-Послушайте стихотворение Галины Новицкой про дождик, которое называется «Дождик». Мокнет ёжик, мокнет птичка, Мокнет в поле электричка, Мокнут ветки и соседки: Не успели до беседки. Мокнут зонтики и шляпы, Мокнут чьи-то мамы, папы, Мокнут лавочки, ограды. Лишь лягушки очень рады: В лужах скачут, песни пляшут, И зелёным флагом машут… - Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение, грустное или весёлое? (Грустное.) Почему?( Дождь льёт день и ночь. Мокнут птенчики, электрички, мамы, папы. Весёлое, потому что лягушки рады) -А всегда дождь вызывает грустное настроение? ( Дети рассказывают о том какую пользу приносит дождь, весенний летний-поливает траву, освежает воздух в жару, осенью - грибная пора.) -Ребята, а вы знаете, откуда берётся дождь? (Из тучи) -А как дождик попадает в тучу? ( Не знаем) -Я покажу вам видео с экспериментом первоклассников в котором они рассказывают о явлении, из-за которого вода попадает в тучи. -Тоже происходит на поверхности земли. Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озёр, океанов, но и с суши. -Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако. -Давайте посмотрим об этом мультфильм «Круговорот воды в природе» (На доску прикрепляется карточка со словом облако) -Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча. (На доску прикрепляется карточка со словом туча) -Нижний край тучи становится тёмным от крупных капелек, которые не могут держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём. (На доску прикрепляется карточка со словом дождь) -Ребята, посмотрите, как образуются тучи и осадки. Работа в парах: опыт №1 Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце. Учитель поясняет все действия. -Ребята, представьте, что у нас в блюдце маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь. - Вот так появляется дождь. Работа в группах: -Прочитайте первое задание на с. 36 учебника. Обсудите в группах. (Учитель выслушивает ответы нескольких групп) -Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87 Почему так назвали дожди? (Ливень, или проливной дождь. Говорят, льёт как из ведра. Ситничек – мелкий дождь как из сита. Косой дождь, или косохлёст) -Прочитайте второе задание на с. 36 учебника. Обсудите в группах. (Учитель выслушивает ответы нескольких групп) -Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87 -Что же такое туча? (Тёмное густое облако) -Из чего состоят тучи? (Их тяжёлых капель воды) - Почему они падают? (Капельки тяжёлые и не могут долго держаться на небе. Они падают и образуют дождь.) Физминутка -Ребята, а вы задумывались, кто гонит облака в небе? -Что такое ветер? (Это движущийся воздух.) Работа в группах: -Прочитайте третье задание на с. 36 учебника. Обсудите в группах. (Учитель выслушивает ответы нескольких групп) -Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87 - Ребята, а мы можем сами получить ветер? Опыт №2 Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете? (Ветер) -Откуда он взялся? (Мы заставили рукой двигаться воздух) Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть. Для этого достаточно поставить на пути ветра преграду, что будет достаточно легкой для того, что бы ветер мог ее сдуть. -Прочитайте четвёртое задание на с. 37 учебника. (Учитель выслушивает ответы нескольких учеников) -Проверим себя, правильно ответили на вопрос. Прочитайте текст на с. 87 - Ребята, а вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит ветер. (Обрывает провода, срывает крыши с домов…) |