СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конституция - основной закон страны

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

классный час для учеников 8 класса ко дня коституции Российской Федерации. Разработка направлена на знакомство детей с основным законом РФ.

Просмотр содержимого документа
«конституция - основной закон страны»

Тема: «Конституция - основной закон страны»

Цели: 

  1. формирование представления о важности соблюдения законов государства;

  2. развитие гражданско-правового образования учащихся;

  3. формирование активной гражданской позиции и правового сознания;

  4. приобретение навыков правовой культуры;

  5. развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Хорошая конституция несравненно лучше самого лучшего деспота.

Томас Маколей

Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции.

Никола Мальбранш.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, тексты Конституции.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя:

Добрый день друзья. Прежде всего хочу поздравить вас с началом учебного года. В 2016 году наша страна отмечает 23-летие российской Конституции. Сегодня наш классный час посвящен Конституции – основному закону государства. Начать наш классный час я хочу со строк посвященных нашей Родине – России.

Учитель читает стихотворение Сергея Васильева «Россия». Стихотворение сопровождается показами слайдов (2-12)

Россия…

Как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа-

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким слово Русь.

Учитель:

Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

– А кто знает, что такое Конституция?

Учащиеся: Конституция – это основной закон государства. Слайд 15

Учитель: Правильно. В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно.

В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. слайд

Скажите а когда была принята Конституция РФ?

Совершенно верно последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Слайд 17

Перед вами на столах тексты Конституции. Откройте первую страницу Конституции. Эта преамбула, т. е. вступление в документ. В ней говорится, как была принята Конституция. Давайте зачитаем вслух. слайд 19

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Сегодня я хочу познакомить вас с основными положениями Конституции Российской Федерации.

Но сначала давайте познакомимся со структурой документа. Для этого откроем оглавление.

- Сколько разделов составляет документ? Глав? Статей? Слайд 20

Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.

– В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А что значит слово «федерация»?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз». Слайд 21

Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.

Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Давайте с вами назовем национальности, проживающие в России. Не зависимо от национальности всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Откройте ст. 19. Что в ней записано?

Учащиеся зачитывают ст.19 слайд 22

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

Вы всегда должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

Учитель: В статье 1 Конституции записано Россия демократическое государство.

А что означает слово «демократия»?

«Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.

Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу.

Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён? Кто может стать президентом России?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Президент России – это глава государства. До 2012 г президент избирался всенародным голосованием на 4 года. С 2012 г. избирается на 6 лет. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил - Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет, не более двух сроков подряд». Слайд 24

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Но президент не управляет страной один. В нашей стране существует принцип разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную.

Что означает – законодательная власть? Какой орган в нашей стране осуществляет законодательную власть.

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно – Государственная Дума. С 2011 г. Государственная Дума выбирается народом сроком на 5 лет, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране. Это исполнительная власть.

Учитель: Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете. Чем она занимается?

Статья 19.

  1. Все равны перед законом и судом.

  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, национальности, происхождения.

  3. Мужчины и женщины имеют равные права.

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России.

А сейчас снова обратимся к тексту Конституции. II глава Конституции посвящена правам и обязанностям человека и гражданина.

Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие?

Учитель: Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие.

Сколько статей включает в себя II глава Конституции? ( более 50 статей) Права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает гражданин России?

Заслушиваются ответы учащихся и заполняется таблица. Слайд 25

Права и свободы граждан

Обязанности граждан

Право на жизнь

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Право на защиту своей чести и доброго имени

Обязанность защищать Родину

Право личную неприкосновенность

Обязанность соблюдать законы

Право на жилище и его неприкосновенность

Обязанность платить налоги


Право на свободное передвижение



Свобода совести, свобода вероисповеданий



Свобода мысли и слова



Право избирать и быть избранным



Право на труд



Право на отдых



Право на получение социальной помощи



Право на охрану здоровья и медицинскую помощь



Право на образование



Право на получение юридической помощи



Свобода информации



Свобода творчества



Учитель: Конституция защищает права детей и родителей, дает родителям равные права на воспитание детей. Защищает детей от физического, морального и сексуального насилия. Забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. Государство защищает детей оставшихся без родителей.

Задача государства соблюдать и защищать права людей, не оставлять в беде граждан своего государства. События последних лет пожары в Центральной России, наводнение на юге, наводнение на Дальнем Востоке показывают, что без поддержки, помощи государства граждане все таки обойтись не могут и задача государства оправдывать надежды своих граждан.

А теперь я предлагаю вам в шуточной форме закрепить наши знания о правах и свободах людей.

Так как у нас два класса 7и8, я предлагаю ребятам образовать две команды «Право» и «Закон»

1 Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…» слайды 23-33

Команды должны отвечать на вопросы. Какая команда первой поднимет руку, той и представляется право ответить.

Задание 1.  Сказка В.ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства  личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

      ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

2Конкурс «Отгадай сказку».

Команды отвечают на вопросы по очереди. Если команда не знает ответа право ответить предоставляется соперникам.

  1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

  2. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

  3. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

  4. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

  5. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

  6. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

  7. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

  8. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ:  правом на образование.

Подсчитываются баллы, подводится итог. Поздравление победителям

Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.

Закончить наш классный час я хочу строками, посвященными нашей Конституции.

Ученики читают четверостишия стихотворения (слайды 35-38)

Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.

Мы честь отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.

Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!

На этом наш классный час закончен. Спасибо за внимание





























Россия…

Как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа-

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким слово Русь.

_________________________________________________________

Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.

__________________________________________________________________

Мы честь отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
_________________________________________________________________________

Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!