СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка. Конспект занятия по ОБЖ в ГКПД для дошкольников 5-6 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение с дошкольниками правил дорожного движения и дорожных знаков

«Путешествие в город Светофоровск в гости к дорожным знакам»

 

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка. Конспект занятия по ОБЖ в ГКПД для дошкольников 5-6 лет»

ГОУ ЛНР «Артёмовская специализированная школа №8»








Конспект занятия по ОБЖ в ГКПД для дошкольников 5-6 лет


Изучение с дошкольниками правил дорожного движения и дорожных знаков

«Путешествие в город Светофоровск в гости к дорожным знакам»









Автор конспекта: Чевокина Елена Анатольевна

воспитатель группы кратковременного

пребывания детей
















2017 год


Конспект занятия по ОБЖ в ГКПД для 5-6 лет

Изучение с дошкольниками правил дорожного движения и дорожных знаков в ГКПД

Автор: Чевокина Елена Анатольевна воспитатель группы кратковременного пребывания детей ГОУ ЛНР «Артёмовская специализированная школа №8».

Образовательная деятельность по ОБЖ Занятие в группе кратковременного пребывания детей «Путешествие в город Светофоровск в гости к дорожным знакам».

Пояснительная записка. В дошкольном возрасте, когда у ребёнка формируются основы правильного образа жизни и культуры поведения, он должен получить элементарные сведения о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.

Незнание детьми элементарных правил дорожного движения, равнодушное отношение к их поведению со стороны взрослых, недостаточная воспитательная работа – вот что является причинами дорожно-транспортных происшествий.

Да и статистика свидетельствует о том, что количество случаев детского дорожно-транспортного травматизма неуклонно возрастает. Маленькие дети играют на проезжей части, перебегают дорогу в неположенных местах.

По дорогам наших городов мчатся машины – грузовые,  легковые. И с каждым годом их становится всё больше и больше. Делается всё возможное для того, чтобы дороги были безопасными: постоянно обновляется их покрытие, они оснащаются дорожными знаками, «лежачими полицейскими».

Достичь наиболее эффективного результата усвоения старшими дошкольниками материала на занятии, у меня получается с помощью игровых технологий, которые я использую для формирования умений и навыков. Что является темой моего самообразования: «Использование игровых технологий для формирования метапредметных умений и навыков».

Использование игровых приемов на занятиях с дошкольниками – это способ совместного сотрудничества (педагога и детей, детей друг с другом), развития сюжетно- игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие детей.

Целью игровой технологии является не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Основными задачами изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются:

  - повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста;

  - развитие психофизических качеств ребенка;

  - формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Цель:

  1. дать детям понятие о правилах дорожного движения, о дорожных знаках и их значении в жизни человека;

  2. формировать навыки безопасного поведения на улицах города, в транспорте, в общественных местах.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «дорожные знаки» и их разновидностями.

2. Развивать логическое и ассоциативное мышление, память, речь.

3. Продолжать формировать чувство ответственности за свою жизнь.

Методическое обеспечение: таблицы с дорожными знаками, тетради по ПДД, фломастеры, цветные карандаши, план - карта, дорожные знаки.

Мотивация: личная заинтересованность детей.

Программное содержание:

1. Закрепить  знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.

2. Закрепить знания детей о разных видах транспорта, дорожных знаках.

3. Способствовать развитию познавательного интереса.

4. Упражнять в правильном построении предложений, обогащать  словарный запас.

5. Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление.

6. Учить ориентироваться в пространстве и на плоскости с помощью плана - карты, схем, словесной установки.

7. Совершенствовать координацию движений,  помочь снять мышечное напряжение.

8. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, отзывчивость, умение согласовывать свои действия

Словарная работа:

1. Существительные: транспорт – автомобиль, грузовик, экскаватор, автобус, подъёмный кран, пожарная машина, велосипед, легковая машина, трамвай, поезд, троллейбус.

2. Прилагательные: пассажирский, грузовой, легковой, специальный, красный, жёлтый, зелёный.

3.  Глаголы: ехать, идти, стоять, переходить, ждать, бегать, смотреть.

Методы и приёмы: игровой момент, сюрпризный момент, вопросы и ответы детей, наглядный материал, метод отрицания, эксперимент.

Предварительная работа:

Работа с наглядными материалами;

Работа со схемами, план - картой;

Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Найди пару», «Найди свой гараж», «Угадай знак»; «Волшебная коробочка».

Чтение художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций;

Беседы с детьми (индивидуальные, коллективные);

Прогулки и экскурсии.

Оборудование: иллюстрации «транспорт», иллюстрации «неприятные истории», карточки с дорожными знаками, «пешеходный переход» и светофор, план - карта, 10 квадратов с машинками, цветы из бумаги с дорожными знаками по количеству детей, письмо в конверте, «чудесная коробочка» с машинками, обозначения на подставках («автобус», «загадка», знаки «остановка», «неприятности», «гараж», «цветок»).

Ход:

Дети входят в игровую комнату. Здороваются.

Воспитатель обращает внимание на внешний вид детей, на подготовленный материал и атрибуты к занятию.

Воспитатель сообщает детям, чем они будут сегодня заниматься.

Методика проведения:

Беседа о знаках дорожного движения

Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами рассматривали разные знаки и значки. Посмотрите на доску, что там изображено на картинках? (таблицы с дорожными знаками)

Воспитатель: Правильно, это — дорожные знаки. Давайте вспомним, для чего нужны человеку эти знаки?(ответы детей)

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим дорожные знаки (дети рассматривают)

Воспитатель: В каких геометрических фигурах нарисованы знаки? (треугольники, квадраты, прямоугольники, круги).

Работа в тетрадях по ПДД

Воспитатель: Откройте свои тетради по ПДД и давайте при помощи фломастеров или цветных карандашей нарисуем знак «СТОП» (дети рисуют, воспитатель помогает тому, кто нуждается в помощи).

Воспитатель: Давайте еще раз внимательно посмотрим на таблицу. Есть между всеми дорожными знаками сходство? (ответы детей)

Воспитатель: А какое различие вы видите между ними? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте попробуем посчитать, сколько дорожных знаков здесь нарисовано (дети считают вместе с ребенком, который стоит у таблицы)

Воспитатель: Да, знаков очень много, и водителям, и пешеходам их надо знать, чтобы не было на дорогах аварий. И мы с вами будем изучать знаки дорожного движения, для того чтобы соблюдать правила дорожного движения и сохранить свою жизнь.

Воспитатель: Ребята, к нам в школу пришло письмо мне неизвестно от кого. А чтобы угадать, загадку нужно отгадать:

Загадка: Разных три имеет глаза, но откроет их не сразу,

                    Если глаз откроет красный. Стоп!

Идти нельзя, опасно!

                    Желтый глаз – погоди!

А зеленый – проходи!  (светофор)

Воспитатель: Вот значит от кого к нам пришло письмо. От нашего старшего друга инспектора Светофорского. Он нам пишет: «Здравствуйте, дорогие дошкольники! Вы, знатоки дорожных правил! Приглашаю вас посетить наш город Светофоровск. Я сам не смогу вас встретить, у меня много работы, поэтому присылаю план - карту, по которой вы сможете ориентироваться в городе Светофоровске». Ребята, если вы внимательно посмотрите вокруг, то непременно догадаетесь, на каком именно транспорте мы с вами отправимся в Светофоровск. (стоит знак «автобус»).

Вы догадались? Как? (ответы детей). Молодцы детишки, девчонки и мальчишки!

Воспитатель: Но наши автобусы не совсем обычные, они представляют собой геометрические фигуры. А теперь – задание: девочки садятся не в синий, и не в круглый (стоит: квадрат жёлтый), а мальчики не в жёлтый, и не в квадратный (стоит: круг синий). Все заняли свои места в автобусах? Девочки, ваш автобус имеет какую форму? (ответы: квадрат). Мальчики, а ваш автобус какой формы? (ответы: круг). Как вас в транспорте теперь можно назвать? (ответ: пассажирами).

Воспитатель: Каждый воспитанный и культурный пассажир должен знать, что разрешается, а что запрещается в транспорте. Пока мы едем, поиграем с вами в речевую игру. Будьте очень внимательны!

Я начну фразу – вы её закончите:

Ехать зайцем, как известно….(запрещается)

Уступить старушке место….(разрешается)

Всех расталкивать, кричать…(запрещается)

А тихонечко стоять….(разрешается)

Брать мороженое в автобус…(запрещается)

Ну, а яблоки в пакете….(разрешается)

В мяч играть на остановке…..(запрещается)

Обходить автобус сзади…(разрешается)

Ну, а спереди, конечно……..(запрещается)

Воспитатель: Молодцы, ребята, знаете правила культурного и безопасного поведения на дороге и в транспорте. Вот мы и приехали в Светофоровск. Выходите из автобуса; город  нам незнакомый, а чтобы нам не заблудиться - будем пользоваться план - картой. Я предлагаю выбрать хранителя карты, с помощью волчка. И поможет мне в этом  Диана. Давайте посмотрим, куда нам идти  (дети рассматривают план - карту).

Наш путь лежит на улицу Загадок.

Улица «Загадок»                                     

Воспитатель: Здесь находятся разные виды транспорта. Я буду вам загадывать загадку, если вы отгадаете, то на экране появиться иллюстрация транспорта.

Загадки о транспорте:

1. Не летает, но жужжит -                                                      

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька (автомобиль)

2. Их видно повсюду, их видно из окон,            

По улице движутся быстрым потоком.

Они перевозят различные грузы -

Кирпич и железо, зерно и арбузы (грузовик)

3. Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нём!

Ноги, обувь – из резины

И питается бензином (автобус)

  1. Удивительный вагон!?

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками (троллейбус)

  1. Этот конь не ест овса.

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём

Лучше только справа (велосипед)

6. Мчится огненной стрелой

Мчится вдаль машина.

И зальёт пожар любой

Смелая дружина (пожарная машина)

7. Носит хобот, а не слон,

Но слона сильнее он,

Сотни рук он заменяет:

Без лопаты, а копает (экскаватор) 

8. Длинной шеей поверчу,

Груз тяжёлый подхвачу.

Где прикажут – положу,

Человеку я служу (подъёмный кран)

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Чудесная коробочка». В коробке находится  транспорт, который вам нужно разделить на три группы: легковой, грузовой и специальный. Каждый подходит, берёт по одной машинке и находит для неё нужное место. Давайте посмотрим, куда теперь лежит наш путь?

Улица «Дорожные знаки»

Игра «Найди пару»

Воспитатель: Ребята, здесь у нас находятся дорожные знаки. Не совещаясь, друг с другом, каждый должен взять знак и найти себе партнера, то есть пару с такой же картинкой. Пары берутся за руки и становятся в круг (выполнение задания).

Воспитатель: А теперь посовещайтесь друг с другом и решите, кто будет рассказывать о своем знаке из каждой пары.

Физкультурная минутка: «Машина»

На улице нашей машины, машины - (идут по кругу, останавливаются)

Машины – малютки (приседают)

Машины – большие (встают, поднимают руки вверх)

Эй, машины, полный ход (быстро идут по кругу, останавливаются)

Я – примерный пешеход (прижимают ладони к груди)

Торопиться не люблю (поворачивают голову вправо - влево)

Вам дорогу уступлю (разводят руки в стороны, наклоняясь вперёд)

Улица «Неприятностей»

Воспитатель: Здесь изображены дети, которые не знают правил дорожного движения и поэтому с ними могут произойти неприятности. Что дети делают неправильно? (ответы детей)

Сюрпризный момент: Заходит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте ребята!

Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришёл? (Незнайка). А почему ты такой невесёлый, грустный.

Незнайка: Сегодня меня все ругают, кричат. А я не пойму почему?

Воспитатель: Незнайка, расскажи нам с ребятами, что с тобой случилось? Может мы, сможем, тебе, чем-нибудь помочь?

Незнайка: Я вышел из дома сегодня и решил поиграть в футбол, но во дворе никого не было. И я пошёл на улицу. Кинул мяч, а он укатился на дорогу. Меня начали ругать прохожие, но я ведь ничего такого не сделал?..

Вместе с детьми Незнайка разбирает дорожную ситуацию. Дети объясняют Незнайке правила безопасности.

Незнайка: Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза машин и водители начали на меня кричать. Почему они кричали – не знаю?.. Дети объясняют, как нужно переходить улицу.

Незнайка: А когда я сел в автобус, меня вообще наказали и посадили рядом с кондуктором. За что? – я не знаю. Я ведь ничего не делал, только встал на сиденье и высунул голову в окно. Дети объясняют Незнайке правила поведения в общественном транспорте.

Незнайка: Ребята, у меня ещё одна проблема. Друг мой Знайка дал мне 2 задания выполнить, а у меня никак не получается. Помогите мне, пожалуйста.

1 задание – «Собери цвета». Расставить цветные магниты так, чтобы в каждом ряду и в каждом столбике цвета не совпадали. Незнайка делит детей – 3 ребёнка с одной стороны, 3 - с другой стороны (собирают цвета светофора).

2 задание – «Найди геометрические фигуры». Используя схему фигур найти правильно геометрические фигуры (по контуру фигур – схем).

Незнайка: Спасибо вам, ребята. Я теперь понял, как играть в эти игры.

Воспитатель: Незнайка, скоро тебе идти в 1 класс и если ты не выучишь ПДД, будешь всё время попадать в нелепые истории. Мы тебе их сейчас напомним.

Воспитатель: дети, первое, что должен знать Незнайка, это как правильно переходить дорогу по цветам лампочек на светофоре.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно!

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет – предупрежденье,

Жди сигнала для движенья! (С. Михалков)

Воспитатель: Ребята, давайте напомним Незнайке и его друзьям правила дорожного движения:

1.«Знаешь правила движения -

Можешь смело, друг, гулять!

А не знаешь, сиди дома,

Чтоб собой не рисковать!» 

2. «Чтоб улицу перейти,

О правиле помни простом:

Сначала налево, дружок, посмотри,

Направо взгляни потом.»

3. «Дорогу при зелёном свете

Вы не успели перейти?

На островке чудесном,

Пережди на полпути»

4. «Объяснить надо запросто,

Будь ты юн или стар:

Дорога, мой друг, - для транспорта,

Для тебя – тротуар.

5. «Полосатая лошадка,

Её зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке, -

По ней люди все идут. 

6. «Самый малый знак дорожный,

Он стоит не просто так.

Будьте, дети, осторожны,

Уважайте каждый знак.

Незнайка: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокоен. Я знаю точно, что с вами ничего не случится. И я всё понял и обещаю выучить правила дорожного движения и поведения. И никогда их больше не нарушать. До свидания!

Воспитатель: Давайте все, вместе произнесём девиз!   

Девиз: Чтоб жить, не зная огорчения,

Чтоб бегать, плавать и летать,

Ты должен правила движения

Всегда и всюду соблюдать.

Воспитатель: Ребята, чтобы попасть на следующую станцию, нам надо правильно перейти дорогу. Что нам поможет правильно перейти дорогу (пешеходный переход, светофор).

Дети переходят дорогу подходят к столам.

Игра: «Гаражная зона»

Воспитатель: Ребята, каждый подошёл к своему гаражу. Вы были пассажирами, пешеходами, теперь будите водителями. Поставьте машину на середину дороги (машина поехала вверх, влево, вниз на одну клеточку, вниз, вправо на одну клеточку, вправо - гараж).

Улица «Волшебная»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь какие-то цветы. Давайте попробуем их опустить в воду и понаблюдать, что же произойдет (эксперимент: цветы раскрываются, дети называют дорожные знаки которые изображены в сердцевинах цветов).

Воспитатель: Посмотрите на план – карту. Мы с вами везде побывали. Все задания выполнили? Вам понравился город Светофоровск? Дети делятся своими впечатлениями.

Воспитатель: 

Пусть движутся потоками машины,

Водители спокойствие хранят

Ведь правила дорожного движения едины-

Для взрослых пешеходов и ... (ответ детей: ребят)

Воспитатель: А пришлось ли вам столкнуться с какими-нибудь трудностями при выполнении заданий? Какие задания были для вас лёгкими? (ответы детей).

Я хочу вам предложить в свободное время нарисовать рисунки, в которых вы изобразите свои впечатления от нашего путешествия.

Воспитатель: Садимся в автобусы и возвращаемся в школу в наш класс.

Итог.  Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? (краткий опрос по занятию).



Итог занятия: 

В ходе образовательной деятельности было достигнуто главное – дошкольники не только закрепили правила дорожного движения и основные правила личной безопасности, но и смогли объяснить необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Данное мероприятие на практике показывает своё преимущество и эффективность.


Список литературы


  1. Горбатенко. О.Ф. «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет», Изд.2-е. доп. Учитель 2012.

  2. Извекова Н. А, Медведева А.Ф. «Правила дорожного движения для детей дошкольного

возраста», под ред.  Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. - М.:ТЦ Сфера, 2007.

3. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения». Библиотека Программы «От рождения до школы» Изд. «Мозаика-Синтез», М., 2011.

  1. Авдеева Н. Н, Князева О. Л, Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам

безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : ООО «Изд.

АСТ - ЛТД», 1998.

5. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. - М. :1978.

6. Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. «ОБЖ для старших дошкольников». Изд.

«Мозаика-Синтез», М., 2012.

7. Добряков В.А. «Три сигнала светофора», М. Просвещение, 1978.

8. Детский сборник Пони Машка. «Изучаем правила дорожного движения», 2008.

9. Журнал «Ребёнок в детском саду», №4, 2008.

10. Журнал «Ребёнок в детском саду», №1, 2007.

11. Майорова Ф.С. «Изучаем дорожную азбуку», М.; 2006.






Скачать

© 2018 527 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!