СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конституционные права граждан Российской Федерации: их значение и проблема реализации в условиях пандемии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы прав человека определяется тем, что в современном демократическом государстве личные права человека являются важнейшим политико-правовым и социальным институтом, выступающим мерилом достижений общества, его "визитной карточкой".

Но в реальной жизни часто возникают ситуации, когда закон действует, но его цели не достигаются, либо достигаются не в полной мере.

В статье дается первичный анализ реализации конституционного права на образование в школе в нестандартных условиях пандемии. Делаются попытки выявления тех сторон, которые не позволяют в полной мере реализовать указанное право.

 

Просмотр содержимого документа
«Конституционные права граждан Российской Федерации: их значение и проблема реализации в условиях пандемии»


Конституционные права граждан Российской Федерации: их значение и проблема реализации в условиях пандемии

Проблема прав человека особо остро встала после окончания Второй мировой войны, и ее решение стало задачей всего мирового сообщества. Итогом работы Генеральной Ассамблеи ООН стала разработанная и официально принятая 10 декабря 1948 года Всеобщая декларация прав и свобод человека. Этот документ стал первой крупной победой по пути утверждения прав человека в международном масштабе.

Практически все содержание этого документа, как образца прав и свобод человека, вошло в содержание Конституции РФ, которая была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года. Права и свободы граждан Российской Федерации закреплены во второй главе Конституции. Положения этой главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации.

Актуальность темы прав человека определяется тем, что в современном демократическом государстве личные права человека являются важнейшим политико-правовым и социальным институтом, выступающим мерилом достижений общества, его "визитной карточкой".

Статья 2 Конституции РФ гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Это говорит о том, что Россия - правовое государство. Другие социальные ценности не получили такой конституционной оценки, находятся на более низкой ступени по отношению к этой ценности и не могут ей противоречить. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». (ст.2)

В соответствии с этими положениями государство на конституционном уровне закрепило права человека и взяло на себя ответственность их воплощение в жизнь.

Выделяют следующие права, закрепленные в Конституции РФ: личные (гражданские), политические, социально-экономические, культурные.

Но в реальной жизни часто возникают ситуации, когда закон действует, но его цели не достигаются, либо достигаются не в полной мере. В связи со сложившейся ситуацией распространения в мире и в нашей стране коронавирусной инфекции явно страдают в реализации права граждан на жизнь, здоровье и медицинскую помощь, образование, свободу передвижения. Многие остались без работы, люди не могут в полной мере реализовать свое право на отдых, т.к. существенно ограничивается возможность передвижения. Существенно пострадали люди творческих профессий, а также занятые в сферах отдыха и туризма.

Статья.55, ч.3 Конституции РФ гласит , что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Значит, ограничения, введенные в стране, законны и направлены на защиту здоровья граждан.

Прокомментирую немного ситуацию с реализацией права на образование. Данное право является неотъемлемым правом граждан РФ и закреплено в ст.43 Конституции РФ. Общедоступность всех уровней образования создает необходимые условия для успешного развития личности, общества и государства.

Часть5 ст.43 Конституции РФ: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». Следовательно, законом не запрещена такая форма обучения, как дистанционная.

В свою очередь ст.16 ФЗ от 29 декабря 2012г. №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» конкретизирует возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Данное положение закреплено, внесенными изменениями в Закон об образовании в 2020 году.

Вместе с тем дистанционный режим выявил массу трудностей для детей и учителей. Нагрузки в связи с изменившейся подготовкой к урокам у учителей и детей возросли. Большое количество времени необходимо затратить, чтобы в новом формате подготовиться к урокам, проверить домашние задания в электронном виде. У детей возросло количество заданий, которые они должны усвоить самостоятельно в виде презентаций, тестов, видеоуроков, занятий на различных учебных платформах, отослать домашние работы, опять же, в электронном виде. Это дополнительная нагрузка на зрение, опорно-двигательную систему. После 3−4 часов компьютерных уроков мозг устает, как после 8−10 часового учебного дня.

Учителя отмечают, что часть учеников не могут обучаться дистанционно из-за отсутствия технических средств, либо из-за неумения использовать цифровые инструменты. Большой процент учеников средней школы демонстрируют качества безответственности и к обучению подходят формально, не присутствуя на уроках и не выполняя заданий. Мотивация к обучению сильно снижается. Только немногие сохраняют должную ответственность и проявляют интерес к обучению в новом формате. Подобная форма обучения в большей степени подходит для учеников старших классов, где уже в большей степени развито чувство ответственности.

По данным исследований специалистов РАНХиГС для 65% учащихся по-прежнему в ходе очных занятий проще запоминать и понимать новый материал. Более половины подростков (57%) стали чувствовать нехватку общения с другими учениками, 45% – нехватку общения с педагогами.

На основе аналитических исследований дистанционного обучения можно заключить, что одного лишь технического обеспечения недостаточно для эффективного обучения на дому. Учителя, ученики и родители должны быть методически и психологически готовы к такому формату учебы. Этот вывод подтверждают экспертные мнения психологов.

Как влияет сейчас и повлияет в перспективе перевод образовательного процесса в дистанционный режим на образовательные результаты обучающихся? Время покажет.

А пока можно сделать вывод, что диктуемые обстоятельствами пандемии условия, ограничивают реализацию целый ряд прав граждан, в том числе и самое важное для подрастающего поколения право на образование. Законодательство должно помочь со своей стороны в выявлении проблем, которые мешают в реализации права на образование, и их устранении на правовом уровне. Мы понимаем, что это вынужденная мера и ее нужно пережить, максимально успешно приспособиться к заданным условиям. При этом важно подчеркнуть, что следует избегать чрезмерного и необоснованного использования дистанционного обучения, поскольку такие формы образования даже в чрезвычайной ситуации не смогут подменить традиционное живое обучение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!