СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 9 классе «Основные понятия кинематики: траектория, путь, перемещение».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные понятия кинематики: траектория, путь, перемещение. Знать смысл понятий «траектория», «перемещение», физической величины «путь»; Уметь работать с векторными величинами. Сложность в том, что на уроках математики тема «Векторы» еще не изучалась.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 9 классе «Основные понятия кинематики: траектория, путь, перемещение».»

Тема. Основные понятия кинематики:

траектория, путь, перемещение.



Цели.


Образовательные:

-закрепить знания о понятии «траектория», физической величине «пройденный путь»;

-сформировать знания о понятии «перемещение»;

-прививать навыки работы с векторными величинами.


Воспитательные:

-развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, интерес к изучению физики.


Развивающие:

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать целостное представление о физических явлениях.


Оборудование: проектор, экран, ноутбук, карточки.



Ход урока.


I. Оргмомент.


II. Проверка усвоения материала.


Вариант 1.


1. Механическим движением называют...

А. изменение скорости тела.

Б. движение тела относительно других тел.

В. изменение положения тела относительно других тел с течением времени.

2. В механике может быть принято в качестве тела отсчета...

А. только Земля.

Б. любое тело.

В. тело, размерами которого можно пренебречь.

3. В природе абсолютно неподвижные тела...

А. существуют.

Б. не существуют.

4. Основная задача механики состоит в ...

А. определении положения тела в произвольный момент времени.

Б. определении времени движения тела.

5. Диск можно считать материальной точкой:

А. На станке изготавливают спортивный диск.

Б. Спортивный диск после броска спортсмена летит на расстояние 55 м.

6. Землю можно считать материальной точкой:

А. Земля вращается вокруг оси.

Б. Земля движется по круговой орбите вокруг Солнца.

7. Установите соответствие между положением тела и количеством координат, определяющих его положение.

1. лифт. А. три.

2. самолет в полете. Б. две.

3. трактор на поле. В. одна.

8. Отметьте в соответствующих системах координат:

а) точку А (5 м; -3 м);

б) точку В (- 3 м).


Вариант 2.


1. Материальной точкой называют...

А. тело малых размеров.

Б. тело, размерами которого можно пренебречь в данных условиях движения.

В. любое движущееся тело.

2. Тело отсчета — это...

А. тело, которое не движется.

Б. тело, относительно которого рассматривается изменение положения других тел.

В. тело, размерами которого можно пренебречь.

3. Тело одновременно совершать механическое движение и покоиться...

А. может.

Б. не может.

В. может относительно разных тел отсчета.

4. Система отсчета состоит из...

А. всех тел, относительно которых рассматривается движение других тел.

Б. тела отсчета, системы координат и прибора для отсчета времени.

5. Спортсмена можно считать материальной точкой...

А. Конькобежец во время прохождения дистанции.

Б. Фигурист выполняет элемент произвольной программы.

6. Космический корабль можно считать материальной точкой...

А. За движением космического корабля наблюдают из Центра управления полетов на Земле.

Б. За космическим кораблем наблюдает космонавт второго космического корабля при их стыковке.

7. Установите соответствие между положением тела и количеством координат, определяющих его положение.

1. шахматная фигура на доске. А. три.

2. самолет на взлетной полосе. Б. две.

3. космический корабль в полете. В. одна.

8. Отметьте в соответствующих системах координат:

а) точку А (5 м);

б) точку В (-3 м; 4 м).


Проверка.


Слайд.



№№1-6 1 балл;

№№7;8 2 балла.

10 баллов – 5;

8-9 баллов – 4;

6-7 баллов – 3;

5 и менее – 2.

Предварительное оценивание. Окончательный результат после проверки работ учителем к следующему уроку.


III. Мотивация учебной деятельности.


Одна из характеристик механического движения - это пройденный путь.

Но вот вопрос, где находится тело в любой момент времени? Величина «пройденный путь» на этот вопрос не ответит. Поэтому необходима величина, которая позволит решить основную задачу механики.


VI. Сообщение темы урока.

(записали в тетрадь тему урока)


V. Изучение нового материала.


Вокруг нас множество движущихся тел. Каждое тело, движущееся в пространстве, описывает линию.

Траектория - это линия, по которой движется тело.

Траектория может быть видимой или невидимой. Например, линия движения сверхзвукового самолёта в небе некоторое время видна, а линия движения автомобиля по шоссе не видна. Видны линии, вдоль которых движутся ручки, карандаши и мел во время письма в тетрадях и на доске.

По виду траекторий все движения тел делят на прямолинейные и криволинейные.


Слайд.



Записали в тетрадь:


Траектория.


механическое движение




прямолинейное криволинейное



Если измерить длину линии, по которой движется тело, получится физическая величина - пройденный путь.


Пройденный путь - это длина траектории.

Пройденный путь - скалярная величина, то есть величина, характеризующаяся только числовым значением и не имеющей направления.

Кроме числового значения необходимо указать единицу пройденного пути как физической величины.

В СИ единица пути метр.


Слайд.


Записали в тетрадь:


Пройденный путь - S.

СИ: [S] = м

Путь- скалярная величина.


Для полного описания движения, необходимо ввести понятие перемещения.


Перемещение - это направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.

Перемещение- это векторная величина: характеризуется числовым значением и направлением.





Слайд.


Записали в тетрадь:

Перемещение - .

Перемещение- векторная величина.


!!! Сложность в том, что на уроках математики тема «Векторы» еще не изучалась.


Векторные величины- особые величины и работать с ними надо не так как с величинами скалярными.


Пример. Вертолет пролетел на север 30 км, затем на восток еще 40 км. Найти путь и перемещение вертолета.














Слайд.



Ответ. (Пройденный путь будет найден без труда). Пройденный путь равен

40 км + 30 км, то есть 70 км.



Вопрос. Как найти перемещение?


По определению перемещения: соединяем отрезком начальное и конечное положения вертолета и указываем направление.




Графически перемещение показано на рисунке. А как найти длину перемещения?


Ответ. По теореме Пифагора или применив свойство египетского треугольника: в треугольнике с катетами 30 и 40 гипотенуза равна 50.



Если знать, что перемещение вертолета 50 км в направлении северо-восток, то его можно без труда найти.


Векторные величины складывают геометрически: вектор АС является суммой векторов АВ и ВС:

Слайд (рисунок в тетрадь).


Если траектория движения тела прямая линия, то модуль вектора перемещения равен пройденному пути.


Слайд (рисунок в тетрадь).


Если траектория движения тела кривая линия, то модуль вектора перемещения меньше пройденного пути.


Слайд (рисунок в тетрадь).



Если траектория движения тела замкнутая линия, то модуль вектора перемещения равен нулю, а пройденный путь не равен нулю.


Слайд (рисунок в тетрадь).



Модуль вектора перемещения не может быть больше пройденного пути.


Траектория, путь, перемещения будут разными в разных системах отсчета.


Чтобы работать с векторами, их проектируют (нам пригодится в дальнейшем при решении задач). Проекция вектора является скалярной величиной.


Слайд (рисунок в тетрадь).



Слайд (рисунок в тетрадь).



Как решить основную задачу механики.

Если известно начальное положение тела и его перемещение, то можно определить его положение в любой момент времени.


Слайд (рисунок в тетрадь).



VI. Закрепление изученного материала.


Задача.

Вертолет пролетел на север 30 км, затем на юг еще 40 км. Найти путь и перемещение вертолета.















Слайд.


Задача.

В начальный момент времени тело находилось в точке с координатами х₀ = - 2 м и у₀ = 4 м. Тело переместилось в точку с координатами х = 2 м и у = 1 м. Найдите проекции вектора перемещения на оси X и У. Начертите вектор перемещения.


Слайд.


VII. Подведение итогов.

Что разобрали.

Что знать.


VII. Домашнее задание.

§2, знать определения; по тетради - «о проекциях», решение ОЗМ.

Решить.

Из начальной точки с координатами х₀ = -3 м и у₀ = 2 м тело прошло некоторый путь, так что проекция вектора перемещения на ось X оказалась равной 4 м, а на ось у -3 м. Найдите координаты конечного положения тела. Начертите вектор перемещения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!