СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Экология и мы» (Районный семинар учителей начальных классов) Распространение плодов и семян.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по внеурочной деятельности

                         «Экология и мы»

            (Районный семинар учителей начальных классов)

Распространение плодов и семян.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности «Экология и мы» (Районный семинар учителей начальных классов) Распространение плодов и семян.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Андреевская основная общеобразовательная школа»







Конспект занятия по внеурочной деятельности

«Экология и мы»

(Районный семинар учителей начальных классов)













Автор-составитель:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Мокеевой Татьяны Александровны


г. Юрьев-Польский

2016 г.

Тема урока: Распространение плодов и семян

Цель : Создать условия для самостоятельного выделения детьми способов распространения семян и плодов.

Задачи:

- способствовать выяснению отличительных признаков плодов и семян, распространяемых ветром и разными животными;

- содействовать развитию наблюдательности, умения сравнивать, анализировать;

- создать условия для воспитания бережного отношения к окружающему миру, культуры учебного труда, расширения кругозора.

Планируемые результаты:

Предметные: понимают, что распространение семян - способ расселения растений на другие территории; приводят примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.

Личностные: предвидят результат своей деятельности; проявляют интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; выражают свои чувства, вызванные состоянием природы.

Метапредметные УУД:

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о растениях; осуществляют поиск существенной информации (из собственного жизненного опыта); осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, осуществляют целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации; умеют работать в группе.

Тип урока: решение учебной задачи / формирование новых знаний

Формы работы: групповая, фронтальная.

Семена.

Презентация.

Проектор, ноутбук, интерактивная доска.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Собрались все на урок,

Что-то новое узнать,

Громко, чётко отвечать

И друг другу помогать.

Значит, нам сегодня нужно

Поработать вместе, дружно!

Поприветствуйте гостей.

Ну-ка улыбнись скорей!

А друг другу серьёзно, без смеха

Пожелайте удачи, успеха.

2. Повторение

- Но сначала давайте вспомним…

-- Что такое природа?

- Какая бывает природа?

-Что относится к неживой природе? К живой?

-Какие бывают растения?

- Что такое плод?

- Какие плоды вам известны?

- Какие сказки связаны с растениями и их плодами?

Плод боб - «Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсен, «Боб, соломина и уголек» братьев Грим, «Петушок и бобовое зернышко» русская народная сказка.

Плод зерновка – «Мужик и медведь» русская народная сказка (рожь), «Конек - Горбунок», П. Ершов (пшеница).

Плод стручок – «Мужик и медведь» русская народная сказка (репа)

Плод тыквина – «Золушка» Ш. Перро (тыква)

Плод костянка – «Приключения Чиполлино» Дж. Родарри (вишня)

- Молодцы, ребята. Я была уверена, что вы знаете очень много сказок. Вы справились с заданием.

3. Целеполагание и мотивация.

Отгадайте загадку

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок ДУБ

Послушаем сказку

Николая Осипова «О жадном дубе».

«На опушке рос дуб — хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверушек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

- Почему же дуб не дождался смены?»

Это, конечно, сказка. Но она верно объясняет, для чего семенам нужно бродяжничать. И как важно этим непоседам иметь друзей, которые помогали бы им переселяться на новые места. А поскольку у друзей свои привычки и повадки, растениям приходится к ним приспосабливаться. Многие растения «придумали» для этого своим семенам разные хитрые устройства и приманки.

И стали семена не простыми семенами, а плодами.

Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых

растений.

Задание

Учитель из слогов предлагает собрать слово «путешественники».

- Кто такие путешественники?

- Как и на чём можно путешествовать?

- Сегодня мы с вами познакомимся с необычными путешественниками.

- Подумайте, кто бы это мог быть? (выставляет на стол каждой группы коробочки).

- Давайте откроем коробочки и посмотрим, что там лежит. Достаньте из коробочки семена и положите их перед собой. Рассмотрите и опишите несколькими словами этих необычных путешественников: одинаковы ли они по форме, размеру, по весу, по цвету.

- Действительно, все семена различны. Значит, и путешествуют они по-разному. Давайте попробуем определить, как именно.

4. Изучение новой темы

1) Введение.

- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить, сформулируйте тему.

Объявляется тема урока: «Распространение плодов и семян».

- Как вы думаете, за счет чего может переселяться растение, если оно лишено возможности передвигаться?

- Какую цель поставим себе на урок?

- Выяснить, какими способами могут распространяться плоды и семена, какие у них есть для этого приспособления.

Значение распространения плодов и семян.

Распространение семян – необходимое условие для существования и процветания растений.

В процессе эволюции у плодов и семян возникло много приспособлений для распространения ветром, водой, животными, человеком, саморазбрасыванием.

- Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом деле плоды и семена нередко оказываются далеко от материнского растения благодаря различным приспособлениям. Кто же им помогает?

- Существуют различные способы распространения семян: ветром, животными, человеком, водой, самораспространением (саморазбрасыванием).

Задание: Каждая группа получает информационный лист, который поможет вам исследовать вопрос об определённом способе распространения семян.

Постановка проблемы: Выяснить, как приспособились растения к определённому способу распространения семян?

Заполнение таблицы:

Способ распространения

Названия растений

Приспособления



Ветром








Ветром

Одуванчик, береза, клён, сосна, ясень, перекати – поле

Парашютики, крылатки лёгкие

Водой

Осока, ива, ольха, кокосовая пальма

Имеют воздушные полости лёгкие, плавучие

Животными и человеком

Дуб

Белки, мыши

Череда, лопух, чертополох

Имеют крючки и прицепки, цепляются за шерсть животных, одежду человека, прилипают к колёсам автомашин

Самораспространение

(саморазбрасывание)

Горох, фасоль, бобы, «бешенный огурец»

Воздушные полости, яркая окраска.

Растрескивание плодов, слизистая масса

1 группа: Распространение семян ветром.

Больше всего среди семян любителей полетов. Самый выгодный удобный способ попасть в далекие края. Семена растений, распространяемых ветрам, имеют парашютики или крылышки. Они медленно кружатся в воздухе и размещаются на большие расстояния. Дунет ветер, и полетят созревшие семена, чтобы прорасти далеко от своего «родного» растения.

Исследование семян: ели, сосны, липы, клена, березы.

Учитель: Подбросьте крылышки и понаблюдайте, как они кружатся в воздухе.

Дети делают вывод: кружатся, как вертолётики.

- Как вы думаете, о каком растении пойдет речь?

Пока тихо, он – молчит,

Но лишь ветер налетит,

Шлёт в воздушный океан

Парашютный свой десант. ОДУВАНЧИК

В некоторых странах (например, во Франции) одуванчик выращивают в огородах как салатную культуру. Листья его появляются рано весной. Они нежны и, главное, богаты витаминами, в которых наш организм особенно нуждается в это время. Правда, листья имеют горьковатый вкус, но от этого можно избавиться, если выдержать их 30 минут перед приготовлением в холодной соленой воде.

А ещё люди называют одуванчик природным барометром и умеют предсказывать погоду. Ещё до рассвета чувствует цветок, какой будет день, если хмурая и дождливая погода, то цветок не раскроется, если солнечная, то цветки раскроются в 6 часов утра и до обеда золотятся его головки. А ещё одуванчики складывают перед дождём свои пушистые шарики.

Так же в народе одуванчикам приписывали и охранительные свойства. Например, их раскладывали у детских кроваток от сглаза. Ещё наши бабушки и дедушки верили, что этот желтый цветок способен охранять и оберегать дом от злых и чёрных сил.

Практическая работа.

Мы пришли на полянку давайте украсить её одуванчиками. Их мы изготовим, используя пластилин и ватные палочки жёлтого и белого цвета. Почему палочки желтого и белого цвета? Давайте составим план выполнения нашей работы. (Ответ детей: 1-из пластилина скатаем шарики, 2-ватными палочками его украсим, 3- сделаем ножку, 4- украсим полянку.) Правильно!

Дети выполняют работу, по мере выполнения оформляется полянка.

Ребята, посмотрите какая красивая, весёлая, яркая, нарядная полянка у нас получилась. Вам нравится? Скажите, одинаковые ли у вас получились одуванчики? Почему?

Физминутка

Одуванчик, одуванчик!

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

2 ученик: У клёна и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клёна опадают с дерева очень интересно – они быстро-быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветер. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной дадут жизнь новому дереву.

3 ученик: Семена тополя, покрытые белыми пушистыми волосками, распространяются ветром на большие расстояния. Семена снабжены парашютом из волосков (тополиный «пух»). Тополиный «пух» гонимый ветром, кружится, как снег. А затем медленно опускается на землю, устилает улицы.

4 ученик: Крылатые семена сосновых шишек тоже разносятся ветром.

У хлопчатника, тополя семя прикреплено к легкому пуху.

- Приведите свои примеры, распространения семян ветром?

- Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?

Вывод

2 группа: Распространение семян водой.

1 ученик: Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. Плоды этих растений часто осыпаются в воду. И тогда течение уносит их далеко от материнских растений.

2 ученик: Плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи. Они являются рекордсменами по дальнему плаванию. Эта пальма растет на побережьях тропических морей, на островах. Плоды – волокнистые костянки массой до 2 кг, падают в море, подхватываются волнами и течениями, могут удаляться на 5 тысяч км от места их создания. Они не теряют всхожести даже после 100 дней плавания. Благодаря большому запасу питательных веществ проросток образует 3-4 крупных листа.

3 группа: Распространение семян при помощи животных и человека.

1 ученик: Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды черемухи, малины, калины привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью, они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений.

Вывод

2ученик: Семена многих растений разносят насекомые. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки.

Вывод

3ученик: Белки, бурундуки и многие другие животные питаются плодами и семенами растений, делают запасы на зиму. Но не все семена съедаются, некоторые теряются, а про некоторые «кладовые» животные и вовсе забывают.

2 ученик: Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Семена череды имеют шипы, которые прицепляются к одежде человека и животных. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды.

4 ученик: Гуляя по лесу, люди и животные цепляют на себя семена этих хитрых растений и переносят их в другие места.

Сценка.

- Иди, куманёк, по этой дорожке и придёшь в деревню. Там и курятник найдёшь. Одну-две курицы утащишь, вот тебе и ужин.

- А если с дороги собьюсь?

-Видишь листья подорожника?

-Ну и что?

- Запомни, в безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше.

- К человеку, значит, поближе захотел.

- Старый ты, кум, а ничегошеньки не знаешь. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных. А где больше ходят? Конечно, у селений. Понял, серая твоя голова?

- Да как, кума, не понять?

ПОДОРОЖНИК «След белого» - так называли подорожник индейцы, потому что семена этого растения, пристав вместе с грязью к обуви переселенцев из Европы, пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где ступала нога путешественников из Европы, вырастало это неприхотливое растение. Один экземпляр растения даёт от8 до 60 тысяч семян, потому-то оно и распространяется с такой быстротой! Семенная коробочка содержит слизь, и созревшие семена от сырости становятся клейкими. С наступлением осенних дождей дороги размокают и вместе с грязью семена прилипают к обуви прохожих, колёсам, и странствуют по свету.

5ученик: Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений.

6 ученик: Косточки и семечки, оставшиеся после поедания овощей и фруктов, тоже могут прорасти в том месте, где их оставил человек.

6ученик: Семена некоторых растений имеют цепкие усики. Например, лопух. А знаете ли вы то, что плоды лопуха послужили прообразом создания новой застежки «липучки»? В 1950 году француз Жорж де Мистраль, вернувшись с прогулки со своим псом, обнаружил, что уши собаки облеплены плодами лопуха. В течение 8 лет он разрабатывал конструкцию новой застежки, которой мы с удовольствием пользуемся и сегодня.

- Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными?

4 группа: Самораспространение

1 ученик: В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян недотроги, акации.

2 ученик: Семена и плоды гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этих растений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет. В жаркую погоду разбрасывает свои семена и жёлтая акация.

3 ученик: Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него – небольшой огурец. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров.

- Какие растения разбрасывают свои семена?

Закрепление

А) Логическое лото.

А сейчас мы с вами поиграем в логическое лото. У вас на парте есть большие конверты. Возьмите их. Положите перед собой полотно с картинками. Выберите карточки с плодами и семенами растений и соотнесите их со способом расселения. Посмотрите на экран, проверим ответы.

Б) Сигнальные карты. «Согласен - не согласен»

- Растения расселяются на новые места, чтобы распространить свой вид.

- Распространение растений в природе происходит с помощью листьев.

- Распространение растений в природе происходит с помощью плодов и семян.

- Дуб расселяется на новые места с помощью переноса животными его крылаток.

- Дуб расселяется на новые места с помощью переноса животными его желудей.

- Плоды репейника имеют крючки-прицепки, которые помогают им расселиться на новые места, прицепляясь к животным и людям.

- Птицы не участвуют в расселении растений на новые места.

- Дрозды, свиристели помогают расселиться рябине на новые места.

-Ветер помогает всем растениям расселяться.

- Ветер, животные, человек, вода помогают расселяться растениям на новые места.

5. Итог урока:

- Что было для вас новым?

- Что особенно удивило?

- На все ли вопросы нам удалось ответить?

- Какие способы распространения семян вы запомнили?

- Каково значение распространения плодов и семян?

-Как приспособились растения к определённому способу распространения семян?

- Какие приспособления к распространению плодов и семян у мака, череды, вишни, бешенного огурца и клена?

- Как видим, способов распространения плодов и семян по земной поверхности множество. Какие-то семена приживутся на новом месте. Другие не смогут. Но этот непрерывный процесс распространения и способствует тому, что растительный мир нашей планеты удивительно богат и разнообразен.


6. Рефлексия (уч деят)

Продолжите предложения:

Я смог …

Я узнал …

Мне понравилось…

Я научился..

Рефлексия настроения.

На полянку принесите

хорошее настроение


-плохое настроение









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!