СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструктивные принципы адыгского этикета

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глубокое изучение адыгского этикета.Приобщение к культуре адыгов

Просмотр содержимого документа
«Конструктивные принципы адыгского этикета»



Министерство образования и науки Республики Адыгея

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Адыгея

«Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея»





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА «ОТЕЧЕСТВО»

Тема: «Конструктивные принципы адыгского этикета»







Руководитель: Атласкирова Ася Заурбековна























а. Ходзь 2023 г.



Введение

Конструктивные принципы адыгского этикета.

Принципы адыгского этикета.

Принцип скромности и толерантности.

Принцип почитания старших.

Принцип гостеприимства.

Принцип почитания женщин.

Вывод.
Литература.





















Введение

Гипотеза: Этикет адыгов – образец для других народов свода неписаных правил поведения.


Цели:

  1. Более глубокое изучение принципов адыгского этикета.

  2. Наглядная демонстрация совокупности лучших нравственных норм, своего рода нравственного закона адыгов, то есть предписание, относительно того, как человек должен вести себя дома и в обществе.

Задачи:

  1. Знакомство с дополнительной литературой по теме.

  2. Более подробное знакомство с принципами адыгского этикета.

  3. Приобщение к культуре адыгов.

Конструктивные принципы адыгского этикета


В исследовательской работе по краеведению "Конструктивные принципы адыгского этикета" изложены теоретические сведения об этикете, который существует в культурной и бытовой жизни адыгов на протяжении многих поколений. В работе рассмотрены принципы адыгского этикета, принцип скромности и толерантности, почитания женщин и старших людей, гостеприимства.

В предложенном проекте по краеведению "Конструктивные принципы адыгского этикета" автором были изучены различные источники по исследуемой теме, дано описание традиционных исторических принципов адыгского этикета, грамотно сформулированы цели и задачи исследовательского проекта.

Нынешнее состояние Черкесии вызывает у нас в памяти представление о цивилизации времен первых королей в Германии и Франции. Это образец феодальной, рыцарской, средневековой аристократии, или героической аристократии в античной Греции. Дюбуа де Монпере.


Принципы адыгского этикета

Этикет - ядро, организующий центр традиционно-бытовой культуры общения. Этикет не существует вне времени и пространства - это всегда этикет какого-нибудь народа, общества, класса...

Адыгэ - самоназвание ряда этнических групп, населяющих Кавказ,- кабардинцев, черкесов, адыгейцев. Их языки имеют некоторые различия, прежде всего в фонетике и лексике, что, однако, не является серьёзным препятствием для общения.

Адыгский этикет представляет собой составную часть свода неписаных законов (обычаев), известных под названием «адыгэ хабзэ». И по сей день «адыгэ хабзэ» оказывает влияние на поведение людей, на их психологию, на отношение к социальной действительности.

Адыгский этикет строится на нескольких принципах. Рассмотрим их подробно.


Принцип скромности и толерантности

Скромность и толерантность (терпимость, снисходительность) -моральные ценности общечеловеческого характера. Грубым нарушением этикета считался разговор мужчины о собственных достоинствах и вообще о своей персоне. К запрету на хвастовство примыкает запрет на похвалу детей родителями и вообще всякий разговор о них. Всякого, кто заводил разговор о достоинствах дочери или сына, высмеивали, считали бестактным в высшей мере. Если хвалят парня или девушку, присутствующие при этом родители считают своим долгом прервать говорящего: выслушивать такое приятно, но неприлично. Категории ц1ыхугъэ (человечность), адыгагъэ (адыгство) обязывали щадить самолюбие другого человека, по мере возможности доставлять ему меньше неудобств и стойко, без жалоб, переносить неудобства, причиняемые собственной персоне. Запрещалось (по крайней мере, в течение 2-3 дней) расспрашивать гостя о том, кто он таков, откуда и куда держит путь; ограничивались, как правило, расспросами общего характера (о новостях, о здоровье и т.п.). Рыцарский этикет, как известно, обязывает мужественно переносить страдания, не доставляя хлопот окружающим.

Принцип почитания старших

В семье и за её пределами он сильно сказывается на поведении младших. Вообще люди пожилые, независимо от статуса и пола, находятся на особом положении, благодаря чему старость находит себе защиту от одиночества, насмешек. Младшим в присутствии старших вменяется в долг проявлять скромность; хвастовство, бахвальство и вообще какие-либо пространные речи о своей персоне считается грубым нарушением этикета. Молодой человек всем видом должен выражать внимание, уважение к старшему, готовность выполнить любое его поручение.Такая установка исключает возможность держать руки в карманах, ерзать на стуле, поворачиваться к другим спиной, чесать затылок, нос, курить, жевать, подпирать щеку или лоб рукой, имеются специальные вежливо-скромные формулы для обращения к старшим, для выражения им благодарности, особым правилам подчиняется размещение старших и младших в пространстве и т.п.И еще одна деталь: старший в окружении младших может говорить с почти полной уверенностью, что его слова будут выслушаны со вниманием и почитанием, даже в том случае, когда они идут вразрез с действительным положением вещей или с планами, ожиданиями младших. В прошлом мужчина, идущий один по улице, должен был держаться в левой стороне дороги, символически уступая правую, почетную сторону старшему в роде (если таковой имеется). Младшему строго воспрещалось окликать старшего. Чтобы привлечь внимание старшего, нужно было войти в поле зрения последнего и затем уже обращаться к нему.



Принцип гостеприимства

Гостеприимство - обычай, берущий свое начало в глубокой древности. Он был и остается, в той или иной мере, обычаем всех народов земного шара.
Рыцари средневековой Франции, Германии, Испании, Японии, также точно как и рыцари феодальной Черкесии, подвергали насмешкам, изгоняли из своего общества всякого, кто был едва заподозрен в скупости. Исключительная щедрость адыгов всегда привлекала внимание исследователей. Гостеприимство черкесов широко известно и описано как в дореволюционной, так и послереволюционной литературе. Его не следует смешивать с куначеством - правом покровительства и защиты. У адыгов, насколько можно судить по эпосу, гостеприимство поощрялось языческими богами. Они сами показывали пример гостеприимства, приглашая на свои пиршества выдающихся людей. Прием и угощение гостя - одна из форм приобретения псапэ. Последнее надо понимать не просто как добро или добродетель, но как особую реакцию благорасположения и отпущения грехов Богом. Стало быть, нарушать принцип гостеприимства грешно. Сверх того, соблюдение принципа гостеприимства строго контролировалось общественным мнением. И в настоящее время ведущую роль в поддержании гостеприимства играет мнение общественности: соседей, знакомых, родственников, самих гостей.

Гостеприимство всегда занимало важное место в быту адыгов. Оно стимулировало и облегчало передачу культуры от одного поколения к другому. Наконец, гостеприимство способствовало трансляции и освоению культурных ценностей других, прежде всего соседних, народов. Можно поэтому согласиться с тем, что кунацкая - своего рода общественное учреждение, принадлежавшее первоначально всей общине.В настоящее время, уступив свои функции другим социальным институтам и учреждениям, гостеприимство утратило свое былое общественное значение, стало менее изысканным и пышным, более глубоким и обобщенным.

Принцип почитания женщин

Значение многих адыгских пословиц посвященных женщине, с течением времени расширилось. Оно стало концентрированным выражением рыцарского отношения к женщине, реализующего в целом ряде стандартов общения, фиксированных в этикете. Помочь женщине в беде, выполнить по возможности всякую её просьбу, оберегать её - долг чести каждого мужчины. Люди, хорошо знающие быт, культуру, национальную психологию адыгов, не раз наблюдали этот принцип в действии. Того, кто нарушал его, осуждали, строго наказывали.

В эпоху позднего средневековья среди европейских и отчасти азиатских стран было широко распространено мнение, что женщины феодальной Черкесии самые красивые в мире.

По обычаям адыгов мужчина должен был всячески оберегать женщину, помогать ей. Например, если женщина колет дрова, то всякий проходящий мимо мужчина обязан был предложить свои услуги. То же касается и всех других случаев, когда женщина выполняет тяжёлую, «мужскую» работу. Просьба женщины о помощи обычно выполнялась мужчиной беспрекословно. Величайшим позором считалось ссора или брань в её присутствии.Женщина могла приостановить любые действия мужчин, стоило ей только сказать и прикоснуться правой рукой к платку на голове. Самые непримиримые враги прекращали сражение, если женщина, сорвав платок, бросала его между ними. Этикет предписывал мужчине обходиться с женой вежливо и обходительно; делом чести всякого мужчины считалось создание условий, при которых жена могла бы одеваться прилично, со вкусом. Если муж притеснял жену, она собирала свои вещи, уходила к родителям и возвращалась только после заверений супруга и его родственников в том, что это не повториться. К числу образцов рыцарства можно отнести и обычай вставать при виде женщины. Почтенные старики восьмидесяти, девяноста, а то и ста лет чинно поднимаются, когда по улице проходят женщины, которым нет и тридцати. До самого последнего времени сохранялся обычай, по которому всадник, встретив в пути женщину, спешивался и провожал её до места назначения, на время оставив свои дела, какими бы важными они ни были. Адыгский этикет освобождается от многих устаревших норм и ограничений. Процесс этот сложный, подчас драматический; он чреват забвением многих ценностей, идей и идеалов. Но это лишь досужие разговоры людей, не желающих или не умеющих разобраться в существе преобразований, происходящих в культуре народов нашей страны. В этикете адыгов живут и получают дальнейшее развитие красивые, добрые традиции, восхищавшие в своё время европейцев. Проблема адыгского этикета, таким образом, выходит за рамки собственно научного рассмотрения. Исследования в этой области могут служить важным подспорьем для установления наиболее оптимальных режимов воспитания подрастающего поколения. Адыгский этикет ещё далеко не исчерпал свои возможности в плане развития культуры отдельной личности и этноса в целом.

Вывод

Адыгский этикет - это духовно исторический феномен, ключевое понятие, на котором строится концепция национального сознания и самосознания адыгов. Многие народы, восхищаясь адыгским этикетом, брали на вооружение некоторые из принципов адыгского этикета, внедряя их в свою жизнь.






Литература

  1. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Книжное издательство «Эльбрус», Нальчик, 1978, 160 с.

  2. Адыгский этикет в оценке российских и европейских авторов.

  3. Адыгские обычаи. Исторический аспект.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!