II этап – основная часть | Воспитатель Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В лужи, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить. - А вы ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды? (ответы детей). Воспитатель: Ребята, капелька приготовила для нас игру. - Помогите мне, я начну, вы продолжайте, слово в рифму подбирайте. Игра «Подскажи словечко». Дождик капает по лужам. Ну, кому? Зачем он нужен? Дождь, конечно, нужен нам, А зачем? Ответ я дам! Там, где капля упадёт, Там цветочек … (расцветёт). Травка будет зеленее, Если дождик льёт … (сильнее). А ещё нам нужен дождь, Чтоб заколосилась … (рожь, Чтоб деревья напоить, Тоже дождик должен … (лить). В городе он словно дворник, Чистит улицу и … (дворик). Пыль к земле дождь прибивает, Грязный воздух … (очищает). Без дождя нам не прожить, Так что, дождик должен … (лить). - А вы знаете, ребята, что вода – это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Отгадайте, во что превращается вода Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле. (Дождь) Что за звездочки сквозные На пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, А возьмешь – вода в руке? ( Снежинки) Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет, Заплачет она и умрет. (Сосулька) - Еще вода умеет превращаться в пар, в туман, в иней, в росу, в облака, в снег. И морозные узоры на стеклах – это тоже вода. (Предложить детям картинки с изображением пейзажей в различное время года). Найдите воду. Кто узнает ее? (Дети находят и называют воду в видоизмененном состоянии). Воспитатель: – Ребята, давайте расскажем жителям планеты Сухаряшка, какими же свойствами обладает вода. - Ребята, Капелька приготовила сюрприз – предлагает нам отправиться в научную лабораторию. А кто из вас знает, что такое лаборатория? -Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? (одевает халат, шапочку). А вы будете научными работниками лаборатории. (Дети одевают фартуки, шапочки). Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус. Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал, убери на место. Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых. Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники. -Для проведения опытов, по исследованию воды и её свойств, нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.) Посмотрите, ребята, это схема свойств воды, результаты наших опытов мы будем отмечать вот такими символами. На доске: три схемы (вода прозрачная, вода жидкая, чистая вода не имеет запаха) Опыт 1: Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется (предложить еще емкости другого размера и формы). Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода–жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас приступим ко второму опыту. Опыт 2 Какого цвета вода? - Ребята, перед вами стоят 2 стакана. Скажите что в них налито? (Молоко и вода.) - Положите в оба стакана камушек. Сравните их, что заметили? В каком стакане видны камни, а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с молоком камень не виден, а в стакане с водой – виден? Вывод: Вода прозрачная, можно сказать бесцветная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны. - Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ прозрачности воды) А сейчас немного отдохнём. - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.) Физминутка Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой) Рукава засучим смело. (засучиваем рукава) Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой) Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу) Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен) И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны) Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте). Воспитатель: Ребята, вернемся в нашу лабораторию и продолжим наши опыты с водой, чтобы узнать еще одно интересное свойство воды. Опыт № 3 Вода –растворитель. А есть ли у воды вкус? Попробуйте воду?Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. А теперь возьмите кусочек сахара, положите его в стакан с водой, хорошо размешайте. Что произошло с сахаром?(он растворился) А теперь попробуйте снова воду. Что изменилось? Какая стала вода? А теперь возьмите немножко соли и положите во второй стакан с водой, хорошо размешайте и снова попробуйте. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А у воды есть запах Перед вами один стакан с чистой водой, понюхайте чистую воду, чем пахнет чистая вода? А теперь, в другой стакан с водой положите кусочек лимона, понюхайте и почувствуйте запах, чем пахнет вода с лимоном (лимоном). Вывод: чистая вода не имеет запаха, вода может пахнуть лишь, тем, что в нее положили. | Воспитатель продолжает вести беседу воде. Задаёт детям вопрос. Предлагает детям поиграть в игру. Загадывает детям загадки Воспитатель предлагает детям посмотреть картинки в видоизмененном состоянии воды. Предлагает детям отправиться в «Научную лабораторию» Интересуется, знают ли дети, что такое лаборатория? Воспитатель одевает халат, шапочку. Зачитывает правила Воспитатель обращает внимание детей на лабораторные столы. Задаёт вопрос Показывает схемы символы свойств воды на доске. Задаёт детям вопрос. Объясняет и показывает детям действия по проведению опыта. Вовлекает в совместную деятельность. Обращает внимание детей на стол. Задаёт вопрос. Подводит детей к выводу Воспитатель предлагает детям сделать физминутку. Воспитатель предлагает детям продолжить опыты. Объясняет задание. Задаёт воспитанникам вопросы, Подводит детей к размышлению. | Сосредоточивают внимание. Слушают педагога. Воспитанники внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопрос. Внимательно слушают, отгадывают загадки. Заинтересовываются, Рассматривают картинки в видоизмененном состоянии воды. Внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. Дети перечисляют всё, что стоит на столе, выполняют действия Дети подходят к столу. Отвечают на вопрос воспитателя. Повторяют действия за воспитателем. Вместе с воспитателем делают вывод. Дети, подходя к столу. Повторяют действия за воспитателем. Вместе с воспитателем делают вывод. Дети выполняют движения по показу воспитателя. Дети выходят на ковер, Повторяют движения за воспитателем. Дети садятся на стульчики. Дети подходят к столу. Пробуют воду на вкус. Выполняют задание воспитателя Делаю вывод. Воспитанники заинтересовываются, слушают воспитателя. | Воспитаны умения у детей внимательно слушать, не перебивать Включение детей в целеполагание. Побуждение к деятельности Умение вести диалог. Повышение исследовательских, коммуникативных умений детей, желание самопознания, повышение активной деятельности на занятии, развитие кругозора. Открытие «нового знания» Снять статистическое напряжение. Дети интересуются игровыми упражнениями, доброжелательно взаимодействует с педагогом. |