СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Конституция России" - урок обществознания, 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по обществознанию в 9 классе по Конституции России.

Просмотр содержимого документа
«"Конституция России" - урок обществознания, 9 класс»

Урок обществознания, 9 класс, «Конституция России»

Цели и задачи урока:

  • продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания обучающихся на основе знакомства с Конституцией Р Ф как главного нормативно-правового акта;

  • расширить правовой кругозор обучающихся, привить навыки коммуникативной и самостоятельной деятельности.

  • воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к государственным символам и Конституции -основному закону страны. 

ХОД УРОКА

1.Оргмомент. Доброе утро, дорогие ребята! Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что вы все здоровы, а наше занятие пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок.

2.Мотивация. Ребята, скажите, пожалуйста, Вам знакомо слово «документ»? Что оно означает? Какие документы вы знаете? Какой можете назвать самым главным для человека? А какими документами пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность? (паспорт, свидетельство о рождении)

Какую информацию можно извлечь из паспорта.? (ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).

Скажите, а какой документ будет подтверждать статус студента, ученика? (студенческий билет, дневник, журнал)

Как вы думаете, а у государства может подобный документ и как он называется?

КОНСТИТУЦИЯ

Учитель: Абсолютно свами согласна. И таким документом является Конституция. Итак, тема сегодняшнего урока «Конституция Российской Федерации». Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему урока.

3. Обращение к выставке Конституций. Учитель показывает брошюру Конституции. Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. Вот посмотрите, здесь у меня представлена выставка Конституций нашей страны разных лет, начиная с 1918 года и до настоящего времени. (Конституция РСФСР, СССР, России)

4. Ассоциативный ряд. Задание. А с чем у вас ассоциируется это слово? Давайте подберем к нему ассоциации. (Закон, порядок, права, обязанности, страна, устройство, гражданин, человек, власть и д.) Спасибо!

А теперь я прошу Вас подобрать на каждую букву Конституции слова, которые так или иначе связаны с главным законом страны. Учитель поднимает карточку с буквой, ребята называют. Вот, например:

К- консолидация, конфедерация

О- основа, округ, область

Н- народ, народовластие,

С- суверенитет, страна, статус, самоопределение

Т- территория, тоталитарный

И- импичмент, инагурация

Т- труд, тоталитаризм, толерантность

У- уния, устройство, установление, устав

Ц- центр, целостность

И- исторический, иерархия

Я- ясность, ядро..

Учитель: Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от латинского слова - constitution установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства.

Он определяет:

  • Как устроено государство

  • Как образованы органы власти

  • Каковы права и обязанности человека и граждана.

  • Символику страны: герб, гимн, флаг, столицу государства

5. Работа по вопросам. А знаете ли Вы в каком государстве и когда была принята первая Конституция? " Давайте об этом послушаем сообщение Тимура. (рассказ ученика)

(Первая в мире Конституция была принята в США, в далеком 1787 г.,…. Кстати, эта Конституция ни разу не менялась со дня принятия. Вы спросите, как же так, ведь сегодня 2023 год, а она была принята еще в 18 веке? А в нее вносятся только поправки. И еще одна Конституция, которая получила название Декларация прав человека и гражданина, принятая в 1793 г во . Франции".

Вопрос: Зачем нужна Конституция? Есть ли у государства дата рождения?

Вопрос: Какой силой обладает Конституция? * (она обладает высшей юридической силой. Все законы должны ориентироваться на нее и приниматься в соответствии с ней)

Вопрос: А когда в России была впервые принята Конституция? (1918 год, тогда наша страна называлась РСФСР)

Учитель: После 1917 года было принято 4 советских Конституции, они часто менялись, так как они носили идеологический характер.( Презентация «Конституции нашей страны»)1918, 1922, 1936, 1977 . С распадом СССР, который произошел в 1991 году, советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция, которая действует по настоящее время. Посчитайте, сколько лет мы живет по Конституции 1993 года? (30 лет!)

Вывод: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

6. Работа в парах. Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ, который у Вас лежит на партах. Проанализируйте данный документ. (работа с текстом).

1. Как устроена Конституция? 2. Из чего состоит? 3. Где была принята Конституция и когда? 4. Кто ее принимал? 5. Сколько статей и глав в Конституции? ( Свой ответ обоснуйте, доказав это текстом из Конституции)

Вывод: Конституция РФ — не только сложный, но и достаточно большой политико-правовой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы) и двух разделов, 9 глав и 137 статей. ( Посмотрите на слайд)

Преамбула – это вступительная, вводная часть. Найдите ее и зачитайте. (Ответ)

Доказательством того, что народ принял Конституцию является первая строка преамбулы: «Мы – многонациональный народ…»

Почему не законодательный орган страны принял Конституцию, а на всенародном голосовании, а все взрослое население страны принимала главный закон страны?. (Это основной закон страны, по которому живет весь народ, человек, гражданин, надо обязательно знать мнение всех, чтобы проголосовать мог каждый. А это можно сделать только на референдуме)

В первом разделе содержатся все основные положение Конституции. В нем 9 глав, 137 статей .(Главы называются, т.е. озвучиваются и вывешиваются на доске)

Задание 7. Продолжи фразу из Конституции…

1.Новителем суверенитете и единственным источником власти в РФ ,,,,,,( является ее многонациональный народ).

2. Человек, его права и свободы …( являются высшей ценностью).

3. Россия есть демократическое федеративное… (правовое государство с республиканской формой правления).

4.Суверенитет Российской Федерации …(распространяется на всю ее территорию)

5.Наименования Российская Федерация и…( Россия равнозначны).

6.Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека… ( и гражданина –обязанность государства.

7.Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют ..( верховенство на всей территории Российской Федерации).

8.Российская Федерация обеспечивает целостность ..( и неприкосновенность своей территории).

Задание 8. Конституционный строй. Работа со схемами (презентация)

В первой главе Конституции РФ дается характеристика форме государства.

Но прежде, скажите, что входит в понятие форма государства.

Какие бывают формы правления? (Республика, монархия)

А формы государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация, содружество)

Какие Вы знаете политические режимы (с древности, начиная, деспотический, далее-демократический, тоталитарный, авторитарный)

А сейчас поделимся на 4 группы и поработаем. (Работа в группах с главой 1 Конституции РФ ст. 1, 2, 3, 5 ч.1, 6 ч.2, 10, 11 ч.2, 13 ч.3, заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. .

Итак, назовите форму нашего государства (республика). Кто будет сдавать ОГЭ, обращаю внимание, что такая работа со схемами и таблицами предусмотрена)

Россия

Докажите статьями главы 1, что у нас республиканская форма правления. (ст. 1, 3)

Докажите статьями главы 1, что у нас федеративное государственное устройство. (ст. 1, 5, 11). А что значит федеративное? (Состоит из субъектов, земель, штатов, республик, как у нас, например) А какие еще федеративные государства Вы знаете? (США, Индия, Германия и т.д? США – из штатов состоят, Германия из земель, например: Бавария …)

Как устроено наше государство, из чего состоит? Россия состоит из равноправных субъектов федерации.

Пользуясь статьей 65 Конституции РФ назовите субъекты федерации.

Республики – 24, последние Крым,2014 г, Луганская республика и Донецкая республика, 2022 год.

Края – 9

Области – 48 (Астраханская, Амурская, Архангельская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Запорожская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кировская, Кемеровская (Кузбасс), Костромская, Курганская, Курская, Липецкая, Ленинградская, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Херсонская, Челябинская, Ярославская.( В 2022 вошли Запорожская и Херсонская)

Города федерального подчинения – 3 (Москва, С-Петербург, Севастополь)

Автономная область –1 (Еврейская)

Автономные округа – 4(Ненецкий, Ханты-Мансийский-Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий АО)

Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, остальные субъекты – Устав и законодательство.

9. Беседа с классом по вопросам. (фронтально)А в каком субъекте РФ живем мы с вами? ( в Саратовской области) К какому федеральному округу мы относимся? (Приволжскому) Кто является главой нашего региона? (Губернатор, Роман Басаргин)

А как вы думаете, легче управлять федеративным или унитарным государством?

Именно поэтому весь многонациональный народ принимал Конституцию.

Докажите статьями главы 1, что у нас демократический режим. (Ст. 1, 2, 3, 10, 13)

Демократический режим и форма правления взаимосвязаны. Одним из принципов демократического режима является принцип разделения властей.

1.Назовите три ветви государственной власти.

2.Кто представляет законодательную власть? (Парламент)

3.На основания ст. 94,95 опишите структуру законодательной власти РФ

4.Кто является председателем Государственной Думы?

Кто осуществляет исполнительную власть? (Правительство РФ)

5.Имя председателя правительства РФ ( Михаил Мишустин)

6.Кем осуществляется судебная власть? ( судом и только судом)

7. Назовите виды судов на основании ст. 118 ч. 2

8.Кто является главой государства? (президент)Назовите имя президента.

9.Кто был первым президентом? (Б.Н. Ельцин

10.Кто был вторым президентом? А третьим? (В.В. Путин, Д.А. Медведев))

11.А почему президент не входит не в одну из ветвей власти? (Он является главой государства и занимает особое положение в системе органов государственной власти, контролирует их)

10.Учитель: Игра с классом. А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Угадай слово!» Каждая пара получает карточку, на которой написаны слова. Ученик, зная слово, должен объяснить слово так, чтобы его быстрее угадали одноклассники, не называя его. Например: Начинаем с первой парты. Итак, нам загадывает 1, потом- второй ученик, а мы отгадываем и так далее.

11. Итог урока. Рефлексия. С чем мы с вами сегодня знакомились и работали? Нужно ли знать законы? Почему? Чем Вам запомнился урок? Что у Вас получилось, что нет? Почему? Чтобы Вы хотели узнать?

А идеальна ли наша Конституция, как основной закон страны.

Учитель: Конституция России –главный, основной закон нашей страны. И мы с вами не должны забывать о своих правах и обязанностях по отношению к обществу, народу и государству, вырабатывая в себе активную гражданскую жизненную позицию.

Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас страна!

Сегодня мы только начали изучение очень важной темы «Конституция РФ», на следующем уроке мы приступим к изучению главы 2 «Права и свободы человека и гражданина, которая играет важное значение в жизни каждого человека.

12.Домашнее задание. Написать эссе на тему: «Нужна ли нам Конституция?»

13. Итог урока. Оценки.

Учитель: Учитель: Я хочу поблагодарить всех ребят за активную и плодотворную работу сегодня! Спасибо! На этом наш урок окончен. Благодарю за внимание! Всего доброго! До свидания!









Карточки для игры. Их нужно разрезать и наклеить на картон.

1.Губернатор 1.Президент 1.Конституция 1.Депутат

2.Общество 2. Человек 2.Гражданин 2. Власть

3.Суверенитет 3.Правитель 3. Партия 3. Суд

4.Госдума 4.Государство 4.Обязанности 4.Права

5.Реформа 5.Кодекс 5.Область 5.Регион

6.Народ 6.Республика 6.Политика 6.Гимн

7.Демократия 7.Флаг 7. Символ 7.Герб

8.Альянс 8.Референдум 8.Субъект 8.Закон

9.Спикер 9.Город 9.Территория 9.Устав

10.Резиденция 10.Столица 10. Правила 10.Мэр





1.Губернатор 1.Президент 1.Конституция 1.Депутат

2.Общество 2. Человек 2.Гражданин 2. Власть

3.Суверенитет 3.Правитель 3. Партия 3. Суд

4.Госдума 4.Государство 4.Обязанности 4.Права

5.Реформа 5.Кодекс 5.Область 5.Регион

6.Народ 6.Республика 6.Политика 6.Гимн

7.Демократия 7.Флаг 7. Символ 7.Герб

8.Альянс 8.Референдум 8.Субъект 8.Закон

9.Спикер 9.Город 9.Территория 9.Устав

10.Резиденция 10.Столица 10. Правила 10.Мэр






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!