Конспект урока окружающего мира для учащихся 2 "Г" класса
Тема урока: В мире живой природы. В ельнике.
Цель урока: познакомить детей с растениями и животными, обитающими в еловом лесу.
Задачи:
- выяснить условия, необходимые для растений и животных, обитающих в ельнике;
- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;
- воспитывать интерес к явлениям природы, формировать экологическую культуру учащихся.
Ход урока
I. Организация класса
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Проверка домашнего задания
1. Выполнения задания «Найди ошибку»
Слайд 1 - Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Я предлагаю вам найти ошибки на картине художника, изобразившего березовую рощу. Какие ошибки допустил художник?
- Какие растения произрастают в березовой роще?
- Каких животных можно встретить в березовой роще?
Слайд 3
- Выберите прилагательные, характеризующие березовую рощу: темная, светлая, воздушная, угрюмая, сказочная, жуткая.
Слайд 4
- Так какая же у нас березовая роща? (светлая, воздушная, сказочная)
Слайд 5
2. Анализ стихотворения С. Есенина
Слайд 6
- К березе в России особое отношение, не случайно национальным деревом нашего государства является береза. Красоту русской березки воспевали многие поэты. Послушайте стихотворение Сергея Есенина и скажите, как поэт называет березку.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То яркую, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнётся – но не ломится!
- Как поэт называет березку?
- С кем сравнивает поэт березку?
- Почему у С. Есенина любимым деревом была береза? (потому что он родился в русской глубинке, в селе Константиново Рязанской области)
3. Составление словосочетаний со словом «березовый»
Слайд 7
- Береза имеет большое значение в жизни россиян. Сейчас мы с вами попробуем составить словосочетания, которые помогут вам понять, как люди используют березу.
Березовый лист
- Полезные свойства березы сосредоточены в ее уникальных листьях, содержащих серебро. Они идеально очищают воздух, в том числе от болезнетворных бактерий. Они богаты эфирным маслом и аскорбиновой кислотой. Настой листьев березы принимают при заболеваниях нервной системы и почек.
Берёзовые почки. Березовые сережки
- В почках березы содержится виноградный сахар, аскорбиновая кислота, многие другие элементы. Березовые почки можно использовать в качестве приправы в кулинарии, они придают блюдам тонкий аромат и легкую горчинку. Настой березовых почек или сережек применяют для лечения печени и простудных заболеваний.
Березовой веник очень прочный, гибкий и удобный. Издавна на Руси отдавали предпочтение при посещении русской бани березовым веникам, ценя их целебные свойства. Березовые веники – это кладезь полезных веществ. Запаренный кипятком веник издает чудесный аромат.
Березовая древесина
Древесина березы светлого цвета, очень красива и хорошо полируется. Она используется для изготовления паркета, лыж и мебели. Из бересты в России издавна делают кухонную посуду.
- Как русский народ использует березу?
II. Изучение нового материала
Актуализация знаний детей о значении ельника
Звучат звуки леса.
Слайд 8 (стих на фоне леса)
Хочу пригласить вас сегодня в лес,
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, - мы свои!
Если внимательны, будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.
2. Обозначение темы и цели урока
Слайд 9 - Сегодня мы с вами познакомимся с растениями и животными, обитающими в ельнике. Тема нашего урока «В ельнике».
- Какой лес называют ельником?
- Какие деревья в нем растут?
- Какой это лес? (темный, сумрачный)
3. Чтение и анализ текста на с. 40-41
Слайд 10 (фото ельника)
- Откройте учебник на с. 40. Мы сейчас прочитаем рассказ «В ельнике». Вы внимательно слушайте, а потом расскажите, какие растения можно встретить в ельнике. Читай…
- Какие деревья растут в ельнике?
- Как выглядит ель?
- Какое травянистое растение можно встретить в ельнике?
4. Анализ рисунков на с.40, 41
- Рассмотрите рисунок на с.40. Какой лес вы видите на рисунке?
- Какие деревья преобладают в ельнике?
- Какое травянистое растение вы видите на рисунке?
- Какие животные изображены на иллюстрации?
- Чем занята белка?
- Как вы думаете, чем заняты муравьи?
- Давайте рассмотрим иллюстрацию на с. 41. Перед вами разрез муравейника.
Слайд 11(муравей) - Живут муравьи в лесу. Их гнезда называются муравейники, высота которых может быть более 1 м. Их строят из сухих травинок, хвоинок, обломков веточек, чешуек от сухих почек деревьев. Все это - надземная часть жилища муравьев. Из нее по проходам муравьи попадают в подземную часть жилища. Муравьи строят свое жилище несколько лет. В одном муравейнике живут десятки тысяч муравьев. Муравьи – это насекомые. Они бывают коричневого и рыжего цвета. Муравьи очень маленькие и трудолюбивые. У муравья есть голова, грудка, брюшко, усики, глаза, рот, 6 лапок.
Пища муравьев – различные гусеницы, бабочки, улитки, черви, мухи, жучки. Крупную добычу (гусеницу) тащат в муравейник сразу несколько муравьев: одному из них такая ноша не под силу.
Муравьи – полезные насекомые. Они уничтожают вредителей леса. Муравьев называют “санитарами леса”, т. к. они уничтожают различных насекомых, повреждающих кору и листья деревьев. К тому же муравьи рыхлят почву и разносят семена растений. А сами служат пищей птицам.
- Какую пользу приносят муравьи?
- Почему нельзя разрушать муравейники?
5. Выполнение задания на с. 42
- Откройте учебники на с. 42. Рассмотрите грибы на иллюстрации.
- Какие грибы собрали Маша и Петя? Назовите. Как мы назовем грибы, которые собрали дети? (съедобные) Слайд 12 (съедобные грибы)
- Какие грибы дети не стали собирать? (мухомор, поганка) Почему? (ядовитые)
- Давайте прочитаем правила сбора грибов в рамочке. Читай...
Слайд 13 (колокольчик и кислица)
- Сравни окружающую среду кислицы и колокольчика, растущего на опушке леса?
- А теперь, ребята, рассмотрите изображения птиц на с. 42
- Какие птицы живут в еловом лесу?
- Чем они похожи? (живут в ельнике, имеют крылья, умеют летать)
- Чем различаются птицы, живущие в ельнике? (размерами, окраской перьев, формой клюва, способом питания)
Слайд 14 (клест на ветке с шишкой)
Клесты обитают в ельниках. Это небольшие птицы плотного сложения с довольно длинными и узкими крыльями, короткими толстыми ногами и острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым оперением. У клеста клюв толстый и сильный, обе половинки загнуты и искривлены в стороны так, что кончики их перекрещиваются. Существует древняя легенда, что клест приобрел свой специфический клюв в результате попытки удалить гвозди из рук и ног Христа, когда тот был на кресте.
Держатся клесты стаями, часто подвешиваясь к шишкам, срывая и роняя их. Питаются клесты семенами хвойных деревьев. Для вскрывания шишек им служит перекрещенный сильный клюв. Клесты не выедают из шишки все семена, а бросают начатую шишку, поэтому под деревьями лежит много шишек.
Клесты строят гнезда, откладывают яйца, насиживают кладки и выкармливают птенцов чаще всего зимой, когда созревают семена в еловых шишках.
- Какие связи существуют между растениями и животными елового леса?
IV. Закрепление изученного материала
1. Выполнение задание в рабочие тетради с.25 № 45
- Откройте рабочие тетради на странице 25. Найдите задание № 45. Прочитайте.
Слайд 15 (стих, потом слово)
- Какое слово нужно вставить в стихотворение?
Слайд 16 (фото ягоды) Дети рисуют ягоду.
V. Итог урока. Домашнее задание
Слайд 17 - Для того чтобы вы лучше усвоили материал сегодняшнего урока, вы дома прочитаете текст учебника на с.40-41 и перескажите его.
Слайд 18 (фото елового леса) - С каким природным сообществом мы познакомились?
- Какие растения растут в еловом лесу?
- Какие животные встречаются в этом природном сообществе?
- Как животные приспособились к жизни в ельнике?
- Почему ельник – это природное сообщество?
- Кто является санитаром елового леса?
- Чем отличается еловый лес от соснового?
- Как мы с вами должны относиться к лесу?
- Сегодня на уроке активно работали ……….(оценки)
- Мне было приятно, что сегодня вы показали отличные знания, умение работать вместе. Я верю, что полученные знания вам пригодятся в жизни.
Сегодня на уроке активно работали……….
Молодцы! Спасибо за урок. До свидания.