СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструктор блочной подачи учебного материала с "помогающими зонами".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Блочное погружение в событие 

Просмотр содержимого документа
«Конструктор блочной подачи учебного материала с "помогающими зонами".»



Авторы: учитель географии и биологии МБУ «Школа №25 имени

Заслуженного строителя российской федерации В.М. Саяпина»

Господаренко Ольга Александровна


Конструирование блочной подачи учебного материала

с «помогающими зонами»


Предмет география Общее количество учебных часов (за год) 68 Класс 8


Раздел курса (темы) Восточно-Европейская (Русская) равнина Количество часов 5


  1. Событие: «Восточно-Европейская равнина. Путешествие по Волге»

  2. Цели:

2.1 Предметная:

  • изучить географическое положение Восточно-Европейской (Русской) равнины;

  • изучить Восточно-Европейскую (Русскую) равнину на карте часовых поясов;

  • изучить, как осваивали и изучали территорию Восточно-Европейской (Русской) равнины;

  • изучить современное административно-территориальное устройство Восточно-Европейской (Русской) равнины;

  • закрепить умение сопоставлять и сравнивать карты различного содержания;

  • характеристика отдельных природных компонентов;

  • обобщение ранее изученных знаний;

  • осуществление контроля над усвоением знаний, формирующих ПТК;

  • делать самостоятельные выводы;

  • формирование интереса к географии, воспитание коллективизма, чувства ответственности за результаты своей работы и учебы.


    1. Надпредметные:

  • создание условий для развития дивергентного мышления (ДМ) при выполнении творческих заданий по теме «Восточно-Европейская

(Русская) равнина» (ребусы, рисунки, кроссворды, рассказы, загадки);

  • создание условий для развития эмпатии (Э) через совместную деятельность во время чтения о различных проявлениях любви к природе,

способных вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в научном тексте;

  • развитие функциональной грамотности (ФГ): естественнонаучной, читательской грамотности, глобальные компетенции, креативное

мышление у учащихся 8 класса посредством работы с текстом, библиографическими и интернет-источниками, составления опорного конспекта, работой с картой, составления кластеров, решения ребусов, кроссвордов, заполнения таблиц.


п/п

Основные разделы

Описание содержания

«Помогающая зона» для целевой группы «А»

«Помогающая зона» для целевой группы «С»

Дивергентное мышление (ДМ)

Эмпатия (Э)



1 час.

Приветствую учащихся, создаю благоприятную атмосферу для работы, проверяю готовность учащихся

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.




1.

Стадия «Вовлекающий контент»

«Включение интереса» к деятельности на учебных занятиях у разных групп обучающихся

    1. прием «Притча» (формирование Э)

    2. прием «Я картограф»

    3. прием «Загадки путешественника»

Вступительное слово учителя

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее омертвлю, сжав посильнее руки, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

И это правда, все в твоих руках! От тебя завит как пройдет наш урок, насколько ты будешь внимательным и активным.


Задание на ФГ

Группа детей

получает от учителя рекомендации прочитать дома &29-32 перед погружением.





«Ярким моментом вовлекающего контента стало появление путешественника ВсеЗнайкина под музыку из к/ф «Пираты карибского моря».













Путешественник задает вопросы, на которые ребята дают ответы, используя текст учебника, карты в атласе, ранее полученные знания по географии.

Группа детей

(8 человек) заранее получает задание по разработке «Загадок ВсеЗнайкина» для реализации первого раздела погружения в событие.


Задание на ФГ




















Осуществляет сопровождение и помощь детям группы «А» в нахождении правильных ответов на вопросы викторины от путешественника.


Задание «С» ДМ – 15 мин. «мозговой штурм» -70%

Задание «А» Э – Ответы на вопросы, обсуждение цели и задачи -70%


Задания на функциональную грамотность

Компоненты ФГ


Ч


М


Е-Н

Ф


Г


К-М


Мы знаем, что РФ разделена на природные районы.

- Для чего территорию России разделили на природные районы? (природу такой большой территории как Россия можно хорошо познать, лишь сравнивая между собой ее отдельные части)

- На сколько ФГР разделена территория России? (на девять)

Работа с картой. Показать на физической карте России границы районов.

Эти территории особые природные районы. Они индивидуальны, неповторимы, единственны и прекрасны каждый по-своему. Каждый природный район имеет свои особенности.

+


+

+


+



+


Учитель: сегодня к нам в гости пришел великий путешественник ВсеЗнайкин.


Путешественник: Здравствуйте, я великий путешественник ВсеЗнайкин и сегодня хочу с вами отправиться в увлекательное путешествие по России.

Вы готовы?

Класс: Даааааа

Путешественник: Тогда Пооеееехали!

Вопросы

1. Почему Русская равнина называется также Восточно-Европейской?                                               

2. Перечислите главные реки Русской равнины.                                                                               

3. Каково взаимоотношение между равниной и возвышенностью?                                                

4. Как называется климат Русской равнины?
5. Какие особенности режима рек существуют у рек южной части Русской равнины? Назовите эти реки.
6. Какую роль играют в жизни России расположенные на Русской равнине водохранилища?
7. Правда ли, что город Тамбов является центром Нечерноземья?
8. Какие, на ваш взгляд, положительные результаты дало регулирование речного стока рек Русской равнины?
9. Какова главная опасность для пашен в степной зоне Русской равнины?
10. Москва — порт пяти морей. Какие это моря?

11. Почему Восточно-Европейская равнина называется также Русской?                                              

12. Перечислите основные возвышенности Русской равнины.                                                                 

13. Каково взаимоотношение между равниной и низменностью?                                                      

 14. В каком климатическом поясе расположена Русская равнина?
15. Какие особенности режима рек существуют у рек северной части Русской равнины? Назовите эти реки.
16. Какую роль играют в жизни России расположенные на Русской равнине каналы?
17. Правда ли, что на Русской равнине проживает 60% населения России?
18. Какие, на ваш взгляд, отрицательные результаты дало регулирование речного стока рек Русской равнины?
19. Каков главный вид мелиорации земель на Русской равнине?
20. Назовите природные зоны Русской равнины.

Ответы

1. Потому что она находится на востоке Европы.
2. Северная Двина, Печора, Днепр, Дон, Волга с Окой и Камой (приток Камы — Вятка).
3. Возвышенность — высокая часть равнины.
4. Умеренно-континентальный.
5. Сильно выражено весеннее половодье, так как питание преимущественно снеговое. Волга, Дон.
6. Судоходство, водоснабжение, накопление запасов воды, получение электроэнергии.
7. Неправда.
8. Создание транспортных путей и запасов воды, уменьшение опасности наводнений.
9. Водная и ветровая эрозия почвы.
10. Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское, Черное.

11. Потому что здесь жили и живут русские.
12. Северные Увалы, Тиманский кряж, Валдай, Смоленско-Московская, Средне-Русская, Приволжская.
13. Низменность — низкая часть равнины.
14. В умеренном.
15. Сток относительно более равномерный в течение года, так как дождевые и грунтовые воды играют значительную роль в питании. Печора, Северная Двина.
16. Судоходство, водоснабжение.
17. Правда.
18. Затопление сельхозугодий, нарушение нерестилищ (загрязнение воды, увеличение глубины).
19. На севере равнины — осушение болот, на юге — борьба с водной эрозией.
20. Тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степь, полупустыня, пустыня.

2.

Операционная стадия с «помогающими зонами» Максимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность (интеграция двух видов деятельности: групповой и индивидуальной)

Завершается предметной диагностикой разного формата.

Учитель: Давайте определим тему занятия

- Скажите пожалуйста, о каком природном районе говорит на Всезнайкин?

- Самая большая площадь покровного оледенения в четвертичный период, развитые ледниковые формы рельефа. Самые большие ледниковые озера нашей страны расположены здесь. Самый полный набор природных зон от тундры до пустынь умеренного пояса. Самая освоенная человеком территория России. Проживает более 60% населения страны. Самое большое число заповедников России расположены здесь.

Какой природный район мы начнем изучать сегодня на уроке? (Восточно-Европейскую равнину). (ответы учащихся)

(Определяют тему урока) записывают в тетрадь

«Восточно-Европейская (Русская) равнина»

- Почему равнину называют Русской?

(Ответы учащихся) (Потому что на этой земле испокон веков жили русские).

Почему равнину называют Восточно-Европейской? 

(Ответы учащихся)  (Потому что равнина находится на востоке Европы).

3. Целеполагание

- Давайте попробуем сформулировать цель урока (ответы учащихся)

Исследовать территорию Восточно-Европейской равнины»

4. План урока

Как мы будем изучать этот природный район? С чего начнем? 

Давайте наметим план действий. (Учитель на доску вывешивает план изучения природного района).

1.Физико-географическое положение района

2. Рельеф, полезные ископаемые

3. Климат

4.Внутренние воды

Введение в тему

Я приглашаю вас в удивительное путешествие, путешествие по одной из величайших равнин на карте мира – Восточно - Европейской. Но для начала найдем равнину на карте. Определите на физической и политико-административной карте границы Восточно-Европейской равнины.


Задание на ФГ

Ребята работают по следующему плану:

  1. 1. Изучить соответствующий материал по учебнику.

  2. 2. Составить список географических объектов и терминов.

  3. 3. Изучить соответствующий материал по картам в атласе и у доски.

  4. 3. Делают отметки в контурных картах.


2 час.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Приветствуем друг друга как жители разных стран.

Россия: пожимают  друг другу руки.

Италия: горячо обнимаются.

Бразилия: хлопают друг другу по плечу.

Зимбабве: трутся спинами.

Македония: здороваются локтями.

Никарагуа: касаются плечами.

Промежуточный контроль усвоенных знаний в игровой форме


А чтобы понять особенности природы, мы начинаем изучать, исследовать территорию Восточно-Европейской равнины. Работать мы будем в командах и перед каждой командой будет поставлена определённая задача, которую необходимо будет решить. Прошу всех серьёзно отнестись к поставленной задаче:

- 1 команда – «Картографы» (географическое положение) (Работа с контурными картами станция «Картографы»)

- 2 команда – «Геологи» (рельеф) (станция «Кроссвордики»)

- 3 команда – «Климатологи» (климат) (станция «Ребусная)

- 4 команда – «Гидрологи» (внутренние воды) (станция «Шапка»)

Ребята расходятся по станциям.

(Задания каждой группе на карточках) (назначить ответственных за выступление)

1 Группа «Картографы»

1) Внимательно посмотрите физическую карту России и определите, на каком материке и в какой части света расположена Россия?

2) Определите какими морями омывается Россия и к бассейну каких океанов они относятся? Покажите их на карте.

3)  С какими странами граничит Россия?

  1. 2 Группа «Геологи»

1) По тектонической карте определите, какая платформа лежит в основании Русской равнины?

2) Перечислите и покажите на карте все формы рельефа равнины

  1. Какая низменность имеет самую низкую абсолютную высоту? (Прикаспийская – 28 м, т. е. на 28 м ниже уровня Мирового океана.).

  2. Какие территории имеют наибольшую высоту? (Горы Хибины на Кольском полуострове, они находятся на щите.).

  3. 3) Какими полезными ископаемыми богата Русская равнина?

3 Группа «Климатологи»

Проанализируйте климатическую карту и ответьте на вопросы:

  1. 1) В каких климатических поясах расположена равнина?

2) Какой океан оказывает наибольшее влияние на климат Русской равнины? (Атлантический).

3) Под влиянием каких воздушных масс формируется климат равнины?

4) Посмотрите на показания средних температур и годовое количество осадков в разных городах Русской равнины.

Петрозаводск t января - 12ºС, t июля +16ºС, 600мм

Москва t января - 10ºС, t июля +18ºС, 550 мм

Воронеж t января - 8ºС, t июля +20ºС, 500 мм

Уфа t января - 15ºС, t июля +19ºС, 450 мм

Волгоград t января - 10ºС, t июля +24ºС, 400мм

проследите, в каком направлении изменяются январские и июльские температуры? Сделайте вывод: в каком направлении возрастает континентальность климата?

4 Группа «Гидрологи»

1) Найдите и покажите реки, относящиеся к бассейну Северного Ледовитого океана,

к бассейну Атлантического океана,

к бассейну внутреннего стока.

2) Какой режим имеют реки Русской равнины?

3) Определите питание рек

4) Почему реки имеют разное направление?

5) Назовите и покажите на карте крупнейшие озёра Русской равнины.

3 час.

Выступление команд…


Определяют тему занятия, отвечают на вопросы, пытаются сформулировать цели и задачи.


Задание на ФГ


Изучают соответствующий материал по учебнику.

Составляют список географических объектов и терминов.

Изучают соответствующий материал по картам в атласе и у доски.

Делают отметки в контурных картах.
























Дети делятся на 4 команды. Получают чек-лист с маршрутом движения по станциям. Двигаются по маршруту. Выполняют задания соответственно станции. Готовят выступление своей команды.


















Определяют тему занятия, отвечают на вопросы, формулируют цели и задачи.

Разрабатывают план действий.

Помогают группе «А» с формулировкой цели занятия.


Задание на ФГ


Изучают соответствующий материал по учебнику.

Составляют список географических объектов и терминов.

Изучают соответствующий материал по картам в атласе и у доски.

Делают отметки в контурных картах.

Отвечают на вопросы учителя.

Готовят проверочные карточки для детей группы «А»












4 детей, методом жеребьевки, получают материал от учителя становятся контролерами станций.

Дети группы «С» делятся по 1 на 4 команды с детьми группы «А». Возглавляют ее. Получают чек-лист с маршрутом движения по станциям. Двигаются по маршруту. Выполняют задания соответственно станции. Направляют членов своей команды. Готовят выступление команды.


































Задания «С» ДМ – Обобщение характеристик и их сравнение, формирование определения, фиксирование информации в различных формах

90%


Задания «А»

ДМ – Выбор оптимального способа решения задания

60-80 %


Задания «С»

ДМ – Активно участвуют в проведении контроля -

80-90%


Задания «А»

Э – Возможность проявить себя, задать вопросы и ответить на них -30 - 40%


Задания «С»

Э – Осознание важности работы каждого, оказание помощи - 40-60%


Задания «А»

Э – Осознание важности работы в группе 40%


Задание «А» и «С»

Э – Умение адекватно воспринимать оценку своего труда 30-50%

3.

Стадия «аналитическое завершение»:

а) КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ

конструирование ребёнком итоговой обобщающей опорной схемы всего блока в любом удобном для него формате

4 час.

Включение в систему знаний и повторение (взаимопроверка)

Все ребята оформляют записи в рабочих тетрадях:

Оформляют таблицы;

Кластеры;

Отвечают на вопросы онлайн викторины по ссылке: https://learningapps.org/1857118


(узнать результаты, поднимите руку кто получил оценки 4 и 5)

25-30 баллов – оценка 5, 18-24 баллов – оценка 4.


Задание на ФГ

Давайте теперь попробуем применить ваши новые знания на практике. Я предлагаю вам выполнить задание «Вставь пропущенные слова»

1. Русская равнина расположена в …………………..части РФ

2. В её основании лежит ……………….платформа.

3. Самую низкую абсолютную высоту имеет ……………….низменность

  1. Равнина омывается морями ……………….. и …………………..океанов

  2. Наибольшее влияние на климат Русской равнины оказывает ………………..океан.

  3. Реки равнины имеют режим с ……………………половодьем и …………….питание.

Домашнее задание:

&29-32 читать, пересказ. Контурная карта стр. 7,8,9 и 12

Все ребята оформляют записи в рабочих тетрадях:

Оформляют таблицы;

Кластеры;

Отвечают на вопросы онлайн викторины по ссылке: https://learningapps.org/1857118













Задание на ФГ

Все ребята оформляют записи в рабочих тетрадях:

Оформляют таблицы;

Кластеры;

Отвечают на вопросы онлайн викторины по ссылке: https://learningapps.org/1857118

Помогают оформить рабочие тетради и контурные карты детям группы «А».

Задания «А»


Дополнительную информацию зарисовывают в качестве домашнего задания в контурных картах

ДМ – 70-80%


Задание «С»

Учащиеся заимствуют идеи одноклассников, помогают более слабым, направляют их.

Э – 80%

б) РЕФЛЕКСИЯ ребенком собственной деятельности

5 час.

Каждый ученик анонимно оценивает свое участие: «Оцени собственное участие, активность в данном погружении по 10-балльной шкале …» (заполняет полученные карточки)

Опиши, с какими трудностями ты встретился во время погружения.

Выдели, какие из них тебе удалось преодолеть.

Как ты их преодолевал?

Каждый ученик анонимно оценивает свое участие: «Оцени собственное участие, активность в данном погружении по 10-балльной шкале …»


Описывают, с какими трудностями встретились во время погружения.

Выделили, какие из них удалось преодолеть.

Как их преодолевал?

Каждый ученик анонимно оценивает свое участие: «Оцени собственное участие, активность в данном погружении по 10-балльной шкале …»


Описывают, с какими трудностями встретились во время погружения.

Выделили, какие из них удалось преодолеть.

Как их преодолевал?



в) ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ от ребенка (его мнение о тематическом блоке).

Обратная связь по ссылке:

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe2wwRntNR3Jsny-lzuBwy6tThZXNxE5FHZLTmdM5JOXa77pQ/viewform?usp=sf_link



Обратная связь по ссылке:


Обратная связь по ссылке:





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!