СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты занятий по программе элективного курса "Азбука начинающего политика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «Азбука начинающего политика» предусматривает как теоретические, так и практические занятия. Занятия   проводятся в форме деловых игр («Лидер», «Дебаты», «Выборы»), лекций, диспутов, практикумов (проведение социологических опросов), ток-шоу с приглашением местных политиков, экскурсий в администрацию города или горсовет.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты занятий по программе элективного курса "Азбука начинающего политика"»

Конспекты занятий по программе элективного курса

«Азбука начинающего политика»

Шелковникова Светлана Валерьевна, учитель истории и обществознания


Занятие 1. Вводное занятие. Что такое политика?

Цели:

  • познакомить обучающихся с содержанием курса, формами и методами работы, формой контроля;

  • дать понятие политики, ее объектов и субъектов, показать важнейшие функции политики.

Форма занятия: лекция в сочетании с решением познавательных задач, игра – знакомство.

План занятия.

  1. Понятие политики.

  2. Причины возникновения политики.

  3. Субъекты и объекты политики.

  4. Важнейшие функции политики.

  5. Есть ли границы у политики?


Ход занятия:

  1. Игра - знакомство.

  1. «Снежный ком» (назвав свое имя, повторить имена всех сидящих перед тобой)

  2. «Стул откровения» (представить себя, свои увлечения, таланты в краткой, емкой форме)


II. Проблемное задание.

Проанализируйте следующие ситуации. Что общего можно заметить в отношениях людей, участвующих в них?

  1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: « Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на прошлой неделе?»

  2. Один из самых чтимых у католиков святых Франциск Ассизский, собравшись с последователями своих идей, повелел одному из «братьев» говорить о Боге все, что внушил тому Дух Святой. И только начал тот исполнять приказания, как святой Франциск наложил на него молчание.

  3. В спорах и разногласиях, как вспоминают видные деятели правозащитного движения, мнение академика А.Д. Сахарова часто оказывалось решающим. Главную роль играли его безукоризненная честность и признаваемая всеми порядочность.

  4. Профком крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке, вызванной невыполнением администрацией условий трудового договора. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался: «Я боюсь остаться без работы.»

  5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля парламента.

  6. Президент подписал указ об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел возражали против этого, но после вступления указа в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении.

III. Подводящая беседа.

Класс делится на 4 группы. Задание каждой группе.

  1. Составьте словосочетания со словом «политика».

  2. Составьте однокоренные слова со словом «политика».

  3. Подберите ассоциации к слову «политика».

  4. Составьте рассказ из 5 предложений, характеризующих такое явление как «политика».

Дается определение «политика».

IV. Вопрос к классу.

1. Вспомните, кто и когда ввел в научный оборот понятие «политика»?

2. Каково происхождение этого слова?

3. Известны ли вам общества, в которых политика, как сфера деятельности, не существовала?

4. Когда и почему возникла политика?

5. Какие качества отличают политическую власть от других форм власти, существовавших до перехода к цивилизации?

6. Перестройте определение «политика» так, чтобы он раскрывало понятие «участники (субъекты) политики».


V. Составляются схемы «Субъекты политики», «Объекты политики», «Функции политики»









Политические элиты (депутаты, высшие чиновники, лидеры партий)
























VI. Решение проблемного задания.

Вам знакомы высказывания: «Какая грязь, эта политика! И слышать о политике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость – это и есть политика!» Может быть, политика вовсе и не нужна обществу? Согласны ли вы с этим мнением? Подумайте, для чего существует политика?













Задание 1.



Расположите ниже приведенные факторы, влияющие на качество выполнения политикой ее функций, по степени важности:

1. сознательность граждан;

2. уровень профессиональной компетенции политиков;

3. наличие эффективного механизма контроля общества за деятельностью государства;

4. экономическое благополучие;

5. политическая активность граждан;

6. высокая степень социальной защищенности населения;

7. реальные гарантии прав и свобод людей;

8. возможности проведения регулярных и свободных выборов в высшие органы власти;

9. готовность населения подчиняться приказам государства.

Задание 2.

Как вы думаете, должна ли политика иметь свои границы? Следует ли в неё вовлекать всё население? Согласны ли вы с утверждением русского писателя А.И. Солженицына: «Политическая жизнь – совсем не главный вид жизни человека… Чем размашистей идёт в стране политическая жизнь, тем более утрачивается душевная. Политика не должна поглощать духовные силы и творческий досуг народа. Кроме прав человек нуждается отстоять и душу, освободить её для жизни ума и чувств». Свой ответ прокомментируйте.

VII. Домашнее задание.

Написать эссе на тему: «Есть ли границы у политики».


Занятие 2. Политика – это «слишком человеческое» или «вообще грязное дело»?

Цели:

  • показать взаимосвязь морали, политики и права, выяснить, как в реальности должны соотноситься цели, средства и результаты политической деятельности;

  • на исторических примерах показать действие принципа безнравственной политики «цель оправдывает средства».

Форма занятия: диспут.

План занятия.

  1. Политика и мораль.

  2. Может ли политика быть нравственной?

  3. Что должно преобладать в политике: мораль или целесообразность?

Ход занятия.

I.Сообщения учащихся. Учащиеся представляют исторические примеры действия в политике принципа Н. Макиавелли: «Цель оправдывает средства» (Иван Грозный, Петр Первый, И. В. Сталин., А. Гитлер, Отто фон Бисмарк, Бонапарт Наполеон).


II.Вопросы для обсуждения.

  1. Давно уже сформированы два ключевых принципа соотношения целей и средств в политике. Один гласит: «Цель оправдывает средства». Другой утверждает: «Нельзя добиваться благой цели незаконными методами». Выразите свое отношение к этим принципам. Соблюдение какого из них кажется вам важным в современной политической ситуации в России? Почему?

  2. Известный российский политолог Р. Т. Мухаев, характеризуя различные точки зрения на соотношение политики и морали, приходит к следующим выводам. Одна из этих точек зрения лишает политику эффективности, способности реагировать на изменяющие обстоятельства, может обернуться социальными потрясениями. Последовательная реализация другой точки зрения ведет к трагическим последствиям, созданию атмосферы неуверенности, размыванию важнейших ценностей свободы, собственности, права. Сформулируйте эти точки зрения. Согласны ли вы с предложенной ученым оценкой последствий, которыми чревато их практическое осуществление? Ответ обоснуйте

  3. Можно ли добиваться решения самых благородных целей насильственными методами?

  4. Следует ли во имя достижения счастья большинства общества принести в жертву жизнь одного человека?

  5. Кто, по вашему мнению, прав: те, кто считает, что в политике должна преобладать мораль, или те, кто полагает, что в политике должна господствовать целесообразительность?

  6. Чем плох в политике принцип «меньшего зла»?

  7. Как вы думаете, почему политику называют «грязным делом»?

  8. Как вы думаете, возможна ли взаимозаменяемость политики, морали и права? Для ответа на этот вопрос прокомментируйте следующие утверждения:

    • «Морали в политике нет, а есть только целесообразительность» (В. И. Ленин);

    • «Кто обличен властью, тот… непременно сделается притеснителем и угнетателем общества» (М. А. Бакунин).

    • «Сила дарует права» (Платон).

    • «Как нравственность христианская имеет в виду осуществление царства Божия внутри отдельного человека, так христианская политика должна подготовлять пришествие царства Божия для всего человечества как целого, состоящего из больших частей – народов, племен и государств» (В. С. Соловьев).

9. Может ли, на ваш взгляд, политика основываться на нравственных нормах, сформулированных в заповедях Христа из Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас. Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку… Не судите и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте и прощены будете.»

Приведите аргументы в пользу того или иного варианта ответа.


III.Домашнее задание.

Написать эссе на тему: «Политика – это «слишком человеческое» или «вообще грязное дело».


Занятие 3. Политическая система России.

Цели:

  • дать понятие политической системы, показать её структуру и механизм функционирования;

  • раскрыть на примерах типы политических систем.

Форма занятия: лекция в сочетании с решением познавательных задач.

План занятия:

1. Понятие и функции политической системы.

2. Механизм функционирования политической системы.

3. Структура политической системы.

4. Типы политических систем.

5. Политическая система советского типа.

6. Политическая система постсоветского типа.

Ход занятия:

I. Решение познавательной задачи.

Перед вами два суждения о политике как общественном явлении. Какое из них отражает современные представления?

  • Политика есть всё, что связано с деятельностью государства и его органов.

  • В сфере политики взаимодействуют как государственные, так и негосударственные организации. Активная роль последних особенно велика в современных обществах, признавших принципы независимости личности, невмешательства государства в частную жизнь людей, его ответственности перед обществом.

II. Лекции по плану.

Обучающиеся ведут конспект, составляют схемы «Структура политической системы», «Типы политических систем»

Вариант 1








Вариант 2



















Вопрос классу.

В чем сходство этих подходов? Чем они различаются? Какой подход представляется вам более точным?








III. Решение познавательных задач.

1. Какой признак, на ваш взгляд, является главным в существовании демократической политической системы:

а) наличие многопартийности;

б) выборность органов местного самоуправления;

в) свободные выборы;

г) гарантии прав и свобод личности.

2. Как вы думаете, можно ли считать, что политическая система в России имеет переходный характер? Если можно, то в чем это проявляется? Если нельзя, то почему?

3. В статье 80 Конституции Российской Федерации говорится: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции … прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституции … порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». Можно ли по этому основанию определить тип политической системы в России?

4.Проведите классификацию политических систем общества известных вам европейских стран.

5. Какого рода государственное устройство представляется вам наилучшим с теоретической точки зрения? Для практической жизни?

IV. Домашнее задание.

Подготовить сообщения о лидерах партий России, их программах, деятельности.



Занятие 4. Политические партии современной России.

Цели:

  • отметить признаки и функции политических партий, их типологию;

  • выяснить тенденции развития партийной системы России;

  • воспитывать у обучающихся активную гражданскую позицию, стремление участвовать в политической жизни страны.

Форма занятия: ролевая игра.

План занятия.

  1. Признаки политической партии.

  2. Типология и функции партии.

  3. Партийные системы, многопартийность.

  4. Тенденции развития партийной системы России.

Ход занятия.

Класс делится на 5 групп. Исследование обучающиеся проводят в своей группе, а затем делятся результатами с одноклассниками.

I.Задания группам

  1. Что такое политическая партия? Каковы её признаки?

  2. Типология партий.

  3. Функции партий.

  4. Что такое партийная система?

  5. Что такое многопартийность?

Ответы озвучиваются и оформляются в виде схем «Политическая партия», «Признаки современных партий», «Типология партий», «Функции партий», «Партийные системы». Схема 1








Схема 2


Схема 2












Схема 3






Схема 3


































Вопрос группе. Есть ли противоречия между этими классификациями? Правомерен ли вопрос: какая классификация верна?

Схема 4



Схема 5










Схема 5

Задания группам

    1. Определите, какой критерий положен в основу каждой характеристики политической партии? К какому типу вы отнесёте их?

  • Партия стремится к победе на выборах, к завоеванию популярности среди избирателей, подчёркивает своё отрицательное отношение к любым формам идеологии.

  • Партия заявляет о своей твёрдой приверженности идеалам марксизма, говорит о руководящей роли рабочего класса и установлении его власти строго следит за соблюдением партийной дисциплины, создаёт партийные ячейки на предприятиях, организациях, по месту жительства.

  • Партия ставит своей целью победу на выборах, не имеет фиксированного членства, невелика по составу, высшими ценностями признаёт права человека, принцип невмешательства государства в экономическую жизнь.

  • Партия строго централизована, привержена радикальной идеологии, отстаивает идеи господства коренной нации в стране, подчинение её интересам всех других наций, установление диктаторской власти.

  • Партия входит в состав коалиции, сформировавшей правительство по итогам парламентских выборов.

    1. Как показывает опыт выборов, оппозиционные партии легче договариваются о союзах, совместных действиях, чем партии демократического и либерального направления. Почему?

    2. По данным российского политолога Р.Т.Мухаева каждый депутат Государственной Думы в 1993-1995 гг. дважды поменял свою партийную принадлежность. О чём говорит этот факт?


II.Ролевая игра.

Каждая группа представляет одну из ведущих партий России, узнает о её программе, лидерах, деятельности.

Задание группам

  1. Дайте характеристику лидеров ведущих партий России.

  2. Нарисуйте эмблему своей партии, которая бы отражала её программные установки и название.

  3. Есть несколько важных вопросов, которые в последние годы обсуждались в Государственной Думе. Если вы не знаете позиций партий по этим вопросам, предположите, исходя из их программ.

      • Вопрос о земле.

      • Реформа ЖКХ.

      • Монетизация льгот.

  1. Согласны ли вы с изречением нашего времени: «Если человек не занимается политикой, то политика всё равно занимается им»? Обоснуйте свою позицию.

В ходе проведения занятия ведётся каждым обучающимся листок активности, в соответствие с которым подводятся итоги.

III. Рефлексия.

IV. Домашнее задание. Написать эссе на тему: «Человек есть по природе своей существо политическое» (Аристотель). Можно ли признать эту мысль актуальной или устаревшей.


Занятие 5. Политический статус личности.

Цели:

  • углубить знания обучающихся о политических правах и свободах человека, закреплённых в Конституции;

  • развивать навыки работы с документами (Конституцией РФ, другими законодательными актами).

Форма занятия: лекция с элементами практикума, тестирование.

План занятия.

  1. Политические права и свободы гражданина.

  2. Политические права – форма участия гражданина в делах государства и общества.

  3. Отражение политических прав в Конституции РФ.

Ход занятия.

I.Лекция по плану. Обучающиеся составляют конспект и схему.

Политический статус и политические роли личности














I. Работа с текстом Конституции (глава 2,статьи 3,30-33,46-54,55-56,60,81,96,130,131.)

Задание. Определить, какие права относятся к группе политических прав и объяснить, записав в таблицу, что означает каждое из них. Приведите примеры осуществления этих прав.


Отражение политических прав и свобод в Конституции


Право участвовать в управлении делами государства

Право на равный доступ к государственной службе

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

Свобода собраний, ассоциаций

Свобода слова и печати








III. Познавательные задачи.

Задача 1. Учёные различают четыре вида политического участия : разовое, эпизодическое, временное, постоянное. Каким видом политического участия соответствует каждая из приведённых характеристик?

  • Избранный в городскую думу, он приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов;

  • Однажды он принял участие в выборах районных советников и долго потом вспоминал об этом, удивляясь своей активности;

  • Всякий раз с приближением президентских выборов он переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал ни одной серьёзной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал.

Задача 2. Человек участвует в политической жизни по-разному. Выделяют, например, такие формы политического участия: образовательная, исполнительная, созидательная, управленческая. Приведите примеры политического участия личности, соответствующие этим формам.

Задача 3. Форма политического режима определяющим образом влияет на политическое поведение личности. Определите, какому политическому режиму соответствует каждая из характеристик политического участия?

  • Тот, кто хочет добиться высоких постов, должен быть членом партии. Верность лидеру государства, господствующей идеологии он должен доказывать постоянно. Вместе с огромным большинством сограждан он участвует в выборах, исход которых предопределён задолго до дня их проведения;

  • Активный участник политической жизни твёрдо знает, что он может делать всё, что не запрещено законом. Он уверен, что от его голоса зависит решение важных государственных проблем;

  • От него, как от гражданина, не требуется подтверждать ежедневно преданность режиму. Но он прекрасно знает, что он делать не должен: власть строго карает любые действия, способные нанести ей ущерб.

Задача 4. Учёные различают законные и незаконные формы политического участия. Чем выше степень политического участия и чем разнообразнее его законные формы, считают они, тем демократичнее данный режим. Докажите или опровергните данное мнение.

Задача 5. Французский писатель Андре Моруа писал: «Равнодушие к политике – тоже одна из форм политической деятельности. Тот, кто не интересуется политикой, как бы говорит: «Мне наплевать на родной город, на родную страну, на весь мир». Такой человек мелко плавает и на первое место ставит соображения личной выгоды и интересы минуты. От политики зависит и его собственная судьба, но ради того, чтобы его оставили в покое, он готов пожертвовать своим благополучием. Его можно сравнить с дохлой собакой, которая то плывёт по течению, то крутится на месте в стоячей воде». Не слишком ли резко, как вам кажется? Выскажите своё мнение и аргументируйте его. От каких факторов зависит характер политической активности личности?

IV. Тестирование по изученному материалу (см. Петрович В. Г., Петрович Н. М. Введение в обществознание. Тесты. 8 – 9-й класс.-Саратов: «Лицей», 2000).

V. Домашнее задание. Сделать подборку статей из газет о соблюдении (или нарушении) политических прав человека в нашей стране (или за рубежом).



Занятие 6. Политическое лидерство.

Цели:

  • выяснить назначение лидерства как социального института, научиться различать типы лидеров, показать тенденции развития лидерства в России;

  • продолжить развитие навыков решения познавательных задач.

Форма занятия: лекция.

План занятия.

  1. Назначение лидерства как социального института.

  2. Типы лидеров и их функции.

  3. Особенности российского политического лидерства.

  4. Тенденции развития лидерства в России.

Ход занятия.

I. Лекция учителя по плану. Обучающиеся составляют таблицу и схему.

Политические лидеры


Лидеры - реформаторы

Лидеры - революционеры

Лидеры - авантюристы

Лидеры - популисты

?

?

?

?












II.Решение познавательных задач.

Задача 1. Опыт последних лет ясно показывает, что лидер – популист имеет устойчивую поддержку у довольно большого числа россиян. Учёные между тем не устают предупреждать: популист, получивший власть, либо не выполнит своих обещаний, либо, пытаясь исполнить хотя бы некоторые из них, приведёт общество к катастрофе. Разделяете ли вы пессимизм учёных? В чём причины успеха политиков – популистов? В чём опасность популизма?

Задача 2. Приведите примеры лидеров различных типов из истории к современной России. Докажите свою мысль примерами из их деятельности.

Задача 3. «Идеальный лидер» - тот, который полностью соответствует вашим требованиям. Какой тип политического лидерства он воплощает?

Задача 4. О каком типе лидерства идёт речь в утверждении Ф. Ницше: «Легко дать рецепт того, что толпа зовёт великим человеком. При всяких условиях нужно доставлять ей то, что ей весьма приятно, или сначала вбить ей в голову, чтоб то или иное ей было бы приятно, а затем дать ей это. Но ни в коем случае не сразу; наоборот, следует завоёвывать это с величайшим напряжением или делать вид, что завоёвываешь. Толпа должна иметь впечатление, что перед ней могучая и даже непобедимая сила воли; или, по крайней мере, должно казаться, что такая сила существует»?

III. Домашнее задание.

Написать эссе «Политический лидер современной России»


Занятие 7. Требования к лидеру. Политический имидж.

Цели:

  • выделить качества необходимые политическому лидеру;

  • составить политический портрет лидера;

  • развивать в себе лидерские качества.

Форма занятия: лекция с элементами тренинга.

План занятия.

1. Мотивы, пробуждающие к участию в политической деятельности;
2. Политическая культура;
3. Политическое поведение лидера;

4. Популизм;

5. Качества политического лидера;

6. Проблема взаимоотношения политического лидера и масс.

7. Лидер и толпа.

План занятия.

I. Лекция учителя. Обучающиеся составляют конспект и схему «Элементы политической культуры».

Элементы политической культуры













II. Тренинг.

Вопрос о качествах политического лидера изучается в ходе поведения тренинга.

  1. Работа в парах «Лицом к лицу»


Задания:

    • Составьте список нравственных качеств, которые привлекают в политическом деятеле. Какие нравственные качества вы считаете неприемлемыми для политика? (Обменяйтесь информацией со своим партнёром и составьте общий список качеств);

    • Составьте список из пяти качеств, необходимых, по вашему мнению, стремящемуся к популярности политическому деятелю. Какие качества мешают политику достичь успеха? (Обменяйтесь информацией со своим партнёром и составьте общий список качеств).

  1. Большой тренинговый круг «Посиделки»

Задания:

    • Составьте список из десяти требований, которые вы предъявляете к деловым, интеллектуальным, нравственным и иным качествам политического лидера.

I этап.

В течение 3 минут каждый ученик самостоятельно составляет перечень основных требований, которым должен соответствовать лидер. Списки ранжируются в порядке значимости.

II этап.

Класс начинает коллективное обсуждение для того, чтобы составить общий перечень требований к лидеру. Каждый участник должен стремиться включить в этот список как можно больше своих требований, составленных на I этапе.

Решение о включении того или иного требования в текущий список принимается большинством голосов.

III этап.

Ученики решают, кто из них более всего отвечает только что утвержденным требованиям.

III. Домашнее задание. Составить портрет политического лидера.


Занятие 8. Правила ведения переговоров. Советы психолога.

Цели:

  • выяснить основные правила ведения переговоров.

  • учиться вести дискуссию, выступать перед аудиторией, находить контакт со слушателями, развивать умение отстаивать свою точку зрения.

Форма занятия: практикум.

План занятия.

  1. Удобное время для переговоров;

  2. Как рассадить партнеров;

  3. Как вести дискуссию;

  4. Что влияет на эффективность переговоров;

  5. Учимся выступать перед аудиторией;

  6. Контакт со слушателями;

  7. Как завоевать аудиторию;

  8. Недостатки, из-за которых вас не будут слушать.

Ход занятия.

I. Вступительное слово учителя. Краткая информация по плану.

II. Практические задания.

  1. Азбука жестов;

  2. «Размышляя о самом себе» (индивидуальная работа)

    • Предложите несколько тем для переговоров, значимых лично для вас;

    • Проранжируйте эти темы по степени значимости;

    • Обсудите эти темы в классе. Выберите самое важное.

  3. «Лицом к лицу» (работа вдвоём)

  • Продумайте, что необходимо сделать для подготовки к переговорам? Обменяйтесь информацией со своим партнёром. Составьте общие правила;

  • Назовите недостатки, из-за которых вас не будут слушать во время вашей речи.

  1. «Четверка» (микрогруппы по 3-4 человека)

    • Подготовьте выступление по выбранной теме переговоров;

    • Выступите перед своей микрогруппой (после выступления всех членов микрогруппы выбирается один представитель, который выступает перед классом).

III. Рефлексия.

Все участники высказываются по следующим вопросам:

  1. Успешно ли, по вашему мнению, прошли переговоры?

  2. Удалось ли вам наладить контакт с аудиторией?

  3. С помощью каких способов вы привлекли внимание слушателей?

IV. Домашнее задание.

Составьте свои правила ведения переговоров.


Занятие 9. Деловая игра «Лидер».

Цели:

  • определить в коллективе ребят, имеющих организаторский потенциал, способных повести за собой, увлечь идеей, вдохновить других на дело;

  • развивать в себе лидерские качества.

Форма занятия: деловая игра.

План занятия.

    1. «Давайте познакомимся».

    2. Организаторский этап.

    3. Творческий этап.

    4. Практический этап.

    5. Подведение итогов.

    6. Тестирование «Являюсь ли я лидером».

I. Деловая игра «Лидер».


Ход занятия.

Правила игры:

Класс делится на микрогруппы по 5 - 6 человек. Члены каждой микрогруппы садятся за свой игровой стол. Учителю – ведущему помогают консультанты (по количеству групп), которые в ходе игры оценивают участие членов команды в игре следующими условными знаками:

красный жетонорганизатор коллективной деятельности;

зелёный жетонгенератор идей;

жёлтый жетонэмоциональный индикатор;

синий жетон – «резерв».

Сравнив в микрогруппе результаты всех участников, можно определить «лидера» данного коллектива.

Для того, чтобы все этапы прошли организованно, каждая группа получает листы бумаги, фломастеры и др.

Этапы игры.

I. «Давайте познакомимся»

Задания.

  • Составить список группы по именам в алфавитном порядке.

  • Составить список групп по росту.

  • Нарисовать коллективный портрет своей группы.

  • Построиться по цвету глаз: от тёмного к светлому.

  • Построиться по дням рождения (по календарю).

II. Организаторский

Задания.

  • Придумать девиз своей группы (или выработать коллективное дело по решению какой – либо проблемы).

  • Распределить в группе поручения.

  • Выпустить «Молнию» на тему: «Они сегодня отличились!»


III. Творческий

Задания.

  • Сочинить рассказ из слов, начинающихся на букву … на тему «…» (можно использовать союзы, междометья).

  • Сочинить четверостишие, используя предложенные слова.

  • Прочитать стихотворение А. Барто «Идёт бычок качается» как депутат Государственной Думы; как маленький ребёнок; как при сильном ветре и др.

  • Показать пантомимой человека, указанного на карточке (например, президент, офицер и др.)


IV. Практический

Задания.

  • Сделать общественно – полезное дело (полить цветы, протереть подоконники, вымыть доску, выбросить мусор и др.)

Подведение итогов.

II. Рефлексия

III. Тестирование «Являюсь ли я лидером».

  • Тест «Психометрия».

Обучающимся предлагаются геометрические фигуры, нужно выбрать ту, в отношении которой можно было бы сказать: «Это я!»




квадрат треугольник прямоугольник круг зигзаг


  • Тест «Азбука жестов».

  • Тест « Являюсь ли я лидером». (см. Энциклопедию психологических тестов. Общение. Лидерство. Межличностные отношения.- М., 1997)

IV. Домашнее задание. Провести среди одноклассников социологический опрос «Являюсь ли я лидером».


Занятие 10. «Достоин ли я быть депутатом?» Тренинг.

Цели:

  • учиться размышлять о самом себе;

  • слышать и слушать другого, вести диалог, учитывая особенности партнёра, откровенно высказывать свои соображения, аргументировать свои выводы, принимая во внимание доводы партнёра;

  • учиться проводить социологические опросы, работать в группе.

Форма занятия: тренинг.

План занятия.

  1. Индивидуальный тренинг «Достоин ли я быть депутатом».

  2. Работа в парах «Я голосую за тебя».

  3. Массовая форма работы. Проведение социологического опроса.

Ход занятия.

I. Индивидуальный тренинг «Размышляя о себе самом».

Для организации этого этюда учащимся предлагается заполнить специальную аналитическую таблицу.

Задание.

  • Представьте, что вам предложили баллотироваться, т. е. выдвинуть свою кандидатуру в депутаты представительного органа власти и затем участвовать в выборах.

Разумеется, вы поблагодарили людей, которые оказали вам это доверие, но затем задумались и решили заняться глубоким самоанализом. Действительно ли вы достойны стать депутатом? Заполните таблицу, где проанализируйте свои сильные и слабые стороны. При анализе старайтесь смотреть на себя именно в роли депутата. Свои соображения систематизируйте по степени важности. И главное – постарайтесь объяснить, как-то или иное ваше достоинство будет помогать вам в работе депутата и как ваши недостатки будут мешать в этом.


Аналитическая таблица.

Мои достоинства

Мои недостатки

1.

2.

И т.д.




После выполнения этюда желающие могут зачитать свои записи. Остальные обучающиеся класса выступают в роли экспертного совета, задача которого подчеркнуть достоинства выступившего, усилить именно положительную сторону его личности.

II. Работа в парах «Лицом к лицу». Я голосую за тебя.

Участники, объединившись в пары, составляют список основных достоинств своего партнёра, имея в виду, что он выдвигается в депутаты представительного органа власти.

Во время работы партнёры не должны общаться друг с другом, нельзя задавать вопросы. Затем партнёры зачитывают свои записи друг другу, комментируя их, дополняя мнением другого. Итоги работы можно подвести несколькими способами:

  • ограничиться обсуждением темы внутри самой пары;

  • провести взаимную оценку партнёрами друг друга;

  • определить лидера пары, который работал более эффективно;

  • определить наиболее эффективную пару.

III. Массовая форма работы «Народное мнение». Достоин ли я быть депутатом. Социологический вопрос.

Для проведения этого этюда готовится бланк социологического опроса.

Образец.

Ф. И. кандидата в депутаты__________________________________

Ф. и. опрашиваемого

Возраст

Мнение: за / против

Подпись

1.

2.

3.

и т.д.






Каждый участник тренинга вписывает свою фамилию в графе «кандидат» и, подходя к любому из присутствующих, должен задавать один и тот же вопрос: «Достоин ли я стать депутатом?» Задача каждого участника – собрать как можно больше голосов «избирателей», голосующих за его кандидатуру.

Итоги подводятся простым подсчётом голосов.

IV. Рефлексия.

  1. Понравился ли мне тренинг?

  2. Как я оцениваю своё участие в тренинге?

  3. Как я оцениваю участие других учеников?

  4. Что бы я хотел изменить?

Итоги тренинга подводятся путём анализа листков активности.


Занятие 11. Легко ли быть избирателем?

Цели:

  • сформировать представление обучающихся о выборах как демократическом способе формирования государственных органов и органов местного самоуправления;

  • развивать активную гражданскую позицию, стремление участвовать в выборах.

Форма занятия: лекция, тестирование.

План занятия.

  1. Принципы избирательного права.

  2. Виды избирательных систем.

  3. Избирательный процесс.

  4. Как осуществить политический выбор?

Ход занятия.

  1. Лекция учителя.

Обучающиеся составляют таблицу «Принципы избирательного права» и схемы «Функции выборов», «Виды избирательных систем», «Участковые избирательные комиссии», «Предвыборная агитация».




















Задание:


  • Назовите достоинства и недостатки каждой избирательной системы. Какая система, на ваш взгляд, более оптимальная и удобная для выборов?

Принципы избирательного права.

Всеобщее

Равное

Прямое

Тайное

Добровольность (свобода)











Задание:



  • Используя материал лекции учителя, заполните таблицу













II. Познавательные задачи.

  • Один из участников выборов, прежде чем оставить в избирательном бюллетене одну из четырёх кандидатур, включенных в список для голосования, провел следующую работу: поинтересовался, за кого из кандидатов будут голосовать его товарищи, как был одет каждый кандидат на встречах с избирателями, кого из них ранее показывали по телевидению. Отвечает ли деятельность избирателя современным требованиям и политической культуре личности? Свой ответ аргументируйте. Если бы вы были избирателем, то какие бы шаги предприняли, прежде чем голосовать за одного из кандидатов?

  • Вообразите, что во время выборов в Законодательное собрание вы голосовали за кандидатуру Б., но победу одержал кандидат С. Является ли он полномочным представителем ваших интересов? Свой ответ поясните.

  • В 80-х годах в США избиратели, столкнувшись с интеллектуальными трудностями в определении истинных предвыборных программ кандидатов от республиканской и демократической партий на пост президента, голосовали за наиболее обаятельного из них. Кандидаты же в своих выступлениях вовсе не касались вопросов предвыборной программы и сосредоточили своё внимание на беспощадной критике друг друга. Какой вывод иллюстрирует приведенный факт? Приведите другие примеры, подтверждающие этот вывод.

  • Кандидат в депутаты обратился в избирательную комиссию с просьбой зарегистрировать его кандидатуру. Он сдал в избирательную комиссию все необходимые документы, в том числе подписные листы с подписями граждан, которые его поддерживают. Во время проверки подписных листов избирательная комиссия обнаружила, что многие подписи принадлежат гражданам, не достигшим 18 лет. Должна ли избирательная комиссия исключать такие подписи из подписных листов? Почему?

  • В городе Кинешме выборы назначены на 16 декабря. За 45 дней до дня выборов на дверях избирательного участка были вывешены списки избирателей. Н., ознакомившись со списками, не нашёл в них себя. «Почему меня нет в списках?» - обсуждал он этот вопрос со своим другом. «Ты в этом году голосовать ещё не можешь», - заявил он. – ведь тебе будет 18 лет только 14 декабря, когда составлялись списки, тебе ещё не было 18 лет». Прав ли друг? Почему?

  • Во время предвыборной компании в дверь пенсионера Н. позвонили. На пороге стояли молодые люди, которые представились агитаторами одного из кандидатов в депутаты. Они долго рассказывали Н., какой хороший их кандидат и как всем будет хорошо, если выберут его. А в конце беседы вручили Н. 2 кг сахара, несколько банок тушенки и коробку конфет. Нарушены ли правила проведения предвыборной агитации?

III. Тестирование.

(см. Степанько С.А. Правоведение 8-9 классы. Изучаем Конституцию; элективный курс – Волгоград: Учитель, 2007)

IV. Домашнее задание.

Напишите эссе по теме: «Легко ли быть избирателем»


Занятие 12. Социологические опрос населения микрорайона по злободневным вопросам городской жизни.

Цели:

  • научиться проводить социологический вопрос.

  • выяснить роль общественного мнения в политической деятельности.

Форма занятия: практикум.

План занятия.

  1. Роль общественного мнения в политической деятельности.

  2. Порядок проведения социологического опроса.

  3. Постановка проблем.

  4. Оформление опросных листов.

  5. Правила обработки полученной информации.

  6. Выпуск плаката или стенгазеты.

Ход занятия:

    1. Инструктаж учителя по вопросам плана занятия.

II. « Мозговой штурм». Постановка проблемы. Каждый обучающийся предлагает свою проблему. Затем выставленные проблемы обсуждаются в группах. Выбранные в группах проблемы обсуждаются всем классом. Выбирается одна, наиболее значимая проблема.

III. Оформление опросных листов.

Каждый обучающийся получает следующий опросной лист.

Фамилия, Имя ___________________ Образец

Социологический опрос на тему «Злободневные вопросы городской жизни».


Фамилия, Имя, Отчество опрашиваемого

Возраст

Содержание ответа

Подпись опрашиваемого

1

2

3

и т.д.






IV. Проведение социологического опроса на улицах города.

V. Обработка полученной информации.

Выясняются наиболее часто встречающиеся мнения. Делаются выводы. Полученная информация может быть использована при разработке предвыборных программ на следующем занятия.

VI. Домашнее задание. Обучающийся делятся на микрогруппы по 5-6 человек, которые выпускают плакат или стенгазету по результатам социологического опроса.



Занятие 13. Разработка и защита предвыборных программ.

Цели:

  • выработка умения отстаивать свою точку зрения на политические вопросы,

  • воспитание толерантности к иным взглядам и позициям.

Форма занятия: практикум.

План занятия.

  1. Стадии избирательного процесса.

  2. Выдвижение и регистрация кандидатов.

  3. Предвыборная агитация.

  4. Правила составления предвыборных программ.

  5. Разработка предвыборной программы.

  6. Защита предвыборной программы.

Ход занятия.

I. Объяснение учителя. Обучающиеся составляют схему «Стадии избирательного процесса».

Стадии избирательного процесса




Составление списков избирателей


Составление списков избирателей

Предвыборная агитация

Подсчёт голосов и установление результатов выбора


п


Образование и утверждение избирательных участков

Выдвижение, регистрация кандидатов

Голосование



Задание. Изучить стадий избирательного процесса, разбившись на 7 групп (по количеству стадии) – каждая группа должна составить подробное объяснение одной стадии.

I. Выдвижение кандидатов. Обучающиеся выдвигают от каждой группы своего кандидата. Они собирают подписи избирателей. Происходит регистрация кандидатов.

III. Разработка предвыборной программы.

Групповая работа. Каждый обучающийся в группе рассматривает определённую сферу жизни (экономическую, социальную, культурную, политическую). Можно использовать результаты социологического опроса.

Задания.

  • Составьте список из пяти источников финансирования вашей избирательной кампании. Поясните, почему указанные вами организации, частные лица хотят поддержать вас на выборах.

  • Какие проблемы вы обещаете своим избирателям решить? Продумайте рекламную заставку и основной лозунг вашей кампании.

  • Придумайте рекламный ролик вашей партии, который вы будете использовать в ходе предвыборной агитации или составьте перечень основных элементов для вашей политической рекламы.

  • Политические конкуренты обвиняют вас в том, что вашу избирательную кампанию финансируют криминальные структуры. Чтобы отвести подозрения проведите брифинг для журналистов.

  • Вы получили сообщение о том, что лидер соперничающей партии:

    1. страдает хроническим заболеванием;

    2. деспотически ведёт себя в семье;

    3. злоупотребляет спиртным.

Что на ваш взгляд, необходимо сделать:

      1. созвать пресс – конференцию и распространить полученную информацию;

      2. игнорировать эти сведения;

      3. шантажировать с их помощью своего соперника.

Свой выбор поясните.

IV. Защита предвыборных программ.

V. Домашнее задание. Доработка предвыборных программ с учётом полученных замечаний.



Занятие 14. Деловая игра «Дебаты».

Цели:

  • обучение учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку;

  • развитие чувства уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение или изменить проводимую политику.

Форма занятия: деловая игра.

План занятия.

  1. Постановка особо значимой проблемы и оформление резолюции по ней.

  2. Распределение ролей.

  3. Проведение дебатов.

  4. Подведение итогов.

Ход занятия.

I. Подготовительный этап.

  1. Метод «Мозговой штурм» (ставится особо значимая проблема, оформляется резолюция по ней (в резолюции всегда требуется изменение существующего положения)).

  2. Распределение ролей. Обучающиеся делятся на две группы («за» и «против» резолюции). Участники знакомятся с порядком проведения дебатов. Выбирается председатель и его помощник, которые должны следить за соблюдением регламента.

  3. Подготовка участников игры. Предоставить участникам достаточно времени для подготовки аргументов (3 – 5 положений, логично изложенных и подкреплённых фактическим материалом).

II. Проведение дебатов.

  • Председатель кратко формулирует обсуждаемую проблему и предлагаемую резолюцию, устанавливает регламент выступлений.

  • Председатель предоставляет слово первому выступающему от группы, поддерживающей резолюцию, который излагает свои аргументы.

  • Председатель предоставляет слово первому выступающему от группы, не поддерживающей резолюцию.

  • Затем выступают по очереди все участники дебатов.

  • На следующем этапе каждому участнику предоставляется возможность опровергнуть доводы противной стороны и ответить на их критику. В течение полемики нельзя приводить новые аргументы. Полемику всегда начинают представители группы, выступающей против резолюции.

  • В конце дебатов учащиеся должны оценить последствия реализации позиции противной стороны для общества в целом и отдельных его членов.

III. Домашнее задание. Рефлексия (письменно).

    1. Какую роль ты исполнял в игре?

    2. Понравилась ли тебе деловая игра «Дебаты» или нет? Почему?

    3. Чему ты научился, участвуя в игре?

    4. Хотел бы ты вновь принять участие в игре? Почему?

    5. Какие критические замечания ты можешь высказать по организации и проведению игры?

    6. Что бы ты изменил в ходе игры, чтобы она стала ещё интереснее?



Занятие 15. Деловая игра «Выборы».

Цели:

  • повышение интереса обучающихся к проблемам политики, углубление их представлений об избирательской системе;

  • овладение навыками участия в выборах.

Форма занятия: деловая игра.

План занятия.

  1. Составление списков избирателей.

  2. Формирование избирательных комиссий.

  3. Выдвижение и регистрация кандидатов.

  4. Подготовка избирательных бюллетеней.

  5. Предвыборная агитация.

  6. Голосование.

  7. Подсчёт голосов.

  8. Установление результатов выборов.

Ход занятия.

I. Подготовительный этап.

  1. Составление списков избирателей (всех обучающихся класса).

  2. Создание комиссий из 5 – 7 человек, назначаемых учащихся из состава класса. На комиссию возлагаются обязанности по организации голосования и подведению (подсчёту) его итогов. Комиссия оповещает учащихся о времени и месте голосования.

  3. Выдвижение и регистрация кандидатов. Класс делится на несколько микрогрупп, каждая из которых выдвигает своего кандидата и его доверенное лицо.

  4. Предвыборная агитация. Кандидат готовит при помощи группы предвыборную программу. Доверенное лицо готовится представить своего кандидата. Заслушиваются их выступления.

  5. Подготовка избирательных бюллетеней.

II. Проведение выборов (голосование).

  1. Каждый обучающийся получает в избирательной комиссии бюллетень. При получении избирательного бюллетеня учащийся расписывается в списке избирателей против своей фамилии.

  2. Каждый голосует лично в специально отведённом месте, обеспечивающем тайное голосование.

  3. Заполненный избирательный бюллетень обучающийся опускает в избирательный ящик (он должен быть запечатан).

  4. После окончания голосования избирательной комиссией осуществляется подсчёт голосов. Определяются недействительные бюллетени, они упаковываются отдельно.

  5. Комиссия составляет протокол об итогах голосования. На основании этого протокола определяются и объявляются общие результаты голосования.

III. Домашнее задание. Рефлексия (письменно), см. предыдущий конспект.



Занятие 16. Экскурсия в администрацию или городской совет.

Цели:

  • познакомить обучающихся с деятельностью органов местного самоуправления;

  • развивать интерес к политической деятельности, стремление активно участвовать в политической жизни;

  • формирование активной гражданской позиции.

Форма занятия: экскурсия

План занятия.

  1. Что такое местное самоуправление?

  2. Как осуществляется деятельность органов местного самоуправления?

  3. Знакомство с деятельностью аппарата администрации города или депутатов горсовета.


Ход занятия.

I. Вводная лекция учителя


II. Обучающиеся представляют свои сообщения.

Задание:

Подготовьте небольшое сообщение об организации и деятельности местного самоуправления в вашем городе (из средств массовой информации).

III. Экскурсия в горсовет или администрацию г.Мичуринска.


IV. Домашнее задание.

Составить отчёт об экскурсии.


Занятие 17. Ток-шоу «Легко ли быть политиком?»

Цели:

  • формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции;

  • воспитание политической культуры;

  • привлечение молодежи к политической жизни;

  • формирование умения общаться, вести диалог, убеждать других людей, отстаивать свою точку зрения, позицию.

Форма занятия: деловая игра.

План занятия.

  1. Мотивы и факторы участия в политической деятельности.

  2. Проблема взаимоотношения лидера и масс.

  3. Роль общественного мнения в деятельности политика.

  4. Современные проблемы Мичуринска-Наукограда.

Ход занятия.

I. Подготовительный этап.

  • Распределении ролей: пресса, оппоненты, ведущие;

  • Подготовка вопросов к гостям, тезисов своих выступлений.

II. Ток-шоу «Легко ли быть политиком? »

Приглашаются местные политики (депутаты горсовета, работники горадминистрации).

Вопросы для обсуждения:

  • Мотивы участия в политической деятельности.

  • Как осуществляются взаимоотношения лидера и масс?

  • Какую роль играет общественное мнение в деятельности политика?

  • Укажите, на какие из ниже перечисленных положений вы стали бы опираться, прежде чем положительно оценить обсуждаемый в обществе законопроект. Свой ответ аргументируйте.

  1. Согласованность в законопроекте интересов общества, социальных групп, личности;

  2. Приоритет в нем классовых интересов над национальными;

  3. Утверждение в законопроекте прав и свобод личности;

  4. Приоритет в нем государственных интересов над личностными.

  • Вообразите, что вы организатор конкурса «Я – политик». Какие темы очерков, рисунков, фотографий вы предложили бы всем желающим принять участие в этом конкурсе?

  • Представьте ситуацию: вы разговариваете с товарищем, и он утверждает, что клуб, в котором состоит его старший брат, является новой политической партией. Какие вопросы вы задали бы вашему товарищу, чтобы убедиться в его правоте?

  • Правильно ли следующее утверждение: «Политическая власть – это способность управляющих подчинять своей воли управляемых». Свой ответ аргументируйте.

  • Правильно ли, на ваш взгляд, определение: «Политика – это отношения между классами, социальными группами и слоями в пределах данного государства (внутренняя) и между государствами (внешняя)»? Свой ответ обсудите.

  • В дискуссии высказаны две точки зрения:

    • Политикой может заниматься каждый человек

    • Политикой не может заниматься любой человек, а лишь тот, который обладает качествами политического деятеля

А какова ваша точка зрения?

      • Назовите политические события последнего времени в стране, в мире, в нашем городе, которые вас обрадовали и огорчили. Почему?

      • Какие проблемы нашего города Мичуринска-Наукограда вас волнуют больше всего? Почему?

Вопросы задают обучающиеся экспромтом от имени представителей различных СМИ.


III. Подведение итогов. (листки участия)


IV. Рефлексия


V. Домашнее задание.

Эссе-рефлексия: Что мне дала работа над проектом «Азбука начинающего политика»?


30




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!