СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Внутренние воды Северной Америки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Внутренние воды Северной Америки»

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: исследование с элементами практики

Цели урока.

Для учителя:

1.            познакомить учащихся с особенностями рек и озер материка: источниками питания, режимом рек и характером их течения;

2.            познакомить учащихся с крупнейшими реками, озерами и водопадами;

3.            познакомить с распределением рек и озер по континенту;

4.            показать взаимосвязь между компонентами природы (“река – продукт климата и рельефа”);

5.             развивать картографические навыки и умения;

6.            продолжать совершенствование умения анализировать тематические карты;

7.            воспитывать интерес к изучению географии;

Для ученика:

1.знать:основные речные системы, озера материка;

2.знать особенности рек  озер: источниками питания, режимом рек и характером их течения;

3.уметь:показывать внутренние воды на карте;

4.уметь выделять причинно-следственные связи;

5.      уметь работать с картами: сопоставлять, извлекать нужную информацию.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Внутренние воды Северной Америки"»

Тема урока: «Внутренние воды Северной Америки»

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: исследование с элементами практики

Цели урока.

Для учителя:

  1. познакомить учащихся с особенностями рек и озер материка: источниками питания, режимом рек и характером их течения;

  2. познакомить учащихся с крупнейшими реками, озерами и водопадами;

  3. познакомить с распределением рек и озер по континенту;

  4. показать взаимосвязь между компонентами природы (“река – продукт климата и рельефа”);

  5. развивать картографические навыки и умения;

  6. продолжать совершенствование умения анализировать тематические карты;

  7. воспитывать интерес к изучению географии;

Для ученика:

  1. знать: основные речные системы, озера материка;

  2. знать особенности рек озер: источниками питания, режимом рек и характером их течения;

  3. уметь: показывать внутренние воды на карте;

  4. уметь выделять причинно-следственные связи;

  5. уметь работать с картами: сопоставлять, извлекать нужную информацию.

Методы, приемы, технологии: словесный метод: объяснение, беседа (на актуализацию знаний, на повторение), работа в группах, индивидуальный и фронтальный опрос, наглядный метод (наглядно – образный), объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый, репродуктивный метод, приемы работы с учебником и атласом, исследовательский метод, технология ЛОК.

Оборудование: доска, учебник, тетради, атласы, настенные карты: Физическая карта мира, Физическая и климатическая карта Северной Америки, дополнительная литература, презентация, компьютер, проектор.

Ход урока.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Результативность

1

Организационный момент


Приветствует школьников и проверяет готовность. Отмечает отсутствующих.

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

Культура приветствия педагога

Хорошая дисциплина

2

Проверка ранее изученного материала


1. Географический диктант.

— Посмотрим, как же вы усвоили номенклатуру?

Запись на доске:

а) Гольфстрим;
б) Калифорния;
в) Ньюфаундленд;
г) Юкатан;
д) Лабрадор;
е) Гудзонов.

Вопросы учителя:

1. Полуостров на западе материка (Б)
2. Залив на севере. (Е)
3. Полуостров на юге Северной Америки (Г)
4. Остров у восточных берегов (В)
5. Крупнейший полуостров материка. (Д)
6.Теплое течение в Атлантическом океане 
у берегов Северной Америки (А)

2. Выбирают правильный ответ: 1. В зимний период в Северной Америке устанавливаются отрицательные 
температуры воздуха:

а) на всем материке
б) на большей части материка
в) только на крайнем севере.

2.Наиболее суровый арктический климат сформировался в Гренландии,
что связано с:

а) большой площадью и массивностью острова
б) близостью к Северному полюсу
в) мощным современным оледенением
г) влиянием холодных морских течений.

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с материком " Северная 
Америка". Вы узнаете много интересного о реках, озерах материка. А 
сейчас немного обобщим те знания, которые вы уже получили по данному 
континенту.

3. Фронтальный опрос.


1.Назовите причины, влияющие на формирование климата Северной 
Америки.

2. Какие ветры господствуют в Северной Америке? (пассаты, муссоны, западные ветры умеренных широт.)

3. Почему арктический воздух проникает временами до берегов Мексиканского залива?(отсутствие хребтов на севере).

 4. Какие климатические пояса можно выделить в Северной Америке?

5.  Почему в некоторых климатических поясах выделяют климатические 
области? (Это связано с особенностями подстилающей поверхности)


Отвечают на вопросы письменно и устно.

1) 1.Большая протяженность материка с запада на восток между северным полярным кругом и северным тропиком.2.Значительная изрезанность берегов на севере материка.3.Почти меридиональное расположение горных хребтов, преграждающих путь влажным ветрам с Тихого и Атлантического океанов.4. По равнинам, лежащим в центральной части материка, свободно проникают ветры с севера на юг и с юга на север.






Умения использовать ранее полученные знания





Правильно отвечают на вопросы

3

Изучение нового материала










1.К внутренним водам относятся: реки, озёра, болота, ледники...

2-3. Миссисипи – Атлантический океан; Маккензи – Северный Ледовитый океан; Колорадо – Тихий океан; Колумбия – Тихий океан и т.д.

4. горы Кордильеры и Скалистые горы

5. Питание рек материка: дождевое, снеговое, ледниковое



















По происхождению котловины бывают: тектонические, ледниковые, вулканические и т. д.

К северу от 50 с.ш. распространены ледниковые озера, южнее тектонического с влиянем ледника.

 Названия озёр: Верхнее - самое большое по площади пресное озеро в мире, площадью 82,4 тыс. км²
Гурон — имя индейского племени.
Мичиган — " Большое озеро".
Эри — имя индейского племени.
Онтарио — " Красивое озеро", меньшее из 5

Это система пресноводных озёр в Северной Америке. Площадь около 245,2 тыс. км², объём воды 22,7 тыс. км³ Они соединены между собой порожистыми и многоводными реками. Река Святого Лаврентия собирает воду озер и несет их в океан. В бассейне озер сосредоточено большое количество городов. На долгие годы главной болезнью озер стало загрязнение. 

Она имеет длину всего 56 км, но на ней находится один из красивейших водопадов — Ниагарский. Возник он 12.500 лет назад. За это время обрыв, с которого падала река, был на 11 км севернее. Высота водопадов составляет 53 метра. Ширина 792 м. Самый мощный в Северной Америке. Шум слышен за десятки километров. Водопад используется для строительства ГЭС. Необходимо вмешательство человека, чтобы сохранить этот уникальный объект, так как вода разрушает известняк, и вскоре может опустить оз. Эри.

Как вы знаете, разнообразие климата всегда отражается и на особенностях вод суши в пределах материка.

Тема урока: Внутренние воды С.А.

Используя атлас, ответьте на вопросы:

1.Что относится к внутренним водам?

2.Какие крупные реки протекают по материку?

3.В какие океаны несут свои воды?

4. Где проходит водораздел между бассейнами Тихого и Атлантического океанов?

5. Какое питание имеют реки материка?

6. У каких рек большая скорость течения? (горных) Какие реки еще бывают?(равнинные) От какого компонента природы это зависит? (от рельефа)

Задание практического характера. Дайте характеристику рек по плану (план описания реки – с.312). Iгруппа – описание р. Миссисипи
II группа – описание р. Маккензи
III группа – описание р. Колумбия
IV группа – описание р. Колорадо

-Сравните площади бассейнов. -Реки какого бассейна самые короткие? Почему?

-Ребята, какие компоненты природы оказывают существенное влияние на реки?(прежде всего рельеф и климат)



Большую роль играют внутренние воды в природе и жизни человека.

-Много в Северной Америке озёр. Вспомните, какие по происхождению бывают озёрные котловины?

— Где на материке много озер?
— Перечислите их и покажите на карте

Рассказ учителя о Великих озёрах













— Какая река соединяет озера Эри и Онтарио?

Рассказывает о водопаде Ниагара

Рассказывает о соленых озерах: В Северной Америке область бессточных соленых озер небольшая по площади. Это Большой Бассейн и Мексиканское нагорье. В центре Большого Бассейна лежит Большое Соленое озеро.(Просит найти на карте) Соленость воды в нем в 10 раз больше, чем в океане. Здесь добывают поваренную и калийную соли. 

На севере в условиях избыточного увлажнения есть болота.



Записывают тему в тетрадь







Отвечают ранее поставленные вопросы











Дают характеристику рек по плану.

















Отвечают на вопросы







Слушают учителя















Отвечают на вопрос



Слушают учителя





Находят на карте Большое Соленое озеро

Умение вести тетрадь







Умение применять полученные знания







Умение анализировать карты и текст учебника





































Умение пользоваться картой



Умение слушать учителя



Умение пользоваться картой

Запись темы в тетради







Правильно отвечают на вопросы









Анализ рек













Правильно отвечают на вопросы



















Называют реку











Правильно находят озеро

4

Закрепление



Сегодня мы познакомились с удивительным миром рек и озер Северной Америки. Я хочу посмотреть, как вы усвоили тему.

1.Самая большая река Америки: а) Маккензи, б) Миссисипи

2.Реки, стекающие с Аппалачей по восточному склону: а) полноводные, б) маловодные

3.Реки бассейна Северного Ледовитого океана имеют преимущественно: а) дождевое питание, б) снеговое питание

4.Что объединяет озера Верхнее, Эри, Гурон, Онтарио? а) все они относятся к бассейну Тихого океана б) все они соединены реками в единую систему

5.Ниагарский водопад находится между озерами:а) Мичиган – Гурон б) Эри – Онтарио

6.Озеро Виннипег происхождения: а) ледникового б) тектонического

7.Великие озера соединяются с Атлантическим океаном рекой: а) Св. Лаврентия б) Миссури











Отвечают на вопросы











Умение использовать полученные знания на уроке











Правильно отвечают на вопросы

5

Домашнее задание. Параграф 54







Влияние климата на реки”

Река

Климатический пояс

Питание рек

Режим рек

1. Миссисипи (инд. – “большая река”; “отец вод”)

Умеренный и субтропический пояс

Дождевое, снеговое

Весеннее половодье

Самая водоносная река континента

2. Колумбия

Умеренный пояс

Снеговое, дождевое, ледниковое

Летне-весеннее половодье

3. Макензи (англ. Mackenzie – имя английского путешественника)

Субарктический пояс

Снеговое, дождевое

Летне-весеннее половодье

4. Колорадо (Большой Каньон)

Субтропический пояс

Ледниковое, дождевое

Летнее




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!