СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспкт урока по теме "Дополнение.Виды дополнений" в 8 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - "открытие новых знаний".

Цели урока:

Деятельностная: развитие способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, анализ, поиск, работа с учебником.

Содержательная: формирование новых знаний о дополнении, видах дополнений.

Просмотр содержимого документа
«Конспкт урока по теме "Дополнение.Виды дополнений" в 8 классе»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская основная общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»











Конспект урока на тему:

«Дополнение. Виды дополнений"

( 8 класс)







Составила: Гатина Светлана Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Надеждинская ООШ»













Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: развитие способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником.

Содержательная: формирование новых знаний о дополнении , видах дополнений.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; осуществлять контроль по результату и по способу действия;

обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей ,преодолевать трудности на пути достижения целей.

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; строить логическое рассуждение;

обучающийся получит возможность научиться делать выводы на основе аргументации.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, оформлять свои мысли в устной форме и научится аргументировать свою точку зрения;

Обучающийся получит возможность научиться приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные: обучающийся научится правильно определять виды дополнений ;

обучающийся получит возможность научиться распознавать в предложении виды дополнения, составлять предложения, используя разные виды дополнений и находить такие предложения в текстах художественных произведений.

Необходимое оборудование: учебник «Русский язык»: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./ Е.А.Быстрова, Т.М.Воителева, Л.В.Кибирева, Н.Н.Фаттахова- М,; ООО «Русское слово – учебник», 2014.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал: алгоритм проверки видов дополнения, эталоны для самопроверки.

Ход урока:

1 этап. Мотивация к учебной деятельности

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Прочитайте высказывание замечательного римского поэта Горация,

спроецированное на экран

Если знаешь что-нибудь получше, поделись;
Если нет, у меня поучись
Гораций

Как вы понимаете эти слова?

Ученик. Я думаю, что знаю еще недостаточно много, чтобы самому кого- нибудь учить. А вот узнавать что-то новое - это интересно.

Ученик. Для меня каждый урок – это какое-то открытие.

Ученик. Есть такая пословица: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Вот и я хочу, чтобы на каждом уроке я что-нибудь узнавал. Бывают такие ситуации, когда и мы можем подсказать взрослым.

Учитель. Давайте , ребята, так сегодня поработаем на уроке, чтобы чему-нибудь научиться. Вы готовы узнавать что-то новое ?

Ученик. Готовы.

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Тогда, ребята, проверим ваше домашнее задание.

Кто выполнял упражнение 243, проверьте его по эталону, спроецированному на экран.

Эталон к упражнению 243.

Задание: спишите, подбирая к выделенным словам приложения с указанными в скобках значениями. Объясните правописание приложений.

1.Мой брат-сварщик проходил практику на заводе «Металлист». 2.В детстве я любил слушать сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. 3.На стук вышел сторож – старик.4. Капитан Арбузов получил назначение в воинскую часть.5.Солдаты-артиллеристы надежно охраняют рубежи нашей Родины.6.В комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» осуждается невежество Скотининых и Простаковых.

Приложения:

Брат-сварщик, пишется через дефис, обозначает род занятий;

На заводе «Металлист» - собственное наименование в И.п., заключается в кавычки.

Сестрица Аленушка и братец Иванушка – приложение выражено именем собственным, стоит после определяемого существительного, дефис не ставится.

Учитель. Те, кто выполнил работу по карточкам №1, проверьте по эталону, который лежат у вас на столах.

Карточка №1

Задание: Допишите предложения, используя п.22.

1.Приложение является разновидностью …..(определения)

2.Приложение согласуется с определяемым словом в ….( падеже и числе)

3.В чем еще может согласовываться приложение…( в роде)

4.Какую форму всегда сохраняют приложения, обозначающие собственные наименования…(форму именительного падежа)

5.Из двух существительных приложением является то….( которое уточняет значение другого)

6.Какое приложение называется распространенным? (Если оно выражено существительным с зависимыми словами)

Эталон к карточке №1

1… определения

2… в падеже и числе

3… в роде

4… форму именительного падежа

5… которое уточняет значение другого

6… Если оно выражено существительным с зависимыми словами.



Учитель. Те, кто выполнил творческую работу и описал исторический памятник «Обелиск погибшим воинам» , подойдите ко мне. Прослушайте работы ваших товарищей , выберите, на ваш взгляд, лучшую из них для прочтения в классе .

Учитель. Кто из вас выполнил упражнение 243 без ошибок?

У кого возникли затруднения при выполнении домашнего задания?

Ученик. В первом предложении : Мой брат-сварщик проходил практику на заводе «Металлист» - приложение Брат-сварщик, пишется через дефис, так как обозначает род занятий;

На заводе «Металлист» - приложение - собственное наименование в И.п., заключается в кавычки.

Ученик. Во втором предложении : В детстве я любил слушать сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку - Сестрица Аленушка и братец Иванушка – приложение выражено именем собственным, стоит после определяемого существительного, дефис не ставится.

Ученик. А я в четвертом предложении: Капитан Арбузов получил назначение в воинскую часть - допустила ошибку. Я поставила дефис между приложением и определяемым словом. В этом предложении сочетаются имя собственное и нарицательное существительное.

Учитель. Те , кто работал по карточке №1. Есть среди вас такие, кто не допустил ошибки? Какие трудности у вас возникли при выполнении заданий по карточке?

Ученик. Я не смогла справиться с вопросом №5. Из двух существительных приложением является то….( которое уточняет значение другого), а я не смогла найти правильный ответ. Для этого нужно было внимательно перечитывать материал параграфа.

Ученик. А я со всеми заданиями справилась правильно.

Учитель. А сейчас мы проверим тех ребят, которые описывали памятник. Прочитайте сочинение, которое вы выбрали как лучшее. Остальные послушайте и проанализируйте, какие приложения здесь использовал ваш товарищ.

Ученик. Мое сочинение о памятнике воинам – землякам, погибшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

В нашем небольшом селе много всяких достопримечательностей, но самая главная из них – это памятник воинам – землякам, погибшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. В торжественной обстановке памятник был открыт 9 мая тысяча девятьсот шестьдесят восьмого года. На открытии памятника присутствовало очень много людей, но самые главные из них были ветераны -участники Великой Отечественной войны. Памятник представляет собой пирамиду ,стоящую на каменном постаменте. Верх пирамиды увенчан красной звездой. С четырех сторон находятся списки односельчан - участников войны, которые погибли.

Каждый год Девятого мая у памятника собираются жители села, ученики школы. К сожалению, из ветеранов войны в живых никого не осталось . У памятника проходит митинг, звучит музыка, читают стихи и поют песни учащиеся школы. В самом конце митинга проходит минута молчания, а после нее весь народ проходит вокруг памятника, как бы в память о погибших в боях Великой Отечественной войны за Родину.

В течение года мы смотрим за памятником: зимой убираем снег, а весной перед Девятым мая тщательно прибираем всю территорию.

Я думаю, что памятник нужно беречь, ведь это - единственное напоминание нам о воинах – земляках, которые погибли за Родину в боях Великой Отечественной войны.

Ученик. Мне очень понравилось сочинение. Содержание работы соответствует выбранной теме. Все подчинено основной мысли – не забывать о тех людях, которые погибли во время войны. Последовательность изложения не нарушена, соблюдается абзацное членение.

Ученик. В своем сочинении Таня привела предложения с приложениями. Например, о воинах-земляках, ветераны-участники Великой Отечественной войны.

Учитель. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик. На удовлетворительном, потому что мы ещё много допускаем ошибок при работе с приложениями.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки. Оцените, пожалуйста, свою деятельность на этом этапе.

Лист самооценки

Ученика (цы) 8 класса по теме «Дополнение. Виды дополнений»

ФИ______________

Домашнее задание


Составление алгоритма


Упражнение № 250


Работа в парах


Карточка №2


Самостоятельная работа по упр.252


- Если задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

-задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

Не забывайте в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

3. Выявление места и причины затруднения

Учитель. Прочитайте два предложения, которые написаны на доске.

Тополь перерос клен.

Облако закрыло солнце.

Запишите эти предложения в тетрадь, подчеркните все члены предложения, у существительных определите падеж.

Учитель. А теперь обратимся к эталону и посмотрим, насколько правильно вы справились с заданием.

Эталон к заданию


Тополь перерос клен.

Облако закрыло солнце.

Учитель. Какие возникли трудности при определении главных членов и второстепенных?

Ученик. В первом предложении я допустил ошибку. Я подчеркнул слово клен как подлежащее, а не как дополнение. Трудно было разобраться, где находится подлежащее , а где дополнение.

Ученик. А я во втором предложении слово солнце определила как подлежащее. А ведь подлежащее должно стоять на первом месте. Наверное, надо еще обращать внимание на то, о чем говорится в предложении.

Учитель. Можете ли вы объяснить ваши ошибки, какова проблема?

Ученик. Мы не знаем точно, как отличить подлежащее от дополнения, выраженного существительным в винительном падеже.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик. Я думаю, научиться определять виды дополнений ; находить в текстах предложения с разными видами дополнений, а также самим составлять предложения с разными видами дополнений.

Учитель. Как же сформулируем тему нашего урока?

Ученик. Виды дополнений.

5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель. Я думаю, что сегодня мы поработаем с учебником. Прочитайте параграф 23, что вы узнали из учебника?

Ученик. Из учебника я узнала, что дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

Ученик. Дополнение может выражаться разными частями речи: именем существительным, местоимением, числительным, неопределенной формой глагола.

Учитель. А теперь, ребята, объединитесь в группы и составьте алгоритм к п.23.

Представьте, первая группа, свой алгоритм .

Ученик. Мы составили следующий алгоритм « Виды дополнений»

Если дополнение выражено существительным в форме винительного падежа без предлога, то это прямое. Например, решил задачу. Если дополнение выражается существительным в форме родительного падежа без предлога, которое обозначает не весь предмет, а только его часть, то оно прямое. Например, налил молока. Если дополнение выражается существительным в форме винительного падежа с предлогами, а также других косвенных падежей с предлогами и без предлогов, то это косвенное. Например, зашла в кабинет, любовалась закатом.

Прямое косвенное

Существительное в форме винительного падежа с предлогами, а также других косвенных падежей с предлогами и без предлогов.


(зашла в кабинет, любовалась закатом)


прямое

Существительное в форме винительного падежа без предлога

(решил задачу)

Существительное в форме родительного падежа без предлога

(Налил молока)



Учитель. Представьте , вторая группа, свой алгоритм.

Ученик. Наша группа представляет такой вариант алгоритма «Виды дополнений». Различают прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение выражается существительным в В.п. без предлога и в Р.п. без предлога, если относятся к переходному глаголу. Если при переходном глаголе есть отрицательная частица не, то это прямое дополнение. Косвенное дополнение – это существительное в других падежах, включая винительный падеж с предлогом.

Прямое

В.п. без предлога

Я мою голову. Он подал руку.

Р.п. без предлога

Дочь съела супа. Миша выпил воды.

Относятся к переходному глаголу

Если при переходном глаголе есть отрицательная частица не

Он не выполнил упражнения.



Косвенное

Все дополнения в других падежах, включая винительный падеж с предлогом

Доволен своей работой. Посмотрел на дерево.



Учитель. Какой из этих алгоритмов нам удобнее использовать на уроке?

Ученик. Мне кажется, что удобнее пользоваться первым вариантом. Для меня он более понятен.

Учитель. А теперь, используя алгоритм, поработаем с предложениями из упражнения 252.

Ученик. Предложение: В конце спектакля артисту преподнесли букет. Здесь я выделил дополнение букет, оно стоит в винительном падеже без предлога, значит, оно прямое.

Ученик. Предложение: Я часто задумываюсь о жизни. Здесь я выделила дополнение о жизни. Оно стоит в предложном падеже с предлогом. Значит, это косвенное дополнение.

Учитель. Можем ли мы теперь объяснить ошибки, допущенные в начале урока?

Ученик. Я думаю, что можем. Теперь я понимаю, что в первых предложениях: Тополь перерос клен. Туча закрыла солнце – существительные клен и солнце будут прямыми дополнениями, так как они стоят в винительном падеже без предлога.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять его на практике.

Учитель. Тогда поработаем над упражнением № 250 учебника фронтально, поочередно комментируя предложения. Вам нужно списать текст, подчеркнуть дополнения и определить, какие это дополнения – прямые или косвенные.

Ученик. Я разбирал предложение: Каждый воскресный день надевает он бекешу и идет в церковь. Он надевает (что?) бекешу, это прямое дополнение, выражено существительным в винительном падеже.


Ученик. У меня такое предложение: Я обогнул родник и направился влево, продираясь сквозь кусты. В этом предложении дополнение родник, оно прямое, так как выражено существительным в винительном падеже без предлога.

Ученик. Я разбирал предложение: Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу». Лежит ( на чем? ) на печи, это косвенное дополнение, так как выражено существительным в предложном падеже с предлогом.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Да, надо еще потренироваться, пока сложно справиться с поставленной задачей.

Учитель. Теперь, чтобы закрепить знания, поработаем в группах.

У вас на столах карточки №2.

Прочитайте предложения, подчеркните дополнения и определите их вид.
1.Осенью белочка делает большие запасы .
2. Приплыла к нему рыбка .

3. Ветер сломал дерево.

4.Солнце осветило пшеничное поле

5. Ранняя весна одела город в нежную зелень каштанов.



Ученик. В первом предложении: Осенью белочка делает большие запасы - дополнение запасы – прямое, так как выражается существительным в винительном падеже без предлога.

Ученик. Мы долго спорили о дополнениях в пятом предложении: Ранняя весна одела город в нежную зелень каштанов - здесь очень легко допустить ошибку.

Учитель. Ребята, проверьте, правильно ли вы выполнили это задание по эталону, который спроецирован на экран.

Эталон к карточке №2.

1.Осенью белочка делает большие запасы (прямое).
2. Приплыла к нему (косвенное) рыбка .

3. Ветер сломал дерево(прямое) .

4.Солнце осветило пшеничное поле (прямое).

5. Ранняя весна одела город (прямое) в нежную зелень (косвенное) каштанов.



Учитель. Испытывали ли вы затруднения?

Ученик. Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Как можно это проверить?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Учитель. Тогда работаем над следующим заданием. Упражнение 253. Спишите предложения, заменяя рисунки словами. Выделите жирным шрифтом прямые дополнения. Проверьте свои работы по эталону.

Эталон к упражнению 253

1.Не забудь купить конфет к чаю.

2.Будь добр, налей мне сока.

3.Достань из холодильника молока.

4. Привези из деревни фруктов.

5.Дочь съела супа.

6.Миша выпил воды.

Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. Теперь мы можем объяснить предложения, используя составленный алгоритм «Виды дополнений».

Учитель. Оцените, ребята, свою деятельность на данном этапе урока. Физкультминутка.

Выполняется физкультминутка с мультимедийным персонажем.

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Я думаю, что нет.

Учитель. Поработаем с карточкой №3.

Прочитайте текст с экрана ,выпишите прямое и косвенное дополнение.


Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
Но мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем,
Навеки.
А.А. Ахматова




Эталон к карточке №3

Прямые:

сохраним тебя,

пронесём тебя.

Косвенные:

лечь под пулями, остаться без крова, дадим внукам, спасём от плена.



Учитель:

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного задания?

Ученик. Нет, мы с ним легко справились благодаря алгоритму.

Учитель. А теперь, ребята, посмотрите на картину и составьте предложения, используя разные виды дополнений. Прочитайте, какие предложения у вас получились.

Ученик. Яркое солнце раскинуло свои лучи над белыми холмами. В этом предложении лучи – прямое дополнение, так как выражено именем существительным в винительном падеже без предлога.

Ученик. А я составил такое предложение: Высокие ели стоят величаво под пушистыми снежными шапками. Здесь я выделил дополнение – под шапками. Это косвенное дополнение, так как выражено именем существительным в предложном падеже с предлогом.

Учитель. Используя данные предложения, составьте связное высказывание. Прочитайте и оцените ваши работы.

Ученик. На этой картине я вижу зимний пейзаж. Яркое солнце раскинуло свои лучи над белыми холмами. Высокие ели стоят величаво под пушистыми снежными шапками. На снегу отчетливо видны следы человека, уходящие вдаль. Тишина и спокойствие царят здесь. Сразу вспоминаются строчки из стихотворения А.С.Пушкина: «Мороз и солнце! День чудесный!»

Ученик. В составленном тексте я увидел несколько дополнений. В первом предложении : На этой картине я вижу зимний пейзаж – есть прямое дополнение пейзаж. Коля составил текст, используя разные виды дополнений.

9.Этап рефлексии.

Учитель. Что вы узнали сегодня на уроке? Выполнили ли мы те цели, которые поставили в начале урока?

Ученик. Мы хотели научиться определять виды дополнений ; находить в текстах предложения с разными видами дополнений, а также самим составлять предложения с разными видами дополнений.

Ученик. Сегодня я вспомнил, что дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. Узнал, какие виды дополнений- прямые и косвенные - есть в русском языке, Мы сегодня работали в парах, работали с учебником, помогали друг другу.

Ученик. Чтобы закрепить наши умения, мы работали по карточкам, сверяясь с эталоном. Ещё мне понравилось составлять алгоритм. Также я узнал, что прямое дополнение может быть выражено существительным в форме винительного падежа без предлога, а косвенное дополнение выражается существительными в форме винительного падежа с предлогами, а также других косвенных падежей с предлогами и без предлогов.

Ученик. А я еще запомнил, что прямое дополнение может быть выражено существительным и в форме родительного падежа без предлога. Мне понравилось работать по карточкам, сверять по эталону, самому оценивать свою деятельность на уроке.

Учитель. На ваших партах лежат листы самооценки, заполните и сдайте их.

10.Домашнее задание.

1) упражнение 251, параграф 23.

2) карточку №4.

Карточка №4

Найдите и подчеркните дополнения , определите их вид.

1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения (прямое дополнение).

2. Моя искренность поразила Пугачева (прямое дополнение).

3. Дай мне, пожалуйста, молока (прямое дополнение).

4. Сказали, в течение дня не будет воды (прямое дополнение).

5. Я не позволю себя (прямое дополнение)обманывать.

6. Из старых журналов (косвенное дополнение) я узнавал много интересного.

7. Без музыки и песен (косвенное дополнение) не проходит ни один праздник.


3) выпишите 5-6 предложений из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» с прямыми и косвенными дополнениями.

Спасибо, ребята, за прекрасную работу на уроке, за ваше стремление к знаниям, за то, что вы были собранными, вдумчивыми и активными.



















4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!