СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспектирование статьи В. Г. Белинского «Герой нашего времени»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образец плана и конспекта статьи В. Г. Белинского «Герой нашего времени» (в сокращении).

Просмотр содержимого документа
«Конспектирование статьи В. Г. Белинского «Герой нашего времени»»

В. Г. Белинский. «Герой нашего времени»

(в сокращении)

План

  1. Исторический обзор русской литературы.

  2. Место романа «Герой нашего времени» в история русской словесности.

  3. Глубина художественного обобщения в образе Максима Максимыча.

  4. Мастерство Лермонтова в создании образов горцев, контрабан­дистов.

  5. Грушницкий – олицетворение пошлого довольства жизнью.

  6. «Субъективность» автора, «недосказанность» в обрисовке жен­ских лиц.

  7. Анализ образа Печорина. «Эгоист», «безнравственный человек»?

  8. Состояние «рефлексии в русском обществе и в характере ге­роя романа.

  9. Соотнесение характера Печорина с условиями и обстоятель­ствами самой жизни: это «герой нашего времени».

  10. Сопоставление образов Печорина и Онегина.

  11. «„Герой нашего времени” – это грустная дума о нашем времени…»


1. Белинский начинает статью обозрением русской литературы в её историческом развитии за несколько десятилетий до Лермонтова. Среди многих писатель­ских имён критик выделяет Пушкина как «первого великого народного русского поэта» и Гоголя – «яркую звезду великого творческого таланта». По мнению Белинского, Лермонтов – «новое яркое светило», которое «тотчас оказалось звездою первой величины». Критик увидел в его поэзии новое звено в истории литературы. Новаторство Лермонтова сказалось не толь­ко в его лирической поэзии, но и в том, что это первый русский писатель, который «и в прозе является равным себе, как и в стихах...»

2. На материале романа «Герой нашего времени» критик рассматривает далее эстетические условия и основы подлинной художественности. Единство мыс­ли, которая выражена в одном лице (герое всех повес­тей) и которой объединяются все части романа, опре­деляет его полноту, законченность, замкнутость. Именно это отвечает требованиям истинно художест­венного произведения.

3. Критик подчёркивает, что замысел художника, идея произведения определяют и его образы, и взаим­ные отношения персонажей, и форму повествования. При этом развитие характеров, как и в жизни, зави­сит не от случайностей, а от обстоятельств. Характе­ризуя одно из «интереснейших лиц» романа – Макси­ма Максимыча, Белинский показывает, что причина ограниченности умственного кругозора этого персона­жа, помешавшая ему понять терзающие Печорина со­мнения, «не в его натуре, а в его развитии», в обстоя­тельствах. Старый кавказский служака, закалённый в опасностях, трудах и битвах, провёл многие годы тяжёлой и трудной службы в условиях «затворниче­ской и однообразной жизни в недоступных горных кре­постях...» При этом критик отмечает, что у Максима Максимыча «чудесная душа, золотое сердце», что это «тип чисто русский... оригинальный характер, живой человек», который «каким-то инстинктом понимает всё человеческое и принимает в нём горячее участие». Он любуется Бэлою, любит её как милую дочь. Этот «доб­рый простак... и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он». По утверждению Белинского, глубина художественного обобщения в Максиме Максимыче такова, что его можно по­ставить в один ряд с Онегиным, Чацким, Фамусовым.

4. «Могучей художническою кистию обрисованы характеры Азамата и Казбича, этих двух резких типов черкесской народности»; рельефно выписана Бэ­ла, «одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются
ему в любви не тотчас...» Каким-то «особенным колоритом» отличается повесть «Тамань». Несмотря «на прозаическую действительность её содержания, всё в ней таинственно, лица – какие-то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца. Особенно очаровательна де­вушка...»

5. Юнкер Грушницкий «по художественному выпол­нению... стоит Максима Максимыча: подобно ему, это тип, представитель, целого разряда людей, имя нари­цательное. Грушницкий – идеальный молодой чело­век, который щеголяет своей идеальностью, как запис­ные «франты щеголяют модным платьем...» «Произ­водить эффект» – его страсть. Он говорит вычурными фразами... один из тех людей... которые важно драпи­руются в необыкновенные чувства, возвышенные стра­сти и исключительные страдания». «Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяница­ми, – иногда тем и другим».

6. Слабее обрисованы, менее художественны обра­зы Веры и княжны Мери: на них «особенно отразилась субъективность взгляда автора», и в них есть «что-то как будто бы недосказанное». «Лицо Веры особенно неуловимо и неопределённо. Отношения её к Печори­ну похожи на загадку. То она кажется вам женщиною глубокою, способною к безграничной любви и предан­ности, к геройскому самоотвержению; то видите в ней одну слабость, и больше ничего». Княжна Мери – де­вушка неглупая, но и не пустая. Её направление не­сколько идеально, в детском смысле этого слова: ей мало любить человека, к которому влекло бы её чув­ство, непременно надо, чтобы он был несчастен... Печо­рину очень легко было обольстить её: стоило только казаться непонятным и таинственным и быть дерз­ким... Она допустила обмануть себя; но когда уви­дела себя обманутою, она, как женщина, глубоко почувствовала своё оскорбление и пала его жертвою, безответною, безмолвно страдающею…»

7. Говоря о главном герое романа, критик прежде всего обрушивается на «строгих моралистов», осуж­давших Печорина и называвших его «эгоистом, злоде­ем, извергом, безнравственным человеком». Белинский бросает обвинение не критикам романа, а лицемерию всего современного общества: «Вы предаёте его ана­феме не за пороки, – в вас их больше и в вас они чер­нее и позорнее, – но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которою он говорит о них. Вы позволяете человеку делать всё, что ему угодно, быть всем, чем он хочет, вы охотно прощаете ему и бе­зумие, и низость, и разврат; но... требуете от него мо­ральных сентенций о том, как должен человек думать и действовать, и как он в самом-то деле и не думает и не действует... И зато ваше инквизиторское аутода­фе готово для всякого, кто имеет благородную при­вычку смотреть действительности прямо в глаза, не опуская своих глаз, называть вещи настоящими их именами... Но этому человеку нечего бояться»; в нём есть «сила духа и могущество воли, которых в вас нет; в самых пороках его проблескивает что-то вели­кое... Ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти – бури, очищающие сферу духа; его заблуждения, как ни страшны они, острые болезни в мо­лодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь».

8. «Судя о человеке, – пишет Белинский, – долж­но брать в рассмотрение обстоятельства его развития и сферу жизни, в которую он поставлен судьбою». Ха­рактеризуя состояние русской жизни, русского обще­ства, критик говорит, что «наш век есть по преимуще­ству век рефлексии», т. е. глубокой неудовлетворенно­сти окружающей действительностью. Состояние рефлексии в русском обществе Белинский объясняет исторически: «...оно отразилось в нашей жизни особенным образом, вследствие неопределённости, в ко­торую поставлено наше общество насильственным вы­ходом из своей непосредственности, через великую ре­форму Петра». Критик рисует клиническую картину рефлексии, «как болезни многих индивидуумов наше­го общества». «Её характер – апатическое охлажде­ние к благам жизни, вследствие невозможности преда­ваться им со всею полнотою. Отсюда: томительная бездейственность в действиях, отвращение ко всякому делу, отсутствие всяких интересов в душе, неопределённость желаний... безотчётная тоска, болезненная мечтательность при избытке внутренней жизни. Это противоречие превосходно выражено... в «Думе»...»

Белинский точно определяет состояние Печорина как «рефлексию» и вскрывает сущность этого состоя­ния: «Это переходное состояние духа, в котором для человека всё старое разрушено, а нового ещё нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем... в состоянии рефлексии человек распа­дается на два человека, из которых один живёт, а дру­гой наблюдает за ним и судит о нём. Тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком дей­ствии...» И в состоянии рефлексии Печорин является душой «глубокой и могучей», но ещё не нашедшей выхода.

9. Поскольку именно обстоятельства жизни опре­деляют тот факт, что Печорин не может выйти из со­стояния, в котором находится, т. е. рефлексия героя отражает эпоху и жизни общества, Белинский назы­вает Печорина героем «нашего времени»: «Итак – «Герой нашего времени» — вот основная мысль рома­на». Этим критик подчёркивает объективное значение образа главного героя, доказывает, что Печорин – глубоко реалистический и жизненный образ, порожде­ние русской действительности. Признав, таким обра­зом, идею романа художественной (объективной), Белинский тем самым решает вопрос и о нравственности всего романа в целом и образа Печорина в частности: «Вы говорите, что он эгоист? – Но разве он не пре­зирает и не ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной?.. Нет, это не эгоизм: эгоизм не страдает, не обвиняет себя, но доволен собою, рад себе. Эгоизм не знает мучения: страдание есть удел одной любви. Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит её страдание и оросит благодатный дождь, – и она произрастит из себя пыш­ные, роскошные цветы небесной любви... Этому чело­веку стало больно и грустно, что его все не любят, – и кто же эти «все»? – Пустые, ничтожные люди, ко­торые не могут простить ему его превосходства над ними».

Критик рассматривает роман Лермонтова в связи с историческими особенностями эпохи, резко осуждает дворянское общество, в котором преуспевают «дю­жинные посредственности» и ничтожества, а всё бла­городное и даровитое обречено либо на полное бездействие, либо на «пустую деятельность». Роман Лермонтова заставляет Белинского ещё раз вернуть­ся к роману Пушкина и в конкретном сопоставлении выявить социальную сущность их главных героев.

10. Критик видит сходство Печорина и Онегина в том, что тот и другой были «отражением» типа че­ловека, сложившегося в обществе того времени. Родственными этих героев делает их судьба незаурядно­го человека в обществе, внутренне ему чуждом: «Пе­чорин Лермонтова... это Онегин нашего времени, герой нашего времени». В то же время Белинский видит различие героев: «Онегин является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому всё пригляделось, всё приелось, всё прилюбилось... Не таков Печорин. Этот человек не равно­душно, не апатически несёт своё страдание: бешено го­няется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиня­ет он себя в своих заблуждениях. В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою». Критик приходит к выводу, что «Печорин выше Онегина по идее». Герой Лермонтова возвышается над Онегиным тем, что в нём равнодушие, апатия, хандра сменились страшной «тоской по жизни», жаждой жизни, деятельности, недовольством собой, самоанализом («он сделал из себя самый любо­пытный предмет своих наблюдений»), муками, поис­ками высшего смысла бытия. В Печорине отражается новый тип русской общественной жизни, жаждущий борьбы.

11. Белинский заключает: «Герой нашего времени» – это грустная дума о нашем времени...» Траге­дия Печорина – трагедия человека эпохи безвременья. Критик сетует на то, что роман «оставляет нас без всякой перспективы».

Литература

Озеров Ю. А. Раздумья перед сочинением. (Практические советы поступающим в вузы): Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 114–119.



Скачать

© 2016 85109 352

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!