I этап Организация детей «Артикуляционная гимнастика» | «Давайте порадуемся» Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх) А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу) И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками) «Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки) «Доброе утро!» — маме и папе «Доброе утро!» — останется с нами. Прежде чем мы начнём наше занятие, давайте проведём с вами артикуляционную гимнастику. «Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. «Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд. Улыбайся народ, Потом губы – вперёд! И так делаем раз шесть. Всё! Хвалю! Начало есть! «Заборчик» - Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. Подъезжает шофёр, Ну, а впереди – забор. Тормозит и назад. И так восемь раз подряд. «Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык широкий покажи И лопатку подержи. | Приветствие детей. Дети активно вступают в диалог. Дети выполняют упражнения. | Готовность детей к совместной деятельности с взрослыми Мотивация деятельности |
II этап. Основной Создание проблемной ситуации Обсуждение предстоящей совместной деятельности | Воспитатель вместе с детьми рассматривает стенд с книгами, которые они прочитали о полезных ископаемых. Беседа о прочитанном. Раздается стук в дверь. Входит Незнайка. Незнайка. Здравствуйте взрослые и дети. У меня большая беда. Воспитатель. Здравствуй, Незнайка. Что случилось? Незнайка. Мои друзья из Солнечного города, опять собираются в поход. Искать какие-то ис-ка-е-мые или ис-по-ка-е-мые, тьфу ты не помню. А меня брать не хотят. (плачет) Воспитатель. Во-первых, ищут ископаемые. А почему они тебя с собой не берут? Что ты, Незнайка, опять натворил? Незнайка. Да, они говорят: «Ты, Незнайка, ничего не знаешь. И опять что-нибудь перепутаешь!». И устроили мне настоящий экзамен, задавали разные вопросы и загадки. А я на них не смог ответить. Они мне дали неделю сроку, чтобы я нашел на них ответы и еще ума-разума набрался. Воспитатель. А какие тебе загадки загадывали? Может тебе наши дети помогут их разгадать? Незнайка. Правда, поможете? Я их записал в свою записную книжечку. Воспитатель. Постараемся. Прочитай нам | Высказывают свои предположения Формулируют тему занятия | Мотивация деятельности Умение слушать и отвечать на вопросы Умение детьми формулировать тему занятия |
Совместная организованная деятельность | Незнайка читает загадки: Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. Дети. Глина. Незнайка. А я сказал – грязь. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он на стройке и на пляже, он в стекле расплавлен даже. Дети. Песок. Незнайка. А я сказал – камни. Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? Дети. Нефть. Незнайка. А я сказал – человек. Ее варили долго В доменной печи. Чтобы из стали сделать: Станки, машины и ключи. Дети. Железная руда. Незнайка. А я сказал – щи. Он черный и блестящий, Помощник настоящий: Он несет в дома тепло, От него в домах светло. Помогает плавить сталь. Делать краски и эмаль. Дети. Каменный уголь. Незнайка. А откуда, дети, вы все знаете? Дети говорят, что они знают из прочитанных книг и из рассказов воспитателей. Незнайка. А причем глина, уголь, песок и ископаемые? Ведь ископаемые – это сундуки с золотом и серебром, которые спрятали пираты. Воспитатель. Нет, Незнайка, мы как раз на нашем занятии хотели поговорить о полезных ископаемых. Присаживайся и послушай. Дети и Незнайка садятся за столы. На столах лежит у каждого ребенка дидактическая игра «Угадай и назови». Воспитатель рассказывает: - Когда говорят: «Подземные богатства», «Сокровища недр», «Кладовые земли» - речь идет о полезных ископаемых. Если бы нам удалось собрать все закопанные клады с золотом, серебром, драгоценными камнями, то в сравнении с богатствами, которые запасла сама природа, наши находки оказались бы сущим пустяком. Без сундуков, шкатулок, ларцов с сокровищами можно обойтись. А вот без полезных ископаемых людям пришлось бы плохо. Вот когда-то давным-давно, на земле очень многого не было. Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров. Ну, раз на земле ничего не было, пришлось добывать из-под земли. Сначала стали добывать чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…, самолеты и звездолеты. Космические корабли летают в космос, но добывали-то их из-под земли! Правда не в готовом виде. В готовом виде под землей даже простого гвоздя не найдешь – разве что его туда зароешь. Почему они называются, полезными? А почему и ископаемыми? Правильно, потому что приходится очень много земли копать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно. Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный…(Дети – песок). А это…(Дети – полезное ископаемое). Чтобы суп был соленый, нужна (Дети – соль). А это… (Дети – полезное ископаемое). Чтобы сделать фарфоровую тарелку для супа, нужна особая… (Дети – глина). А это… (Дети – полезное ископаемое). И так – за что ни возьмись. Дети, а какие еще полезные ископаемые вы знаете? (Дети называют). Незнайка. Ой, как интересно. Спасибо, что вы меня научили. Воспитатель. Незнайка, а полезные ископаемые обозначают определенными знаками. И наши дети некоторые знаки знают. Дети по одному выставляют и называют знаки. Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру «Угадай и назови». У вас на столе лежат картинки с изображением разных предметов, вы должны рядом с картинкой положить знаки ископаемых, из которых они сделаны. Дети раскладывают. А Незнайка подходит к детям и спрашивает, почему они положили определенные знаки. Воспитатель и Незнайка хвалят детей. Незнайка предлагает поиграть. Дети встают и-за стола, выходят на середину зала. | Дети усаживаются за столы Слушают воспитателя Дети отвечают на вопросы Отгадывают загадки Играют в игру | Самостоятельное владение способами получения новых форм по образцу и инструкции педагога. . |
Динамическая пауза с элементами психогимнастики | Вот Незнайкина зарядка. Выполняйте по порядку. Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь, Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, отпустите. Рук коленями коснулись. Сели – встали, сели – встали. Вы, надеюсь не устали? Надо вам свободней встать И спокойнее дышать. Шире расставим ноги, Словно в пляске – руки в боки. Влево, вправо. Влево, вправо. Получается на славу. Молодцы! | Выполняют движения в соответствии с текстом | Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков |
Совместная организованная деятельность Пальчиковая гимнастика Практическая деятельность | Воспитатель. Незнайка, а наши дети очень любят разгадывать кроссворды. Вот посмотри. (Пока дети выполняют физ. Минутку и разгадывают кроссворд, помощник воспитателя готовит столы для опытов). Давайте с вами разомнём наши пальчики и приступим к следующему заданиями. Кто-то учит (пальчик вверх) Кто-то варит (кастрюля) Кто-то нам бельё стирает (трем кулачок о кулачок) Кто-то лечит (гладим руку) Кто метёт (смахивает) Кто – то сказочку, прочтёт. (книга) Не кончаются заботы Много у людей заботы. (вращаем руками) Как назвать одним словом: нефть, уголь, газ… (ископаемое) Ее не едят и без нее мало что едят (соль) Слой земли, который используется при изготовлении стекла (песок) По доске он бегает. Нужное дело делает Порешал, пописал, Раскрошился и пропал (мел) Жидкое горючее полезное ископаемое (нефть) Незнайка. А мы в Солнечном городе, тоже любим разгадывать кроссворды. Надо записать, а потом предложить друзьям его разгадать. Вот они удивятся, что я теперь такое знаю! Воспитатель. Незнайка, дети подойдите к столу, я вам что-то покажу. Вы уже знаете, для чего нужна нефть и что из нее делают (дети называют). А расскажите, какая она (дети – черная, маслянистая, плохо пахнет…). Нефть – это полезное ископаемое. Но с нефтью, как с другими полезными ископаемыми нужно обращаться осторожно. А почему? (ответы детей). Правильно! Если нефть попадет в море, озеро то одна будет плавать на поверхности воды и от этого погибнет много животных, птиц и растений. А если нефть загорится, то потушить такой пожар будет очень непросто. Вот посмотрите, у меня есть немного нефти (воспитатель предлагает детям и Незнайке понюхать). Если я налью немного нефти в стакан с водой, то посмотрите, что получится. Нефть будет плавать на поверхности воды. А теперь я возьму птичье перо и опущу его в стакан. На перышке осталась нефть. А, как мы с вами говорили, что это очень опасно для птиц. От этого они погибают. Значит с полезными ископаемыми нужно обращаться очень, Очень осторожно. А у меня еще, что есть. Что это за камень? Да это пищевая соль. Соль – это тоже камень. Поэтому ее называют каменной. И используем в приготовлении еды именно пищевую соль. Ее добывают в горах, в специальных шахтах. Затем очищают, дробят, упаковывают и везут в магазин, где мы ее покупаем. Продают ее не в виде камня, а уже рассыпчатую и в пакетах, бывает крупная и мелкая.. а для этого, я уже говорила, ее дробят. (Воспитатель показывает, как от большого куска можно отделить маленькие). На заводах это делают большими дробильными машинами. А потом специальными жерновами размалывают. Поэтому и получается мелкая соль, а если правильно говорить – соль мелкого помола. (Воспитатель показывает в деревянной ступке, как из кусочка соли получается сначала крупная соль, а потом мелкая). Воспитатель предлагает детям надеть фартуки и нарукавники и сесть за свои столы. Воспитатель. У вас на столах стоят стаканы с водой и в тарелочках соль крупного и мелкого помола. Давайте проведем опыты. 1 опыт. Сначала растворим в воде крупную соль. 2 опыт. А теперь растворим мелкую соль. Какая быстрее растворилась? Правильно мелкая соль растворяется быстрее, поэтому хозяйки чаще используют соль мелкого помола. А еще в магазинах и аптеках продается специальная морская соль и соли для ванн. Но это другие соли и использовать в пищу их нельзя. Морской солью, многие полощут горло, когда болеют. А как приятно принимать ванну, если в нее добавить специальную соль. Да, она еще бывает разного цвета, в зависимости от добавленных в них травяных настоев, еще приятно пахнет. 3 опыт. Воспитатель раздает тарелочки с разноцветной солью. Давайте, растворим в воде и посмотрим, что получится. Еще раз напоминаю, что это соль для ванны, есть ее нельзя! Незнайка. Как здорово! Мне так понравилось! Во сколько интересного я узнал. Что я хочу подарить вам свои любимые камешки. Правда, красивые! Просто клад! | Включение детей в самостоятельную деятельность, Дети раскрашивают | Выстраивают порядок и последовательность |
III этап. Итог. Рефлексия | Воспитатель. Незнайка, у меня есть волшебный сундучок. Давай положим твои камешки в сундучок и посмотрим, что произойдет. (Незнайка кладет). А теперь вместе скажем волшебные слова: «КРИБЛЕ, КРАБЛЕ, БУМС…» Воспитатель открывает сундучок, а там лежат конфеты. Воспитатель и Незнайка раздают конфеты. Незнайка прощается и уходит. | Высказывают собственные мысли, выражают эмоционально свое отношение к занятию | Умение делать выводы, умозаключения |