Решение задачи № 1. -А сейчас поучимся решать задачи с долями (дробями). -Возьмите карточку с задачей №1 и прочитайте задачу про себя. Задача: Длина дороги 16 км. Заасфальтировали ¾. Сколько км дороги заасфальтировали? -Сейчас, …, прочитает задачу вслух, а вы внимательно слушайте и подумайте, о чём эта задача. -О чём эта задача? (о дороге) -Что известно о дороге? (её длина равна 16 км, заасфальтировали ¾) -Что нужно найти? (Сколько км дороги заасфальтировали) -Для того чтобы легче было решить задачу, возьмем полоску. -Возьмите полоску. Она равна длине дороги в меньшем масштабе. -Чему она равна? (16 км) -Запишите число 16 км посередине полоски аккуратно. -Что такое ¾? (это доля числа) -На что показывает число, которое стоит под чертой? (На сколько равных частей разделена длина дороги? (на 4)) -На сколько частей разделена дорога? (на 4) -Сложите её пополам и ещё раз пополам. Разверните. Сколько одинаковых долей у вас получилось? (4) -Проведите карандашом по полученным линиям. -На что показывает число, которое стоит над чертой? (Сколько равных частей заасфальтировали? (3)) -Сколько частей дороги заасфальтировали? (3) -Заштрихуйте их карандашом. -Прочитайте вопрос задачи. Где мы поставим вопрос задачи? .., выйди к доске и поставь вопрос. -Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? -Что можно узнать, зная, что длина дороги равна 16 км и она разделена на 4 части? (сколько км в 1 части) -Каким действием? (делением) -Как? (16 : 4 = 4) -Откройте тетрадь посередине строки запишите Задача № 1. -Запишите первое действие, без пояснений, ниже отступив от полей 2 клеточки, а … запишет на доске. -Напишите на каждой доли её длину. -Мы ответили на вопрос задачи? -Что можно узнать, зная, что длина 1 части равна 4 км и заасфальтировали ¾? (Сколько км дороги заасфальтировали?) -Каким действием? (умножением) -Как? (4 ∙ 3 = 12 (км)) -Ответили на вопрос задачи? (Да) -Запишите решение задачи по действиям без пояснений в тетрадь. -А можно ли решение задачи записать выражением? Как? 16 : 4 ∙ 3 = 12 (км) -Отступив вправо от записи решения по действиям, напишите решение задачи выражением без пояснений. -Для того чтобы проверить правильно ли мы решили задачу. Возьмите в руку линейку. -Что мы нашли первым действием? (чему равна 1 доля) -Измерьте длину 1 доли отрезка. Чему она равна? (4 см) -Правильно нашли длину 1 доли? -Что мы нашли вторым действием? (Сколько км дороги заасфальтировали?) -Сколько долей дороги заасфальтировали? (3) -Измерьте длину 3 долей отрезка. Чему она равна? (12 см) -Правильно мы решили задачу? (Да) -Прочитайте вопрос задачи. Какой будет ответ задачи? 12 км дороги заасфальтировали. -Запишите ответ в тетрадь. -Ребята, мы решили с вами новую задачу, для того чтобы узнать как она называется, откройте учебник на странице 64 и на полях прочитайте про себя как она называется: Нахождение нескольких долей целого. -Как называется задача, которую мы решали? (Задачи на нахождение нескольких долей целого) -Закройте учебник, отодвиньте его на край парты. Решение задачи № 2. -Для того чтобы потренироваться решать задачи на нахождение нескольких долей целого решим задачу под № 2, которая у вас на карточках. -Прочитайте задачу про себя. Длина отрезка 10 см. Он разделён на 5 равных частей. Сколько сантиметров в четырёх пятых долях этого отрезка? -А сейчас задачу прочитает …, а вы внимательно слушайте и выделите в задаче условие и вопрос. -… Прочитай условие задачи. - …Прочитай вопрос задачи. -Для того чтобы легче было решить задачу, сделаем схематический чертёж к задаче. -Какова длина отрезка? (10 см) -Начертите по линейке в тетради отрезок длиной 10 см. -На сколько частей разделен отрезок? (на 5) -Что можно узнать, зная, что отрезок длиной 10 см разделен на 5 равных частей? (Можем найти длину 1 части) -Каким действием? Как? (10 : 5 = 2) -Что мы нашли этим действием? (Узнали сколько см в 1 части) -Чему будет равна одна часть целого? (2см) -А сейчас разделите отрезок на 5 равных частей точками. -Давайте отметим на схеме, сколько см в 1 доле. -Прочитайте вопрос задачи. Что нужно найти? (Сколько см в 4/5 долях этого отрезка?) -Как мы это отметим на схеме? ( круглой скобкой и вопросом) -Можем ли мы ответить на вопрос задачи, зная, сколько см в 1 доле? -Каким действием? (умножением) -Как? (2 ∙ 4 = 8 (см)) -Ответили на вопрос задачи? (Да) -Запишите решение задачи по действиям без пояснений в тетрадь. -А кто может выйти к доске и записать решение задачи выражением, поднимите руку? 10: 5 ∙ 4 = 8 (см) -Поднимите сигнал з. если записал правильно. -Запишите напротив записи. -Для того чтобы проверить правильно ли мы решили задачу. Возьмите в руку линейку. -Измерьте длину 4 долей отрезка. Чему она равна? (8 см) -Ответ совпадает с отрезком, который вы измерили? -Правильно мы решили задачу? (Да) -Прочитайте вопрос задачи. Какой будет ответ задачи? 8 см в четырёх пятых долей отрезка. -Запишите ответ в тетрадь. -А сейчас давайте сравним задачи № 1 и 2. -Посмотрите на карточки. -Чем отличаются задачи? -Разные или одинаковые наименования? (разные) -Разные или одинаковые числа? (разные) -О чём первая задача, а вторая? (У задач разное содержание) -А что общего у задач? (есть доли) -А сейчас сравним решение задач № 1 и 2. -Что в них общего? -Сколько действий в решениях? -Какими действиями решаются? -Чем отличаются? -Ответы одинаковые? -Наименования одинаковые? -Числа одинаковые? -Как называются эти задачи? (Задачи на нахождение нескольких долей целого) -Какой вывод мы можем сделать? -Что нужно сделать, чтобы найти несколько долей целого? -Чтобы найти несколько долей целого, надо найти, чему равна 1 доля действием деления, и найти несколько долей целого умножая полученное число на количество нескольких долей. |