кино). Краткое описание ситуации. Анализ ситуации. Мини-вывод.

• В случае, если ученик в сочинении не приводит конкретного факта, а просто рассуждает, то возможен вариант: "Если… , то..." или "Чтобы… , надо...". (Например: "Если родители проявляют к своему ребенку внимание и любовь, заботятся о нем, то он вырастет чутким человеком. Повзрослев, он так же будет относиться к другим людям. Если же человек в детстве не получал душевной теплоты от самых близких ему людей, то ему будет трудно научиться любить...").

7 абзац

Заключение

Выводом может быть некий нравственный урок, или мораль, или даже призыв (только без повелительного наклонения!).

Его можно сформулировать так: "Завершая свое рассуждение, отмечу: ______________ (надо; следует; нельзя; было бы хорошо, если бы…; нам надо задуматься о…; каждый из нас может…)".

  • В заключение хочу подчеркнуть…

  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод,…

  • В заключение важно отметить…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!