СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 8 классе «Электрический заряд. Взаимодействие зарядов».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок в 8 классе. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Строение атома. Знать смысл физической величины «электрический заряд», понятия «атом»; Уметь описывать взаимодействие электрических зарядов, объяснять электризацию тел на основе знаний о строении атома.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе «Электрический заряд. Взаимодействие зарядов».»

Тема. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов.


Цель:

образовательные: сформировать знания об электризации тел при соприкосновении, взаимодействии заряженных тел, существовании двух родов зарядов, строении атома;

воспитательная: прививать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;

развивающая: ознакомить с историей изучения электрических явлений, привить навыки различать электрические явления в природе и технике.


Оборудование: палочки из стекла и эбонита, шерстяные лоскуты, лоскуты из шелка, электрические султаны, гильзы на тонкой нити, штативы, электрофорная машина, проектор, экран.


Ход урока.


I. Оргмомент.


II. Инструктаж по ТБ.


III. Мотивация учебной деятельности.

Начну, пожалуй, с истории, произошедшей в VI веке до н. э.

Легенда гласит: дочь Фалеса Милетского пряла шерсть янтарным веретеном. Древние греки очень любили украшения и мелкие изделия из янтаря, названного ими за его цвет и блеск «электрон» -что означает «солнечный камень».

Уронив его однажды в воду, стала обтирать его шерстяным хитоном и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок, и чем сильнее она вытирала веретено, тем больше налипало шерстинок. Девушка рассказала об этом явлении отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделан веретено, и как только к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил разных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натертые шерстяной материей, притягивают легкие предметы.

В течение ряда столетий свойство притягивать мелкие предметы (пушинки, соломинки) после натирания о мех приписывалось только янтарю. Врач английской королевы Уильям Гильберт (1540-1603г.г.) путем исследований доказал, что многие тела так же, как и янтарь после натирания могут притягивать маленькие предметы, и в честь этого вещества назвал подобные явления электрическими.

Современный человек не может обходится без электричества. Если вдруг- аварийная ситуация и населенный пункт обесточен, то, единственно, что нам остается- это ожидать, когда вновь будет восстановлено электроснабжение. Но электричество таит в себе и огромную опасность для жизни человека! Чтобы электричество приносило нам пользу и радость, о нем надо знать, как можно больше.


IV. Сообщение темы урока.

(записали в тетрадь тему урока)


V. Изучение нового материала.

Учитель. В моем распоряжении эбонитовая и стеклянная палочки. Эбонит переводится как черное дерево- это твердый каучук. Поднесу эбонитовую палочку к гильзе из фольги на тонкой нити.

Опыт 1.Что наблюдаем?

Ответ. Никаких изменений не происходит.


Учитель. А теперь произношу заклинание: «Физика- царица наук!», потру палочку о шерстяной лоскут и вновь поднесу ее к гильзе.

Опыт 2. И, о чудо! Что наблюдаем?

Ответ. Гильза притягивается к палочке.


Учитель. Физика всех, кто учит ее, делает волшебником. Ваня, я доверяю тебе продемонстрировать волшебство с помощью стеклянной палочки и шелкового лоскута.

Опыт 3. Что наблюдаем?

Ответ. Гильза притягивается к палочке.


Учитель. Делаем вывод: тело после натирания приобретает свойство притягивать к себе другие тела. Говорят, что оно наэлектризовано, или что ему сообщен электрический заряд. А процесс сообщения телу электрического заряда называют электризацией.


Запишем в тетрадь.

При соприкосновении тел→свойство притягивать→тело заряжено, имеет заряд.


С электризацией мы сталкиваемся в быту. По её вине несказанно быстро притягивают пыль полированная мебель и ковры-паласы, липнут к телу синтетические рубашки и платья, «искрят» кофты и свитера. Электризации поддаются все тела: большие и маленькие, твёрдые, жидкие и даже газообразные.


В 1733 году французский учёный Шарль Дюфэ проделал опыты и выяснил, что на электризуемых телах могут образовываться заряды двух родов: «Один род я называю стеклянным электричеством, другой- смоляным». Он также заметил, что одинаковый род электричества- отталкивается, разный- притягивается.


Убедимся в этом с помощью волшебного устройства- электрофорной машины.

Опыт 4. Взаимодействие разноименно заряженных султанчиков.

Присоединив султанчики к разным разрядникам машины, я получу разноименно заряженные султанчики.

Что наблюдаем?

Ответ. Лепестки султанчиков притягиваются.


Опыт 5. Взаимодействие одноименно заряженных султанчиков.

Чтобы получить одноименно заряженные султанчики, их нужно присоединить к одному разряднику машины.

Что наблюдаем?

Ответ. Лепестки султанчиков отталкиваются.


Запишем в тетрадь.

Заряженные тела:

  1. притягиваются;

  2. отталкиваются.


Названия смоляное и стеклянное электричество не прижилось. Франклин Бенджамин (американский физик) условно назвал «положительным» зарядом и «отрицательным» зарядом (а можно было бы назвать их " черный" и " белый», или " прекрасный" и " ужасный», или как-то иначе).


Запишем в тетрадь.

«+» и «-» притягиваются;

«+» и «+»; «-» и «-» отталкиваются.


Физика позволила нам совершить волшебство, а теперь она поможет нам объяснить явление электризации.


При натирании свойство притягивать к себе другие тела приобретают оба тела.

Кусок шерстяной и шелковой ткани также после натирания притягивают гильзу.

Опыт 6.


Заглянем «вглубь» вещества.

Ответ. Все тела состоят из молекул, а молекулы из атомов.

Учитель. В центре атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг движутся отрицательные электроны. По своему строению атом напоминает Солнечную систему. Подобно тому, как планеты, притягиваясь к Солнцу, движутся вокруг него, электроны в атоме движутся вокруг ядра, удерживаемые силой притяжения к нему. Атом в целом не заряжен: положительный заряд ядра скомпенсирован отрицательным зарядом всех электронов.


Зарисуем «портрет» атома.


В центре ядро «+».

Ядро из протонов «+» и нейтронов «0».

Вокруг электроны «-».

Атом нейтрален.


В разных веществах ядра удерживают электроны с разной силой.


Вернемся к янтарю и меху. Янтарь и мех не заряжены, так как состоят из нейтральных атомов. При соприкосновении (трение увеличивает площадь соприкосновения) электроны из меха, в котором удерживаются слабее, переходят в янтарь, в котором удерживаются сильнее. В янтаре создается избыток электронов- янтарь заряжается отрицательно. Мех заряжается положительно- в нем недостаток электронов. Таким образом, заряды не рождаются и не исчезают!



Сделаем запись в тетрадь.




        1. янтарь мех

е


2. янтарь мех



3. янтарь мех


избыток е недостаток е


« - » « +»


перераспределение электронов!


Учитель. Посмотрите на схему.

Вопрос. Можно наэлектризовать соприкосновением янтарь о янтарь?

Ответ. Нет, должны быть тела из разных веществ, в которых электроны удерживаются с разной силой.



VI. Закрепление изученного материала.

Тестовые задания.

(ответы в 2-х экземплярах: один листок- сдать, второй- проверка)

Смотрим на экран (слайды).


1. Наэлектризованное тело...

А. нагревается.

Б. охлаждается.

В. приходит в движение.

Г. притягивает к себе другие тела.




2. Электрические заряды бывают:

А. положительными. Б. отрицательными.

В. положительными и отрицательными. Г. разными.




3. Наэлектризованные тела...

А. только притягиваются.

Б. только отталкиваются.

В. отталкиваются и притягиваются.



4. Верно изображено взаимодействие заряженных тел:






А. № 1. Б. № 2. В. № 3.


5. Одноименно заряжены тела...






А. № 1. Б. № 2. В. № 3.




6. Разноименно заряжены тела...






А. № 1. Б. № 2. В. № 3.


7. При электризации заряд получает (получают)...

А. одно из тел.

Б. оба тела.

В. иногда одно тело, иногда оба тела.



8. При электризации заряды...

А. возникают.

Б. исчезают.

В. перераспределяются между телами.




9. Наэлектризовать янтарь можно, если потереть его о ...

А. янтарь.

Б. мех.

В. или янтарь, или мех.



10. Тело заряжено отрицательно, если в нем ...

А. недостаток электронов.

Б. избыток электронов.





Ответы.






1. Наэлектризованное тело...

А. нагревается.

Б. охлаждается.

В. приходит в движение.

Г. притягивает к себе другие тела.




2. Электрические заряды бывают:

А. положительными. Б. отрицательными.

В. положительными и отрицательными. Г. разными.




3. Наэлектризованные тела...

А. только притягиваются.

Б. только отталкиваются.

В. отталкиваются и притягиваются.



4. Верно изображено взаимодействие заряженных тел:






А. № 1. Б. № 2. В. № 3.


5. Одноименно заряжены тела...






А. № 1. Б. № 2. В. № 3.





6. Разноименно заряжены тела...






А. № 1. Б. № 2. В. № 3.


7. При электризации заряд получает (получают)...

А. одно из тел.

Б. оба тела.

В. иногда одно тело, иногда оба тела.



8. При электризации заряды...

А. возникают.

Б. исчезают.

В. перераспределяются между телами.




9. Наэлектризовать янтарь можно, если потереть его о ...

А. янтарь.

Б. мех.

В. или янтарь, или мех.



10. Тело заряжено отрицательно, если в нем ...

А. недостаток электронов.

Б. избыток электронов.







Каждое задание - 1 балл.


9-10 баллов - 5

7-8 баллов - 4

6 баллов - 3

5 и менее баллов – 2 - надо поработать!!!



VII. Домашнее задание.

§1,

подготовить мини-сообщение

«Электризация: вред и польза» (2-3 примера).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!