СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "В ельнике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока во 2 классе "В ельнике", программа "Планета Знаний"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "В ельнике"»

Конспект урока окружающего мира для учащихся 2 "Г" класса

Тема урока: В мире живой природы. В ельнике.

Цель урока: познакомить детей с растениями и животными, обитающими в еловом лесу.

Задачи:

- выяснить условия, необходимые для растений и животных, обитающих в ельнике;

- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;

- воспитывать интерес к явлениям природы, формировать экологическую культуру учащихся.

Ход урока

I. Организация класса

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II. Проверка домашнего задания

1. Выполнения задания «Найди ошибку»

Слайд 1 - Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Я предлагаю вам найти ошибки на картине художника, изобразившего березовую рощу. Какие ошибки допустил художник?

- Какие растения произрастают в березовой роще?

- Каких животных можно встретить в березовой роще?

Слайд 3

- Выберите прилагательные, характеризующие березовую рощу: темная, светлая, воздушная, угрюмая, сказочная, жуткая.

Слайд 4

- Так какая же у нас березовая роща? (светлая, воздушная, сказочная)

Слайд 5

2. Анализ стихотворения С. Есенина

Слайд 6

- К березе в России особое отношение, не случайно национальным деревом нашего государства является береза. Красоту русской березки воспевали многие поэты. Послушайте стихотворение Сергея Есенина и скажите, как поэт называет березку.

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То яркую, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнётся – но не ломится!

- Как поэт называет березку?

- С кем сравнивает поэт березку?

- Почему у С. Есенина любимым деревом была береза? (потому что он родился в русской глубинке, в селе Константиново Рязанской области)

3. Составление словосочетаний со словом «березовый»

Слайд 7

- Береза имеет большое значение в жизни россиян. Сейчас мы с вами попробуем составить словосочетания, которые помогут вам понять, как люди используют березу.

Березовый лист

- Полезные свойства березы сосредоточены в ее уникальных листьях, содержащих серебро. Они идеально очищают воздух, в том числе от болезнетворных бактерий. Они богаты эфирным маслом и аскорбиновой кислотой. Настой листьев березы принимают при заболеваниях нервной системы и почек.

Берёзовые почки. Березовые сережки

- В почках березы содержится виноградный сахар, аскорбиновая кислота, многие другие элементы. Березовые почки можно использовать в качестве приправы в кулинарии, они придают блюдам тонкий аромат и легкую горчинку. Настой березовых почек или сережек применяют для лечения печени и простудных заболеваний.

Березовой веник очень прочный, гибкий и удобный. Издавна на Руси отдавали предпочтение при посещении русской бани березовым веникам, ценя их целебные свойства. Березовые веники – это кладезь полезных веществ. Запаренный кипятком веник издает чудесный аромат.

Березовая древесина

Древесина березы светлого цвета, очень красива и хорошо полируется. Она используется для изготовления паркета, лыж и мебели. Из бересты в России издавна делают кухонную посуду.

- Как русский народ использует березу?


II. Изучение нового материала

  1. Актуализация знаний детей о значении ельника

Звучат звуки леса.

Слайд 8 (стих на фоне леса)

Хочу пригласить вас сегодня в лес,
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, - мы свои!
Если внимательны, будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.
2. Обозначение темы и цели урока

Слайд 9 - Сегодня мы с вами познакомимся с растениями и животными, обитающими в ельнике. Тема нашего урока «В ельнике».

- Какой лес называют ельником?

- Какие деревья в нем растут?

- Какой это лес? (темный, сумрачный)

3. Чтение и анализ текста на с. 40-41

Слайд 10 (фото ельника)

- Откройте учебник на с. 40. Мы сейчас прочитаем рассказ «В ельнике». Вы внимательно слушайте, а потом расскажите, какие растения можно встретить в ельнике. Читай…

- Какие деревья растут в ельнике?

- Как выглядит ель?

- Какое травянистое растение можно встретить в ельнике?

4. Анализ рисунков на с.40, 41

- Рассмотрите рисунок на с.40. Какой лес вы видите на рисунке?

- Какие деревья преобладают в ельнике?

- Какое травянистое растение вы видите на рисунке?

- Какие животные изображены на иллюстрации?

- Чем занята белка?

- Как вы думаете, чем заняты муравьи?

- Давайте рассмотрим иллюстрацию на с. 41. Перед вами разрез муравейника.

Слайд 11(муравей) - Живут муравьи в лесу. Их гнезда называются муравейники, высота которых может быть более 1 м. Их строят из сухих травинок, хвоинок, обломков веточек, чешуек от сухих почек деревьев. Все это - надземная часть жилища муравьев. Из нее по проходам муравьи попадают в подземную часть жилища. Муравьи строят свое жилище несколько лет. В одном муравейнике живут десятки тысяч муравьев. Муравьи – это насекомые. Они бывают коричневого и рыжего цвета. Муравьи очень маленькие и трудолюбивые. У муравья есть голова, грудка, брюшко, усики, глаза, рот, 6 лапок.

Пища муравьев – различные гусеницы, бабочки, улитки, черви, мухи, жучки. Крупную добычу (гусеницу) тащат в муравейник сразу несколько муравьев: одному из них такая ноша не под силу.

Муравьи – полезные насекомые. Они уничтожают вредителей леса. Муравьев называют “санитарами леса”, т. к. они уничтожают различных насекомых, повреждающих кору и листья деревьев. К тому же муравьи рыхлят почву и разносят семена растений. А сами служат пищей птицам.

- Какую пользу приносят муравьи?

- Почему нельзя разрушать муравейники?

5. Выполнение задания на с. 42

- Откройте учебники на с. 42. Рассмотрите грибы на иллюстрации.

- Какие грибы собрали Маша и Петя? Назовите. Как мы назовем грибы, которые собрали дети? (съедобные) Слайд 12 (съедобные грибы)

- Какие грибы дети не стали собирать? (мухомор, поганка) Почему? (ядовитые)

- Давайте прочитаем правила сбора грибов в рамочке. Читай...

Слайд 13 (колокольчик и кислица)

- Сравни окружающую среду кислицы и колокольчика, растущего на опушке леса?

- А теперь, ребята, рассмотрите изображения птиц на с. 42

- Какие птицы живут в еловом лесу?

- Чем они похожи? (живут в ельнике, имеют крылья, умеют летать)

- Чем различаются птицы, живущие в ельнике? (размерами, окраской перьев, формой клюва, способом питания)

Слайд 14 (клест на ветке с шишкой)

Клесты обитают в ельниках. Это небольшие птицы плотного сложения с довольно длинными и узкими крыльями, короткими толстыми ногами и острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым оперением. У клеста клюв толстый и сильный, обе половинки загнуты и искривлены в стороны так, что кончики их перекрещиваются. Существует древняя легенда, что клест приобрел свой специфический клюв в результате попытки удалить гвозди из рук и ног Христа, когда тот был на кресте.

Держатся клесты стаями, часто подвешиваясь к шишкам, срывая и роняя их. Питаются клесты семенами хвойных деревьев. Для вскрывания шишек им служит перекрещенный сильный клюв. Клесты не выедают из шишки все семена, а бросают начатую шишку, поэтому под деревьями лежит много шишек.

Клесты строят гнезда, откладывают яйца, насиживают кладки и выкармливают птенцов чаще всего зимой, когда созревают семена в еловых шишках.

- Какие связи существуют между растениями и животными елового леса?

IV. Закрепление изученного материала

1. Выполнение задание в рабочие тетради с.25 № 45

- Откройте рабочие тетради на странице 25. Найдите задание № 45. Прочитайте.

Слайд 15 (стих, потом слово)

- Какое слово нужно вставить в стихотворение?

Слайд 16 (фото ягоды) Дети рисуют ягоду.

V. Итог урока. Домашнее задание

Слайд 17 - Для того чтобы вы лучше усвоили материал сегодняшнего урока, вы дома прочитаете текст учебника на с.40-41 и перескажите его.

Слайд 18 (фото елового леса) - С каким природным сообществом мы познакомились?

- Какие растения растут в еловом лесу?

- Какие животные встречаются в этом природном сообществе?

- Как животные приспособились к жизни в ельнике?

- Почему ельник – это природное сообщество?

- Кто является санитаром елового леса?

- Чем отличается еловый лес от соснового?

- Как мы с вами должны относиться к лесу?

- Сегодня на уроке активно работали ……….(оценки)

- Мне было приятно, что сегодня вы показали отличные знания, умение работать вместе. Я верю, что полученные знания вам пригодятся в жизни.

Сегодня на уроке активно работали……….

Молодцы! Спасибо за урок. До свидания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!