Учитель: Василюк Татьяна Георгиевна
Урок обществознания в 8 классе.
Тема: «Общение».
Цель урока: разъяснить сущность понятия «общения», его видов и форм, познакомить с элементами культуры общения, развивать умение вести дискуссию, владеть основами культуры диалога.
Задачи урока:
Образовательная: Разъяснить учащимся цели общения, показать его виды и формы. Сформировать представление об общении людей и его роли в их жизни. Разъяснить сущность следующих понятий: общение, вербальное и невербальное общение, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение. Рассказать учащимся об элементарных приемах общения, как делового, бытового, так и других форм общения.
Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к собеседнику; соблюдение культуры общения, и ее составляющие элементы, такие как умение, выслушивать и понимать, вежливо и корректно вести себя и высказывать свою точку зрения. Побудить задуматься над собственным стилем общения.
Развивающая: Включить учащихся в работу на всех этапах урока, способствовать развитию у них коммуникативных умений.
Оборудование: Учебник А. И. Кравченко Обществознание 8 класс, план-конспект, рабочие листы №1,2, раздаточный материал, презентация, видеоролик.
Основные понятия: общение вербальное и невербальное, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие. (2 мин.)Позитивный настрой учащихся.
Точечный массаж для повышения иммунитета. Проговаривая текст, дети массируют точку ХЭ – ГУ, расположенную между большим и указательным пальцами руки.
Есть волшебная точка у нас,
Будем крутить ее каждый час.
От простуды помогает,
От инфекции спасает.
От безделья, лени – тоже
ХЭ – ГУ – точка всем поможет.
Стало скучно, не грустите –
ХЭ – ГУ – точку покрутите.
Утром, днем и перед сном
Дружно с точкой мы живем.
II. Актуализация знаний: Заполнение рабочего листа №1. (5 мин.)
Изучение нового материала.
Игра “На острове” видео ролик
Закройте глаза и опустите голову. Сейчас вы совершите путешествие в одно незнакомое, но чудесное место. Ваш дядя оставил вам в наследство свой остров. Ваш дядя был очень богат. Когда вы пролетаете над островом, готовясь вступать во владение им, вы не верите своим глазам. На острове много домов, зелени, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит теплая погода.
Из письма дяди вы узнаете, что здесь вы сможете провести остаток жизни, не испытывая ни в чем нужды. Но есть одно условие - вы никогда никого, не должны приглашать на этот остров.
- Как бы вы поступили в этом случае, принимая во внимание то, что вы не имеете права изменять условия завещания? Почему?
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
- Да, верно тема урока «Общение».
- Сегодня мы ответим на вопросы:
- Что такое общение?
- Какие виды и формы общения существуют?
- Поговорим о правилах и способах общения.
Разбираем понятие «общение».
- Давайте разберемся в том, что же такое общение и в чем заключается его суть? Как вы думаете?
- Общение - социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей.
Запишите. Учебник стр.55.
В зависимости от средства передачи информации различают 2 вида общения
Схема на доске
В и д ы о б щ е н и я (сами определяют)
Неречевое Речевое
Вербальная коммуникация Невербальная коммуникация
Осуществляется посредством Визуальные виды общения-
речи, т.е. при помощи слов и звуков мимика, пантомимика, покрас-
Речь – универсальное средство нение.
коммуникации. Акустическая система –
диапозон, смех, плач.
Тактильная система –
Пожатие руки, объятия.
Физ.минутка.
(Видео ролик)
Человек нуждается в общении с другим человеком с момента своего рождения; учеными установлено, что с 1,5-2-месячного возраста развитие ребенка происходит прежде всего в общении со взрослыми. Недостаток такого общения может в дальнейшем привести к серьезным отклонениям в развитии. Также общение важно в любом возрасте, особенно в пору юности, недаром у многих народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.
В общении, также, большую роль играют жесты, например, в России, когда ученик готов ответить, он поднимает руку, а в Европе, указательный палец правой руки.
Или другой пример, в США «ноль» - образованный большим и указательным пальцем, говорит, что «все хорошо», «все о’кей». В Японии этот жест означает деньги. А в Португалии, считается вообще неприличным.
В процессе общения, многие люди кивают головами, у многих народов - это знак согласия, а вот у болгар - наоборот, - несогласие.
Задание. Из предложенного списка, выбери навыки вербального и невербального общения – улыбаюсь, целую, отталкиваю, отвечаю на вопросы, разговариваю, киваю головой, краснею, жму руку, смотрю в глаза, открыто говорю о том, чего хочу от собеседника, прошу о помощи, делаю хмурое лицо, высоко поднимаю брови, знакомлюсь, не скрываю свою злость, сохраняю нейтральное выражение лица, кричу на собеседника.
Навыки вербального общения | Навыки невербального общения |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Давайте зачитаем, что вы выбрали.
- Давайте познакомимся с формами общения. Схему перечертите в тетради.
Обращение внимания учеников, на таблицу должно сопровождаться беседой, относительно каждого типа общения и параллельно необходимо записать эту схему
кластер
повседневное
деловое убеждающее
Общение
межкультурное ритуальное
Деловое - выражается в форме приказов, советов, просьб. Люди воздействуют друг на друга с целью решения определенной проблемы.
В деловом общении внешности, отводиться большое значение. Особую роль играют: физический облик человека, его голос, мимика, жесты, оформление внешности, манера поведения, украшения прическа. Это общение связано с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом.
Повседневное - осуществляется между родственниками, близкими людьми при решении семейных, бытовых проблем.
Такое общение, также может быть развлекательным или досуговым. Обмен информацией, которая помогает им расслабиться, отдохнуть, пофантазировать.
Юмор - непременный спутник такого общения
Убеждающее - влияние друг на друга с целью изменения поведения людей. Директор фирмы может убеждать сотрудников в необходимости изменить режим труда и т. д. Но такое общение может быть и в неофициальной обстановке, например, когда родители разговаривают с детьми и пытаются повлиять на взгляды или действия. Защищающий кандидатскую диссертацию пытается убедить членов ученого совета и т. д. Такой тип общения может превратиться в способ манипуляции поведением других людей.
- Ритуальное - выполнение предписанного поведения.
Ритуальное общение также может быть речевое и неречевое.
Например, мужчина пропускает даму вперед, или мужчина с мужчиной здороваются рукопожатием.
Частью ритуального общения выступают умение правильно вести себя за столом, говорить по очереди, не перебивая, выказывать интерес к мнению собеседника, следовать договоренностям, обещаниям и т. д.
Межкультурное - так как мы живем в достаточно многокультурном, многонациональном государстве, то очень важно знать культурные особенности других народов, для избегания конфликтов и для наилучшего и интересного общения с нашими соседями. Рядом с нами проживает около 100 национальностей и ряд различных вероисповеданий. Ведь многим известен факт, о том, что бывают случаи, когда что-то хорошо в одной культуре, национальности, религии, то плохо в другой.
- Т. е. каждый из типов имеет место быть в современном обществе, и играет в нем достаточно важную роль.
В каждом сообществе людей есть своего рода Кодекс правил общения.
1) Правила общения по телефону
2) Правила общения по sms
3) Правила общения и работы в группе
4) Правила ведения спора
Эти правила у вас написаны на листочках познакомьтесь с ним. А теперь зачитайте их.
Я предлагаю вам запомнить правила общения:
1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят)
2. Не снимайте с себя ответственности!
3. Будьте искренни!
4. Будьте справедливы!
5. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!
6. Будьте естественны в общении!
7. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них как в зеркало!
III. Закрепление.
- А сейчас поприветствуйте соседа по парте:
Скажите «привет» - какой это вид общения?
Пожмите руки - какой это вид общения?
Помашите рукой – какой это вид общения?
Скажите «как дела» - какой это вид общения?
IV. Подведение итогов.
В заключении хотелось бы сказать, что каждый из нас человек и несмотря ни на какие свои амбиции всегда нужно проявлять культуру поведения и общения, уважать своего собеседника.
Общение играет большую роль в формировании личности. Какую форму бы оно не принимало, общение должно основываться в системе культурных норм, диктуемых обществом.
Выставляются оценки по активности работы учащихся на уроке.
V. Рефлексия(светофор)
Учащимся предлагается упражнение по определению настроения.
Цветные карточки, отображающие настроение учащиеся складывают в коробочку.
Учитель объясняет значение цветов.
1)красный – урок не понравился, не чего нового не узнал.
2)желтый – урок понравился, но остались вопросы по теме.
3)зеленый – урок понравился, тему усвоил, узнал много нового об общении.
Учащиеся высказывают свои мнения
VI. Домашнее задание.
Параграф 8, написать эссе «Роль общения в жизни человека»
Спасибо за работу, до свидания.