СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конституция-основной закон страны

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока с приложениями в виде схем, таблиц и проверочного теста

Просмотр содержимого документа
«Конституция-основной закон страны»

Разработка урока по обществознанию в 9 класса

Тема: «Конституция – основной закон РФ»

Учитель: Иванова Людмила Сергеевна, МАОУ «Воздвиженская ООШ»

Пономаревского района Оренбургской области

Цели занятия: 

образовательная: показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства государства;

систематизировать знания об основном законе государства, правах и обязанностях граждан; расширить знания и представления о Конституции РФ.

развивающая:  развитие критического мышления, формирование основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом,  умение делать самостоятельные выводы;

воспитательная: воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к государственным символам и Основному закону страны; формирование собственной гражданской позиции, способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на занятии.

 расширить представление о величии и могуществе нашей Родины, дать понятие обществоведческому слову «федерация», создать условия для усвоения знаний об основном законе Российской Федерации – Конституции, познакомить в доступной форме со статьями конституции для детей – правами и обязанностями, продолжить изучение государственных символов.

 Планируемые результаты

Предметные:

- охарактеризовать структуру Конституции, определить ее цели и задачи;

- добиться понимания того, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой, защищает основные права человека;

-научатся приводить примеры прав и обязанностей граждан Российской Федерации;

- смогут раскрыть взаимосвязь прав и обязанностей граждан России;

Личностные результаты:

- формирование гражданской идентичности - гражданина России, занимающего активную гражданскую позицию, отстаивающего общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, заинтересованного в благополучии и процветании своей страны.

- воспитание уважительного отношения к Основному закону государства.

Метапредметные результаты

Регулятивные УДД:

- смогут самостоятельно выполнять практические и познавательные задания;

- сформированы  навыки познавательной рефлексии (от постановки цели до получения и оценки результата) как основы самостоятельного планирования своей учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- применять различные методы познания для изучения Конституции;

- развивать умения структурировать знания; строить речевое высказывание;

- формировать навыки работы с информацией, включая умения критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Коммуникативные УУД:

- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

 Используемые технологии: групповые,  игровые технологии, ИКТ.

Тип учебного занятия: первичное закрепление новых знаний и способов

деятельности

Форма проведения: традиционный урок.

Методы работы: метод подводящего диалога, беседы,  художественный,  метод групповой работы, дифференцированный, наглядный

Оборудование: Презентация, компьютер; административная карта России, схемы, таблицы, тексты Конституции

Основные понятия: Конституция, закон, правовой статус человека, гражданство.

Логика урока:

1. Организационный этап.

2 Стадия вызова. – этап актуализации субъектного опыта учащихся

3. Стадия осмысления – этап изучения новых знаний и способов деятельности, первичной проверки понимания изученного, закрепление и применение изученного.

4. Стадия рефлексии – этап обобщения и систематизации изученного.

Учитель: Здравствуйте ребята. Я очень рада приветствовать Вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении.

Учитель: У каждого листочка

У каждого ручья

Есть родина своя.

Есть главное на свете-

Для ивушки плакучей

Нет реченьки мелей,

Для беленькой березы

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья…

У каждого на свете

Есть родина своя.

А там, где мы родились,

Где радостно живем,

Края свои родные

Мы Родиной зовем.

Почему такие сокровенные чувства мы испытываем, когда говорим о Родине? (Обсуждение).

Учитель: А что такое Родина?

Ответы обучающихся :Государство, где ты родился, учился, живешь.

Учитель: Как называется наша Родина?

Ответы обучающихся :Россия, Отечество, Русь.

Учитель: Кто является главой нашего государства?

Ответы обучающихся :Президент, Владимир Владимирович Путин.

Учитель: Какие государственные символы Вы знаете?

Ответы обучающихся :Флаг, Герб, Гимн.

Учитель: Ребята, а как ведут себя граждане во время исполнения гимна?

Ответы обучающихся :Все встают, снимают головные уборы и исполняют гимн.

Учитель: Предлагаю Вам видеоролик.


Играет видеоролик, звучит гимн, дети встают.


Учитель: Спасибо, присаживайтесь!


Введение в тему урока


Учитель: Вы, наверное, успели заметить, что данный ролик раскрывают масштабы нашей Великой Родины, ее многонациональный состав, территориальную целостность, свободу и независимость граждан, идеологию и суверенитет государства.


Учитель: Ребята, а в каком документе закреплены все эти принципы?

Ответы обучающихся : Конституция

Учитель: Совершенно верно, таким документом является Конституция. И тема сегодняшнего нашего урока «Конституция – основной закон РФ». Запишите, пожалуйста, тему урока в свою тетрадь.

Дети записывают тему в тетради.

Учитель: Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. А с чем у вас ассоциируется это слово? Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации.

Ответы обучающихся : Это закон, президент, власть, устройство, государственный и политический строй.

Показывает слайд

Учитель: Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Учитель: Цели урока:

  • Ознакомится с Основным Законом страны;

  • Расширить правовой кругозор, ознакомиться с понятиями: Конституция, Совет Федерации, Федеральное собрание, Государственная Дума, законодательная инициатива;

  • Выяснить как происходит процесс принятия законов.

Предоставление новой информации

Учитель: Конституция – Основной Закон государства, определяющий:

  • Как устроено государство

  • Как образованы органы власти

  • Каковы права и обязанности граждан.

Учитель: Возвратимся в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России.


С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II. Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II.

17 октября 1905 г. был подписан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. С распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция. Как основной закон страны, она обладает высшей юридической силой. 0

Работа с учебником

Учитель: Используя текст учебника на стр. 96, докажите, что Конституция – это основной закон страны.(имеет высшую юридическую силу, все законы должны ориентироваться на конституцию)

Вывод: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

Работа с источником

Учитель: Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ. Проанализируйте данный документ: Как она построена? Из чего она состоит?

Учитель: Конституция РФ — не только сложный, но и достаточно большой политико-правовой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы) и двух разделов. В первом разделе содержатся все основные положение Конституции. В нем 9 глав, 137 статей. Доказательством того, что народ принял Конституцию является первая строка преамбулы: «Мы – многонациональный народ…»

Обратите внимание на ст. 3 прочтите ее.

Вывод: Что единственным источником власти является народ.

Учитель: Ребята предлагаю Вам немного отдохнуть. Смотрите на экран и повторяйте движения.

Физминутка

Работа в группах по изучению Конституции РФ.

Работа в группах

Учитель:До начала урока мы с Вами разделились на группы. У каждой группы есть задание. Используя текст Конституции РФ Вам необходимо выполнить эти задания и представить свои ответы и выводы и ответы по данной теме.

  1. Глава1Конституции РФ, заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. Используя текст Конституции главы 1 ст. 1; 2; 3; 5 ч.1; 6 ч.2,; 10,11 ч.2; 13 ч.3; заполните схему «Основы конституционного строя»:

На работу 5 мин.

Итак, назовите форму нашего государства (республика)

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Составьте схему «Классификация основных прав и свобод». Используя текст учебника пар. 11 на стр. 93-95 заполните схему ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.



Классификация прав и свобод

Глава 3 «Федеративное устройство». Заполните схему «Типы субъектов РФ». Пользуясь статьей 65 Конституции РФ



Затем определите основные направления деятельности субъектов РФ.

Глава 4 «Президент РФ». Составьте кластер «Полномочия президента». Работа на доске









Глава 5 «Федеральное собрание». Заполните таблицу.


Парламент РФ
(Федеральное собрание)

Парламент субъекта Федерации

Название палат

Совет Федерации

Государственная Дума

Областная Дума

Как формируется

По 2 представителя от субъектов Федерации

Выборы

Выборы

Количественный состав палат

176

450

35 депутатов

Какая из палат является верхней, а какая нижней


верхняя

Нижняя


Какая из палат может быть распущена, кем?


Президентом

Согласно статьям Устава



Глава 6 «Правительство РФ», запишите полномочия Правительства.

Укажите полномочия Правительства РФ.



Глава 7 «Судебная власть и прокуратура». Составьте схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса». 






Учитель: Итак, на основе изученного Вами материала, мы можем сделать следующий вывод: конституция закрепляет нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, правовое равенство всех граждан, описывает характер государства, статус власти, взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структуру и порядок функционирования органов управления.

Подведение итогов урока

Учитель: Давайте подведем итоги. Какое место среди других законов занимает конституция?

Ответы обучающихся : Первое т.к. является основным законом и имеет высшую юридическую силу!!!

Учитель: А идеальна ли наша Конституция, как основной закон страны?

Ответы детей: Конституция не может быть идеальной.

Учитель: Конституцию можно и нужно модифицировать, это «живой» документ, но делать это нужно взвешенно, не потворствуя желаниям группы лиц.

Учитель: Спасибо всем, что вы высказали свое мнение. Мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.

Рефлексия


«Неоконченное предложение»


Закончите предложение:

Сегодня на уроке я…

Больше всего мне понравилось…

Я бы хотел(а)…



Домашнее задание:

П. 12, стр.96-102, вопросы на стр. 102 № 4,5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!