Муниципальное бюджетное учреждение, детский сад №93 «Мишутка»
Конспект открытого музыкально-игрового занятия
с использованием фольклора и (ЭОР)
для детей средней группы
«Едим в гости мы в деревню!»
Музыкальный руководитель:
Чернышова Ирина Александровна
г.о. Тольятти
2016г
Цель:
- формировать музыкальные способности дошкольников средствами русского музыкального фольклора.
Обучающие задачи:
- учить двигаться в соответствии с характером музыки прямым галопом, простым хороводным шагом;
- учить узнавать знакомые произведения;
- учить детей вживаться в игровую ситуацию, воссоздавать нужные образы;
- формировать вокально-певческие навыки, а-капелльное пение, умение интонировать ч4, выразительно исполнять звукоподражания;
- учить различать темп в музыке, передавать его в игре на ложках.
Развивающие задачи:
- развивать чувство ритма, метра, закреплять умение передавать ритмические особенности через игру на музыкальных инструментах, отмечать окончание музыкальных фраз;
- развивать музыкальную память, внимание, звуковысотный слух;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать творческое воображение, импровизировать под плясовую музыку, в соответствии с приобретёнными навыками;
- развивать интерес к предметам деревенского быта.
Воспитательные задачи:
-воспитывать духовные и нравственно-патриотические чувства дошкольников через музыкальный и устный фольклор;
- приобщать к русской народной музыке, произведениям современных композиторов, написанных в народном стиле;
- воспитывать культуру общения, коммуникативные качества.
Активизация словаря:
- подговорка: Без рук, без ног, скок-скок-поскок.
Веретёнце потрудись, пряжа шёлкова прядись!
- прялка, спицы, кудель, веретено, кумач, наковольня.
Материал и оборудование:
Демонстрационный:
- русский народный костюм для музыкального руководителя;
- бутофорская печь, прялка, веретено, кудель, «наковальня»;
- музыкальный центр, CD диски, ИКТ - мультимедийное устройство (презентация к занятию)
Раздаточный:
Сарафан, рубашка, косынка; косоворотка, картуз, палочка-лошадка, плёточка; шапочка-«пирожок», фартуки для «кузнецов», музыкальные молоточки (2шт), ложки (по количеству детей), детская гармошка.
Предварительная работа:
- чтение пословиц и поговорок, разучивание потешек, подговорок;
- чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»;
- показ мультфильма «Чудесный колокольчик» по мотивам русской народной сказки;
- беседы о добре, рассматривание тематических иллюстраций: пряха, кузнецы;
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности: приобщение детей к русской народной музыке через пение, движения, игры, знакомство с бытом русской деревни.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: создание развивающей среды, использование художественного слова.
3. Приемы организации практической деятельности детей: разучивание музыкального репертуара.
4. Приемы поддержания интереса у детей: чередование видов музыкальной деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное (педагогом и детьми) определение качества исполнительской деятельности детей, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД:
аудиозаписи народных произведений и произведений современных композиторов, написанных в народном стиле, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты (ложки, гармошка), народные костюмы участников НОД, декоративное оформление музыкального зала, подготовка проектора и интерактивной доски.
Виды детской деятельности в НОД:
- музыкально-художественная (пение, движение, музицирование на русских музыкальных инструментах в ансамбле с музыкальным руководителем)
- игровая
- коммуникативная
Планируемые результаты:
развитие у детей интереса к музыкальной культуре русского народа, проявление эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера и содержания, воспитание нравственных качеств, развитие навыков выразительного исполнительства, чувства ритма во всех видах музыкальной деятельности, расширение и активизация словарного запаса.
Место проведения
- музыкальный зал МБУ №93 «Мишутка»
План НОД:
1.Вводная часть:
Приветствие, вход детей в музыкальный зал.
2. Основная часть:
Закрепление изученного материала:
Постановка голоса –«Назови своё имя».
Пение:
распевка: интонирование ч4 - «Иго-го»;
пение с движением: «Потягушеньки», «Мы в городе родились» музыка А.Лазарева.
Слушание:
«Цыплята» музыка А.Филиппенко (хоровое пение);
упражнения на развитие музыкального слуха:
«Прялица» р.н.п. (метроритм: отмечать окончание музыкальной фразы), «Во кузнице» (ритм);
Музыкально-ритмические движения:
прямой галоп со сменой ног «Лошадка» музыка С.Потоловского;
инсценировка песни «Кто у нас хороший» р.н.п.;
подвижная игра-песня «Пирожок» на мелодию р.н.п. «Ах, вы, сени» (сольное и хоровое пение);
хороводная пляска «Заиграй, гармошка!»;
Музицирование:
игра на ложках– «Спляшем русского» (приёмы игры)
3.Заключительная часть:
Подведение итогов НОД, выход из зала.
Длительность НОД – 20 минут.
Ход занятия.
Звучит фонограмма песни «Горница» музыка Л. Деревягина.
Дети с воспитателем входят в зал «змейкой», взявшись за руки, проходят по залу, встают перед гостями. Их встречает музыкальный руководитель в русском народном костюме.
М.Р.: Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, ребятки, розовые пятки.
Звонкие соловушки, умные головушки!
Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте мы поздороваемся, как бывало в старину. На меня глядите, за мной повторите.
Дети: Доброго здоровьица, гости дорогие! Милости просим, заходите. Как живём, поглядите!
М.Р.: Посмотрите, ребята, как я обрядилась, вас дожидалась, надела рубаху, сарафан.
И вы красиво нарядились,
Вкруг себя оборотились.
Вышли дружно петь, играть
Себя людям показать!
Встаньте, детушки по солнышку, да скажите гостям, как звать вас?
(дети встают в круг, приседают, берут воображаемый мячик, бросают и называют своё имя).
Ой, да здесь Коли, Маши, Даши, Ильюши, Саши. Младшие ребятки наши!
Гляжу, вот только не все детушки весёлые, не улыбаются. Давайте споём и сделаем потягушки.
Исполняется песня с движениями «Потягушеньки» музыка А.Лазарева.
М.Р.: А теперь садитесь рядком, да поговорим ладком (дети садятся)
Хочу пригласить вас сегодня в свою деревню.
Слайд 2.
Хозяйки-то у нас хорошие, опрятные, да ладные. Слайд 3.
В дому всё прибирают…
Гостей поджидают.
А рукодельницы какие! Кружева плетут, вышивают, половики ткут. Слайд 4
М.Р.: А недалече в другой деревне славный паренёк живёт, его Ванечкой зовут.
Поглядите, ему птичка песню напевает,
В гости к Василисе зазывает. Слайд 5
На чём же Ванечке в гости отправиться?
Дети: На лошадке! Слайд 6
М.Р.: Ребятки, послушайте, как лошадка зовёт Ваню покататься,
(пою ч4): Иго-го!
Проводится разминка для голоса, дети подражают «голосу» лошадки: «И-го-го!»
Разминка для голоса «И-го-го!»
М.Р.:(с лошадкой в руках). Вот лошадка закричала...
Д е т и (вместе с воспитателем).
И-го-го!
М.Р.: На полянке закричала...
Д е т и . И-го-го!
М.Р.: Кто меня сейчас услышит?
Д е т и . И-го-го!
М.Р.: Кто верхом на мне поедет?
Д е т и . И-го-го!
М.Р.: Услыхал меня Ванюша...
Д е т и . И-го-го!
М.р.: И помчался на лошадке далеко!
Д е т и . И-го-го!
М.Р.: Покажите, ребятушки, как лошадка скачет.
Воспитатель:
Едем - едем на лошадке,
Но, но, но!
Рады-рады все ребятки,
Но, но, но!
Рады-рады прокатиться,
Но, но, но!
Звонко цокают копытца:
Но, но, но!
(дети выполняют прямой галоп по кругу).
М.Р.: Кто у нас хороший?
Воспитатель выводит мальчика за руку:
Вот всадник хороший, Ванечка пригожий!
(даёт мальчику лошадку, плёточку)
Ванюша:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Исполняется хороводная игра-песня «Кто у нас хороший?» русская народная песня
М.Р.: Василисушка встречает, гостей привечает.
Девочка- Василиса кланяется Ване, он отвечает поклоном.
Спроси Василиса, откуда, гости, пожаловали?
Девочка-Василиса: Откуда, гости, пожаловали?
Дети: Из города.
Исполняется песня с движениями «Мы в городе родились»
музыка А. Лазарева
М.Р.: Расскажи, Василиса, нашим красным девицам, да добрым молодцам, кто в хозяйстве твоём водится?
Василиса: Корова есть, овечки есть, курочка с цыплятками, петушок.
М.р.: Тогда, сядем-посидим, послушаем, да угадаем, кто песенку поёт?
Звучит фонограмма песни «Курочка и петушок» музыка А.Филиппенко.
(дети отвечают) - Слайд 7
М.Р.: Скажите, ребятки, а как курочка поёт?
(поёт ласково, но строго).
Спойте, как курочка беспокоится о своих цыплятках и учит их искать зёрнышки.
Дети поют: Ко-ко-ко-ко, Ко-ко-ко! Не ходите далеко.
Лапками гребите, зёрнышки ищите.
М.Р.: Ну, а пока курочка с цыплятками гуляют
Василиса пироги печет - Слайд 8
Да кудель прядёт - Слайд 9
М.Р.: Давайте, ребятки, поможем Василисе пряжу прясть. Что для этого нам нужно?
Дети: Прялка, кудель, веретенце. Слайд 10
М.Р.: Без рук, без ног, скок-скок-поскок.
Веретёнце потрудись, пряжа шёлкова прядись! (дети повторяют)
В работе нам будет песня помогать.
Будем ниточку сучить, а в конце на веретёнце крутить.
Исполняется 1 куплет песни «Прялица» р.н.п..
(предложить детям повторить песню и «заканчивая работу» - хлопнуть в ладоши).
М.Р.: Славно, детушки потрудились! Хотите, узнать, какой гостинец Ванечка привёз Василисе?
Слушайте! (играю на ложках)
(дети отгадывают звучание ложек)
М.Р: Это ложки расписные,
Тульские да хохломские! (раздать ложки)
Послушайте, как ложки рассыпают горошки (играю восьмыми)
А вот так ложки из горошка блинчики пекут (играю четвертями).
Когда музыка звучит не быстро – печём блинчики, а когда музыка быстрая – рассыпаем горошки.
Звучит русская плясовая (дети играют на ложках, передавая ритм в заданном темпе)
Слайд 11
М.Р.: Посмотрите, ребята на экран. Из какой сказки эта курочка?
(ответ детей: «Петушок и бобовое зёрнышко»).
К кому курочка прибежала и что она просит?
(ответ детей: к кузнецу, косу выковать).
Одному кузнецу быстро не справиться, надо на помощь наших кузнецов позвать.
Мальчики-кузнецы, в фартуке, с повязкой на голове подходят к «наковальне».
М.Р.: Как звать –величать вас добры молодцы!
1 кузнец: Я – Кузьма.
2 кузнец: Я -Демьян.
М.Р.: Слыхала, братья вы, сильные, добрые, всем помощники.
Надо молотом стучать, да песню запевать.
Сначала один запевает, а другой подсобляет.
Исполняется 2 куплета рус. нар. песня «Во кузнеце».
1. Во ку… во кузнице, во ку… во кузнице.
Во кузнице молодые кузнецы ) 2 р.
2. Куём, куём косу, куём, куём косу,
Чтобы травушку-муравушку косить,
Чтоб коровушку Бурёнушку кормить!
М.Р.: Чем, Василиса, угощать гостей будешь?
Василиса: Пирожками!
(приносит шапочку-пирожок, надевает на голову любому ребёнку по её выбору)
М.Р.: Научи нас пирожки печь…
Игра с движениями «Пирожок»
на русскую народную мелодию «Ах, вы, сени».
Василиса: Угощайтесь, люди добрые!
М.Р.: Спасибо, тебе, хозяюшка.
А теперь пора идти деткам со двора.
Гармониста позовём, в хороводе пляску заведём!
Воспитатель ставит стул для гармониста. Дети встают в хоровод.
Исполняется хороводная пляска «Заиграй, гармошка!»
музыка С..Морозова.
Подведение итогов НОД.
М.Р.:
Вы, ребята, молодцы! Все старались от души!
Пели и играли, красиво танцевали!
Тут занятию конец, а кто пришёл к нам – молодец!
Приходите ещё в гости к нам, будем рады мы гостям!
Доброго всем здоровьица! (поклон)
Под фонограмму песни «Горница», дети, взявшись за руки, «змейкой» выходят из музыкального зала.
Список литературы:
1.«Игры – забавы» автор-составитель Э.М.Гамидова. – Волгоград: «Учитель», 2012.
2. «Здравствуй!» - М.Л.Лазарев, 2-е издание.- М.: Мнемозина, 2005.
3. «Истоки русской народной культуры в детском саду», автор-составитель И.Г.Гаврилова. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
4. «Музыкальный сундучок» - Н.Щербакова. – М.: Обруч, 2012.
5. «У нашего двора нет веселья конца!» - автор-составитель Д.А. Рытов. – СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2006.
6. «Народные праздники в детском саду» (методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей), составители М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова.-Москва: Мозаика-Синтез, 2006 г.
7. Музыка в детском саду – Н.Ветлугина
8.