Учитель: Давайте определим тему занятия - Скажите пожалуйста, о каком природном районе говорит на Всезнайкин? - Самая большая площадь покровного оледенения в четвертичный период, развитые ледниковые формы рельефа. Самые большие ледниковые озера нашей страны расположены здесь. Самый полный набор природных зон от тундры до пустынь умеренного пояса. Самая освоенная человеком территория России. Проживает более 60% населения страны. Самое большое число заповедников России расположены здесь. Какой природный район мы начнем изучать сегодня на уроке? (Восточно-Европейскую равнину). (ответы учащихся) (Определяют тему урока) записывают в тетрадь «Восточно-Европейская (Русская) равнина» - Почему равнину называют Русской? (Ответы учащихся) (Потому что на этой земле испокон веков жили русские). Почему равнину называют Восточно-Европейской? (Ответы учащихся) (Потому что равнина находится на востоке Европы). 3. Целеполагание - Давайте попробуем сформулировать цель урока (ответы учащихся) Исследовать территорию Восточно-Европейской равнины» 4. План урока Как мы будем изучать этот природный район? С чего начнем? Давайте наметим план действий. (Учитель на доску вывешивает план изучения природного района). 1.Физико-географическое положение района 2. Рельеф, полезные ископаемые 3. Климат 4.Внутренние воды Введение в тему Я приглашаю вас в удивительное путешествие, путешествие по одной из величайших равнин на карте мира – Восточно - Европейской. Но для начала найдем равнину на карте. Определите на физической и политико-административной карте границы Восточно-Европейской равнины. Задание на ФГ Ребята работают по следующему плану: 1. Изучить соответствующий материал по учебнику. 2. Составить список географических объектов и терминов. 3. Изучить соответствующий материал по картам в атласе и у доски. 3. Делают отметки в контурных картах. 2 час. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Приветствуем друг друга как жители разных стран. Россия: пожимают друг другу руки. Италия: горячо обнимаются. Бразилия: хлопают друг другу по плечу. Зимбабве: трутся спинами. Македония: здороваются локтями. Никарагуа: касаются плечами. Промежуточный контроль усвоенных знаний в игровой форме А чтобы понять особенности природы, мы начинаем изучать, исследовать территорию Восточно-Европейской равнины. Работать мы будем в командах и перед каждой командой будет поставлена определённая задача, которую необходимо будет решить. Прошу всех серьёзно отнестись к поставленной задаче: - 1 команда – «Картографы» (географическое положение) (Работа с контурными картами станция «Картографы») - 2 команда – «Геологи» (рельеф) (станция «Кроссвордики») - 3 команда – «Климатологи» (климат) (станция «Ребусная) - 4 команда – «Гидрологи» (внутренние воды) (станция «Шапка») Ребята расходятся по станциям. (Задания каждой группе на карточках) (назначить ответственных за выступление) 1 Группа «Картографы» 1) Внимательно посмотрите физическую карту России и определите, на каком материке и в какой части света расположена Россия? 2) Определите какими морями омывается Россия и к бассейну каких океанов они относятся? Покажите их на карте. 3) С какими странами граничит Россия? 2 Группа «Геологи» 1) По тектонической карте определите, какая платформа лежит в основании Русской равнины? 2) Перечислите и покажите на карте все формы рельефа равнины Какая низменность имеет самую низкую абсолютную высоту? (Прикаспийская – 28 м, т. е. на 28 м ниже уровня Мирового океана.). Какие территории имеют наибольшую высоту? (Горы Хибины на Кольском полуострове, они находятся на щите.). 3) Какими полезными ископаемыми богата Русская равнина? 3 Группа «Климатологи» Проанализируйте климатическую карту и ответьте на вопросы: 1) В каких климатических поясах расположена равнина? 2) Какой океан оказывает наибольшее влияние на климат Русской равнины? (Атлантический). 3) Под влиянием каких воздушных масс формируется климат равнины? 4) Посмотрите на показания средних температур и годовое количество осадков в разных городах Русской равнины. Петрозаводск t января - 12ºС, t июля +16ºС, 600мм Москва t января - 10ºС, t июля +18ºС, 550 мм Воронеж t января - 8ºС, t июля +20ºС, 500 мм Уфа t января - 15ºС, t июля +19ºС, 450 мм Волгоград t января - 10ºС, t июля +24ºС, 400мм проследите, в каком направлении изменяются январские и июльские температуры? Сделайте вывод: в каком направлении возрастает континентальность климата? 4 Группа «Гидрологи» 1) Найдите и покажите реки, относящиеся к бассейну Северного Ледовитого океана, к бассейну Атлантического океана, к бассейну внутреннего стока. 2) Какой режим имеют реки Русской равнины? 3) Определите питание рек 4) Почему реки имеют разное направление? 5) Назовите и покажите на карте крупнейшие озёра Русской равнины. 3 час. Выступление команд… |