СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Входя в мир Чехова...».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагается конспект урока по литераруре для 5 класса, но можно применить его как и для урока внеклассного чтения в старших классах. Обучающиеся знакомятся с творческим мноогобразием юмористических рассказов А.П. Чехова, а так же проводят грань между юмором и сатирой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Входя в мир Чехова...».»

«Входя в мир Чехова...»

(своеобразие юмористических рассказов)


Цель урока: познакомить детей со своеобразием юмористических рассказов А.П. Чехова на примере рассказа «Лошадиная фамилия».

Задачи:

1. Уяснить, почему «Лошадиная фамилия» А.П. Чехова – юмористический рассказ;

2. Формирование умений учащихся анализировать текст художественного произведения;

3. Формирование умений заниматься исследовательской деятельностью;

4. Воспитание культуры речи, развитие навыков выразительного чтения.

Вид урока: традиционный с элементами исследовательской лаборатории,

урок — исследование.

Вид деятельности: групповая, индивидуальная, исследовательская лаборатория с применением технологии критического мышления.

Система оценивания знаний, умений, навыков: каждый ответ ученика считается правильным.

Ход урока

На доске даются детям высказывания-подсказки к уроку:

«Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает»

Владимир Владимирович Набоков

«Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мысли просторно»

Максим Горький



Этап урока

Учитель

Обучающиеся (предполагаемый результат)

Орг. момент


1.1


























1.2




















































































































1.3





Вступительное слово учителя-рассказ об А.П. Чехове:

Жизненный путь А.П. Чехова. В письме Чехова к А.С. Суворину есть такие строки:'' Необходимо чувство личной свободы, а это чувство стало разгораться во мне только недавно. Раньше его у меня не было…Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу, и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая''. [4, с. 56] Эта цитата говорит об исключительной духовной свободе Чехова, чувстве внутреннего достоинства, но так было не всегда, а в детстве, юности было другое.


А.П. Чехов родился 17(29) января 1860 года в семье бывшего приказчика, ставшего хозяином бакалейной лавки. Антон Павлович говорил о себе, о своих братьях и сестре: "Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери". Когда Антон Павлович говорил: "В детстве у меня не было детства", - то подразумевал под этим многое. Кроме учебы в гимназии на детей нередко целиком возлагалась забота о бакалейной лавке. Отец хотел сделать своих детей образованными людьми. Он отдал их всех в гимназию, нанял для них учителя музыки, рано начал их учить языкам. Таганрогская гимназия была идеальной с точки зрения царского министерства народного просвещения.

Рано началось у Антоши увлечение театром и литературой. Первое известное нам юношеское произведение Чехова написано для театра. Это пьеса "Безотцовщина".Вместе с увлечением театром шли и первые литературные опыты. Гимназистом четвертого класса Антоша сотрудничал в рукописном журнале, выходившем под редакцией старшего класса. В этом журнале было помещено сатирическое стихотворение Антоши, посвященное инспектору Дьяконову.

В 1875 году отец Чехова разорился и бежал из Таганрога от кредиторов. Из обеспеченной семьи Чеховы стали бедняками. В связи с поступлением братьев Чехова в московские учебные заведения вся семья, за исключением Антоши, перебралась в Москву. Антон оставался в Таганроге для того, чтобы окончить гимназию.

Приехав в Москву, Антон Павлович стал студентом-медиком и сотрудником юмористических журналов.

В течение долгих лет работы в юмористических журналах писателю пришлось оттачивать мастерство рассказчика: в небольшой объем вмещали максимум содержания. Именно из этих журналов и "вышел" герой чеховских рассказов - "маленький" человек города, а затем и деревни.

Окончив в 1884 году курс университета, Антон Павлович приехал в тогдашний заштатный город Воскресенск под Москвой, куда приезжал впоследствии вместе с семьей до 1887 года, снимая дачу в имении Бабкино. Здесь развилась его любовь к среднерусской природе, сделавшая его мастером русского пейзажа, здесь познакомился он с множеством людей разнообразнейших званий и профессий. Антон Павлович заведовал некоторое время земской лечебницей неподалеку от Воскресенска. Земский врач был фигурой, тесно связанной со всей жизнью крестьянства, без глубокого знания которой он не мог бы написать множество рассказов, связанных с фигурой врача, с больницей.

В эти же годы Чехов окончательно увидел свое призвание не в медицине, а в литературе.

Чехов стремился быть полезным своему народу, родине, что повлияло на его желание поехать на Сахалин в 1890 году. Путешествие оказалось плодотворным, Чехов написал «Палату N6».

В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в больницу. Здоровье, и без того слабое, подорванное поездкой на Сахалин, ухудшилось настолько, что доктора настаивают на переезде Чехова на юг. Осень и зиму 1897/98 г.г. писатель живет в Ницце, потом в Париже.

В мае 1898 года Чехов возвращается на родину, едет в Ялту, весной 1899 года писатель едет в Москву, где в это время с успехом шли его пьесы. В конце августа имение в Мелихове продано, и Чехов с матерью и сестрой окончательно перебирается на жительство в Ялту.

В 1900 году Чехова выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук. Но в 1902 году Чехов выходит из её рядов в знак несогласия с решением Академии об исключении Горького по причине его политической неблагонадежности.

Весной 1900 года в Крым приезжает на гастроли Московский Художественный театр. Чехов отправляется в Севастополь, где специально для него дают «Дядю Ваню». Позже театр переезжает в Ялту, и в доме на Аутке начинают собираться интереснейшие люди: Бунин, Горький, Куприн; каждый день у Чеховых - вся театральная труппа. Вскоре театр возвращается в Москву.

Зиму 1900-1901 г.г. Чехов находится в Ницце на лечении, потом едет в Италию, а в феврале возвращается в Ялту. 25 мая А.П. Чехов и О.Л. Книппер, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах, с которой Чехов познакомился на репетициях в 1898 году, венчались. Написана и поставлена пьеса «Три сестры» (1901 г.). В 1904 году ставится еще одна пьеса Чехова «Вишневый сад»- это последнее произведение великого писателя и драматурга. Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии.

15 июля во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь, осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.


Антон Павлович Чехов – мастер рассказа

Антон Павлович Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры."Краткость - сестра таланта" — ведь так оно и есть:все рассказы А.П. Чехова очень короткие, но в них заложен глубокий философский смысл. Что такое жизнь? Зачем она дается человеку? А любовь? Настоящее ли это чувство или просто фарс?

В маленьких рассказах Чехов научился передавать всю жизнь человека, течение самого потока жизни. Крошечный рассказик поднялся до высоты эпического повествования. Чехов стал творцом нового вида литературы - маленького рассказа, вбирающего в себя повесть, роман, В его письмах, высказываниях, записях появились по-суворовски лаконичные и выразительные изречения, формулы стиля: «Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок. Краткость - сестра таланта», «Искусство писать - это искусство сокращать», «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен» «Писать талантливо, то есть коротко», «Умею коротко говорить о длинных вещах».

Последняя формула точно определяет сущность достигнутого Чеховым необыкновенного мастерства. Он добился небывалой в литературе емкости, вместительности формы, он научился несколькими штрихами, особенно посредством сгущения типичности, своеобразия языка персонажей, давать исчерпывающие характеристики людей.



Знакомство с произведением

Учитель читает произведение «Лошадиная фамилия»


Физкульт-размнка


Исследовательская лаборатория

--------------------------------------------------------------



Вопросы по рассказу, которые показывают всё своеобразие чеховских юмористических произведений;

Определение по запись:

Юмор-особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие

Фабула-короткий сюжет, передающий событие





1. Какие рассказы А.П. Чехова Вы знаете?






Материал даётся под запись, но при этом дети сами делаю выводы, используя прослушанный материал.

2. Ребята , давайте с Вами обратим вниманиена заглавие рассказа(ов)?




3. Ребята обратим внимание на вступление рассказа?









4.Давайте посмотрим, что лежит в основе сюжета?





5. Давайте посмотрим, чему автор уделяет большое внимание?





6. Давайте посмотрим, есть ли в рассказе подробные пейзажные зарисовки и портретные характеристики?





7. Давайте с Вами подумаем, чем заменено подробное описание персонажей, событий и тд.?




8.Ребята и напоследок, давайте обратим внимание на то , чем заканчивается рассказ, какая в нем развязка?

-------------------








Тема урока


Особенности юмористических произведений


1. «Налим», «Хирургия», «Толстый и тонкий» и др.






2. Простое предельно краткое заглавие рассказа

3. Короткое вступление, дающее полную информацию о месте событий, времени, героев


4.В основе сюжета - бытовая ситуация, случай из жизни.


5. Автор уделяет большое внимание диалогу

6.Отсутствуют подробные пейзажные зарисовки и портретные характеристики

7. Подробное описание заменено- говорящей деталью.

8. Яркая, смешная, неожиданная развязка.

Вывод


Дети говорят о том, что нового они узнали о произведениях А.П. Чехова.

Домашнее задание

Попробовать написать юмористический краткий рассказ (можно с иллюстрациями)

Дети записывают домашнее задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!