Ли-Пу Анастасия Александровна, педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Северо-Енисейский детско-юношеский центр»
План-конспект занятия «Русская матрешка»
Цель: изготовление эскиза русской матрешки
Задачи:
- познакомить с историей возникновения русской матрешки;
- изучить особенности традиционных видов матрешки;
- развивать коммуникативные способности;
- развивать творческие способности;
- воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.
План занятия
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности
Постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы
Изучение нового материала
Практическая работа
Рефлексия
Ход занятия
( На столе расставлены игрушки разных поколений. Современные и русские народные)
1. Организационный момент
- Здравствуйте! Прежде чем мы приступим к работе. Обратите внимание на листы, которые лежат на столе. Это ваши листы самооценки во время занятия. После каждого занятия мы будем в них отмечать свою работу.
2. Мотивация учебной деятельности
- Посмотрите на стол, что вы там видите? Какие из этих игрушек вы знаете?
Задание №1. Попробуйте разделить все игрушки на группы, дать название и объяснить его.
- Молодцы!
3. Постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.
Вопрос: Ребята, покажите какой группой игрушек играли ваши родители?
Вопрос: Какой группой игрушек играете вы?
Вопрос: Если игрушка создана в прошлом времени, была любима народом, ею любовались и играли наши предки, как можно назвать эту игрушку?
Ответ: Русская народная.
Вопрос: Ребята, как вы думаете, нужны ли нам сейчас русские народные игрушки? (Если да, то почему?) (Да, нужно продолжать сохранять русские народные традиции.)
4. Изучение нового материала
Задание №2. На столах у вас лежат конверты с текстом. В парах вам нужно прочитать текст и затем ответить на вопросы. На задание даю вам 5 минут. (Работа с текстом)
Текст: Я пришла к вам из городов и сел нашей необъятной родины – России. В России я появилась в конце девятнадцатого столетия. В старинной подмосковной усадьбе Абрамцево собирались русские художники. Говорят, попала к нам как-то японская деревянная игрушка, изображавшая мудрого старца. Она всем понравилась. И решили попросить мастера Василия Звездочкина сделать свою русскую игрушку и назвать русским именем Матреша. А расписал ее художник Сергей Малютин.
Вопросы на слайде:
1. Догадались, о какой игрушке написано в тексте?
2.Когда в России появилась русская матрешка?
3.Из какой страны появилась русская матрешка?
4.Какие мастера создали русскую матрешку?
- Молодцы! Теперь вы знаете, когда и откуда появилась русская матрешка.
Вопрос: Вы, наверное, уже догадались какой теме будет посвящено сегодняшнее занятие?
Ответы детей: Русская матрешка.
Задание №3. На столах у вас лежат конверты на каждую группу. Каждой группе нужно будет прочитать текст, найти ответы на вопросы, которые отображены на слайде (Название матрешки, отличительные особенности).
Текст:
Полхов – майданская матрешка
Эту матрешку можно узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному малиновому цвету. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий с желтым. Все объединяет черный контур. У нее нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом или окружают забавными кудряшками.
Семеновская матрешка
Раскрашивают матрешку яркими цветами: желтые,зеленые,фиолетовые,красные. Черные на пробор волосы обрамляют лицо. На фартуке изображают крупные цветы: алые розы, незабудки, васильки, ягоды, листья. Основной цвет в росписи красный, черный контур обозначают край фартука и рукава кофты.
Сергиевская (загорская) матрешка
Она наряжена в сарафан, кофту, передний платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. Цвета, яркие, чистые. У семеновских матрешек, разноцветные одежки.
- Давайте вспомним правила работы в группе. На задание вам отводится 5 мин.
(Работа в группе, выступление групп)
- Теперь вы знаете виды матрешек.
Прежде чем приступить к практической работе, попробуйте сформулировать и записать в листах самооценки цель сегодняшнего занятия?
5. Практическая работа: Продолжаем работать в группах. На столах у вас лежат различные материалы. Выберите материал, которым вы хотите создать эскиз матрешки. Каждая группа делает свой вид матрешки. У вас на практическую работу 10 минут. Время пошло. Можете приступать к работе.
- Каждая группа выполнила эскиз матрешки. Как же нам теперь все матрешки объединить красиво, чтобы после занятия увидели нашу работу? (Высказывают свои идеи)
- У меня есть лист ватмана, отпечатанные названия матрешек. Давайте попробуем сделать плакат.
- Как вы думаете в будущем для других чем он будет полезен? (Наглядный материал)
- Молодцы! Посмотрите, как здорово у нас все получилось.
- Давайте вспомним про наши листы самооценки и заполним их до конца.
6. Рефлексия
- Какова была тема занятия?
- Какую цель вы ставили перед собой?
-Совпадает ли ваша цель занятия, которую вы написали?
- Что научились делать?
- Над чем еще предстоит работать?
- Ребята, благодарю вас за вашу работу. Вы очень хорошо потрудились. До свидания!
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Цель занятия:
1.____________________________________________________________________________
Название | Я это знал | Это для меня абсолютно новое | Я хочу знать об этом больше |
Задание №1 | | | |
Задание №2 | | | |
Задание №3 | | | |
Практическая работа | | | |
Мое настроение | |