Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике
ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Скирда Валерии Вячеславовны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)
Дата: 24.10.23
ДОО:
Группа: Старшая группа (5-6 лет)
Тема: «Урал – опорный край державы».
Руководитель практики: Темерева Людмила Петровна
Методист: Коковина Оксана Васильевна Оценка за конструкт – «4»
Воспитатель:
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Вид НОД: формирование целостной картины мира (предметный и социальный мир)
Форма НОД: Занятие-игра
Виды деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Планируемый результат:
Дети сотрудничают друг с другом.
Дети знают новые слова (руда, медь, алюминий), употребляют их в речи.
Дети знают профессии Стропальщик, инженер
Деи проявляют чувство привязанности к родному краю
Дети проявляют интерес к родному городу: промышленным центрам, событиям прошлого и настоящего.
Дети проявляют умение чувствовать красоту природы своей малой родины и эмоционально откликаются на нее.
Дети проявляют интерес к родному краю как части России: культуре, истории зарождения и развития промышленности своего края
Дети заинтересованы путешествием по родному краю.
Дети проявляют способность к контролю за качеством и результатом работы.
Дети умеют фиксировать результаты в таблицу.
Дети умеют проводить эксперимент по сравнению алюминия и железа.
Дети внимательно слушают текст и выполняют движения.
Дети знают о значимости Урала.
Дети знают историю возникновения города Каменск-Уральский.
Цель: формирование у детей представлений об Урале, как опорном крае державы, в процессе непосредственно-образовательной деятельности.
Задачи непосредственно-образовательной деятельности | Задачи с учётом индивидуальных особенностей детей группы |
Воспитательные: Воспитывать потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия. Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю Развивающие: Расширять словарный запас (медь, руда, алюминий), учить употреблять эти слова в речи. Развивать у детей интерес к родному городу: к достопримечательностям: промышленным центрам, памятникам истории, событиям прошлого и настоящего. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее. Развивать у детей интерес к родному краю как части России: культуре, истории зарождения и развития своего края Развивать любознательность. Развивать способность к контролю за качеством и результатом работы. Развивать умение внимательно слушать текст и выполнять движения. Продолжать развивать умение составлять блоки в определенной последовательности. Обучающие: Формировать у детей представление об Урале, как об опорном крае державы. Знакомить с профессиями инженер, стропальщик. Познакомить детей с легендой возникновения Урала. Познакомить детей с историей и причиной возникновения промышленности на Урале. | Маша – развивать умение отвечать на вопросы полным предложением. |
Список использованных источников
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.
Принципы дошкольного образования (ФГОСДО):
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип прочности, принцип сознательности.
Методы воспитания и обучения: поощрение, чтение художественного слова, эмоциональное стимулирование, беседа, объяснение, упражнение, показ.
Оборудование: блоки Дьенеша, изображения меди, алюминия, руды и предметов созданных из нее, изображения заводов, иллюстрация стропальщика и инженера, их формы и выполняемой работы. Карта с отмеченным на ней Урале, иллюстрации Каменска-Уральского, Верхней Пышмы, Екатеринбурга, таблица для фиксации эксперимента, ложка железная, алюминиевая.
Предварительная работа: игра «Кому принадлежит фраза?»
Задачи: обогащать словарный запас за счет слов, обозначающих профессиональные действия и профессиональные качества;
Ход: -Ребята, сейчас я вам предлагаю проверить свои знания о профессиях. Мы поиграем в игру «Кому принадлежит фраза?». Вы будете отвечать по поднятой руке. Договорились? Итак, догадайтесь, человек какой профессии мог сказать данную фразу.
Ой, сколько снега намело! Надо доставать лопату!
-Катя, как ты думаешь? (Дворник)
-Катя, ты верно ответила.
Вам пришло письмо и журнал
-Кирилл, человек какой профессии говорит такую фразу? (Почтальон)
-Правильно, это почтальон.
В тесто я добавил немного корицы
-Костя, человек какой профессии может так сказать? (Кондитер)
-Костя прав, это кондитер.
Играть на проезжей части запрещено! Опасно для жизни!
-Маша, человек какой профессии может сказать нам такие слова? (Полицейский)
-Маша, ответила правильно.
Как вас постричь? А челку покороче?
-Тася, скажи человек какой профессии может задать такой вопрос. (Парикмахер)
-Ребята, вы правильно отгадали все профессии, давайте похлопаем друг другу.
Индивидуальная работа.
Цель: Совершенствовать умение составлять из блоков цепочку, соблюдая заданную последовательность.
-Максим, какие геометрические фигуры ты видишь? (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
-Верно, а какого они цвета?9 все разные, красные зеленые, синие, желтые)
-Верно, а теперь назови в какой последовательности они расположены и какой цвет у каждой фигуры?
-(Большой красный квадрат, потом маленький желтый круг, потом большой синий прямоугольник)
-Верно Максим все фигуры и цвет ты назвал правильно, а теперь попробуй в той же последовательности продолжить цепочку из таких же фигур , такой же формы, цветом размером)
(Педагог наблюдает за деятельностью ребенка при необходимости оказывает помощь.
Ход НОД
Этапы деятельности | Методы обучения | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность. | Беседа Эмоциональное стимулирование чтение художественного слова | Дети находятся на ковре перед воспитателем. -Встаньте дети, встаньте в круг, -Я твой друг и ты мой друг, -Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, поставленные полукругом на ковре. -Ребята, я очень рада вас видеть. Садитесь на стулья и внимательно послушайте красивое стихотворение, после мы поговорим, о чем же оно. -Урал! Опорный край державы, Ее добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец. -Ребята, вам понравилось стихотворение? О чем оно, как вы считаете? -(Мне понравилось стихотворение, оно об Урале) -Верно, это стихотворение об Урале, это наш родной край, который знаменит своей красивой природой, большим количеством полезных ископаемых, интересной историей и большим разнообразием производства. -Ребята, я предлагаю вам отправиться сегодня в путешествие по некоторым городам Урала и узнать, почему же наш край называется опорным краем нашей державы. -Вы согласны, ребята? | Дети вступают в диалог с воспитателем. | Дети смотивированы на предстоящую деятельность. |
2.Основной этап 2.1.Путешествие в Екатеринбург «Завод Уралмаш» Задачи: Развивать у детей умение слушать друг друга, не перебивать. Расширять словарный запас (Инженер, стропальщик), учить употреблять новые слова в речи. Развивать у детей интерес к родному краю, промышленности: к промышленным центрам, истории, событиям прошлого и настоящего. Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю Развивать у детей интерес к родному краю как части России: культуре, истории зарождения и развития своего края Познакомить детей с легендой возникновения края. | Беседа Поощрение Демонстрация Чтение художественного слова | Дети сидят на стульях полукругом перед воспитателем -Но перед тем, как отправиться в путешествие, нам необходимо определиться, куда же отправимся. В нашей стране есть замечательный край. Если посмотреть на карту России, то в самой ее середине можно увидеть широкую коричневую полосу. -(Воспитатель показывает карту России с отмеченной на ней площадью Урала) Это и есть знаменитая каменная страна Урал, Уральские горы. Люди относятся к нему уважительно, с почтением называют «Седой Урал», «Урал-батюшка». А само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Урал – значит пояс. Поэтому Уральские горы и называют «каменным поясом». Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в нем все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан уронил его, и пояс лег через всю землю: от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. А богатства великана рассыпались по всему Уральскому краю. Посмотрите на карту, как растянулся Урал – пояс. -Именно благодаря своему географическому положению, на территорию Урала было перенесено и открыто множество заводов. Сегодня мы отправимся и узнаем о самых известных заводах Урала. Для этого мы отправимся в столицу нашей области – город Екатеринбург. Как мы можем добраться до него? (На машине) -Верно, мы добираемся на машине для этого встанем полукругом, вытянем руки вперед, как-будто мы держим руль у машины и повторяем за мной. -Едем, едем на машине (поворачиваем руки влево-вправо изображая движение рулем) -У нее устали шины. -Мы на место доберемся и друг другу улыбнемся.( опускают руки и улыбаются соседу справа, слева садятся на стульчики.) -Ребята, вот мы и добрались до Екатеринбурга. А кто знает, чем знаменит этот город? (Он является столицей нашей области) -Верно, а также, ребята, в этом городе очень много различных предприятий и заводов по добыче полезных ископаемых, строительству и металлопроизводству. -Одним из самых больших и значимых заводов в нашей стране является УРАЛМАШ-завод. Его существование началось очень давно, более ста лет назад. -В нашей стране рос объём по добыче и переработке полезных ископаемых, а для большей эффективности необходимо было подходящее оборудование, стране требовались машиностроительные заводы, так и появился в Екатеринбурге этот завод. (Воспитатель помещает на мольберт изображение завода) Сегодня Уралмашзавод — одно из ведущих машиностроительных предприятий России. И по-прежнему производит для всей страны различные виды транспорта детали для него. Основные направления производства: (На мольберт помещается иллюстрация продукции) • Большое количество деталей для составления машинного механизма. (Мельницы) • Так же машины для других заводов, например, пресовочные машины, машины для плавки металла • Подъёмно-транспортное оборудование такое как например подъемный кран для перевозки тяжелых предметов, мостовой кран который служит помощником при строительстве мостов. -Все это производится благодаря рабочим, которые трудятся на заводе, в настоящее время на заводе работают более 14 тысяч человек различных профессий, среди них распространены такие профессии как: Стропальщик, инженеры, плавильщики. (Воспитатель помещает на мольберт изображения стропальщика в форме) - Стропальщик – рабочий, который использует в своей работе механизмы которыми он скрепляет и раскрепляет грузы которые перемещают из разных мест. (Воспитатель помещает на мольберт изображения Инженера в форме) - Инженер – это человек, который создаёт различную технику. На свете очень много разных механизмов, машин и другой техники. Инженеры знают об этой технике всё. (воспитатель помещает на мольберт изображения Плавильщика и его работы в форме) -Плавильщики — это специалисты, которые занимаются плавкой и переплавкой металлов для получения жидких металлических составов. | Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, просматривают изображения карты с отмеченными границами Урала. | Дети слушают друг друга, не перебивают. Дети знают новые слова (Стропальщик, Инженер), употребляют их в речи. Дети знают о родном крае, о событиях прошлого и настоящего. Дети эмоционально откликаются на рассказы о родном крае. Детям интересен родно краю как части России: культуре, истории зарождения и развития своего края Дети знают легенду возникновения родного края. |
Физкультминутка Задача: способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания. | Показ Чтение художественного слова | Воспитатель эмоционально стимулирует детей. Дети стоят полукругом перед воспитателем. Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.) Закачалось дepевцо. (Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.) Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.) Деревца все выше, выше. ( Встают и глаза поднимают вверх.) -молодцы ребята, прогулялись по лесочку. | Дети выполняют движения по тексту и по показу воспитателя. | Дети отдохнули и приготовились к продолжению совместной деятельности. |
2.3.Путешествие в Верхнюю Пышму на завод «Уральские Локомотивы» Задачи: Воспитывать потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия. Развивать любознательность и интерес к производству Учить составлять блоки Дьенеша продолжая последовательность | Объяснение Демонстрация Поощрение Игра | Дети сидят на стульях полукругом перед воспитателем. -Ребята, а следующий город в нашем сегодняшнем путешествии – Верхняя Пышма. (Воспитатель помещает изображение города на мольберт). -Этот большой по площади город был основан на месте старой деревни после того, как там нашли медный рудник и стали добывать медь. Ребята, кто-то знаком с медью, может предположить, что это такое? (Это металл). Дети высказывают свои предположения. (Воспитатель помещает на мольберт изображение меди и предметов, сделанных из нее) -Медь – это металл, который имеет высокую прочность, но при этом достаточно пластичен, и при помощи специальной обработки ей можно придать любую форму. -Но помимо добычи такого металла, город Верхняя Пышма знаменит своим крупным заводом. «Уральские локомотивы» – молодое современное предприятие, выпускающее электровозы пассажирского и грузового назначения, а также различные подвижные составы. -Несмотря на то, что этот завод начал свою работу и выпуск производства недавно, его электропоезда, были признаны самыми лучшими, прочными и устойчивыми в нашей стране. -Ребята, давайте пройдем за столы и посмотрим, что же лежит на них? Лежат два набора «Блоки Дьенеша» -Ребята, а для того чтобы продолжить занятие, вам необходимо объединиться в две команды, у нас будет команда мальчиков и команда девочек. Каждой команде необходимо продолжить последовательность уже начатых блоков, это будут наши поезда. Та команда, которая более ловко справится с этим заданием, победит. (Воспитатель наблюдает за деятельностью детей, по окончанию работы, проводит проверку. Называя последовательность сложенных блоков). -Ребята, вы большие молодцы и ловко справились с таким заданием, но нам пора возвращаться из длинного путешествия в наш родной город. Ребята, как называется город в котором мы живем? (Каменск-Уральский) | Дети отвечают на вопросы воспитателя, внимательно слушают, составляют из блоков поезд, продолжая его последовательность. | Дети сотрудничают друг с другом. Дети внимательно слушают текст. Дети проявляют любознательность и интерес к производству. Составляют поезд из блоков Дьенеша согласно предложенной последовательности |
2.4.Путешествие по Каменску-Уральскому Алюминиевому заводу. «Экспериментирование алюминий и железо» Задача: Развивать любознательность. Воспитывать потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, стремление уважать мнение друг друга. Развивать способность к контролю за качеством и результатом работы. Развивать способность эмоционально откликаться на достижение родного края. Развивать чувство гордости за свою Родину. | Беседа Поощрение моделирование Демонстрация Показ Объяснение | Дети стоят вокруг стола, воспитатель с ними. -Ребята, а знаете ли вы, что наш родной город Каменск-Уральский так же знаменит среди городов Урала, в нашем городе есть немало различных заводов, фабрик. -Каменск-Уральский старый город, который был основан из обычной деревни, благодаря производству пушек для страны. (Воспитатель помещает на мольберт изображение Каменск-Уральского алюминиевого завода, так же помещает изображение стелы самолета.) -А во время Великой Отечественной войны, наш городской Алюминиевый завод являлся единственным по производству алюминия. Ребята, кто-то, может, начал догадываться, что же такое алюминий? (металл) -Алюминий — серебристо-белый блестящий металл, который примерно в три раза легче, чем железо. Из него можно вытягивать проволоку более тонкую, чем самые тонкие волосы, и изготавливать пластины толщиной с чертежный лист. Так же алюминий используют для изготовления машин, самолетов, различной техники и даже бытовых предметов, которые есть у нас дома, например, ложки, вилки, кастрюли, чашки, кружки. Именно поэтому алюминий необходим всей стране. -Ребята, а теперь предлагаю провести эксперимент. В нём мы узнаем, чем же алюминий отличается от железа (Алюминий легче железа). -Сейчас каждый по очереди подойдет ко мне, к столу возьмет в одну руку ложку из алюминия, в другую руку железную ложку и по своему ощущению постарается определить какая ложка все-таки будет легче. Воспитатель по очереди вызывает детей к столу, наблюдает за их сравнением, предлагает результат отразить в таблице. | Дети Отвечают на вопросы. Экспериментируют и фиксируют показатели в талицу | Дети сотрудничают друг с другом, уважают мнение друг друга. Дети любознательны. Дети проявляют способность к контролю за качеством и результатом работы. Дети эмоционально откликаются на достижение родного края. Дети чувствуют гордость за свою Родину. |
3.Подведение итогов Задача: Формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод. | Беседа Эмоциональное стимулирование Поощрение | Дети стоят полукругом на ковре. - Ребята, как вы думаете, удалось ли нам найти ответ на наш вопрос, почему же Урал является опорным краем державы? - Ребята, что мы с вами сегодня узнали интересного? Ответы детей - Здорово! А что вам понравилось больше всего? Что показалось самым трудным? - Какими мы были сегодня? - Молодцы, ребята! Я с вами согласна. Воспитатель выслушивает ответы детей | Дети вступают в диалог с воспитателем. | Дети умеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод. |
4.Открытость Задача: Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. | Демонстрация Поручение | Дети находятся на ковре -В ваше свободное время я предлагаю вам раскрасить то, что производится на наших Уральских заводах. | Дети слушают воспитателя. | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |