2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы Задача: сформулировать тему и задачи урока. . | Словесный (беседа); Наглядные методы (демонстрация). Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности создание ситуации успеха, поощрение, . . | - Ребята, а вы любите путешествовать? - Предлагаю вам сегодня совершить путешествие в удивительную страну, которая называется «Волшебные чары музыки» где мы узнаем много интересного об музыкальном искусстве. - На каком виде транспорта можно отправиться в путешествие? (самолет, машина, поезд) Но сегодня мы отправимся в путешествие на прекрасном и большом дирижабле. Рассаживайтесь поудобнее. Поднимите руку, кто готов. Тогда, в путь! -А вы знаете, кого называют Музой?(Ответы детей) -Муза — волшебница, добрая фея, которая очень хорошо знает страну Музыкальная сказка» Муза принесла свиток, давайте прочитаем, что на нем написано.(Тема урока на свитке) Ребята, как вы думаете, мы много знаем о музыке? Ребята, если мы только начинаем наше знакомство с миром музыки, что нам нужно будет узнать на уроке? В это вам помогут опорные слова: Познакомится …... Узнать..... Задачи: Узнать историю возникновения музыки. Познакомиться с музыкальным произведением. Разучить песню. Вот мы с вами и прибыли в волшебную страну., в этой стране, ребята, мы познакомимся с историей возникновения музыки, познакомимся с музыкальными произведениями великих людей, также узнаем много особенностей музыкального искусства,а ближе к концу урока , даже, начнем разучивать песню. | Проявляют личностные УУД: интерес к теме урока, к музыке. Проявляют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи. познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Проявляют коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3.Решение проблемы Задача: Решить устную задачу и обсудить ее решение, узнать историю возникновения музыки, познакомиться с ее собенностями. | По источнику получения знаний: Словесные: рассказ, беседа Наглядные: демонстрация, По уровню включения в продуктивную деятельность: частично - поисковый Методы организации учебно-познавательной деятельности: Словесные: Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха | - Ребята, Муза предлагает приступить к решению задач урока. Для начала познакомимся с историей возникновения музыки. Для этого заглянем в далекое прошлое...Сейчас я Вам расскажу интересную сказку о зараждении музыки в этой замечательной стране, а вы внимательно слушайте и ответьте на следующие вопросы: О чем сказка? Что вам больше всего понравилось или запомнилось в сказке? Каких героев вы встретили в сказке? Слайд № 2 «Путешествие в прошлое» Вот представьте на мгновение: жили-были люди древние... Мимо мамонты шагали, в чаще чудища рычали. Был опасен каждый куст, каждый крик и каждый хруст. Птеродактили от страха мчались прочь из леса в лес. Змеи в зарослях шипели: «Подойди поближе!.. Съем!» Серебром ручьи блестели не приметные совсем. Налетали грозы, ливни с шумом падали с небес. Вот и лев. Довольный вид, ведь охотник древний спит! Всё бы было по-другому, если б люди жили в доме: Никакой настырный дятел не сумел бы разбудить, Но случилось, как случилось... Ничего не изменить! Слайды 3 – 4 «Путешествие в прошлое» Может сто раз, может, двести возвращалась птица к месту... Но оставим ненадолго папу древнего семейства. Есть герой помладше. Вот! Что же он в руках несёт? Древний мальчик взял тростиночку, Посмотрел, а в ней две дырочки. - Вот удача! Буду брать и за природой наблюдать! Сквозь тростинку видно солнце, и травинку, и ромашку. Это кто ещё смеётся?! Здравствуй, добрая букашка! Слайд 5. А козявка в трубку нырь! Мальчику обидно: Заняла собой всю ширь, ничего не видно! Он подумал: «Ну, держись!». Взял и дунул внутрь. Брысь! Слайд 5. Вдруг из трубочки обычной звук раздался мелодичный. Подхватили птицы трель. Стало радостней теперь! Солнце весело смеётся: папа древний с птицей бьётся, Сын, шагая по тропинке, дует в тонкую тростинку! Из пещеры мама вышла корешки к обеду мыть. Удивилась: «Что я слышу? Что за зверь в лесу шумит?» Осмотрела всё вокруг: «Нет, не зверь. Приятен звук! Тук-тук-тук – так сердце бьётся, вторит свист ему... Он льётся, Как прозрачная вода... Так и хочется слова растянуть, как змейку...» Не заметила сама, как пришла к семейке... Слайд 6 «Путешествие в прошлое» (сказка о том, как древние люди нашли трубку, из которой разносились музыкальные звуки) (древние люди, мамонты, чудища, охотник, лев, мальчик, птица...) Что вам больше всего понравилось или запомнилось в сказке?(варианты детей) Скажите, как вы поняли, с помощью чего появилась музыка? (музыка появилась благодаря тростинке) Совершенно верно, ребята. Каждый объект природы может издавать какой — либо звук. Вокруг нас с вами огромное количество разных звуков. Как вы думаете, какие они бывают? (варианты детей) В видеоролике вы услышите звуки, которые характеризуют данную картинку и ваша задача будет заключатся в том, к каким же звукам мы отнесем данное изображение. Отвечаем по поднятой руке. Будьте внимательны! Игра. - Молодцы! Вы хорошо поработали! Примите аплодисменты – главную награду для музыкантов! Запомните! Звуки, которые гремят, шуршат, гудят, кричат, топают, булькают, свистят, пищат называются шумовыми . Музыкальные звуки другие: мелодичные, приятные на слух, они могут нарисовать в воображении человека целую историю. Слайд № 8 - А вы знаете, почему музыку назвали музыкой? Вот послушайте, как звучит это слово на разных языках: по-русски – музыка, по-английски – music, на немецком – music, на французском – musique, на итальянском – musica. Правда, эти слова похожи? - Слово «музыка» пришло к нам из Древней Греции, жители которой считали, что на греческой горе Олимп живут боги, среди них покровители искусств - Апполон и его 9 спутниц - муз. В греческом языке слово «музыка» звучало немного иначе – «мусике», что означало «искусство муз». До сих пор существует легенда о том, что людям, которые что-то создают, сочиняют, придумывают, помогают эти добрые феи — музы. Именно поэтому в нашем путушествии нам помогает именно муза. Все верно, ребята как вы думаете, где еще бывают исполнителями? (в танцах, на инструменте и в пении ) Верно, ребята. В стране, в которой мы сейчас находимся, можно попробовать себя в роли исполнителя песни. Муза предлагает нам воспользоваться этой уникальной возможностью.Давайте с вами исполним школьную песню. (появляется слайд, но вместо песни — изображение бабочки) Слайд № 13 - Но где же песенка? Вместо неё – большая сказочная бабочка. Появилась она здесь не случайно. Посмотрите на картинки. Что вы видите на них? (шторм на море, ветер в осеннем парке, одуванчик и дуновение человека) Этими значками бабочка напоминает нам о правильном дыхании, ведь все песенки на свете – живые, им обязательно нужно дышать! Давайте встанем. Возьмите за ниточку бабочек, которые лежат у вас на краю стола. Давайте подуем на них сильно-сильно так, как если бы вдруг начался шторм. Посмотрите, ваша бабочка испугалась и очень хочет улететь от вас. Как вы думаете, можно ли петь с таким злым, порывистым дыханием? (нет) А теперь, подуйте на бабочку слабее, не раздувайте щёки – так, словно это делает осенний ветер, когда играет с листьями в парке. Заметили, вы смогли дуть на бабочку дольше, но она не улетает далеко, стала почти ручной? (да) - А теперь подуйте на бабочку легко-легко, как на одуванчик. Видите, она совсем успокоилась. - А теперь отложите бабочек, пусть они немного отдохнут. Для того, чтобы ваш голос при пении зазвучал красиво, мы должны научиться не только выдоху, но и вдоху. Встаньте ровно. Представьте, что перед вами букет душистых цветов. Сделайте глубокий вдох носом (не поднимаем плечи) – задержали аромат и медленно выдохнули (повторяем 4-5 раз). - А теперь представьте, что из самого большого цветка букета выглянул усатый жук. Давайте сделаем короткий вдох удивления, задержим дыхание и медленно выдохнем (повторяем несколько раз). - Снова возьмите в руки бабочек и попробуйте сделайте едва заметный вдох, задержите дыхание и тихонько подуйте на бабочку. Очень надеюсь, что сейчас она закружится в долгом вальсе. Вот так (показ учителя). Молодцы, дорога к песенке открыта. Верните бабочек на край стола, садитесь и ещё раз вспомните первое золотое музыкальное правило: «Музыка начинается ... с тишины». Исполнение учителем песни «Наша школа» сл. Михаила Пляцковского, муз. Евгения Птичкина - Что вам понравилось в этой песне? (ответы детей) А хотите узнать, как назвали эту песенку авторы – поэт и композитор. - Песня называется «Наша школа» | Проявляют Личностный: интерес к теме урока, к музыкальной деятельности Проявляют Метапредметный:, регулятивные УУД: волевую саморегуляцию, Проявляют познавательные УУД::умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Проявляют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме. |
4. Первичное закрепление Задача: Решить типовые задания на новый способ действия Слушание музыки Задача: | По источнику получения знаний: Словесные: беседа,рассказ Наглядные: демонстрация По уровню включения в продуктивную деятельность: частично - поисковый Методы организации учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха Методы музыкального воспитания: художественного моделирования Метод пластического интонирования | - А знаете ли вы, как называют человека, который сочиняет музыку? Слайд № 9 - Верно. Именно композитор создаёт музыкальное произведение, где при помощи музыкальных звуков передаёт нам свои впечатления и воображаемые картины. Как вы думаете, без кого не может обойтись композитор? Правильно. В отличие от композиторов, исполнителей у одного музыкального произведения может быть очень много – целый оркестр или хор. Но и это ведь не всё, потому что музыка должна найти людей, которым она будет интересна. Именно для них её пишут композиторы, и выступают на сцене исполнители. Кто же эти люди? (слушатели) -Совершенно верно, ребята. -А знаете ли вы имена каких-нибудь композиторов? (Варианты детей) Оглянитесь вокруг. Сколько таинственных незнакомцев в классе! Все они - композиторы. Среди них есть и портрет замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского. Слайд № 10 - Давайте посмотрим на экран и найдём изображение Петра Ильича в нашей портретной галерее. Чайковский жил в 19 веке и очень любил театр. Среди его известных на весь мир произведений – музыкальные спектакли-сказки «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик». Слайд № 12 - Но спектакли эти необычные. Не случайно рядом появилось изображение древнегреческой музы Терпсихоры – покровительницы танцев. Запомните это имя. Терпсихора будет с нами всегда, когда мы будем говорить о балете – спектакле, в котором все герои разговаривают на языке танца. - Известна ли вам сказка о Щелкунчике – заколдованном Принце королевства сластей? - Пётр Ильич Чайковский тоже однажды прочёл эту сказку Эрнста Гофмана, после чего сочинил музыку к балетному спектаклю «Щелкунчик». Сочинил и передал её исполнителям - музыкантам оркестра и танцорам, и слушатели теперь могли не только слушать сказку, но и смотреть. А на сцене происходили настоящие чудеса! - Вот представьте, в Конфетном королевстве Принца были леденцовые луга, лимонадные реки, сладкие замки, шоколадные деревья и даже сахарная фея по имени Драже. Драже – это сахарная конфета-шарик. Давайте послушаем фрагмент музыки к спектаклю «Щелкунчик», в котором танцует эта замечательная героиня! А после будьте готовы ответить на мои заданные вопросы. - Но сначала, внимание! Вы видите значок в левом верхнем углу экрана с золотым восклицательным знаком? Он напоминает школьникам о первом золотом музыкальном правиле – «Музыка начинается с тишины», поэтому во время слушания музыки разговаривать запрещается. Давайте дождёмся тишины... А теперь, в Конфетное королевство! Слушание. П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик» Танец феи Драже» Расскажите о своих впечатлениях после прослушивания данного произведения. Подумайте и ответьте, а можете даже показать, какие движения пригодились бы балерине, чтобы исполнить танец Феи Драже? Почему вы так считаете? (варианты обучающихся) .И.Чайковский. Балет «Щелкунчик» Танец феи Драже» (1:05) ( эмоционально слушают муз. произведение переживая о его содержании) -Давайте еще раз назовем имя композитора, написавшего эту музыку ? – проговариваем с учениками (Петр Ильич Чайковский) (музыканты и балерины) (мы) - Получилось ли у вас исполнить танец феи драже? - Как вы думаете, кто был самым выразительным и внимательным ? | Проявляют Личностные УУД интерес к музыке, к музыкальной деятельности, эмоционально выражать свое отношение к искусству;. регулятивные УУД (освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности; волевую саморегуляцию,); познавательные УУД (мение оценивать произведения разных видов искусства в процессе анализа музыкальных произведений; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»); коммуникативные УУД (умение взаимодействовать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; умение полно и точно высказывать свои мысли в устной речи) |
5.Организация самостоятельной работы Задача: познакомиться с песней, начать разучивать и исполнить фрагмент песни. Создать положительный эмоциональный настрой Хоровое пение: грамотно и выразительно исполняют песни с сопровождением и в соответствии с их образным строем и содержанием; знают о способах и приемах выразительного музыкального интонирования; соблюдают при пении певческую установку. Используют в процессе пения правильное певческое дыхание; ясно выговаривают слова песни, отчетливо произносят согласные; поют выразительно | По источнику получения знаний: словесные беседа, объяснение. наглядные де монстрация упражнение, исполнение песни Методы формирования умений и навыков, применений знаний. Методы контроля и самоконтроля. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха | Все верно, ребята как вы думаете, где еще бывают исполнителями? (в танцах, на инструменте и в пении ) Верно, ребята. В стране, в которой мы сейчас находимся, можно попробовать себя в роли исполнителя песни. Муза предлагает нам воспользоваться этой уникальной возможностью.Давайте с вами разучим школьную песню. (появляется слайд, но вместо песни — изображение бабочки) Но где же песенка? Вместо неё – большая сказочная бабочка. Появилась она здесь не случайно. Посмотрите на картинки. Что вы видите на них? (шторм на море, ветер в осеннем парке, одуванчик и дуновение человека) Этими значками бабочка напоминает нам о правильном дыхании, ведь все песенки на свете – живые, им обязательно нужно дышать! Давайте встанем. Возьмите за ниточку бабочек, которые лежат у вас на краю стола. Давайте подуем на них сильно-сильно так, как если бы вдруг начался шторм. Посмотрите, ваша бабочка испугалась и очень хочет улететь от вас. Как вы думаете, можно ли петь с таким злым, порывистым дыханием? (нет) А теперь, подуйте на бабочку слабее, не раздувайте щёки – так, словно это делает осенний ветер, когда играет с листьями в парке. Заметили, вы смогли дуть на бабочку дольше, но она не улетает далеко, стала почти ручной? (да) - А теперь подуйте на бабочку легко-легко, как на одуванчик. Видите, она совсем успокоилась. - А теперь отложите бабочек, пусть они немного отдохнут. Для того, чтобы ваш голос при пении зазвучал красиво, мы должны научиться не только выдоху, но и вдоху. Встаньте ровно. Представьте, что перед вами букет душистых цветов. Сделайте глубокий вдох носом (не поднимаем плечи) – задержали аромат и медленно выдохнули (повторяем 4-5 раз). - А теперь представьте, что из самого большого цветка букета выглянул усатый жук. Давайте сделаем короткий вдох удивления, задержим дыхание и медленно выдохнем (повторяем несколько раз). - Снова возьмите в руки бабочек и попробуйте сделайте едва заметный вдох, задержите дыхание и тихонько подуйте на бабочку. Очень надеюсь, что сейчас она закружится в долгом вальсе. Вот так (показ учителя). Молодцы, дорога к песенке открыта. Верните бабочек на край стола, садитесь и ещё раз вспомните первое золотое музыкальное правило: «Музыка начинается ... с тишины». Исполнение учителем песни «Наша школа» сл. Михаила Пляцковского, муз. Евгения Птичкина - Что вам понравилось в этой песне? (ответы детей) А хотите узнать, как назвали эту песенку авторы – поэт и композитор. (правильное дыхание очень важно для исполнения песни) Слайд № 13 Разучивание припева и 1 куплета песни (под аккомпанемент фортепиано). (о школе) (варианты обучающихся) (варианты детей) Ребята, но прежде, чем мы начнем с вами петь, нам необходимо выполнить разминку, которая поможет нам четко и выразительно проговаривать все слова в песни. Разминка: Разомнем мышцы лица: учитель все показывает! - «покусывание языка» (вперед и назад) - «чистим зубы» - «прокалывание щеки языком» Для того,чтобы точно прогаваривать все буквы и звуки, предлагаю проговорить скороговорку: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» (прохлопали) (пение под фонограмму) Ребята, мне очень понравилось, как вы исполнили песню. Вы большие молодцы. На следующем уроке мы с вами споем эту песню уже самостоятельно, поэтому вам нужно дома выучить ее полностью. Откройте дневники и запишите, пожалуйста, домашнее задание. | Проявляют личностные УУД обучающиеся проявляют интерес к музыкальной деятельности регулятивные УУД (формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры; волевую саморегуляцию,); познавательные УУД (осознанное построение речевых высказываний, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования); коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; |