СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного меропритяия "Я люблю, значит, я живу"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно- музыкальная композиция

"Я люблю, значит, я живу!"

Цели:  вызвать восхищение способностью человека  любить;

 воспитывать чувства ответственности, такта, бережного отношения  к  влюбленным,  любящим и  любимым;

развивать артистические способности учащихся, умения выразительно читать прозаические и поэтические отрывки.

Оформление урока: рисунки учащихся.

Музыкальное оформление урока:

в данной композиции были использованы песни местного барда Дейч И. В. (перед чтением писем и после последнего письма).

Предварительная работа: инсценирование эпизода из книги  М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (встреча  Мастера и Маргариты, т. 1 гл.  13, со  слов «Она несла в руках ...» до слов « ... Вы, конечно скажете, сумасшедший?»; действующие лица в сцене: Мастер, Маргарита и автор.

Эпиграф:

Любовь всесильна: нет на земле

ни горя - выше кары ее, ни счастья - выше наслаждения служить ей.

В. Шекспир

Ход мероприятия

Первый ведущий:

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви. - то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы.

Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, Не радуется неправде, а сорадуется истине; Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

1-е Коринфянам Второе соборное послание Святого Иоанна Богослова

Второй ведущий:

Любовь пришла в наш мир в глубокой древности. Около острова Кифары из белоснежной пены морской родилась Афродита. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Юные оры отвели богиню на Олимп. С тех пор в ее руках судьбы не только смертных, но и богов.

На величественном Олимпе были богиня правосудия и бог войны, богиня плодородия и бог театра... Но только у Любви было 2 повелителя: она - Афродита и он - Аполлон.

Странности фантазии греков не трудно понять. В любви всегда бывают двое -он и она, и конечно же, то что их объединяет - их любовь, тайна которую разгадывают нимфы поэзии и музыки, сопровождающие богиню Афродиту.

Первый чтец:

Мне кажется, что ты сама поймешь. И я об этом говорить не буду... Бывает, что словами отпугнешь Любовь - единственное в мире чудо.

 

Чуть двинувшись, рука тебя нашла... Сближаются уста, дрожат ресницы... И - обрела два голубых крыла, И устремилась ввысь, как птица!

 

Пьянящая бескрайность бытия!          Восторг и боль! Вся мощь и хрупкость жизни! Навеки, да? Ведь лишь об этом я мечтаю, Как изгнанник об Отчизне!

 

Давай побудем молча полчаса. Безмолвие рождает чудеса.                                                                            Э. Гольдернесс

Третий чтец:

Любовь - это боль. Не до книг,

Друзей, тополиного ворса!

К руке бы любимой приник

Навек. Остальное - притворство.

 

Любовь - это боль. Не до лип

И рифм перекрестных и парных.

К руке бы любимой прилип

Навек. Остальное - бездарно.

 

Любовь - это боль. Не до скал,

Облизанных ветром и влажных.

К руке бы любимой припал

Навек. Остальное - неважно.                               А.Кушнер

Четвертый чтец:

Любовь - это плоть и кровь. Цвет, собственной кровью полит. Вы думаете, любовь- Беседовать через столик?

 

Часочек — по домам? Как те господа и дамы? Любовь, это значит... Храм? Дитя, замените шрамом.

На шраме! - Под взглядом слуг И бражников? (Я без звука: «Любовь - это значит лук Натянутый - лук: разлука?)

 

Любовь - это значит - связь. Все врозь у нас: рты и жизни,

(Просила ж тебя: не сглазь!

В тот час, в сокровенный, ближний,

Тот час на верху горы

И страсти. Память (Momenta) - паром!

Любовь - это все дары

В костер, и всегда - задаром!

М. Цветаева

Письмо первое

25 сентября 1893 года

Мой дорогой маленький Луи!

Все кончено. Мы с тобой больше не увидимся... Будь в этом также уверен, как я... Ты этого не хотел. Ты готов был сделать все, чтобы мы были вместе. Но расстаться было необходимо. Тебе нужно устроить свою жизнь.

Я не жалею о том, что не противилась этому решению, не противилась тебе, себе, нам и когда ты вчера рыдал, зарывшись головой в подушку, и тогда, когда ты дважды поднимал ко мне свое горящее лицо, и, наконец, когда вечером, в сумерки, я уже не видела твоих слез и только чувствовала, как они падали на мои руки...

Сейчас мы невероятно страдаем. Все это кажется мне кошмаром. В течение нескольких дней этому трудно будет поверить, и еще долгие месяцы будет больно... Потом наступит выздоровление. И вот я начинаю тебе писать - ведь мы решили, что я буду время от времени поддерживать с тобой связь. Мы об этом твердо договорились... Правда, это будет односторонняя связь - от меня к тебе, - так как ты никогда не будешь знать моего адреса, но эта связь - единственное, что помешает нашей разлуке превратиться в полный разрыв.

Я обнимаю тебя в последний раз, так нежно, так ласково... и на таком огромном расстоянии!..

Второй ведущий:

«Тайна сия велика есть...» - повторяем мы порой старинную, возвышенную формулу любви, повторяем часто бездумно, а нередко и иронично...

А это действительно тайна. И она в самом деле велика. Тайна встречи двоих людей - его и ее.

Пятый чтец:

Мне эта женщина никто, А вот на сердце, как ни странно, От голоса ее светло, От нежности ее туманно.

 

Она умеет принимать Жизнь благодарными глазами. И в удивленье замирать, И разговаривать с цветами,

 

В ее глазах на все ответ. Глядит - и душу озаряет, Как будто превратиться в свет Ей ничего не составляет.

 

Не то чтоб раньше был я слеп, Но только нынче ясно стало: Не эта женщина - и мне б Всю жизнь любви не доставало.       И. Ляпин

                        

Инсценирование эпизода из книги Булгакова М. М.   «Мастер и Маргарита» (фон - тихая лирическая музыка).

Четвертый чтец:

Наконец-то встретила Надобного – мне…  

М. Цветаева

Пятый чтец:

Вечер ветреней. Звезд миганье. И накрывает слегка. Близко-близко твое дыханье, Близко-близко твоя щека.

 

Локон. Искорки дождевые,

Рук озябших твоих тепло. На душе у меня впервые Так тревожно и так светло.

 

Как доверчиво, дорогая, Ты прильнула к моей груди.

Ну какая звезда такая

Помогла мне тебя найти?

 

Что-то шепчешь ты, будто в плаче. Я не вслушиваюсь в слова. Я уверен, что не иначе, Что, любимая, ты права.

 

Тополь машет нам влажной веткой... Ну скажи ты мне, ну скажи, Как я мог без тебя, без этой Одинокой такой души?

И. Ляпин

Четвертый чтец:

Я бы хотела жить с Вами

В маленьком городе,

Где вечные сумерки

И вечные колокола

И в маленькой деревенской гостинице тонкий звон

Старинных часов - как капельки времени

И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды -флейта

И сам флейтист в окне. И большие тюльпаны на окнах. И, может быть, вы бы даже меня не любили...

М. Цветаева

 

Письмо второе

25 сентября 1894 года

Я снова говорю с тобой, я тебе это обещала...

Вот уже целый год, как мы - больше не «мы»... Я хорошо знаю, что ты меня не забыл. Мы еще слишком вместе, чтобы я перестала ощущать твою боль, как свою, когда я думаю обо всем, что было... Но 12 месяцев, которые прошли, сделали свое дело. Они окутали прошлое дымкой печали... Да, уже дымка!.. Уже многие и маленькие события меркнут в памяти, многие детали умерли. Это замечаешь - не правда ли? - когда что-либо случайно возникает в памяти...

Я пытаюсь вспомнить выражение твоего лица таким, каким оно было, когда я увидела тебя в первый раз. И - не смогла!.. Попробуй ты вспомнить мой первый взгляд, и ты убедишься в том, что все на свете проходит...

Недавно я улыбнулась. Кому, чему? Никому и ничему. Это был солнечный луч, мелькнувший па аллее. Он заставил меня улыбаться! Я хочу, чтобы все чаще и чаще - пусть без всякой причины - просто потому, что хорошая погода, или  думая о лучшем будущем - ты поднимал голову и улыбался!..

 

Первый ведущий.

О том, кто любит, говорят иногда, что новое состояние души делает для него окружающий мир нереальным. Точнее было бы утверждать, что этот человек видит в окружающем его мире новые реальности. Любящий видит в любимом то, чего не видят другие, «не ослепленные» любовью люди. Они видят уголь, он - алмаз; они - «ничего особенного», он - чудо из чудес. Он не замечает иронических улыбок искушенных жизнью мудрецов, понимающих, чем кончится этот «эмоциональный шок» любви.

Третий чтец:

Простишь ли ты мои упреки, Мои обидные слова? ..                                                                                      И.  Северянин

                                                                                               

Пятый чтец:

Я о тебе, кто мне дороже, Боюсь писать стихи…

                                                                                           Р. Гамзатов                                                                   

Пятый чтец:

Я не могу без тебя жить! ..                                                                                Н. Асеев

 

Третье письмо

/ 7 декабря 1899 года

Вновь я с тобой, мой маленький Луи.

Не правда ли, я похожа на сон, потому что появляюсь, когда мне это нравится, но всегда в подходящий момент - когда пусто и темно... я иду и прохожу совсем близко, однако ко мне нельзя прикоснуться.

Я не грустна. Ко мне вернулось мужество. С каждым новым утром, с каждой сменой времени года солнце кажется мне все более приветливым.

Один раз я танцевала. Теперь я часто смеюсь. Сначала я могла сосчитать те дни, когда я смеялась. Потом сосчитать их уже нельзя было.

Вчера я любовалась каким-то празднеством. В лучах вечернего солнца толпа была прекрасна, как сад. Я чувствовала себя счастливой тем, что я была там, среди этих радостных и довольных людей.

Я пишу тебе, чтобы сказать, что у меня появилось новое, особенное чувство к тебе: нежность... мы когда-то с тобой говорили о нем, еще не зная, что это такое. Поверим в это в глубине души!..

 

Второй «едущий:

«Когда любишь женщину, - писал Дидро Софи Волан, - надо быть безумно в нее влюбленным, как я безумно влюблен в Вас». Любить человека... как это трудно. Любить его таким, какой он есть, со всеми его пороками, грехами, робкого и смелого, грубого и нежного. Любить просто за то, что он рядом с тобой. И пронести эту любовь через всю жизнь, через все испытания, не потеряв веры и надежды...

Третий чтец

Когда ты была со мной, Когда ты была со мной, - Миром моим, Всей судьбой земной Ты была одна,

И казалось мне,

Что по твоей милости,

Из-за тебя

Я ничего не успел,

И лишаюсь всего,

И отстаю от всех важных дел.

 

Сейчас тебя нет,

Сейчас тебя нет,

И временя - вволю,

И важных дел вволю,

Но я сижу и пальцем не шевельну,

Да и к чему это,

Я так ничего и не начну,

Да и зачем мне что-то делать,

Когда вдруг

Все лишилось значенья и смысла,

И померк белый свет,

Когда тебя нет,

Когда тебя нет.                                                             Г. Эмин

Первый чтец

Не отрекаются, любя…

 

В. Тушнова

Второй чтец:

Тысячу раз я решался Бросить тебя, уйти. Тысячу раз возвращался С половины пути. Тысячу раз ты жестоко Сердце мне жгла огнем, Но в мгновение ока Я забывал о том. Вот и сегодня я вышел, Чтоб не вернуться вновь, Но на пороге услышал Зов твой, моя любовь!.. Смерть настигает повсюду, Где угодно судьбе. Даже и мертвым я буду Думать лишь о тебе. Страшно уйти из-за взора: Вдруг умру... и тогда Наша короткая ссора Длиться будет всегда.                                                                                       Г. Эмин

Песня «Время лечит»

Четвертое письмо

6 июля 1904 года.

Проходят годы... Одиннадцать лет!.. Я уезжала, потом вернулась н снова уезжаю. Наверно, у тебя уже есть дом - я не сомневаюсь в этом, мой возмужавший Луи! - семья, для которой твоя жизнь очень важна... А ты сам... Какой ты сейчас? Я представляю себе твое лицо - оно пополнело; твои плечи стали шире... Возможно, у тебя появилась седина... Но, бесспорно, ты сохранил свою особенность: твое лицо, как прежде, озаряется внутренним светом перед тем, как ты улыбнешься!..

А я ... Я не буду тебе рассказывать, какой стала я... Женщины старятся быстрее, чем мужчины. Если бы нам можно было сейчас стать рядом, могли бы принять за твою мать - и по внешнему виду, и по всему тому, что светится для тебя в моих глазах.

Ты видишь, как мы были правы, когда расстались, потому что спокойствие вернулось и потому, что вот сейчас ты едва узнал мой почерк на конверте этого письма.

 

Первый ведущий:

Любовь для многих любящих была не утехой и не бытом, а поиском великой истины в человеческих отношениях и битвой, порой трагической, за сокровища человечности. Истинно любящие всегда борются до последнего мига за душу любимого человека - за ее восхождения. И они эту битву выигрывают ее, даже умирая...

Первый чтец:

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…

                                                                              М. Цветаева

Второй чтец:

Застонал я от сна дурного …                                       Н. Гумилев

Пятый чтец:

Я сто несчастий в жизни отведу,

Прикрою от печали и кручины,

Но где бессильны сильные мужчины, Останови, любимая, беду.

 

Когда бушуют яблони в цвету И девочка в песочнице смеется, И смотрит день, сощурившись, на солнце, Останови, любимая, беду.

 

Я в брод любое горе перейду, Во всех невзгодах выстоять сумею, Но в миг счастливой нежностью своею                       И. Ляпин Останови, любимая, беду.

 

Пятое письмо

25 сентября 1893 года

Мой дорогой!

Прошло двадцать лет, как мы расстались... Мой дорогой Лун, прошло двадцать лет с тех пор, как я умерла.

Если ты жив сейчас и читаешь это письмо, которое будет тебе отправлено теми же преданными и верными руками, пересылавшими тебе и предыдущие мои письма в течение всех этих лет, - ты меня уже почти забыл, и ты простишь мне, что я покончила собой на другой день после того, как мы расстались... Я не могла я не знала, как жить без тебя...

Это было вчера, это вчера мы расстались...

Посмотри получше на дату в начале этого письма, на которую ты не обратил внимания.

Это вчера ты рыдал в нашей комнате, зарывшись головой в подушки, ослабевший от горя большой ребенок... Это вчера в сумерки возле полуоткрытого во двор окна твои слезы падали на мои руки... Это вчера ты плакал, а я не говорила ни слова, крепясь как только могла...

И вот сегодня я пишу тебе, сидя за нашим столом, в окружении всех-всех наших вещиц, в обстановке, такой близкой нашим сердцам, - пишу четыре письма, те, которые ты получал через длительные промежутки, и - заканчиваю это, последнее.

Вечером я отдам все необходимые распоряжения, чтобы эти письма приходили к тебе в обозначенные числа, а потом сделаю так, чтобы меня никогда не нашли. Я исчезну из жизни. Не хочу говорить тебе - как. Тягостные подробности могут огорчить тебя и причинить тебе новые страдания даже через столько лет.

Самое главное в том, что мне удалось избежать грубого, ранящего разрыва и расстаться с тобой ласково и осторожно. Я хотела в письмах пережить себя только для того, чтобы самой довести все до конца... Разрыва не было. Ты, с твоей чувствительностью, возможно, не перенес бы его. И вот я возвращалась. Щадя твое сердце, возвращалась достаточно часто, и вместе с тем достаточно редко, чтобы постепенно угаснуть в твоей душе. А теперь, когда я говорю тебе всю правду, я выиграла нужное время для того, чтобы ты не так остро почувствовал, что означает для тебя моя смерть.

О мой маленький Луи! Есть какое-то страшное откровение в этом нашем последнем разговоре сегодня, когда так тихо и так издали мы говорим, и слышим друг друга: ты - меня, которой уже давно нет, а я - тебя, который не знал, чем была я все эти годы... И как невыразимо различно звучит слово «сейчас», слетая с моих губ, которые его шепчут, когда пишутся эти строки, и с твоих, когда ты произносишь его, читая это письмо сейчас.

И вот сейчас, спустя столько времени, сквозь вечность - хоть это может казаться невероятным - я тебя по-настоящему обнимаю!..

Я заканчиваю на этом, потому что я не смею (из-за боязни быть грустной, а значит, злой по отношению к тебе) рассказать тебе о всей своей огромной, безумной любви, о которой можно только мечтать, и о нежности, которая еще больше этой любви...

 

Первый ведущий

Была сильная буря, она повалила мачты и паруса, матросы изнемогали от усталости, корабль без руля был отдан на волю волн и ветра, который гнал его на рифы. Люди ожидали крушения, и тут один матрос нашел в трюме старый парус, истлевший, испещренный дырами; он натянул его, как мог, и тем самым спас корабль: потому что новые паруса под напором массы ветра рвутся, как бумага, этот же устоял в борьбе с ветром — потому что был дырявым - повел корабль...

Когда читаешь стихи и слушаешь песни о любви, кажется, что достаешь из трюма тот самый спасительный старый парус.

А раны в нем - раны в человеческом сердце, которые, как ни странно, помогают нам жить и учат любить...

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!