СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "СТЫД, ВИНА И ИЗВИНЕНИЕ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: «Стыд, вина, извинение».

Тип: комбинированный.

Место занятия в системе:  продолжает серию занятий по формированию морально – нравственных  идеалов  младшего школьника.

Цель занятия: Формирование мотивации к осознанному соблюдению нравственных норм.

Задачи:

  1. Ознакомить обучающихся с нравственными понятиями:  стыд, вина, извинение.
  2. Вовлечь  учащихся в совместную деятельность.
  3. Воспитывать ответственность за свои поступки, уважительное отношение друг к другу, к окружающим.

Актуальность выбора темы  обусловлена тем, что детям  младшего школьного возраста, особенно 10-11 лет, очень трудно бывает признать свою вину и сформулировать извинение.  Чувство стыда так и остается  в виде скрытого внутреннего конфликта с самим собой. Учителю следует на основе примеров и жизненного опыта детей показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим.       

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "СТЫД, ВИНА И ИЗВИНЕНИЕ".»

Федяева Марина Александровна,

учитель начальных классов

МКОУ ХМР «СОШ п. Сибирский»

Конспект занятия

СТЫД, ВИНА И ИЗВИНЕНИЕ.

Тема занятия: «Стыд, вина, извинение».

Тип: комбинированный.

Место занятия в системе: продолжает серию занятий по формированию морально – нравственных идеалов младшего школьника.

Цель занятия: Формирование мотивации к осознанному соблюдению нравственных норм.

Задачи:

  1. Ознакомить обучающихся с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение.

  2. Вовлечь учащихся в совместную деятельность.

  3. Воспитывать ответственность за свои поступки, уважительное отношение друг к другу, к окружающим.

Актуальность выбора темы обусловлена тем, что детям младшего школьного возраста, особенно 10-11 лет, очень трудно бывает признать свою вину и сформулировать извинение. Чувство стыда так и остается в виде скрытого внутреннего конфликта с самим собой. Учителю следует на основе примеров и жизненного опыта детей показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим.

Оборудование:

- репродукции картин художников Гвидо Рени «Раскаяние Св. Петра», Рембрандт ван Рейн «Возвращение блудного сына», А.Ф. Решетникова «Опять двойка», мультимедийная презентация.

- ТСО (компьютер, проектор, экран)

Формы организации учебной деятельности:

- фронтальная (эвристическая беседа с классом, опрос, дискуссия)

- коллективная (восстановление деформированного текста пословиц, анализ и синтез формируемых понятий, осмысление пройденного).

- работа в парах (обсуждение ситуаций)

- индивидуальная

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Вам тепло, вам светло,

Прозвенел звонок,

Начался урок.

Хотите учиться?

Можете садиться.

Проблемная ситуация. Видеоролик «Осколки в сердце»

Интерактивная беседа.

- Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»? Что под ними подразумевается?

Слайд 1.

И малый стыд бывает сильнее большого горя

(русская пословица).

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Дети дают ответы, учитель записывает все варианты на доске:

(стыд, вина, совесть, горе, беда, ответственность).

- Ребята, какими словами мы можем пополнить этот ряд? (вина – стыд – извинение (дети могут формулировать «прощение»).

Сформулируйте тему занятия. (Называется тема: Стыд, вина и извинение) Слайд 2.

Слайд 3. Выберите смайлики, связанные с темой нашего занятия. Почему вы выбрали именно эти изображения.

(Учитель обращает внимание учащихся на репродукции картин европейских художников).

Слайд 4.

- Посмотрите на лица этих людей. Какие чувства они испытывают? (О чем-то просят, раскаиваются, переживают).

- Какие эпизоды картины вам указали на эти переживания? (Позы, выражения лиц).

Слайд 5.

- Что вы видите на этой картине? Как вы думаете, кто этот молодой человек?

- Что указывает на то, что сын отсутствовал очень долго?

- Какое выражение лица у отца? Простил ли он своего сына?

- Как бы вы назвали картину?

(Учитель систематизирует ответы детей, подводя к мысли о возвращении сына после долгого отсутствия, стыде и раскаянии).

- Продолжите фразу «Стыд - это …» (метод свитка, каждый ученик за первой партой получает свиток, пишет свое определение и передает по цепочке другому). (Звучит музыка – дети пишут). Учитель читает все свитки.

Слайд 6.

Посмотрите, как авторы учебника объясняют, что такое стыд? Стр. 44.

А теперь обратитесь к словарю за уточнением формулировки понятия. Слайд 7.
- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? (да)

- Какие поступки вызывают такое чувство? (когда сделал что-то плохое, обидел друга)

Слайд 8.

- Если я правильно вас поняла, то существует множество причин, которые заставляют переживать чувство стыда.

Назовите эти причины. Прочитаем в учебнике. Стр. 44. 3-ий абзац

Игра «Чего нужно стыдиться?»

-  Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему. На доске высказывания. Вам надо разделить их на две группы «Стыдно» и «Не стыдно».

  • Физические недостатки (не стыдно)

  • Некрасивые поступки (стыдно)

  • Поношенная, но аккуратная одежда (не стыдно)

  • Старомодная одежда (не стыдно)

  • Непрестижная работа родителей (не стыдно)

  • Невежество, необразованность, безграмотность (стыдно)

  • Вульгарная (вызывающая) внешность (стыдно)

  • Грубое, бездушное отношение к людям (стыдно)

- А есть люди, которые стыдятся самих себя. Такие люди испытывают «ложный стыд».

Давайте прочитаем в учебнике и постараемся понять, что же такое «ложный стыд». Стр. 44-45.

- Например, «ложный стыд» испытывает старательный ученик в классе, который стыдится показать свои знания, ему стыдно быть лучше других, когда он видит, что его одноклассники обманывают учителя, списывают. Он понимает, что «Не стыдно не знать – стыдно не учиться».

(Во время ответов учитель разграничивает понятия «стыд» и «ложный стыд». Вывод делает учитель.)

- Не надо стыдиться того, что ты не можешь ударить другого, поиздеваться над ним, несмотря на то, что это часто позволяют себе другие.

Работа по картине А.Ф.Решетникова «Опять двойка»

Слайд 9.

- Ребята, внимательно рассмотрите картину. Эта картина А.Ф.Решетникова называется «Опять двойка».

- Кто является главным героем? (мальчик)

- Какие чувства испытывает мальчик? (Стыд, вину, огорчение, обиду)

- Как вы думаете, почему? (он получил двойку, долго гулял, ...)

- Стыд и вина – это одно и тоже? Найдите главное различие между ними? Чтение текста - абзац с.45.

Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед собой. Слайд 10.

- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? (серые, тёмные, мрачные)

- А какие чувства испытывают окружающие его люди? Почему?

- Что можно сказать о выражении его лица? О чём говорит его «бывалый» портфель? Что выражает взгляд матери? Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится?

-Как вы думаете, кто из героев испытывает «ложный стыд»? (Сестра, мать)

- Как вы думаете, попросит ли мальчик прощения у мамы? (да)

- Значит, он виновен? (да)

Чувство вины тяжелое чувство. Как от него можно избавиться? (Выслушиваются ответы ребят). (Не повторять подобное, т.е. раскаяться, и извиниться перед тем, кого ты обидел). Слайд 11.

Практикум-игра «Корзина ситуаций».

В этой корзине много ситуаций. Мы попробуем найти выход из них. (Дети по желанию выбирают ситуации, обсуждают в парах и проигрывают их). (Остальные группы поднимают одну из трех карточек):

1 карточка – «солнышко» - согласны,  поступили бы также.

2 карточка – «облако» - не согласны, так не поступили бы.

3 карточка – «солнышко и тучка» - согласны, но добавили бы ещё кое-что. Ребята могут прокомментировать свое мнение.

1 ситуация. Макар в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Макара.

2 ситуация. Свете в автобусе  подружка случайно наступила на ногу  и пошла дальше. Света обозвала подругу.

3 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается.

4 ситуация. Марина опоздала на урок.

5 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днем рождения и вспомнил об этом только на следующее утро.

6 ситуация. Валентина нечаянно разбила красивую вазу в гостях у одноклассницы.

- Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в чем – то провинился? (извиниться)

- Как можно извиниться? (Ответы детей) Слайд 12-15.

- Извините, пожалуйста!

- Я прошу прощения (за то, что… )

- Я виноват перед вами…

- Я не хотел тебя (Вас) обидеть…

- Я приношу свои извинения…

- Простите…

Памятка (ученикам)

•    Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.

•    Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.

•    Не говорите «извиняюсь», а говорите «извините».

•    Будьте искренними.

•    Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.

Найдите в тексте учебника слова-извинения. Стр.45.

- В каких ситуациях можно использовать данные фразы? (в тех ситуациях, когда поступаем неправильно)

- Никогда не стыдно просить прощения. В истории человечества были ошибки и даже преступления огромного масштаба. Люди способны были восстановить отношения с целыми народами.

- Вспомните ситуации, когда вы кого-то обидели.

«Минута раскаяния»

Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

(Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках).

- Прочитайте нам то, что написали.

Возьмите друг друга за руки и попросите прощение (первый начинает учитель).

Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно искупить свою вину? (попросить прощения)

Физкультминутка.

Игра «Говорящие руки. Я называют различные чувства, а вы, молча, только с помощью кистей рук попытайтесь их выразить: радость, удивление, уверенность, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие.

  1. Учащимся предлагается прочитать рассказ Л.Н. Толстого «Птичка» (тексты распечатаны для каждого ребенка). Слайд 16.


Птичка

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.

Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.

Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:

- Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?

- Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.

Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

- Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.

Мать сказала:

- Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

- Нет, я его кормить и поить буду. Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:

- Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.

- Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.

Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:

- Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!

Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:

- Мама! Что мне теперь делать?

- Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.

Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.

С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

2) Беседа по содержанию.

- Как Сережа повел себя по отношению к чижику?

- От кого Сережа получал советы?

- Почему он их не слушал?

- Чем закончилась история?

- Какие чувства испытал Сережа, увидев мертвого чижа?

- Чему его и вас научила эта история его и вас?

Задание. Расположите карточки в нужной последовательности

(карточки прикреплены на доске):

СТЫД ПРОЩЕНИЕ ВИНА

РАСКАЯНИЕ ИЗВИНЕНИЕ

Дети располагают карточки по порядку, объясняют. Слайд 17, 18.

Игра «Доскажи словечко»

Легче на душе становится, когда тебя … (понимают)

Прощение дает нам свободу от чувства … (вины)

- Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда?

простить обидчика

обидеть младшего

затеять ссору

помочь отстающему ученику

обмануть родителей

хорошо подготовиться к уроку


Собери пословицы.

- Доброму человеку бывает стыдно

- Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны

- Стыд перед людьми — хорошее чувство

- Когда человек краснеет

- Нет стыда признаться человеку


но лучше всего стыд перед  самим  собой

начинается его более благородное я

в своей ошибке

даже перед собакой

тем беспечнее к ним относишься

Вывод:

- С какими нравственными понятиями мы сегодня познакомились? (стыд, вина, извинение, ложный стыд)

- О каких чувствах мы говорили на уроке? (о чувстве стыда, вины, ложного стыда)

- Назовите формы извинения?(Извините, пожалуйста; я прошу прощения (за то, что …); я виноват перед вами; я не хотел тебя (вас) обидеть; я приношу свои извинения и т.д.)

Рефлексия. (Смайлики)

Я знал(а), что …

Я узнал(а), что …

Мне осталось непонятно …

(Дети аргументируют свои ответы)

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!