СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 9 классе «Механическое движение. Относительность движения».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Поступательное движение. Знать смысл понятий «механическое движение», «поступательное движение», «материальная точка», «система отсчета»,«тело отсчета». Уметь приводить примеры механического движения и его относительности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 9 классе «Механическое движение. Относительность движения».»

Тема. Механическое движение. Относительность движения.


Цели.


Образовательные:

-сформировать представление о механическом движении тел и его видах;

-сформировать знания о понятиях «поступательное движение», «материальная точка», «система отсчета», «тело отсчета»;

-сформировать понятие относительности движения и умение приводить примеры, подтверждающие относительность движения.


Воспитательные:

-развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, интерес к изучению физики.


Развивающие:

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать целостное представление о физических явлениях.


Оборудование: тележка, два бруска,

проектор, экран, ноутбук, видеофрагмент.


Ход урока.


I. Оргмомент.


II. Мотивация учебной деятельности.


Мы приступаем к изучению законов механического движения.

Механика – одна из самых древних наук.

Одна из основных частей механики, которая называется кинематикой, рассматривает движение тел без выяснения причин этого движения. Кинематика отвечает на вопрос: как движется тело? Другой важной частью механики является динамика, которая рассматривает действе одних тел на другие как причину движения. Динамика отвечает на вопрос: почему тело движется именно так, а не иначе?

Основная задача механики- определить положение тела в любой момент времени. Важно уметь рассчитывать движение тел, например космических кораблей и спутников так, чтобы они достигали намеченной цели в заданный момент времени; уметь предсказывать их положение в пространстве в каждый момент времени.

Так что же понимают под механическим движением?




III. Сообщение темы урока.

(записали в тетрадь тему урока)


VI. Изучение нового материала.


Учитель. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Вы в данный момент движетесь или находитесь в покое?»

Часть учащихся дала ответ: «Движемся», часть:«Находимся в покое».

Правы и те, и другие! Удивлены? Правы, но с одним большим «но»!

Находимся в покое относительно парт, стен класса, а относительно Солнца вместе с Землей движемся. Обратили внимание на слово «относительно»?

Итак, механическое движение- это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.


Записали в тетрадь:

Механическое движение.


Демонстрация. При движении тележки 3 брусок 1 остается в покое относительно тележки, а относительно бруска 2 движется.



1.

2.

3.



Демонстрация. При движении тележки 3 брусок 1 движется относительно тележки, а относительно бруска 2 остается в покое.



1.

2.

3.



Таким образом, положение тела задается относительно других тел. Движение и покой относительны.



Записали в тетрадь:

Движение и покой относительны.


Видеофрагмент «Относительность движения».



Учитель. Различают следующие виды движений.

Мы их сейчас продемонстрируем.


Физкультминутка.

Встали. Взяли учебник физики и держим его двумя вытянутыми вперед руками. Поднимаем руки вверх. Все точки учебника описали дугу. Вернулись в исходное положение.


Если все точки тела движутся одинаково, то такое движение называется поступательным.


Положили учебник на парту. Руки на пояс. Выполняем: «Налево», «Налево», «Налево», «Налево». Локти описали окружность. Это пример вращательного движения.


Руки на поясе. Выполняем наклоны головой налево- направо. Мы продемонстрировали колебательное движение- движение, которое повторяется.


Присели и записали в тетрадь:

Виды движения:

а) поступательное;

б) вращательное;

в) колебательное.


Всякое тело имеет определенные размеры. Различные части тела находятся в разных местах пространства. Однако, во многих задачах механики нет необходимости указывать положения отдельных частей тела. Тело принимают за материальную точку.

Материальной точкой называется тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь.

Материальных точек в природе не существует. Материальная точка – это модель физического тела. С помощью материальной точки решается достаточно большое количество задач. Но принимать тело за материальную точку не всегда можно.

За материальную точку можно принять самолёт при его движении из Москвы в Симферополь. Если нужно описать движение самолета при выполнении им фигур высшего пилотажа, то следует учитывать, что при этом различные точки самолета движутся по-разному: самолет может покачивать крыльями, поднимать и опускать нос. В этом случае самолет нельзя считать материальной точкой.


Записали в тетрадь:

Материальная точка.


Как мы уже выяснили, чтобы определить движется данное тело или покоится, надо выбрать другое тело, относительно которого рассматриваем движение или покой данного тела. И это другое тело называется телом отсчета.

Тело отсчета - это тело, относительно которого рассматривают положение данного тела.

Тело отсчета выбирают произвольно. Им может быть любое тело. Часто в задачах под телом отсчета подразумевается Земля.


Рассмотрим ситуацию: на прямой дороге движется автомобиль. В качестве тела отсчета выберем дерево, растущее у дороги.


Зарисуем в тетрадь:








Можем только сказать, слева или справа от тела отсчета находится автомобиль. А как далеко или близко? С телом отсчета связываем систему координат, как вы поступаете на уроке математики. Выбираем масштаб.




• • • • • • •

-2 0 2 4 6 8 10 х (м)


Теперь можем указать координату автомобиля, приняв его за материальную точку. В данный момент времени координата автомобиля: х = 8 м.

Обратили внимание, что при движении по прямой линии достаточно выбрать одну координатную ось.

При движении на плоскости положение тела определяется двумя координатами. Ваше положение- это номер ряда (одна координата) и номер парты (вторая координата). Положение корабля в игре «Морской бой» задается двумя координатами.

Если рассматриваем движение самолета или подводной лодки, то надо еще указать высоту полета и глубину погружения соответственно, то есть положение тел в пространстве определяется тремя координатами.


Записали в тетрадь:

1. Тело отсчета.

2. Система координат:

а) по прямой- одна ось;

б) на плоскости- две оси;

в) в пространстве- три оси.


Но любое событие происходит не только в пространстве, но и во времени. Поэтому нужно выбрать прибор для отсчета времени.


Дописываем:

3. Прибор для отсчета времени.


Эти три элемента составляют систему отсчета.


Дописываем:


1. Тело отсчета.


2. Система координат:

а) по прямой- одна ось; Система

б) на плоскости- две оси; отсчета.

в) в пространстве- три оси.


3. Прибор для отсчета времени.




V. Закрепление изученного материала.


Тестовые задания (воспроизвести материал урока).

(ответы в 2-х экземплярах: один листок- сдать, второй- проверка)


Смотрим на экран (слайды).

















1. Механическое движение- это изменение

положения тела в пространстве...


А. под действием других тел с течением

времени.


Б. относительно других тел с течением времени.





2. Движение тела называется поступательным, если в любой момент времени все его точки...


А. движутся одинаково.


Б. описывают окружности.






3. Тело отсчета - это тело,


А. размерами которого можно пренебречь.


Б. относительно которого рассматривают положение других тел.






4. Материальная точка- это тело, размерами которого можно пренебречь...


А. в данных условиях.


Б. в любых условиях.





5. Система отсчета включает...



А. тело отсчета, систему координат, часы.


Б. тело отсчета, материальную точку, часы.






6. Автомобиль считаем материальной точкой при движении из одного города в другой.



А. да.


Б. нет.





7. Автомобиль считаем материальной точкой при его обгоне другого автомобиля.


А. да.


Б. нет.






8. Водитель во время движения автобуса относительно кресел в салоне...


А. в покое.


Б. движется.





9. Водитель во время движения автобуса относительно деревьев вдоль дороги...


А. в покое.


Б. движется.






10. Землю материальной точкой...



А. в некоторых условиях можно считать.


Б. нельзя считать никогда.









Ответы.








1. Механическое движение- это изменение

положения тела в пространстве...


А. под действием других тел с течением

времени.


Б. относительно других тел с течением времени.




2. Движение тела называется поступательным, если в любой момент времени все его точки...


А. движутся одинаково.


Б. описывают окружности.






3. Тело отсчета - это тело,


А. размерами которого можно пренебречь.


Б. относительно которого рассматривают положение других тел.






4. Материальная точка- это тело, размерами которого можно пренебречь...


А. в любых условиях.


Б. в данных условиях.






5. Система отсчета включает...



А. тело отсчета, систему координат, часы.


Б. тело отсчета, материальную точку, часы.





6. Автомобиль считаем материальной точкой при движении из одного города в другой.



А. да.


Б. нет.





7. Автомобиль считаем материальной точкой при его обгоне другого автомобиля.


А. да.


Б. нет.





8. Водитель во время движения автобуса относительно кресел в салоне...


А. в покое.


Б. движется.






9. Водитель во время движения автобуса относительно деревьев вдоль дороги...


А. в покое.


Б. движется.






10. Землю материальной точкой...



А. в некоторых условиях можно считать.


Б. нельзя считать никогда.






Каждое задание — 1 балл.


9-10 баллов — 5

7-8 баллов — 4

6 баллов — 3

5 и менее баллов — 2 — надо поработать!!!




VII. Домашнее задание.

§2. выучить определения основных понятий.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!