СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Конструирование урока в контексте ФГОС ООО»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

конструирование урока в контексте ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
««Конструирование урока в контексте ФГОС ООО»»

«Конструирование урока в контексте ФГОС ООО»


Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Неудивительно, что многим кажется, будто он существовал всегда. Неоднократно высказывались опасения, что урок как основная организационная форма обучения в ближайшем будущем себя изживёт. Сегодня мы убеждаемся в несбыточности таких опасений. Это педагогическое изобретение оказа­лось столь жизнеспособным, что в наши дни он остается основной формой организации учебных занятий.

И, как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик. За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98 % учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков.

Каким будет урок - решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора  и состоит принципиальная новизна российского образования. 

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов  Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий

  • инициирует действия учащихся

  • консультирует и корректирует их действия

  • находит способы включения в работу каждого ученика

  • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Александр Адамский в одной из своих статей отмечал, что «Современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность, а использование новых технологий формирует информационную культуру и коммуникативную компетентность».

В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?». Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования ответственность существенно возрастает.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Фактически меняются функции участников образовательного процесса.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного  подхода, который положен в основу Стандарта.

Важной характеристикой  деятельностного  подхода  в работе педагогов является системность.  Системно-деятельностный   подход  осуществляется на различных этапах урока через

  1. моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

  2. использование активных и интерактивных методик;

  3. участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности;

  4. вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Учитель, начинающий реализовывать ФГОС нового поколения, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение, анализ и самоанализ обучающей деятельности.

Проектируя занятие, он должен уметь составлять Технологическую Карту. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкт урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на  достижение результата.

Качество и эффективность современного урока во многом зависит от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогического творчества является анализ и самооценка своего урока. Аналитическая деятельность как один из главных инструментов управления качеством преподавания в школе позволяет мысленно разложить проведенный урок на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, с целью оценить конечный результат деятельности учителя, путем сравнения запланированного результата с осуществленным, с учетом успехов и продвижения учащихся.

Таким образом, современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время сегодня рассматривается как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

И я согласна со словами американского философа Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».


Технологическая карта занятия, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

форма и приемы



Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность

преподавателя

Деятельность участников занятия

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

  1. Организационный

момент


коллективная| монолог

Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деловую игру

Приветствие

Психологический настрой

Мотивация к учебному действию

Смыслообразование


Планирование работы в рамках занятия

Саморегуляция на получение новых знаний

  1. Введение в проблему

занятия


1). Постановка цели и учебных задач

коллективная| монолог

Организация построения модели проекта исследования, фиксация цели и учебных задач:

1. ставится цель проекта (что является целью - тема).

2. определяются средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...)

3. формулируются шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Поиск решения поставленных задач.

Организует погружение в проблему, создает проблемную ситуацию.

Организует устный коллективный анализ цели и задач. Фиксирует выдвинутые участниками занятия гипотезы, организует их обсуждение.

Ставят, формулируют и фиксируют проблему. Обозначают цель и задачи.

Слушают.

Выстраивают речевые высказывания, рефлексия своих действий.

Принимают и сохраняют цель и задачи.

Исследуют условия задач, обсуждают предметные способы решения

2). Совместное исследование проблемы.

Моделирование

коллективная

Моделирование проекта действий участников занятия по решению поставленных задач.

Организует учебное взаимодействие участников (группы) и следующее обсуждение составленной модели проекта.

Фиксируют выделенные связи и отношения участников занятия.

Воспринимают ответы участников

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют цель и задачи занятия.

  1. Основной

этап

коллективная| групповая

Организация реализации построенной модели проекта и закрепление изученных способов действий.

Координирует ход процесса. Организует исследование в рамках модели проекта

Проводят групповое исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

3). Применение общего способа действия для решения частных задач.

групповая

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.


Наблюдает за работой участников. Оценивает выполнение заданий каждой группой.

Осуществляют работу по выполнению задания.

Формулируют собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль.

4) Коррекция знаний и способов действий

групповая

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Отработка операций, в которых допущены ошибки.


Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату.

5) Презентация решения поставленной задачи

коллективная

Презентация наработанных материалов

Организует презентацию выполненной работы в группах и ее обсуждение

Презентация наработанных материалов

Формулируют собственное мнение и позицию, участвуют в обсуждении

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

  1. Подведение итогов,

рефлексия


коллективная| фронтальное обсуждение, индивидуальное оценивание

Контроль и самооценка знаний и способов действия

Организует подведение итогов, групповой и индивидуальной рефлексии

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают эффективность своей деятельности, анализируют возникшие трудности с способы их преодоления.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

  1. Система требований к современному уроку


  1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности целеполагание осуществляется совместно с обучающимися, исходя из сформулированной (желательно обучающимися) проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке, они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач.

  2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются также решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания.

  3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.

  4. Отбор содержания. На уроке должны быть качественно отработаны знания, которые обеспечивают достижение результатов урока, определенных программой. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не должна создавать перегрузок. Результат урока является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых установок урока. Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая:

  • находится в зоне актуальности (т. е. согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека);

  • подается в контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;

  • затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);

  • активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся);

  • является базовой для принятия решения (т. е. требует разработки заданий по практическому использованию информации);

  • транслируется другому человеку в процессе вербального общения.

  1. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.

  2. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания - деятельность обучающихся по его выполнению - подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения - рефлексия.

  3. Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя - посредством учебных заданий создать условия, инициирующие деятельность обучающихся.

  4. Подведение обучающимися итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не только образовательного результата).

  5. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет.

  6. Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внешней речи. Обеспечить внешнюю речь каждого обучающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания урока (в т. ч. с использованием зрительных опор).

  7. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.

  8. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.

  9. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.

  10. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательной программой; содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся.

  11. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.
    Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся - как активных субъектов деятельности, что становится решающей предпосылкой для реализации целевых установок современной системы образования.





Разработка урока биологии в 5 классе


Тема урока: «Биология и её роль в жизни человека».

Цели.

Предметные результаты: сформировать умение объяснять значение живых организмов в жизни человека.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  2. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  3. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Познавательные УУД

  1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

  2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).

  3. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сложного плана).

Коммуникативные УУД

  1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

  2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

  1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

  2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).




Этап


Содержание


Оборудование


Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)


I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. Диалог Антошки и биолога на с. 36.

– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

Какова роль биологии в жизни современного человека?

Составление плана (роль биологии).

2. – Вспомните, что вы уже знаете из начальной школы.

Учитель фиксирует на доске факты, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой.

В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем».

– Какую роль в круговороте веществ играют живые организмы разных «профессий»? разных царств? (§2, 4–5.)

– Как сохранить здоровье? В каких условиях это проще сделать? (4-й класс.)

– Чем может, а чем не может питаться человек? (Жизненный опыт.)


Учебник, иллюстративный материал по экологии и физиологии человека,

посвящённый здоровому образу жизни.

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.


II. Совместное открытие знаний.

Учитель просит ребят открыть учебник на с. 36–40.

По мере изучения роли биологии в жизни людей рядом с вопросом на доске фиксируются свойства живого.

Класс делится на группы, каждая выполняет своё задание.

1. Группа №1.

– С помощью рисунка 5.1 и текста на с. 36–37 ответьте на вопросы и докажите, что без живых организмов окружающая среда была бы неподходящей для жизни.

– Чем отличается воздух, который попадает в квартиру и выходит из квартиры? Как его меняют люди в процессе дыхания? Какого газа в нём больше, а какого меньше?

– Живые организмы какой «профессии» могут восстановить воздух до прежнего состояния?

– Благодаря каким обитателям экосистем происходит очищение воды? Какова их «профессия»?


Вывод: благодаря живым организмам разных «профессий» происходит круговорот веществ, в результате чего снова и снова восстанавливаются условия окружающей среды, необходимые человеку.

2. Группа №2.

– С помощью рисунка 5.1 объясните, как живые организмы обеспечивают нас пищей.

– Представителей каких царств живой природы мы используем на кухне?

– Рассмотрите рисунки 5.2 и 5.3. Ответь на вопросы:

Какие вещества должна включать пища человека?

Умеет ли человек создавать пищу из веществ неживой природы?

Достаточно ли употреблять в пищу только белки, жиры и углеводы, содержащие необходимое количество энергии? Почему?

Вывод: живые организмы обеспечивают людей пищей. 1

3. Группа №3.

– Докажите, что для сохранения своей жизни и здоровья нам необходимо изучать живые организмы.

– Сформулируйте правила здорового образа жизни с помощью рисунка 5.4.

– Какие знания о строении и жизнедеятельности человеческого тела позволили вам это сделать?

Вывод: биология учит нас, как сохранить своё здоровье.

4. Группа №4.

– Объясни по рисункам 5.5 и 5.6, почему живая природа необходима для жизни человека. Почему каждый выходной миллионы горожан стремятся выехать на природу?

Вывод: общение с живой природой улучшает самочувствие, настроение и способствует полноценному отдыху.

Подведение результата изучения темы. Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п.



Коммуникативные УУД

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Личностные УУД

1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

2. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

3. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.



Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).

3. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию

в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сложного плана.)

Регулятивные УУД

3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).


III. Самостоятельное применение знаний.


Вопросы на с. 40.

Задания из задачника-практикума на выбор учителя. 1–2 задания на необходимом и 1–2 задания на повышенном уровне.

Самооценка по алгоритму.


Регулятивные УУД

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

ТОУУ



IV. Итог урока.


– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)?

– Что мы выяснили?

– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?


Домашнее задание: 1–3 задачи из задачника-практикума на выбор из предложенных учителем.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!