СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструктивная деятельность как средство сенсорного развития детей ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструирование как особый вид продуктивной деятельности возникает лишь на определенной ступени развития психики и находится в зависимости от уровня восприятия, мышления, игровой деятельности и степени речевого развития ребенка. Раннее органическое поражение центральной нервной системы, происходящее чаще всего во внутриутробный период и приводит к умственной отсталости, определяя весь ход психофизического развития ребенка. Развитие ребенка имеет немало специфических особенностей в сфере усвоения им социального опыта.

Просмотр содержимого документа
«Конструктивная деятельность как средство сенсорного развития детей ОВЗ.»

КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

 

Конструирование как особый вид продуктивной деятельности возникает лишь на определенной ступени развития психики и находится в зависимости от уровня восприятия, мышления, игровой деятельности и степени речевого развития ребенка. Раннее органическое поражение центральной нервной системы, происходящее чаще всего во внутриутробный период и приводит к умственной отсталости, определяя весь ход психофизического развития ребенка. Развитие ребенка имеет немало специфических особенностей в сфере усвоения им социального опыта.

Как указывается в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца развитие сенсорных эталонов происходит в присущей детям деятельности такой, как конструирование.

А.Н. Давидчук дает следующее определение понятию «конструирование»: «Конструирование (от латинского слова construere – построение) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов».

Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов и способы их соединения.

Конструктивная деятельность значительно расширяет содержание сенсорного воспитания, поскольку во время занятий дети существенно углубляют свои познания о различных свойствах предметов.

Процесс конструирования позволяет получать более полные представления о разнообразных свойствах деталей конструктора. Умение выделять отдельные детали из сложного целого формируется у детей не сразу и требует специального обучения. Учащихся обучают таким умениям на очень простых постройках, детей среднего и старшего школьного возраста – на более сложных. В ходе формирования этих умений происходят существенные сдвиги в развитии восприятия ребенка – у него развивается способность к точному расчленению сложного целого на отдельные элементы.

Конструктивная деятельность требует от ребенка умения не только выделять отдельные детали из сложного целого, но и устанавливать пространственное положение одной детали относительно других. Если ребенка не научить этому, он будет делать грубые ошибки в конструировании.

В ходе конструктивной деятельности ребенок сталкивается еще с одним важным качеством предметов – с их строением – с особенностями пространственного расположения основных частей. Если ребенок не умеет выделять основные части предмета и определять, как они пространственно расположены относительно друг друга, то его конструкторская деятельность будет затруднена. Еще до процесса конструирования детей следует ознакомить с основными деталями.

Действуя с элементами наборов, необученные дети с нарушением интеллекта чаще всего бесцельно перекладывают их с одного места на другое, хаотически нагромождают друг на друга, сооружают бесформенные постройки, которые не имеют предметного содержания и никак не объясняются самими детьми. Таким сооружениям свойственна, как правило, крайняя неустойчивость, они с грохотом рассыпаются, вызывая у детей с нарушением интеллекта чаще всего неадекватную радостную реакцию. Надо сказать, что некоторые из них специально разбивают постройки, радуясь моменту разрушения. Эти признаки характерны для первых занятий по конструированию, в последующем они бережно относятся к своим моделям, и сами просят их не ломать.

Характеризуя конструктивные действия необученных детей с нарушением интеллекта, нельзя не обратить внимания на наличие действий, которые не только не направлены на получение продуктивно-предметного результата, но которые по своей сущности противоречат конструктивным свойствам строительных материалов. К их числу относятся облизывание, покусывание, постукивание об стол и так далее. Чаще всего стремление ребенка с нарушением интеллекта схватить, завладеть строительными деталями, продиктовано яркой окраской, необычностью материалов или тем, что эти предметы находятся в руках другого ребенка.

Поэтому первостепенной задачей предстоящего обучения детей с нарушением интеллекта конструированию является формирование у них интереса к деятельности. Эта работа осуществляется по двум направлениям. Одно заключается в формировании у ребенка интереса к продукту деятельности, в результате чего у него появляется направленность на получение продуктивного результата своего труда. Другое направление заключается в создании условий для того, чтобы сделать для ребенка интересным процесс деятельности, чтобы у него возникла увлеченность самим ходом выполнения заданий.

Поэтому сенсорное воспитание детей с нарушением интеллекта в процессе конструирования должно быть направлено, с одной стороны, на ознакомление их с пространственными свойствами: формами, относительностью величины, изменчивостью расположения в пространстве, а с другой стороны – на формирование действий восприятия, обучения детей способам определения этих свойств в реальных предметах.

Первая группа – трудности, связанные с несформированностью зрительного восприятия.

Роль зрительного восприятия в конструктивной деятельности велика: чтобы воссоздать целостный конструктивный образ предмета, ребенок должен воспринимать признаки и свойства конструктивных особенностей этого предмета (формы, пропорции, пространственное расположение элементов, составляющих целое).

При нарушениях зрительного восприятия «страдают» такие его свойства, как:

– предметность, что часто приводит к схематизму зрительных образов, фрагментарности восприятия, следствием которой является неполное и неточное отображение в сознании ребенка внешнего мира;

– константность, что приводит к затруднениям в определении местоположения;

– обобщенность, что снижает возможность вычленять в объекте существенные признаки, так как внимание фиксируется на случайных элементах.

Вторая группа – трудности, связанные с нарушением тонкой моторики и зрительно-моторных координаций.

Третья группа – трудности, связанные с недостаточным развитием мыслительной деятельности и индивидуально – психологическими особенностями личности детей с недостатком зрения.

Недостаточное развитие мыслительной деятельности приводит к тому, что дети сталкиваются с трудностями в обследовании образца, плохо запоминают схемы, испытывают сложности в словесном описании предмета и предварительном планировании своих действий. В основе этих трудностей лежит неразвитость таких операций, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и так далее.

Л.И. Плаксина разработала методические рекомендации по проведению коррекционной работы в разных видах детской деятельности, в том числе и в конструировании:

1. Специфическая особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка, а то, что интересно, хорошо усваивается (принцип мотивации).

2. Конструктивная деятельность с геометрическими телами позволяет познавать их цвет, форму, размер, совершенствовать восприятия пространственных отношений, так как конструирование – это процесс сооружения таких построек, где используются разные формы, в которых по-разному расположены элементы, и они по-разному соединяются вместе.

3. Процесс конструирования происходит на основе восприятия (система перцептивных действий), главную роль здесь играют движение руки и глаз. В процессе такой предметно – практической деятельности формируется единая система «глаза – рука». Развивается адекватное взаимодействие глаз и руки, точность движения руки под зрительным контролем, то есть формируется зрительная сенсомоторная координация, а также связь между глазомером и двигательной памятью.

Данные рекомендации выделены на основе понимания и осознания трудностей, которые возникают у детей при конструировании:

1. Несформированность зрительного восприятия (зрительного внимания).

2. Несформированность пространственной ориентировки.

3. Неразвитость тонкой моторики.

4. Недостаточность развития мыслительной деятельности.

В соответствии с возникающими проблемами, в процессе конструирования выделяют следующие коррекционные задачи:

1. Развивать зрительно–моторную координацию (глаза – рука).

2. Развивать глазодвигательные функции, фиксацию взора.

3. Учить соотносить формы объемных предметов с заданными эталонами.

4. Учить делить сложную форму на составные части.

5. Развивать глазомер, учить соотносить размеры объектов, расстояние между ними, определять местоположение деталей объектов.

6. Развитие представления о трехмерности пространства.

7. Развивать анализирующее восприятие: обучать способам анализа, сравнения, группировки, классификации.

8. Развивать словесную ориентацию.

9. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Все это свидетельствует об огромных потенциальных возможностях, которые содержатся в конструктивной деятельности. Анализируя разработанную в специальной педагогике проблему обучения конструированию детей с нарушением интеллекта можно сделать вывод, что все авторы указывают на позитивное влияние конструктивной деятельности на ход психического развития аномального ребенка. Ученые утверждают, что обучение конструированию должно вестись с учетом особенностей развития аномальных детей, что в процессе целенаправленного обучения конструированию появляется возможность коррекционного влияния на ход психического развития аномальных детей в более ранние возрастные периоды, что существенно облегчает их дальнейшее обучение в школе.

В целом, резюмируя, можно сделать следующие краткие выводы:

Процесс конструирования способствует появлению новых знаний в различных областях окружающего мира, совершенствует запас знаний и навыков, стимулирует фантазию и творческую инициативу, содействует значительному улучшению общей и мелкой моторики, улучшает способность самостоятельных умозаключений, помогает укреплению принципов дисциплины и порядка, положительно влияет на социальный климат группы, способствует развитию самостоятельности личности, обогащает социальные связи, развивает чувство собственного достоинства, уверенности в себе, способствует развитию речи.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.        Авдеева Н. И., Елагина М.Г., Мещерякова СЮ. Психологические основы формирования личности. - М., 1986.

2.        Адилоаа М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста //Дефектология. - 1988. - № 4.

3.        Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. /Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.

4.        Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.

5.        Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1991.

6.        Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития.— М.,1972.

7.        Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.

8.        Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с задержкой психического развития //Дефектология. - 1986. - №4.

Конец формы

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!