Тема. Механическое движение. Относительность движения.
Цели.
Образовательные:
-сформировать представление о механическом движении тел и его видах;
-сформировать знания о понятиях «поступательное движение», «материальная точка», «система отсчета», «тело отсчета»;
-сформировать понятие относительности движения и умение приводить примеры, подтверждающие относительность движения.
Воспитательные:
-развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, интерес к изучению физики.
Развивающие:
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-развивать целостное представление о физических явлениях.
Оборудование: тележка, два бруска,
проектор, экран, ноутбук, видеофрагмент.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Мотивация учебной деятельности.
Мы приступаем к изучению законов механического движения.
Механика – одна из самых древних наук.
Одна из основных частей механики, которая называется кинематикой, рассматривает движение тел без выяснения причин этого движения. Кинематика отвечает на вопрос: как движется тело? Другой важной частью механики является динамика, которая рассматривает действе одних тел на другие как причину движения. Динамика отвечает на вопрос: почему тело движется именно так, а не иначе?
Основная задача механики- определить положение тела в любой момент времени. Важно уметь рассчитывать движение тел, например космических кораблей и спутников так, чтобы они достигали намеченной цели в заданный момент времени; уметь предсказывать их положение в пространстве в каждый момент времени.
Так что же понимают под механическим движением?
III. Сообщение темы урока.
(записали в тетрадь тему урока)
VI. Изучение нового материала.
Учитель. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Вы в данный момент движетесь или находитесь в покое?»
Часть учащихся дала ответ: «Движемся», часть:«Находимся в покое».
Правы и те, и другие! Удивлены? Правы, но с одним большим «но»!
Находимся в покое относительно парт, стен класса, а относительно Солнца вместе с Землей движемся. Обратили внимание на слово «относительно»?
Итак, механическое движение- это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.
Записали в тетрадь:
Механическое движение.
Демонстрация. При движении тележки 3 брусок 1 остается в покое относительно тележки, а относительно бруска 2 движется.
1.
2.
3.
Демонстрация. При движении тележки 3 брусок 1 движется относительно тележки, а относительно бруска 2 остается в покое.
1.
2.
3.
Таким образом, положение тела задается относительно других тел. Движение и покой относительны.
Записали в тетрадь:
Движение и покой относительны.
Видеофрагмент «Относительность движения».
Учитель. Различают следующие виды движений.
Мы их сейчас продемонстрируем.
Физкультминутка.
Встали. Взяли учебник физики и держим его двумя вытянутыми вперед руками. Поднимаем руки вверх. Все точки учебника описали дугу. Вернулись в исходное положение.
Если все точки тела движутся одинаково, то такое движение называется поступательным.
Положили учебник на парту. Руки на пояс. Выполняем: «Налево», «Налево», «Налево», «Налево». Локти описали окружность. Это пример вращательного движения.
Руки на поясе. Выполняем наклоны головой налево- направо. Мы продемонстрировали колебательное движение- движение, которое повторяется.
Присели и записали в тетрадь:
Виды движения:
а) поступательное;
б) вращательное;
в) колебательное.
Всякое тело имеет определенные размеры. Различные части тела находятся в разных местах пространства. Однако, во многих задачах механики нет необходимости указывать положения отдельных частей тела. Тело принимают за материальную точку.
Материальной точкой называется тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь.
Материальных точек в природе не существует. Материальная точка – это модель физического тела. С помощью материальной точки решается достаточно большое количество задач. Но принимать тело за материальную точку не всегда можно.
За материальную точку можно принять самолёт при его движении из Москвы в Симферополь. Если нужно описать движение самолета при выполнении им фигур высшего пилотажа, то следует учитывать, что при этом различные точки самолета движутся по-разному: самолет может покачивать крыльями, поднимать и опускать нос. В этом случае самолет нельзя считать материальной точкой.
Записали в тетрадь:
Материальная точка.
Как мы уже выяснили, чтобы определить движется данное тело или покоится, надо выбрать другое тело, относительно которого рассматриваем движение или покой данного тела. И это другое тело называется телом отсчета.
Тело отсчета - это тело, относительно которого рассматривают положение данного тела.
Тело отсчета выбирают произвольно. Им может быть любое тело. Часто в задачах под телом отсчета подразумевается Земля.
Рассмотрим ситуацию: на прямой дороге движется автомобиль. В качестве тела отсчета выберем дерево, растущее у дороги.
Зарисуем в тетрадь:
Можем только сказать, слева или справа от тела отсчета находится автомобиль. А как далеко или близко? С телом отсчета связываем систему координат, как вы поступаете на уроке математики. Выбираем масштаб.
•
• • • • • • •
-2 0 2 4 6 8 10 х (м)
Теперь можем указать координату автомобиля, приняв его за материальную точку. В данный момент времени координата автомобиля: х = 8 м.
Обратили внимание, что при движении по прямой линии достаточно выбрать одну координатную ось.
При движении на плоскости положение тела определяется двумя координатами. Ваше положение- это номер ряда (одна координата) и номер парты (вторая координата). Положение корабля в игре «Морской бой» задается двумя координатами.
Если рассматриваем движение самолета или подводной лодки, то надо еще указать высоту полета и глубину погружения соответственно, то есть положение тел в пространстве определяется тремя координатами.
Записали в тетрадь:
1. Тело отсчета.
2. Система координат:
а) по прямой- одна ось;
б) на плоскости- две оси;
в) в пространстве- три оси.
Но любое событие происходит не только в пространстве, но и во времени. Поэтому нужно выбрать прибор для отсчета времени.
Дописываем:
3. Прибор для отсчета времени.
Эти три элемента составляют систему отсчета.
Дописываем:
1. Тело отсчета.
2. Система координат:
а) по прямой- одна ось; Система
б) на плоскости- две оси; отсчета.
в) в пространстве- три оси.
3. Прибор для отсчета времени.
V. Закрепление изученного материала.
Тестовые задания (воспроизвести материал урока).
(ответы в 2-х экземплярах: один листок- сдать, второй- проверка)
Смотрим на экран (слайды).
1. Механическое движение- это изменение положения тела в пространстве... А. под действием других тел с течением времени. Б. относительно других тел с течением времени. |
2. Движение тела называется поступательным, если в любой момент времени все его точки... А. движутся одинаково. Б. описывают окружности. |
3. Тело отсчета - это тело, А. размерами которого можно пренебречь. Б. относительно которого рассматривают положение других тел. |
4. Материальная точка- это тело, размерами которого можно пренебречь... А. в данных условиях. Б. в любых условиях. |
5. Система отсчета включает... А. тело отсчета, систему координат, часы. Б. тело отсчета, материальную точку, часы. |
6. Автомобиль считаем материальной точкой при движении из одного города в другой. А. да. Б. нет. |
7. Автомобиль считаем материальной точкой при его обгоне другого автомобиля. А. да. Б. нет. |
8. Водитель во время движения автобуса относительно кресел в салоне... А. в покое. Б. движется. |
9. Водитель во время движения автобуса относительно деревьев вдоль дороги... А. в покое. Б. движется. |
10. Землю материальной точкой... А. в некоторых условиях можно считать. Б. нельзя считать никогда. |
1. Механическое движение- это изменение положения тела в пространстве... А. под действием других тел с течением времени. Б. относительно других тел с течением времени. |
2. Движение тела называется поступательным, если в любой момент времени все его точки... А. движутся одинаково. Б. описывают окружности. |
3. Тело отсчета - это тело, А. размерами которого можно пренебречь. Б. относительно которого рассматривают положение других тел. |
4. Материальная точка- это тело, размерами которого можно пренебречь... А. в любых условиях. Б. в данных условиях. |
5. Система отсчета включает... А. тело отсчета, систему координат, часы. Б. тело отсчета, материальную точку, часы. |
6. Автомобиль считаем материальной точкой при движении из одного города в другой. А. да. Б. нет. |
7. Автомобиль считаем материальной точкой при его обгоне другого автомобиля. А. да. Б. нет. |
8. Водитель во время движения автобуса относительно кресел в салоне... А. в покое. Б. движется. |
9. Водитель во время движения автобуса относительно деревьев вдоль дороги... А. в покое. Б. движется. |
10. Землю материальной точкой... А. в некоторых условиях можно считать. Б. нельзя считать никогда. |
Каждое задание — 1 балл. 9-10 баллов — 5 7-8 баллов — 4 6 баллов — 3 5 и менее баллов — 2 — надо поработать!!! |
VII. Домашнее задание.
§2. выучить определения основных понятий.