СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт изобразительного искусства по теме "Образ человека в традиционной культуре. Связь изобразительного искусства с музыкой, танцами, песнями, былинами, сказками"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт изобразительного искусства по теме "Образ человека в традиционной культуре. Связь изобразительного искусства с музыкой, танцами, песнями, былинами, сказками"»

Конструкт пробного урока по изобразительному искусству

по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 36

специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Нохриной Елизаветы Андреевны

Дата: 10.03.2021

Класс: 3 «б»

ФИО учителя класса: Тарасова Ольга Александровна

ФИО методиста: Лемешева Анастасия Сергеевна Подпись _________________

УМК: «Перспектива»

Тема урока: Образ человека в традиционной культуре. Связь изобразительного искусства с музыкой, танцами, песнями, былинами, сказками.

Тип урока: Открытие новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей), познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях), коммуникативные УУД (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи).

Предметные: обучающиеся знают, что такое сказы, былины, сказки, музыка, балет; умеют устанавливать связи искусства с другими жанрами; применяют знания о разнообразных жанрах; умеют изображать балерину, щелкунчика, мышиного короля в соответствии с темой урока.

Цель: развитие творческих способностей обучающихся посредством изображения образа человека в традиционной культуре, в ходе рисования балерины, щелкунчика, мышиного короля.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Развивающая: формировать регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей), познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях), коммуникативные УУД (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи)

Образовательная: учить устанавливать связи искусства с другими жанрами; познакомить с былинами, сказами, сказками, музыкой, их связью с искусством; систематизировать знания о разнообразных жанрах; научить изображать балерину, щелкунчика, мышиного короля в соответствии с темой урока.

Изобразительная: научить обучающихся изображать образ человека по заданному алгоритму;
Техническая: совершенствовать навыки рисования при помощи средств художественного выражения для достижения замысла в графике - точка, линия, штрих, пятно.
Композиционная: совершенствовать композиционные навыки, продумывать замысел композиции;
Цветовая: учить детей выбирать цвет в соответствии с темой урока «Образ человека в культуре».

Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения:

  • принцип наглядности

  • принцип деятельности

  • принцип систематичности и последовательности

  • принцип креативности;

Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема

  • воспитание через творчество

  • формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом и сверстниками


Методы обучения:

  • Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;

  • Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация;).

  • Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческого поиска; предъявление педагогического требования)

  • Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (постановка проблемной ситуации, творческое задание).

Методы воспитания:

  • Методы формирования социального опыта детей (ситуация свободного выбора, пример).

  • Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).

  • Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха).


Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Обеспечение урока:

1 Информационное обеспечение
1.1 . Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373

1.2 Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)

1.3 Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство 1-4 класс». Утверждено директором центра образования «Аксиома». Приказ от 30.08.2020.

1.4 Видеозапись: Балет Щелкунчик в Большом театре 21.12 2014. URL: https://ok.ru/video/333975325433

1.5 Толковый словарь Ожегова, "Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой). URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/111234

1.6 Музыка из балета Щелкунчик: https://zaycev.net/artist/125849

2 Оборудование:

2.1 Демонстрационное: Презентация «Балет», схема поэтапного рисования, видеофрагмент балета «Щелкунчик», аудио фрагмент балета «Щелкунчик»

2.2 Индивидуальное: Карандаши, альбом, шаблон для рисования.


Структура (план) урока ( в соответствии с типом урока):


1 Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)

2 Актуализация знаний (1 минута)

3 Выявление проблемы (7 минут)

4 Решение проблемы (13 минут)

5 Самостоятельная работа (15 минут)

6 Рефлексия (5 минут)


Оформление учебного кабинета, макет доски:


Тема:
План:

3 марта.

Классная работа.





Ход урока:

Этапы урока, задачи работы (общепедагогические задачи этапа урока, воспитательные, развивающие, образовательные)

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя


Планируемый результат, в том числе метапредметный, личностный, предметный

1. Мотивация к учебной деятельности

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.



2. Актуализация знаний.

Задача: актуализировать знания по прошлому материалу (объём в пространстве и на плоскости)



Методы обучения:

  • Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;

  • Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (предъявление педагогического требования)

Методы воспитания:

  • Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).

  • Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха).

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Андреевна, сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на столах должен быть пенал, карандаши, фломастеры и альбом. У кого всё из перечисленного есть – присаживайтесь на места.

- Начать наш урок я предлагаю с высказывания писателя Эндрю Мэтьюза: «Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, — это всегда автопортрет».

- Ребята, как вы думаете, о чём эта цитата?

- Спасибо, ребята. Верно, эта цитата о том, что любое произведение человека – будь то литературное произведение, картина, музыка, танец или любое другое его творение – это частичка человеческой души. Человек всегда вкладывает часть себя в свои творения, а еще с их помощью он может выражать свои чувства – любовь, восторг, восхищение, грусть.


- Давайте вспомним, какая была тема прошлого урока?

- Мы изучали тему «Объём в пространстве и на плоскости», хорошо. А что мы рисовали? Мы рисовали объемный мяч, спасибо.

Обучающиеся демонстрируют:

Личностные: обучающиеся проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях), коммуникативные УУД (строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи).

3. Выявление проблемы.

Постановка темы, цели и задач.

Задача: создать проблемную ситуацию, поставить задачи урока в совместной деятельности с обучающимися.

Методы обучения:

• Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческого поиска; предъявление педагогического требования)

• Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (постановка проблемной ситуации, творческое задание).

Методы воспитания:

• Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).

• Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха).

- Для того, чтобы узнать, как будет звучать тема нашего урока, я предлагаю решить ребус. Посмотрите на слайд.

- Кто попробует сформулировать тему урока?

- Верно, тема нашего урока – образ человека в культуре.

- Для того, чтобы сформулировать задачи нашего урока, посмотрите на доску. Слева у меня представлено начало задач, а справа – конец. Соотнесите начало и конец, прочитайте задачу.

- Кто может сформулировать 1ю задачу?

1. Узнать связь изобразительного искусства с другими жанрами.

2. Нарисовать рисунок.

3. Оценить рисунок по критериям.

Личностные: обучающиеся проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;), познавательные УУД (строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях), коммуникативные УУД (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи).


4. Решение проблемы.

Задача: найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации.

Методы обучения:

•Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;

•Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация).

• Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческого поиска; предъявление педагогического требования)

Методы воспитания:

• Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).

• Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха).

- Приступим к решению первой задачи.
- ….прочитай, пожалуйста, 1ю задачу

- Для того, чтобы нам решить 1ю задачу, предлагаю ответить на следующий вопрос

- Ребята, а как вы думаете, с какими жанрами ещё может быть связано искусство? Посмотрите на слайд.

- Кто желает прочитать, с какими жанрами связано искусство? Давайте дадим им определение.

- Я предлагаю первому ряду составить определение к слову «Былины», второму – «Сказания», третий ряд поработает с определением «Сказки». - Вам необходимо в парах составить определение из разбросанных слов, которые лежат на парте. На данную работу, вам 30 секунд.

- Предлагаю закончить нашу работу и проверить то, что у нас получилось. Начнем с первого ряда.

- Какая пара желает прочитать определение, которое получилось.

- Если 1й ряд согласен, то покажите рукой класс!

- Давайте проверим ваше предположение, посмотрите на слайд.

Былины - жанр русской народной эпической песни-сказания о богатырях и их подвигах, исполнявшейся обычно нараспев под аккомпанемент гуслей; сама такая песня.

- Давайте узнаем, что получилось у 2 ряда? Им нужно было собрать определение слову «Сказания».

Сказания – рассказ (преимущественно народный) исторического или легендарного содержания.

- Теперь пусть 3 ряд расскажет нам о том, что такое сказки.

Сказки – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

- Спасибо за ваши ответы.

- Ребята, посмотрите на схему. Какое слово осталось без определения?

- Музыка - искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах.

- Ребята, я предлагаю вам прослушать один музыкальный отрывок. Пока вы будете слушать, подумайте, из какого произведения она может быть? Кто желает, может закрыть глазки. (30 сек)

ПРОСЛУШИВАНИЕ ОТРЫВКА

- Ребята, в каком характере звучала эта музыка? Быстрая она или медленная?

- А что вы представили, слушая эту музыку?

- Кто знает, откуда данная музыка?

- Ребята, эта музыка из балета «Щелкунчик», а автором музыкальных композиций является русский композитор – Пётр Ильич Чайковский. Этот балет поставлен по мотивам сказки Эрнеста Гофмана – «Щелкунчик и Мышиный король».

- Ребята, а кто знает, что такое балет?

- Балет - вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В его основе лежит определённый сюжет.

- Для того, чтобы вспомнить главных героев этого произведения, я предлагаю вам просмотреть отрывок из балета «Щелкунчик».

ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА

- Ребята, вы просмотрели отрывок из балета «Щелкунчик», а кто может назвать главных героев этого балета?

- Главными героями этого балета являются Щелкунчик, Мышиный Король и девочка Мари. Давайте их обсудим.

- Как вы можете охарактеризовать Щелкунчика? Какой у него костюм? Характер? По каким признакам мы можем понять, что это Щелкунчик? (по маске)

- Давайте обсудим Мышиного короля? Какой костюм у него? Какой характер у героя? По каким элементам костюма мы можем понять, что это Мышиный король?

- Теперь давайте посмотрим на Мари. Какая она? Какой у неё костюм?

- Ребята, туфли, на которых танцует балерина, называются пуанты, а платье с пышной стоячей юбкой – балетная пачка.
- Кто желает нам напомнить, как звучала 1я задача?
- Как вы думаете, смогли ли мы ее решить?
- А что мы для этого делали?

Личностные: обучающиеся проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу;), познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях), коммуникативные УУД (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи).

Предметные: умеют устанавливать связи искусства с другими жанрами; применяют знания о разнообразных жанрах.


Физминутка

Методы обучения:

• Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод получения новых знаний: объяснение).

• Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (педагогического требования)

Методы воспитания:

• Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха).

- Ребята, я вижу, вы устали, давайте немного отдохнём и разомнёмся. Поднимемся со своих мест и встанем так, чтобы не мешать друг другу. Сейчас я буду читать стихотворение, и совершать под него движения. Вам необходимо за мной повторять.

Мы пришли смотреть балет. (Изображаем шаги)

Гаснет в зале верхний свет. (Разводим руки, закрываем лицо, руки вверх)

Ах, какой балет хороший! (Руки к груди, а затем от груди)

Мы похлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши в ладоши.)

- Давайте сделаем ещё раз.

- Спасибо ребята, присаживайтесь на места.

Личностные: обучающиеся проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.



5.Самостоятельна

я работа

Задачи:

Изобразительная: научить обучающихся изображать образ человека по заданному алгоритму;
Техническая: совершенствовать навыки рисования при помощи средств художественного выражения для достижения замысла в графике - точка, линия, штрих, пятно.
Композиционная: совершенствовать композиционные навыки, продумывать замысел композиции;
Цветовая: учить детей выбирать цвет в соответствии с темой урока «Образ человека в культуре».

Методы обучения:

• Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод получения новых знаний: беседа) демонстрация).

• Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы развития познавательного интереса: предъявление педагогического требования)

• Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (творческое задание).

Методы воспитания:

• Методы формирования социального опыта детей (ситуация свободного выбора, пример).

• Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).

• Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха).

-Ребята, а как у нас звучит вторая задача? Верно, нарисовать рисунок. Когда дома я прослушивала отрывок музыки из балета, то представила наших героев: (пример моего рисунка). Давайте рассмотрим их. (показать образец).

- Посмотрите, в какой технике выполнены рисунки? Чем они нарисованы? Верно, карандашами.

-Давайте составим план нашего рисования. Посмотрите на поэтапную схему рисования.

- Как вы считаете, с чего мы начнём рисовать?

- Сначала нам необходимо выбрать героя из балета «Щелкунчик».

- Когда мы выбрали героя, что будем делать потом? Верно, с эскиза.

- Когда у нас будет готов эскиз, что нужно сделать? У каждого костюма есть особенности или детали, мы их будем рисовать после эскиза или когда уже будем красить? Верно, сначала нарисуем детали.

1. Выбрать героя

2. Нарисовать эскиз (обвести шаблон)

3. Дорисовать детали

- Давайте обсудим внешний вид и отличительные особенности каждого костюма? Начнём с девочки Мари. Кто помнит, как называются туфли балерины? (пуанты) Какие детали есть у балерины? (пачка и пуанты)

- Какие особенности костюма вы можете выделить у Щелкунчика? Верно, это мундир и маска.

- Какие особенности костюма у Мышиного короля? Мышиная маска и плащ.

- После того, как мы нарисовали детали, что мы будем делать? Может ли у нас человек просто летать в воздухе? Что мы должны нарисовать? Верно, пол и фон. А затем мы уже сможем раскрасить наш рисунок.

- Чем мы с вами будем рисовать? (карандашами)
- А для чего тогда нам нужны фломастеры?

4. Оформить фон и нарисовать пол.

5. Раскрасить героя.

- Давайте сразу обговорим критерии оценки. Какие критерии мы можем поставить для рисунка? (Соответствие теме, аккуратность, оригинальность, наличие фона, самостоятельность)

- Я предлагаю нам начать рисовать.



- Что нужно сделать первым? Верно, нарисовать эскиз по шаблону. Потом? Прорисовать фон и пол. Третьим шагом нам нужно будет закрасить наш рисунок. И последним шагом нужно будет прорисовать детали костюма.

- Я напоминаю, что у вас на выбор три героя - Мышиный король, Щелкунчик или Мари (балерина). Я дам вам на пару один шаблон.

Теперь, когда мы составили критерии и разобрали поэтапное рисование, вы можете начать работу.


- Ребята, посмотрите на 2ю задачу. Решили ли мы ее?


- Молодцы! Посмотрите, какая у нас осталась задача? Как она звучит? Верно, оценить свой рисунок по критериям.

- Каждому из вас я раздала карточки. Я предлагаю вам оценить себя по этим критериям и поставить +, если критерий в вашем рисунке проявлен. Также я предлагаю вам оценить по тем же критериям соседа по парте. Обменяйтесь картами оценки и пусть ваш сосед по парте её заполнит. Затем вернёт вам. Если ваш рисунок набрал 5 плюсов – у вас оценка 5, если 4 – то 4, если 3 – 3.

ВЗАИМООЦЕНКА – ПО ВОЗМОЖНОСТИ

- Кто желает представить свою работу?

Личностные: обучающиеся проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей), познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях), коммуникативные УУД (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи).

Предметные: умеют изображать балерину, щелкунчика, мышиного короля в соответствии с темой урока.


6. Рефлексия,

подведение итогов

Задача:

инициировать

рефлексию

обучающихся по

поводу своего

психолого-

эмоционального

состояния,

обеспечить

усвоение

обучающимся

принципов

саморегуляции и

сотрудничества


Методы воспитания:

• Методы формирования социального опыта детей (ситуация свободного выбора).

• Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа).

• Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха).

- Ребята, давайте теперь вспомним, какая у нас была тема урока?

- Что мы рисовали? Что нового мы узнали?

- Мы говорили о балете, балеринах и об образе человека в искусстве. Фрагмент, какого балета мы смотрели? (Щелкунчик).

- Какие задачи мы с вами поставили? Как мы выполнили первую задачу?

- С какими жанрами ещё связано искусство?

- Кто хочет своими словами рассказать, что такое балет? Спасибо!

- Как звучала наша вторая задача? Как мы её решили?

- Как звучала наша треть задача? Как мы её выполнили? Спасибо!

- Ребята, в конце каждого балетного выступления артистам принято дарить цветы. У вас на столах лежат наклейки в виде цветов. Послушайте, что нам необходимо сделать. Наклейте наклейку с цветком к изображению, где Щелкунчик сражается с Мышиным королём, если на уроке у вас были трудности и плохое настроение. Приклейте цветок к изображению, где Щелкунчик с Мари, если на уроке у вас было хорошее настроение и не было трудностей. Спасибо!

- Я хочу похвалить …. За….

- Мне было очень приятно работать с вами, большое спасибо за урок. Урок окончен, можно прибирать свои рабочие места. До свидания.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи), коммуникативные УУД (строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!