СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-го и 7-го года жизни для детей с тяжелым нарушением речи Тема: «Полезные ископаемые»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-го и 7-го года жизни

для детей с тяжелым нарушением речи

Тема: «Полезные ископаемые»

 Цель:  ознакомление детей с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека.

 

Задачи

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников

    Образовательные:

  1. Расширять представления о полезных ископаемых.
  2. Расширять и уточнять словарный запас по данной теме.
  3. Совершенствовать навыки построения сложного предложения.
  4. Учить узнавать условные обозначения ископаемых.

      Коррекционные:

  1. Развивать артикуляционную, общую, и мелкую моторику, дыхание.
  2. Развивать фонематических слух.
  3. Развивать выразительность движений в творческом изображении людей разных профессий.

Развивающие:

  1. Развивать речевую активность, диалогическую речь (по средством ответов на вопросы).
  2. Развивать память,  логическое мышление, воображение
  3. Развивать познавательный интерес и связную речь.
  4. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать.

      Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
  2.  Воспитывать умение работать в коллективе.
  3. Формировать элементы учебного поведения.

 - Индивидуальная работа с Виктором, Максимом  по активизации речи.

- Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики с Миланой, Лерой.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-го и 7-го года жизни для детей с тяжелым нарушением речи Тема: «Полезные ископаемые»»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» (МА ДОУ № 29)

624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Чапаева, 10

электронный адрес: [email protected]

телефон: 834384 (32277)

сайт: https://29kt.tvoysadik.ru/













Конструкт непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-го и 7-го года жизни

для детей с тяжелым нарушением речи

Тема: «Полезные ископаемые»











Составитель:

Воспитатель

Пономарёва Ю.А.











ГО Краснотурьинск

2023



Тема занятия: «Полезные ископаемы

Возрастная группа: 6-го и 7-го года жизни

НОД: занятие

Форма организации: фронтальная

Учебно – методический комплекс: основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Н.В. Нищева. комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.)», издание 3-е, перераб. и доп. В соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2021. – 240 с.

Предшествующая работа: беседы на тему полезные ископаемых. Рассматривание карты России с отмеченными месторождениями ископаемых (нефть, газ, каменный уголь, золото, соль, песок). Чтение книг: Феликса Кривина «Сказки, добытые из-под земли»; Белла Дижур «От подножья до вершин»; Виктор Левин «Вот она, какая, пластмасса»; Константин Лагунов «Как искали Тюменскую нефть»; энциклопедия «Почемучка» статьи:

  • Что такое подземное богатства;

  • Сказка о каменном угле;

  • Из чего делают железо?

  • Что крепче – железо ли сталь?

  • Что внутри шахты?

  • Откуда берется бензин.

Материал: выставка прочитанных книг. Дидактическая игра «угадай и назови» (картинки с изображением разных предметов и знаки обозначения полезных ископаемых). Кроссворд «Ископаемые». Сундучок с двойным дном, а в нем  конфеты.

На столе у воспитателя: стакан с водой, бутылочка переработанного машинного масла (вместо бензина), птичье перо, кусок соли крупного помола, тарелочка с мелкой солью, деревянная ступка.

На столе у детей: по 3 прозрачных пластиковых стаканов, по чайной ложке, по тарелочки с крупной и мелкой солью, по тарелочки разноцветной соли для ванны, салфетки. Для каждого ребенка фартук и нарукавники.



Цель:  ознакомление детей с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека.


Задачи

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников

Образовательные:

  1. Расширять представления о полезных ископаемых.

  2. Расширять и уточнять словарный запас по данной теме.

  3. Совершенствовать навыки построения сложного предложения.

  4. Учить узнавать условные обозначения ископаемых.

Коррекционные:

  1. Развивать артикуляционную, общую, и мелкую моторику, дыхание.

  2. Развивать фонематических слух.

  3. Развивать выразительность движений в творческом изображении людей разных профессий.

Развивающие:

  1. Развивать речевую активность, диалогическую речь (по средством ответов на вопросы).

  2. Развивать память, логическое мышление, воображение

  3. Развивать познавательный интерес и связную речь.

  4. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

  2. Воспитывать умение работать в коллективе.

  3. Формировать элементы учебного поведения.

- Индивидуальная работа с Виктором, Максимом по активизации речи.

- Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики с Миланой, Лерой.






Этапы, последовательность (цель)

Действия, деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

I этап

Организация детей












«Артикуляционная гимнастика»

«Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,

(разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе

(берутся за руки)

«Доброе утро!» — маме и папе

«Доброе утро!» — останется с нами.


Прежде чем мы начнём наше занятие, давайте проведём с вами артикуляционную гимнастику.


«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд. Улыбайся народ, Потом губы – вперёд! И так делаем раз шесть. Всё! Хвалю! Начало есть!

«Заборчик»

- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы

растянуты в улыбке.

Подъезжает шофёр,

Ну, а впереди – забор.

Тормозит и назад.

И так восемь раз подряд.

«Лопаточка»

- Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на

нижней губе.

Язык широкий покажи

И лопатку подержи.


Приветствие детей.


Дети активно вступают в диалог.













Дети выполняют упражнения.

Готовность детей к совместной деятельности с взрослыми


Мотивация деятельности

II этап. Основной

Создание проблемной ситуации

Обсуждение предстоящей совместной деятельности


Воспитатель вместе с детьми рассматривает стенд с книгами, которые они прочитали о полезных ископаемых. Беседа о прочитанном.


Раздается стук в дверь. Входит Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте взрослые и дети. У меня большая беда.

Воспитатель. Здравствуй, Незнайка. Что случилось?

Незнайка. Мои друзья из Солнечного города, опять собираются в поход. Искать какие-то ис-ка-е-мые или ис-по-ка-е-мые, тьфу ты не помню. А меня брать не хотят. (плачет)

Воспитатель. Во-первых, ищут ископаемые. А почему они тебя с собой не берут? Что ты, Незнайка, опять натворил?

Незнайка. Да, они говорят: «Ты, Незнайка, ничего не знаешь. И опять что-нибудь перепутаешь!».  И устроили мне настоящий экзамен, задавали разные вопросы и загадки. А я на них не смог ответить. Они мне дали неделю сроку, чтобы я нашел на них ответы и еще ума-разума набрался.

Воспитатель. А какие тебе загадки загадывали? Может тебе наши дети помогут их разгадать?

Незнайка. Правда, поможете? Я их записал в свою записную книжечку.

Воспитатель. Постараемся. Прочитай нам


Высказывают свои предположения


Формулируют тему занятия


Мотивация деятельности Умение слушать и отвечать на вопросы


Умение детьми формулировать тему занятия

Совместная организованная деятельность








Незнайка читает загадки:

  1. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

Дети. Глина.

Незнайка.  А я сказал – грязь.

  1. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже,

он в стекле расплавлен даже.

Дети. Песок.

Незнайка. А я сказал – камни.

  1. Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл.

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

Дети. Нефть.

Незнайка. А я сказал – человек.

  1. Ее варили долго

В доменной печи.

Чтобы из стали сделать:

Станки, машины и ключи.

Дети. Железная руда.

Незнайка. А я сказал – щи.

  1. Он черный и блестящий,

Помощник настоящий:

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить сталь.

      Делать краски и эмаль.

Дети. Каменный уголь.

Незнайка. А откуда, дети, вы все знаете?

Дети говорят, что они знают из прочитанных книг и из рассказов воспитателей.

Незнайка. А причем глина, уголь, песок и ископаемые? Ведь ископаемые – это сундуки с золотом и серебром, которые спрятали пираты.

Воспитатель. Нет, Незнайка, мы как раз на нашем занятии хотели поговорить о полезных ископаемых. Присаживайся и послушай.

Дети и Незнайка садятся за столы. На столах лежит у каждого ребенка дидактическая игра «Угадай и назови».

Воспитатель рассказывает:

- Когда говорят: «Подземные богатства», «Сокровища недр», «Кладовые земли» - речь идет о полезных ископаемых. Если бы нам удалось собрать все закопанные клады с золотом, серебром, драгоценными камнями, то в сравнении с богатствами, которые запасла сама природа, наши находки оказались бы сущим пустяком. Без сундуков, шкатулок, ларцов с сокровищами можно обойтись. А вот без полезных ископаемых людям пришлось бы плохо.

Вот когда-то давным-давно, на земле очень многого не было. Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров. Ну, раз на земле ничего не было, пришлось добывать из-под земли.

Сначала стали добывать чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…, самолеты и звездолеты. Космические корабли летают в космос, но добывали-то их из-под земли! Правда не в готовом виде. В готовом виде под землей даже простого гвоздя не найдешь – разве что его туда зароешь.

Почему они называются, полезными? А почему и ископаемыми?

Правильно, потому что приходится очень много земли копать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.

Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный…(Дети – песок). А это…(Дети – полезное ископаемое). Чтобы суп был соленый, нужна (Дети – соль). А это… (Дети – полезное ископаемое). Чтобы сделать фарфоровую тарелку для супа, нужна особая… (Дети – глина). А это… (Дети – полезное ископаемое).

И так – за что ни возьмись.

Дети, а какие еще полезные ископаемые вы знаете? (Дети называют).

Незнайка. Ой, как интересно. Спасибо, что вы меня научили.

Воспитатель. Незнайка, а полезные ископаемые обозначают определенными знаками. И наши дети некоторые знаки знают.

Дети по одному выставляют и называют знаки.

Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру

 «Угадай и назови». 

У вас на столе лежат картинки с изображением разных предметов, вы должны рядом с картинкой положить знаки ископаемых, из которых они сделаны.

Дети раскладывают. А Незнайка подходит к детям и спрашивает, почему они положили определенные знаки. Воспитатель и Незнайка хвалят детей. Незнайка предлагает поиграть. Дети встают и-за стола, выходят на середину зала.




Дети усаживаются за столы



Слушают воспитателя



Дети отвечают на вопросы







Отгадывают загадки
















Играют в игру


Самостоятельное владение способами получения новых форм по образцу и инструкции педагога.

.

Динамическая пауза с элементами

психогимнастики


Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, отпустите.

Рук коленями коснулись.

Сели – встали, сели – встали.

Вы, надеюсь не устали?

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать.

Шире расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки.

Влево, вправо.

Влево, вправо.

Получается на славу. Молодцы!


Выполняют движения в соответствии с текстом


Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

Совместная организованная деятельность







Пальчиковая гимнастика







Практическая деятельность

Воспитатель. Незнайка, а наши дети очень любят разгадывать кроссворды. Вот посмотри.

(Пока дети выполняют физ. Минутку и разгадывают кроссворд, помощник воспитателя готовит столы для опытов).


Давайте с вами разомнём наши пальчики и приступим к следующему заданиями.

Кто-то учит (пальчик вверх)

Кто-то варит (кастрюля)

Кто-то нам бельё стирает (трем кулачок о кулачок)

Кто-то лечит (гладим руку)

Кто метёт (смахивает)

Кто – то сказочку, прочтёт. (книга)

Не кончаются заботы

Много у людей заботы. (вращаем руками)


  1. Как назвать одним словом: нефть, уголь, газ… (ископаемое)

  2. Ее не едят и без нее мало что едят (соль)

  3. Слой земли, который используется при изготовлении стекла (песок)

  4. По доске он бегает.

Нужное дело делает

Порешал, пописал,

      Раскрошился и пропал (мел)

  1. Жидкое горючее полезное ископаемое (нефть)


Незнайка. А мы в Солнечном городе, тоже любим разгадывать кроссворды. Надо записать, а потом предложить друзьям его разгадать. Вот они удивятся, что я теперь такое знаю!

Воспитатель. Незнайка, дети подойдите к столу, я вам что-то покажу. Вы уже знаете, для чего нужна нефть и что из нее делают (дети называют). А расскажите, какая она (дети – черная, маслянистая, плохо пахнет…). Нефть – это полезное ископаемое. Но с нефтью, как с другими полезными ископаемыми нужно обращаться осторожно. А почему? (ответы детей). Правильно! Если нефть попадет в море, озеро то одна будет плавать на поверхности воды и от этого погибнет много животных, птиц и растений. А если нефть загорится, то потушить такой пожар будет очень непросто. Вот посмотрите, у меня есть немного нефти (воспитатель предлагает детям и Незнайке понюхать). Если я налью немного нефти в стакан с водой, то посмотрите, что получится. Нефть будет плавать на поверхности воды. А теперь я возьму птичье перо и опущу его в стакан. На перышке осталась нефть. А, как мы с вами говорили, что это очень опасно для птиц. От этого они погибают. Значит с полезными ископаемыми нужно обращаться очень, Очень осторожно.

А у меня еще, что есть. Что это за камень? Да это пищевая соль. Соль – это тоже камень. Поэтому ее называют каменной. И используем в приготовлении еды именно пищевую соль. Ее добывают в горах, в специальных шахтах. Затем очищают, дробят, упаковывают и везут в магазин, где мы ее покупаем. Продают ее не в виде камня, а уже рассыпчатую и в пакетах, бывает крупная и мелкая.. а для этого, я уже говорила, ее дробят. (Воспитатель показывает, как от большого куска можно отделить маленькие). На заводах это делают большими дробильными машинами. А потом специальными жерновами размалывают. Поэтому и получается мелкая соль, а если правильно говорить – соль мелкого помола. (Воспитатель показывает в деревянной ступке, как из кусочка соли получается сначала крупная соль, а потом мелкая).

Воспитатель предлагает детям надеть фартуки и нарукавники и сесть за свои столы.

Воспитатель. У вас на столах стоят стаканы с водой и в тарелочках соль крупного и мелкого помола. Давайте проведем опыты.

1 опыт. Сначала растворим в воде крупную соль.

2 опыт. А теперь растворим мелкую соль.

Какая быстрее растворилась? Правильно мелкая соль растворяется быстрее, поэтому хозяйки чаще используют соль мелкого помола.

А еще в магазинах и аптеках продается специальная морская соль и соли для ванн. Но это другие соли и использовать в пищу их нельзя. Морской солью, многие полощут горло, когда болеют. А как приятно принимать ванну, если в нее добавить специальную соль. Да, она еще бывает разного цвета, в зависимости от добавленных в них травяных настоев, еще приятно пахнет.

3 опыт. Воспитатель раздает тарелочки с разноцветной солью. Давайте, растворим в воде и посмотрим, что получится. Еще раз напоминаю, что это соль для ванны, есть ее нельзя!

Незнайка. Как здорово! Мне так понравилось! Во сколько интересного я узнал. Что я хочу подарить вам свои любимые камешки. Правда, красивые! Просто клад!


Включение детей в самостоятельную деятельность,

















Дети раскрашивают

Выстраивают порядок и последовательность

III этап. Итог.

Рефлексия

Воспитатель. Незнайка, у меня есть волшебный сундучок. Давай положим твои камешки в сундучок и посмотрим, что произойдет. (Незнайка кладет). А теперь вместе скажем волшебные слова: «КРИБЛЕ, КРАБЛЕ, БУМС…»

Воспитатель открывает сундучок, а там лежат конфеты.

Воспитатель и Незнайка раздают конфеты. Незнайка прощается и уходит.


Высказывают собственные мысли, выражают эмоционально свое отношение к занятию


Умение делать выводы, умозаключения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!