- Теперь мы имеем представления о том, что мы ищем. Теперь нам необходимо собрать улики, чтобы помочь королеве Морфология. - Для этого предлагаю поработать с таблицей, которая лежит у вас на партах. Но посмотрите на неё, некоторые слова потерялись. И теперь нам необходимо её заполнить. - Давайте рассмотрим таблицу. - (Имя), прочитай заголовок таблицы (самостоятельные части речи) - (Имя), прочитай названия колонок (часть речи, что обозначает, на какой вопрос отвечает) - Итак, в первой колонке представлены части речи, во второй написано, что обозначает часть речи и в третьей – на какой вопрос часть речи отвечает. - Обратите внимание, что на парте у вас также лежат слова, которые необходимо будет вклеить в таблицу. - Итак, какая первая часть речи представлена? (существительное) - На какие вопросы отвечает существительное? (кто? что?) - А что обозначает существительное? (предмет) - Давайте проверим, обратите внимание на слайд. - Верно, найдите это слово и вклейте во вторую колонку. Для этого уберите плёнку от двустороннего скотча. - На какие вопросы отвечает существительное? (кто? что?) - Что представлено в следующей строке? (имя прилагательное, обозначает признак предмета) - На какой вопрос отвечает прилагательное? (какой? Какое? Какие?) - Давайте проверим, обратите внимание на слайд. - Верно, находим эти вопросы на карточках и вклеиваем. - Что написано в следующей строке? (часть речи обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?) - Как называется данная часть речи? (глагол) - Давайте проверим, обратите внимание на слайд. - Верно, вклеиваем в первый столбик глагол. - Что написано в следующей строке? (имя числительное, отвечает на вопрос сколько? который?) - Что обозначает имя числительное? (количество, порядок предметов при счёте) - Давайте проверим, обратите внимание на слайд. - Верно, вклеиваем во вторую колонку. - Что представлено в последней строке? (часть речи указывает на предмет, но не называет его, отвечает на вопрос кто? он, что? он) - Как называется данная часть речи? (местоимение) - Давайте проверим, обратите внимание на слайд. - Верно, вклеиваем в первую колонку местоимение. - Вот мы с вами и собрали улики, заполняя таблицу части речи. Физминутка - А как настоящие детективы, мы должны быть очень внимательными и ловкими. Встаем со своих мест. - Ваша задача, если на слайде появляется существительное, то один раз хлопаем в ладоши. Если глагол – один раз топаем. - Итак, начнём. Речка, ходить, гулять, дерево, плавать, парта, дом. - Молодцы, вы верно определили глагол и сущ. - Теперь, если на слайде прилагательное – приседаем, если числительное – поднимаем руки вверх, если местоимение – вытягиваем руки вперёд. Красивый, три, он, восемь, солнечный, оранжевый, они. - Молодцы, вы правильно определяли прил., числ. и местоимения. - Ребята, мы с вами вспомнили, что обозначает каждая часть речи и какие бывают части речи. - А сейчас я предлагаю, как настоящие детективы начать поиск. Для этого объединитесь в пары. - На партах у вас лежат карточки, на которых представлены предложения. Ваша задача в парах, пользуясь заполненной таблицей в предложении под цифрой 1 первой паре – найти существительные и сверху подписать эту часть речи, 2 паре найти прилагательные и сверху подписать, 3 паре найти глаголы, 4 паре найти числительные и 5 паре найти местоимения. - Ищем только в первом предложении. 1. На путях я увидел, как одна красивая ворона пила из лужи. 2. Впереди я заметил, как одна огромная туча поднималась из-за леса. 3. Я гулял один по знакомой улице и начался дождь. 4. Я побежал домой и на пути встретил три красивые собаки. 5. Спустя один час я пришёл домой, где ждала любимая семья. - Кто готов – руку на локоток. - (Имя), прочитай первое предложение. (1. На путях я увидел, как одна красивая ворона пила из лужи.) - Первая пара, какое существительное вы нашли? (ворона) - Обоснуйте свой ответ. Докажите, что это существительное. (обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?) - Верно, ворона – это существительное и отвечает на вопрос кто. - Вторая пара, какое прилагательное вы нашли? (красивая) - Докажите, что это прилагательное (отвечает на вопрос какая? Обозначает признак предмета) - Верно, красивая – это прилагательное и отвечает на вопрос какая. - Третья пара, какие глаголы вы нашли? (увидел, пила) - Докажите, что это глаголы (увидел отвечает на вопрос что сделал, пила отвечает на вопрос что делала. Обозначает действие) -Четвёртая пара, какое числительное вы нашли? (одна) - Докажите, что это числительное (обозначает количество и отвечает на вопрос сколько) - Пятая пара, какое местоимение вы нашли? (я) - Докажите, что это местоимение (указывает на предмет, но не называет его и отвечает на вопрос кто) - Верно, я это местоимение, которое указывает на предмет, но не называет его, ведь под этим словом может подразумеваться человек, мальчик или дедушка. - (Имя), прочитай второе предложение (2. Впереди я заметил, как одна огромная туча поднималась из-за леса.) - Теперь в данном предложении 1 пара ищут прилагательное, 2 пара – глаголы, 3 пара – числительное, 4 пара – местоимение, 5 пара – существительное. Не забываем сверху подписывать часть речи. - Первая пара, какое прилагательное вы нашли и обоснуйте свой ответ (огромная отвечает на вопрос какая? Обозначает признак предмета) - Верно. - Вторая пара, какие глаголы вы нашли и докажите, что это глаголы. (заметил, поднималась. Заметил отвечает на вопрос что сделал? поднималась отвечает на вопрос что делала? Обозначает действие предмета) - Третья пара, какое числительное вы нашли, обоснуйте свой ответ (одна, обозначает количество и отвечает на вопрос сколько) - Четвёртая пара, какое местоимение вы нашли, обоснуйте свой ответ. (местоимение я, т.к. указывает на предмет, но не называет его. Отвечает на вопрос кто?) - Пятая пара, какое существительное вы нашли и докажите. (туча, поднималась что? – туча. Обозначает предмет) - (Имя), прочитай третье предложение. (3.Я гулял один по знакомой улице и начался дождь.) - В данном предложении 1 пара ищут глаголы, 2 пара – числительное, 3 пара – местоимение, 4 пара – существительное, 5 пара – прилагательное. Не забываем сверху подписывать часть речи. - Кто готов – руку на локоток. - Первая пара, какие глаголы вы нашли, обоснуйте свой ответ (гулял, начался. Гулял отвечает на вопрос что делал? Начался отвечает на вопрос что сделал? Обозначают действие предмета) - Вторая пара, какое числительное вы нашли, обоснуйте свой ответ (один. обозначает количество и отвечает на вопрос сколько?) - Третья пара, какое местоимение вы нашли, обоснуйте свой ответ (местоимение я, т.к. указывает на предмет, но не называет его. Отвечает на вопрос кто?) - Четвёртая пара, какое существительное вы нашли, обоснуйте свой ответ (дождь, начался что? – дождь. Обозначает предмет) - Пятая пара, какое прилагательное вы нашли, обоснуйте свой ответ (знакомой. отвечает на вопрос какая? Обозначает признак предмета) - (Имя), прочитай четвёртое предложение. (4. Я побежал домой и на пути встретил три красивые собаки.) - В данном предложении 1 пара ищут числительное, 2 пара – местоимения, 3 пара – существительное, 4 пара – прилагательное, 5 пара – глаголы. Не забываем сверху подписывать часть речи. - Кто готов – руку на локоток. - Первая пара, какое числительное вы нашли, обоснуйте свой ответ (три. обозначает количество и отвечает на вопрос сколько?) - Вторая пара, какие местоимения вы нашли, обоснуйте свой ответ (местоимение я, т.к. указывает на предмет, но не называет его. Отвечает на вопрос кто?) - Третья пара, какое существительное вы нашли, обоснуйте свой ответ (собаки, встретились кто? – собаки) - Четвёртая пара, какое прилагательное вы нашли, обоснуйте свой ответ (красивые. отвечает на вопрос какие? Обозначает признак предмета) - Пятая пара, какие глаголы вы нашли, обоснуйте свой ответ (побежал, встретил. Отвечают на вопрос что сделал? Обозначают действие предмета) - (Имя), прочитай пятое предложение. (5. Спустя один час я пришёл домой, где ждала любимая семья.) - В данном предложении 1 пара ищут местоимение, 2 пара – существительное, 3 пара – прилагательное, 4 пара – глаголы, 5 пара – числительное. Не забываем сверху подписывать часть речи. - Кто готов – руку на локоток. - Первая пара, какое местоимение вы нашли, обоснуйте свой ответ (местоимение я, т.к. указывает на предмет, но не называет его. Отвечает на вопрос кто?) - Вторая пара, какое существительное вы нашли, обоснуйте свой ответ (семья, отвечает на вопрос кто?) - Третья пара, какое прилагательное вы нашли, обоснуйте свой ответ (любимая. отвечает на вопрос какая? Обозначает признак предмета) - Четвёртая пара, какие глаголы вы нашли, обоснуйте свой ответ (пришёл, ждала. Пришёл отвечает на вопрос что сделал? Ждала отвечает на вопрос что делала? Обозначают действие предмета) - Пятая пара, какое числительное вы нашли, обоснуйте свой ответ (один. обозначает количество и отвечает на вопрос сколько?) - Мы с вами потренировались находить части речи в предложениях, теперь предлагаю немного отдохнуть. - Встаньте со своих мест. Встаньте так, чтобы не мешать соседу. - Я буду проговаривать слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте нужное действие. -Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать. Раз - Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. -Итак, мы очень хорошо отдохнули, а это значит, что пришло время трудиться и учиться дальше. - Мы с вами нашли много улик, но их не хватает для того, чтобы помочь королеве Морфология. Поэтому предлагаю выполнить ещё одно задание по сбору улик. - На партах у вас лежат карточки, на которых представлен текст. Обратите внимание ниже также представлена таблица. - (Имя), прочитай названия колонок (сущ., прил., гл., местоимение, числит.) - Ваша задача прочитать текст, найти в нём части речи и распределить их по колонкам в таблицу. Работаем самостоятельно. - Кто готов – руку на локоток. - Теперь обменяйтесь карточками в паре. Проверьте друг у друга работу. Правильный ответ представлен на слайде. - Если слово написано в правильной колонке, то ставим +. Если нет, то стрелочкой указываем в ту колонку, в которой он должен находиться. - Кто проверил – руку на локоток. - Обменяйтесь обратно своими карточками, посмотрите на свои работы. - Поднимите руку, кто затрудняется в нахождении существительных? Кто затрудняется в нахождении глаголов? Прилагательных? Числительных? Местоимениях? - Ребята, что вы можете сделать, чтобы не допускать ошибок? (при работе использовать таблицу части речи) |