СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект воспитательного занятия по теме "Непутевые заметки о Барнауле".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совместная разработка по результатам обучения на курсах повышения квалификации АКИПКРО.

Данный материал предназначен для организации внеклассной работы по изучению родного города. Целью является создание долгосрочного проекта "Непутевые заметки о городе Барнауле".

Просмотр содержимого документа
«Конспект воспитательного занятия по теме "Непутевые заметки о Барнауле".»

Авторы: Горячих Оксана Ивановна МБОУ "Гимназия №80" г.Барнаула, Девяткина Оксана Валерьевна МБОУ "Гимназия №42" г.Барнаула, Морева Елена Николаевна МБОУ "Лицей № 121" г.Барнаула.


Длительная сюжетно – ролевая игра

«Непутёвые заметки о городе Барнауле».

Задумывались ли вы о том, что вы знаете об истории своего города? Можете ли вы рассказать гостям города о самых интересных местах? Готовы ли вы провести экскурсию или заинтересовать гостей города историей Барнаула? Так часто бывает – ходишь по улицам родного города и не знаешь, что практически на каждой улице есть свой уникальный объект. У нашего города много тайн и загадок, которыми он готов поделиться с теми, кто захочет их узнать. Дети очень любят тайны и загадочные истории. Они с удовольствием станут детективами – чтобы раскрыть тайну старого здания или узнать причины пожара 1917 года. Они захотят попробовать себя в роли журналистов и создать свой фоторепортаж. А может быть съёмки мини-сюжетов с рассказами о городе станут первым шагом на пути к профессии оператора. Кто знает, может эта игра не только поможет детям узнать родной город, но и поможет определиться с будущей профессией. Очень часто приходиться слышать, что история – это скучный предмет. А уж в истории города нет ничего интересного. Эта игра – прекрасный шанс для детей понять, что история может быть увлекательной. Город готов к встрече со своими маленькими жителями, а наша задача – помочь этой встрече состояться и остаться в памяти детей, самым интересным приключением.

Реализация данной игры проходит в рамках гражданско-патриотического и историко-краеведческого направлений воспитательной работы учащихся. За основу взяты следующие ценности: духовность, нравственность, гражданственность и патриотизм.

В основу ролевой игры были положены принципы:

• добровольности и общедоступности,

• последовательности и преемственности,

• инициативы и творчества,

• природосообразности и культуросообразности.


Цель игры с точки зрения педагога: воспитание нового типа школьника. Под этим подразумевается содействие формированию личности, знающей историю и культуру г. Барнаула и Алтайского края, бережно относящейся к историческим и культурным памятникам, имеющей активную гражданскую и жизненную позицию, проявляющую инициативу и испытывающую гордость за то, что она является жителем города Барнаула.

Цель игры для воспитанника: посетить места, связанные с историей и культурой города Барнаула, как можно больше узнать о малой родине и рассказать о ней другим.

Задачи:

- разработать экскурсионный маршрут на подготовительном этапе;

- заинтересовать школьников в посещении отмеченных на карте мест;

- ознакомить с правилами длительной игры;

- распределить роли в группах (классных коллективах);

- сформировать представление о культурной среде города;

- развить коммуникативный навык и способность к долгосрочной работе в команде;

- ознакомить общественность с результатами работы школьников в выбранной ими форме;

- подвести итоги длительной игры, выбрав победителей.


Ожидаемые результаты:

  • создание интерактивной карты экскурсионного маршрута по городу Барнаулу;

  • формирование интереса к истории и культуре родного города;

  • развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся;

  • создание нового типа школьника (стремится быть причастным к происходящим вокруг событиям; наделен чувством уважения к малой и большой Родине; умеет замечать и сохранять прекрасное в городской среде).


Подготовительный этап.

Организация и проведение классного часа (воспитательного мероприятия) по теме «Непутёвые заметки о городе Барнауле» (см. приложение 1).

На данном этапе следует познакомить учеников с правилами предстоящей игры, определить цели и задачи, распределить роли в группе. Необходимо выбрать вариант оформления работы и форму презентации полученных результатов. Следует отметить, что ученикам может понадобиться помощь в процессе игры. Поэтому можно привлечь к участию в игре учителей – предметников и родителей учащихся.

Правила длительной игры

«Непутёвые заметки о городе Барнауле»:

  1. Период игры - учебный год;

  2. Участники игры - группы класса или классные коллективы (параллель), классные руководители, учителя-предметники, родители;

  3. Требования к оформлению конкурсных материалов и выступлению (продолжительность видеосюжетов и репортажей - не более трёх минут, мультимедийные презентации - не более 20 слайдов, наглядные материалы должны соответствовать заявленной тематике, гиперссылки на сайты и лонгриды должны быть доступны, выступление - не более 10 минут);

  4. Формы промежуточного контроля классным руководителем: ознакомление с проделанной в течение четверти работой на итоговом классном часе;

  5. Система поощрений: на промежуточном контроле сладкие призы; на заключительном этапе - грамоты и медали по номинациям, главный приз - кубок Победителя.

  6. Уважительное отношение ко всем участникам длительной игры и представленным на конкурс материалам.

Примерные роли в группе:

  1. Редактор – распределяет задания, редактирует полученный материал, оформляет текст для публикации.

Взрослый помощник – учитель русского языка.

  1. Видеооператор – снимет сюжеты с рассказами для сайта, монтирует и готовит к публикации.

Взрослый помощник – родители учеников, которые умеют работать с камерой.

  1. Фотограф - создаёт фотографии. Возможные варианты оформления: комикс, слайд – шоу, коллаж.

Взрослый помощник – ученик старших классов, классный руководитель.

  1. Журналист (корреспондент) – участвует в съёмке видеосюжетов и рассказывает зрителям о том, какую информацию удалось собрать детям в процессе исследования.

Взрослый помощник – школьный вожатый, учитель литературы или русской словесности.

  1. Историк – собирает информацию, работает с источниками.

Взрослый помощник – учитель истории, руководитель школьного музея.

  1. Веб-дизайнер – создает сайт или страницу для школьного сайта.

Взрослый помощник – учитель информатики, системный администратор школы.

Взрослые могут выступать в качестве арбитров, консультантов и организаторов (помощь с транспортом, сопровождением, техникой и аппаратурой).

Длительная игра может быть организована в виде соревнования среди учащихся одной параллели или как самостоятельное исследование одного класса.


Основной этап.

Исследование проводится в течение всего учебного года. Каждая учебная четверть посвящена одному сюжету. Каждый класс может сам определить порядок прохождения этапов, сообразно выбранному одному из четырёх тематических блоков.

Примерный план по четвертям:

1 четверть – Памятники архитектуры города Барнаула.

2 четверть – Выдающиеся люди города Барнаула.

3 четверть – Легенды города Барнаула.

4 четверть – Мозаика в архитектуре города Барнаула.

На данном этапе осуществляется сбор информации, проводятся съёмки видео – сюжетов. Ученики готовят рассказы о городе, презентуют их в выбранном формате.

Варианты представления материала:

  • сайт,

  • лонгридер,

  • страница школьного сайта,

  • мультимедийная презентация,

  • сборник материалов для школьного музея,

  • комикс,

  • сборник рассказов о городе,

  • газета.

Ученики могут выбрать один из предложенных вариантов, предложить свой или объединить несколько форматов.


Заключительный этап.

Собранный материал может быть представлен на общешкольном собрании. Ученики проводят защиту своих проектов. Победителя можно выбрать по результатам экспертной оценки, а так же предложить всем ученикам школы проголосовать за лучшую работу через интернет-ресурс. Также можно выбрать победителя по номинациям: лучший редактор (корреспондент, фотограф, историк и т.д.). Команда победителей может провести экскурсию для учеников начальной школы. Фотографии, полученные в процессе работы над проектом, можно оформить в качестве выставки в холле школы и провести отдельный конкурс на лучшую фотографию.

Одним из вариантов представления материала, может быть подготовка экскурсии для иностранных туристов. Её можно оформить, как видеофильм о городе или гид по Барнаулу. Для реализации данного проекта можно привлечь учителей иностранных языков.

Таким образом, участие в длительной игре будет способствовать не только расширению кругозора учеников, развитию интереса к истории родного города, но и поможет сплотить классный коллектив.










Приложение № 1

Конспект воспитательного занятия.

Тема: "Непутевые заметки о городе Барнауле"


Цель: формирование опыта восприятия и трансляции информации, пропагандирующей принципы культурного взаимообогащения, создание долгосрочного проекта "Непутевые заметки о городе Барнауле".

Задачи:

  • развивать уважительное отношение к своей малой родине;

  • развивать у учащихся навыки коммуникации;

  • формировать и развивать представления о духовных ценностях жителей Алтайского края;

  • формировать и развивать активную жизненную позицию;

  • разработать экскурсионную карту г. Барнаула;

  • развивать интерес к туризму на Алтае в рамках Барнаульского туристического кластера.

Целевая группа – ученики 5-6 классов.

Оборудование:

  • раздаточный материал с информацией по темам: Легенды г.Барнаула; Выдающиеся исторические личности; Архитектурные памятники города; Мозаика в архитектуре г. Барнаула (см. Приложение №1);

  • карта г.Барнаула;

  • клей, ножницы;

  • медиа-контент: Клип на молодежный гимн города Барнаула.

Подготовительный этап: перед началом занятия ребята разбирают тематические карточки, и собираются по группам согласно темам (легенды, личности, архитектура, мозаика).

Ход занятия:

Организационный момент: распределение по группам, приветствие учащихся.

Мотивационно-целевой этап:

Ребятам предлагается посмотреть Молодёжный клип на гимн города Барнаула. https://www.youtube.com/watch?v=2OxqM6p6ym8

Учитель: Как вы думаете, на какую тему мы будем сегодня говорить? (Ответы учеников).

Учитель: ребята, часто ли к вам приезжают в гости жители других городов – бабушки, дедушки, друзья, знакомые? (Ответы учеников)

Учитель: вы знакомили их с нашим городом? Какие интересные места вы посещали? (если да, то какие) – ответы детей.

Проблемный вопрос: как организовать интересную и полезную прогулку по городу?

Учитель: Как вы думаете, какова цель нашего занятия? (Ответ детей: разработать маршрут прогулки или экскурсии по городу Барнаулу).

Цель: начать работу над долгосрочным проектом "Непутёвые заметки о городе Барнауле".

Основной этап занятия:

Деятельность учеников: каждый ребёнок в течение 3 минут изучает материал на карточке (у каждого учащегося индивидуальный материал).

Деятельность учителя: учитель подсказывает, отвечает на возникающие по ходу вопросы, помогает ученикам в работе с карточками.

Учитель знакомит воспитанников с правилами игры "Карусель": 2 группы садятся в 2 круга спиной друг к другу, а 2 оставшиеся группы садятся лицом к внутреннему кругу. Ребята обмениваются информацией, те, кто оказались во внешнем круге меняются местами по часовой стрелке. Цель игры – ознакомить друг друга с имеющейся на карточке информацией. На игру отводится 12 минут.

Деятельность детей: работа в ротационных парах.

Деятельность учителя: помогает воспитанникам дополнительной информацией, отвечает на вопросы.








Далее каждой группе предлагается выбрать 5 самых интересных фактов и рассказать о них остальным.

Учитель обращает внимание на карту города Барнаула и задаёт вопрос:

- Давайте подумаем, откуда нам начать свою прогулку?

Деятельность учеников: первой выступает группа "Архитектура", знакомит аудиторию с основной информацией на карточке. Ученики прикрепляют карточку к карте. Далее подобную работу выполняют остальные учащиеся групп.

Деятельность учителя: учитель, по мере того, как ученики знакомят остальных с информацией на карточке, начинает наносить маршрут на карту.

В итоге получается красивая интерактивная карта города, на которой проложен маршрут с достопримечательностями, итого 20 карточек должно оказаться на карте.

Подведение итогов:

Учитель: Итак, ребята, посмотрите, какая карта у нас получились (обращает внимание детей на карту). Мы вместе проложили маршрут прогулки по любимому городу. А захотелось ли вам с друзьями посетить некоторые из этих мест? (Ответ детей).

Ваша задача – посетить достопримечательности города, выделенные нами на карте, сделать селфи, отметить их хештегом #БарнаулOneLove. В конце учебного года мы подведём итоги конкурса «Непутёвые заметки о городе Барнауле». Каждый из вас может одержать победу в следующих номинациях: - Самое интересное фото;

- Самое большое количество фотографий из отмеченных нами мест;

- Самое информативное селфи;

- Самое большое количество приглашённых друзей на прогулку.

Итоги будут подведены интернет-голосованием.

Рефлексия: отложенная.


Дополнительный материал (тематические карточки) доступны по ссылкам:

10 исторических личностей.pdf (43472153)
10 легенд Барнаула.pdf (8255227)
Мозаика Барнаула.docx (15342270)
Каменные сокровища.pdf (21795735)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!