Федяева Марина Александровна,
учитель начальных классов
МКОУ ХМР «СОШ п. Сибирский»
Конспект занятия
СТЫД, ВИНА И ИЗВИНЕНИЕ.
Тема занятия: «Стыд, вина, извинение».
Тип: комбинированный.
Место занятия в системе: продолжает серию занятий по формированию морально – нравственных идеалов младшего школьника.
Цель занятия: Формирование мотивации к осознанному соблюдению нравственных норм.
Задачи:
Ознакомить обучающихся с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение.
Вовлечь учащихся в совместную деятельность.
Воспитывать ответственность за свои поступки, уважительное отношение друг к другу, к окружающим.
Актуальность выбора темы обусловлена тем, что детям младшего школьного возраста, особенно 10-11 лет, очень трудно бывает признать свою вину и сформулировать извинение. Чувство стыда так и остается в виде скрытого внутреннего конфликта с самим собой. Учителю следует на основе примеров и жизненного опыта детей показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим.
Оборудование:
- репродукции картин художников Гвидо Рени «Раскаяние Св. Петра», Рембрандт ван Рейн «Возвращение блудного сына», А.Ф. Решетникова «Опять двойка», мультимедийная презентация.
- ТСО (компьютер, проектор, экран)
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная (эвристическая беседа с классом, опрос, дискуссия)
- коллективная (восстановление деформированного текста пословиц, анализ и синтез формируемых понятий, осмысление пройденного).
- работа в парах (обсуждение ситуаций)
- индивидуальная
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Вам тепло, вам светло,
Прозвенел звонок,
Начался урок.
Хотите учиться?
Можете садиться.
Проблемная ситуация. Видеоролик «Осколки в сердце»
Интерактивная беседа.
- Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»? Что под ними подразумевается?
Слайд 1.
И малый стыд бывает сильнее большого горя
(русская пословица).
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Дети дают ответы, учитель записывает все варианты на доске:
(стыд, вина, совесть, горе, беда, ответственность).
- Ребята, какими словами мы можем пополнить этот ряд? (вина – стыд – извинение (дети могут формулировать «прощение»).
Сформулируйте тему занятия. (Называется тема: Стыд, вина и извинение) Слайд 2.
Слайд 3. Выберите смайлики, связанные с темой нашего занятия. Почему вы выбрали именно эти изображения.
(Учитель обращает внимание учащихся на репродукции картин европейских художников).
Слайд 4.
- Посмотрите на лица этих людей. Какие чувства они испытывают? (О чем-то просят, раскаиваются, переживают).
- Какие эпизоды картины вам указали на эти переживания? (Позы, выражения лиц).
Слайд 5.
- Что вы видите на этой картине? Как вы думаете, кто этот молодой человек?
- Что указывает на то, что сын отсутствовал очень долго?
- Какое выражение лица у отца? Простил ли он своего сына?
- Как бы вы назвали картину?
(Учитель систематизирует ответы детей, подводя к мысли о возвращении сына после долгого отсутствия, стыде и раскаянии).
- Продолжите фразу «Стыд - это …» (метод свитка, каждый ученик за первой партой получает свиток, пишет свое определение и передает по цепочке другому). (Звучит музыка – дети пишут). Учитель читает все свитки.
Слайд 6.
Посмотрите, как авторы учебника объясняют, что такое стыд? Стр. 44.
А теперь обратитесь к словарю за уточнением формулировки понятия. Слайд 7.
- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? (да)
- Какие поступки вызывают такое чувство? (когда сделал что-то плохое, обидел друга)
Слайд 8.
- Если я правильно вас поняла, то существует множество причин, которые заставляют переживать чувство стыда.
Назовите эти причины. Прочитаем в учебнике. Стр. 44. 3-ий абзац
Игра «Чего нужно стыдиться?»
- Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему. На доске высказывания. Вам надо разделить их на две группы «Стыдно» и «Не стыдно».
Физические недостатки (не стыдно)
Некрасивые поступки (стыдно)
Поношенная, но аккуратная одежда (не стыдно)
Старомодная одежда (не стыдно)
Непрестижная работа родителей (не стыдно)
Невежество, необразованность, безграмотность (стыдно)
Вульгарная (вызывающая) внешность (стыдно)
Грубое, бездушное отношение к людям (стыдно)
- А есть люди, которые стыдятся самих себя. Такие люди испытывают «ложный стыд».
Давайте прочитаем в учебнике и постараемся понять, что же такое «ложный стыд». Стр. 44-45.
- Например, «ложный стыд» испытывает старательный ученик в классе, который стыдится показать свои знания, ему стыдно быть лучше других, когда он видит, что его одноклассники обманывают учителя, списывают. Он понимает, что «Не стыдно не знать – стыдно не учиться».
(Во время ответов учитель разграничивает понятия «стыд» и «ложный стыд». Вывод делает учитель.)
- Не надо стыдиться того, что ты не можешь ударить другого, поиздеваться над ним, несмотря на то, что это часто позволяют себе другие.
Работа по картине А.Ф.Решетникова «Опять двойка»
Слайд 9.
- Ребята, внимательно рассмотрите картину. Эта картина А.Ф.Решетникова называется «Опять двойка».
- Кто является главным героем? (мальчик)
- Какие чувства испытывает мальчик? (Стыд, вину, огорчение, обиду)
- Как вы думаете, почему? (он получил двойку, долго гулял, ...)
- Стыд и вина – это одно и тоже? Найдите главное различие между ними? Чтение текста - абзац с.45.
Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед собой. Слайд 10.
- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? (серые, тёмные, мрачные)
- А какие чувства испытывают окружающие его люди? Почему?
- Что можно сказать о выражении его лица? О чём говорит его «бывалый» портфель? Что выражает взгляд матери? Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится?
-Как вы думаете, кто из героев испытывает «ложный стыд»? (Сестра, мать)
- Как вы думаете, попросит ли мальчик прощения у мамы? (да)
- Значит, он виновен? (да)
Чувство вины тяжелое чувство. Как от него можно избавиться? (Выслушиваются ответы ребят). (Не повторять подобное, т.е. раскаяться, и извиниться перед тем, кого ты обидел). Слайд 11.
Практикум-игра «Корзина ситуаций».
В этой корзине много ситуаций. Мы попробуем найти выход из них. (Дети по желанию выбирают ситуации, обсуждают в парах и проигрывают их). (Остальные группы поднимают одну из трех карточек):
1 карточка – «солнышко» - согласны, поступили бы также.
2 карточка – «облако» - не согласны, так не поступили бы.
3 карточка – «солнышко и тучка» - согласны, но добавили бы ещё кое-что. Ребята могут прокомментировать свое мнение.
1 ситуация. Макар в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Макара.
2 ситуация. Свете в автобусе подружка случайно наступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу.
3 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается.
4 ситуация. Марина опоздала на урок.
5 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днем рождения и вспомнил об этом только на следующее утро.
6 ситуация. Валентина нечаянно разбила красивую вазу в гостях у одноклассницы.
- Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в чем – то провинился? (извиниться)
- Как можно извиниться? (Ответы детей) Слайд 12-15.
- Извините, пожалуйста!
- Я прошу прощения (за то, что… )
- Я виноват перед вами…
- Я не хотел тебя (Вас) обидеть…
- Я приношу свои извинения…
- Простите…
Памятка (ученикам)
• Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.
• Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.
• Не говорите «извиняюсь», а говорите «извините».
• Будьте искренними.
• Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.
Найдите в тексте учебника слова-извинения. Стр.45.
- В каких ситуациях можно использовать данные фразы? (в тех ситуациях, когда поступаем неправильно)
- Никогда не стыдно просить прощения. В истории человечества были ошибки и даже преступления огромного масштаба. Люди способны были восстановить отношения с целыми народами.
- Вспомните ситуации, когда вы кого-то обидели.
«Минута раскаяния»
Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».
(Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках).
- Прочитайте нам то, что написали.
Возьмите друг друга за руки и попросите прощение (первый начинает учитель).
Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно искупить свою вину? (попросить прощения)
Физкультминутка.
Игра «Говорящие руки. Я называют различные чувства, а вы, молча, только с помощью кистей рук попытайтесь их выразить: радость, удивление, уверенность, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие.
Учащимся предлагается прочитать рассказ Л.Н. Толстого «Птичка» (тексты распечатаны для каждого ребенка). Слайд 16.
Птичка
Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.
Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.
Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:
- Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?
- Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!
Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.
Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.
- Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.
Мать сказала:
- Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.
- Нет, я его кормить и поить буду. Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:
- Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.
- Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.
Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.
Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:
- Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!
Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.
Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:
- Мама! Что мне теперь делать?
- Теперь ничего не сделаешь.
Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.
Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.
С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.
2) Беседа по содержанию.
- Как Сережа повел себя по отношению к чижику?
- От кого Сережа получал советы?
- Почему он их не слушал?
- Чем закончилась история?
- Какие чувства испытал Сережа, увидев мертвого чижа?
- Чему его и вас научила эта история его и вас?
Задание. Расположите карточки в нужной последовательности
(карточки прикреплены на доске):
СТЫД ПРОЩЕНИЕ ВИНА
РАСКАЯНИЕ ИЗВИНЕНИЕ
Дети располагают карточки по порядку, объясняют. Слайд 17, 18.
Игра «Доскажи словечко»
Легче на душе становится, когда тебя … (понимают)
Прощение дает нам свободу от чувства … (вины)
- Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда?
простить обидчика
обидеть младшего
затеять ссору
помочь отстающему ученику
обмануть родителей
хорошо подготовиться к уроку
Собери пословицы.
- Доброму человеку бывает стыдно
- Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны
- Стыд перед людьми — хорошее чувство
- Когда человек краснеет
- Нет стыда признаться человеку
но лучше всего стыд перед самим собой
начинается его более благородное я
в своей ошибке
даже перед собакой
тем беспечнее к ним относишься
Вывод:
- С какими нравственными понятиями мы сегодня познакомились? (стыд, вина, извинение, ложный стыд)
- О каких чувствах мы говорили на уроке? (о чувстве стыда, вины, ложного стыда)
- Назовите формы извинения?(Извините, пожалуйста; я прошу прощения (за то, что …); я виноват перед вами; я не хотел тебя (вас) обидеть; я приношу свои извинения и т.д.)
Рефлексия. (Смайлики)
Я знал(а), что …
Я узнал(а), что …
Мне осталось непонятно …
(Дети аргументируют свои ответы)
10