СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе на тему: "«Роль музыки и литературы в кино»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                   Развёрнутый план урока

 

 

Основные тапы урока

Кол-во минут

1

Организация процесса, введение.

3 мин

2

Развитие темы раздела на примере музыки советского композитора И.О. Дунаевского.

3 мин

3

Раскрытие темы урока на основе знакомства с искусством «кино» и приключенческим романом «Дети капитана Гранта» французского писателя Ж.Верна.

7 мин

4

Творческий практикум (виртуальная оркестровка заданной темы музыки И.О. Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»).

8 мин

5

Обобщение темы урока, аргументация темы раздела. Практическое подтверждение заявленной проблемы на примере видео просмотра фрагмента кинофильма «Дети капитана Гранта» с музыкой И.О. Дунаевского  за кадром.

12 мин

6

Вокально-хоровая работа над песней «Волшебники» в контексте темы урока и всего раздела. Исполнение песни хором и в  ансамбле.

10 мин

7

Заключительная рефлексия (качество и результативность полученных знаний; самооценка эффективности работы на уроке; домашнее задание; благодарность за сотрудничество).

2 мин

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе на тему: "«Роль музыки и литературы в кино»»









Конспект урока в 5 классе

по учебному предмету «Музыка»

учитель Круглова ЯнаСветозаровна

МОУ «Бугровская СОШ»

Ленинградская область, Всеволожский район,

посёлок «БУГРЫ»















Тема раздела: «Музыка и литература» (16 часов)

Тема урока: «Роль музыки и литературы в кино»











ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Дата проведения урока

2014 год, декабрь.


Место проведения урока

Ленинградская область,

Всеволожский район, поселок Бугры,

МОУ «Бугровская СОШ», кабинет музыки.


Урок провела

Учитель музыки высшей квалификационной категории Круглова Яна Светозаровна.


Учебный предмет

Музыка


Учебный класс

5 класс(34 часа).


Раздел (тема)

№1 «Музыка и литература» (16 часов)


Урок (тема)

№12 «Роль музыки и литературы в кино»


Тип урока

Комбинированный


Цели урока

  • Осознать неразрывность культорологических связей музыки и литературы в искусстве и жизни

  • Понять значение музыки и литературы в современном массовом искусстве кино


Задачи урока

1)Образовательные

















2)Развивающие










3)Воспитательные


  • Познакомиться с известными именами в искусстве: советский композитор И.Дунаевский, французский писатель Ж.Верн

  • Заинтересоваться новым произведением искусства: роман «Дети капитана Гранта», музыка к одноименному фильму

  • Расширить свой кругозор новыми терминами и понятиями (топёр, аранжировка, режиссер)








  • Приобрести эстетические навыки во время слушания музыки и рассуждений о ней

  • Продолжить тренинг умения публично высказываться, логически мыслить, делать выводы

  • Учиться кратко излагать свои мысли

  • Уметь слушать музыку в коллективе



  • Углублять социализацию школьников на примере сюжетов произведений искусства и биографий творческих людей

  • Повышать личную самооценку школьников, приобретать уверенность в себе за счет одобрения, похвалы, согласия с их мнением со стороны одноклассников и учителя

  • Ценить мнение других, слушать не перебивая, приводить аргументы в случае несогласия, находить позитив в дискуссии


Методы, используемые на уроке

  • Метод углубления и расширения знаний

  • Метод сравнения и рассуждения

  • Метод перспективы

  • Метод ретроспективы

  • Метод художественного контекста

  • Метод эмоциональной драматургии

  • Метод Школяра «Моделирование творческого процесса» (новые педагогические технологи)

  • Метод Усачевой «Сочинение сочиненного» (новые педагогические технологии)

  • Метод Школяра «Содержательный анализ музыкального произведения»

  • Метод Усачёвой « Интеллектуальная интрига»

  • Метод промежуточного обобщения





Художественно – педагогическая идея

Эстетическая социализация школьников через познание искусства (музыка, литература, кино)


Основные этапы содержания

  • Организационный (вход в кабинет, посадка, приветствие, использование смайл-карт, введение в тему урока)

  • Теоретический (раскрытие темы урока, развитие темы раздела)

  • Практический (применение знаний в процессе творчества)

  • Итоговый (логический вывод, оценка и самооценка школьников, заключительная рефлексия, домашнее задание)


Здоровьесберегающие технологии

  • Контроль за мышечным тонусом:

- правильная посадка школьников во время урока; удобная певческая поза

- использование мимики, пластики, жестов рук на уроке

  • Смена двигательной активности:

- исполнение песни стоя

-использование дирижерского жеста

  • Разнообразная творческая деятельность (слушание музыки, пение, размышление)

  • Минимизация письменной деятельности (текст песни выводиться на экран мультимедийной техники)

  • Проведение двигательной паузы

  • Дыхательная гимнастика


Используемые музыкально – художественные материалы

  • Ноты песни И.Дунаевского «Веселый ветер»

  • Ноты главной темы увертюры И.Дунаевского «Дети капитана Гранта»

  • Книга Ж.Верна «Дети капитана Гранта»

  • Ноты песни «Волшебники» для вокально-хоровой работы; фонограмма минус к песне.

  • Запись оркестровой увертюры И.Дунаевского (CD )

  • Иллюстрация музыкальных инструментов симфонического оркестра (формат A4).


Планируемые результаты


1)Предметные


2)Метапредметные


3)Личностные



Соответствуют календарно - тематическому планированию (см. портфолио)


Характеристика деятельности учащихся (УУД)


Соответствуют календарно - тематическому планированию (см. портфолио)

Формы проведения усвоения знаний

  • Постановка вопросов.

  • Выявление связей пройденного и нового художественного материала.

  • Использование схемы в рабочей тетради.

  • Создание творческой ситуации: моделирование композиторской деятельности, создание интеллектуальной интриги.

  • Формирование логического вывода, обобщения

Оценка и самооценка школьников

  • Побуждать к объективной самооценке с помощью аргументов

  • Выставлять оценки, учитывая логическое мышление, умение делать выводы

  • Поощрять активность, желание работать


Заключительная рефлексия

Осознание достигнутой цели, удовлетворение от полученных эмоций, позитивный психологический фон


Критерии домашнего задания

  • Домашнее задание закрепляет материал урока.

  • Домашнее задание расширяет кругозор полученных знаний.





На уроке присутствовали:



  • Областной методист, эксперт кафедры «Искусство» ЛОИРО Столова Н.П.

  • Районный методист, учитель музыки высшей квалификационной категории Никитина Л.П. (пос. Агалатово).

  • Учителя музыки Всеволожского района: Горяева (пос. Сертлово), Зайченко (пос. Лесколово), Коржова(пос. Чёрная речка), Павлова(пос.Колтуши), Посылаева(пос.Колтуши) и др.

  • Администрация МОУ «Бугровская СОШ»:

-директор Тарабарина А.М.;

-заместитель директора по воспитательной работе Т.Н.Хапугина;

-школьный методист Е.А.Тарасова;

-учителя школы: Н.И. Волкова, О.С. Жадова, Н.В.Вересова, С.В.



Всего на уроке присутствовало 16 человек.





Директор МОУ «Бугровская СОШ» _____________ / А.М.Тарабарина





























Развёрнутый план урока





Основные тапы урока

Кол-во минут

1

Организация процесса, введение.

3 мин

2

Развитие темы раздела на примере музыки советского композитора И.О. Дунаевского.

3 мин

3

Раскрытие темы урока на основе знакомства с искусством «кино» и приключенческим романом «Дети капитана Гранта» французского писателя Ж.Верна.

7 мин

4

Творческий практикум (виртуальная оркестровка заданной темы музыки И.О. Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»).

8 мин

5

Обобщение темы урока, аргументация темы раздела. Практическое подтверждение заявленной проблемы на примере видео просмотра фрагмента кинофильма «Дети капитана Гранта» с музыкой И.О. Дунаевского за кадром.

12 мин

6

Вокально-хоровая работа над песней «Волшебники» в контексте темы урока и всего раздела. Исполнение песни хором и в ансамбле.

10 мин

7

Заключительная рефлексия (качество и результативность полученных знаний; самооценка эффективности работы на уроке; домашнее задание; благодарность за сотрудничество).

2 мин



























Содержание урока

Этап №1. Организация процесса, введение.



Слайд 1.Заставка

Звучит инструментальное сопровождение к песне И.О. Дунаевского «Веселый ветер». Учащиеся заходят в кабинет под музыку, садятся на свои места, музыка затихает.



Учитель

Здравствуйте, я рада вас видеть; надеюсь на наше интересное сотрудничество во время урока. Жду от вас внимания, быстрой реакции, творческих ответов и позитивного настроения.

Прошу на начало урока сообщить мне ваше настроение, используя «смайл-карты».

Ребята показывают личные карты.

Знакома ли вам прозвучавшая музыка?


Ученики

Да. Это песня «Веселый ветер». Мы слышали ее в начальной школе.



Слайд 2.Слова первого куплета песни.





Учитель

Давайте вспомним ее и пропоем 1 куплет (слова на экране).


Учитель аккомпанирует на фортепиано, обращает внимание на певческую осанку. Дети исполняют песню, не форсируя звук.


Этап №2. Развитие темы раздела.



Учитель

Спасибо, ребята. В начальной школе мы не упоминали автора этой песни. Я хочу познакомить вас с композитором, сочинившим музыку.



Слайд 3. Портрет композитора И.О. Дунаевского



Учитель

Это - советский композитор Исаак Осипович Дунаевский. Возможно, вы уже слышали эту фамилию.

Понятен ли вам термин «советский»?

Ученики

Да. Это значит человек жил и работал в период СССР.

Учитель

Сегодня музыка этого композитора поможет нам лучше раскрыть тему полугодия. Вспомните, пожалуйста, как она звучит.

Ученики

Тема полугодия: «Музыка и литература»

Учитель

Найдите в тетради и вспомните схему, определяющую виды искусства, рожденные от слияния музыки и литературы.


Ребята смотрят в тетрадь, вспоминают схему.

Слайд 4. Музыка и литература

Этап №3. Раскрытие темы .

учитель

Каким видам искусства мы уделили внимание на предыдущих уроках?

ученики

Песне, опере, балету.

учитель

Сегодня мы выделим из нашей схемы любимое всеми искусство «кино».



Слайд 5. Искусство «кино».

Учитель

На ваш взгляд, можно ли назвать кино – молодым искусством?

Ученики

Да…нет…

Учитель

Почему? И сколько это лет?

Ученики

50, 70,100

Учитель

Действительно, кино, по сравнению с песней, оперой, балетом, молодое искусство; оно возникло примерно сто лет назад во Франции и очень быстро распространилось по миру.

Что вы знаете о первых фильмах?

Ученики

Кино было черно-белое. Сначала это были очень короткие фильмы и немые.

Учитель

Что в таком случае заменяло речь?

ученики

Музыка заменяла диалоги, фильм сопровождал музыкант – пианист, топер.

Учитель

Действительно, музыка помогала раскрыть сюжет. От мастерства пианиста зависело восприятие фильма.

Но время шло, разрабатывались новые технологии. Что нового появилось в кино?


ученики

В кино появился звук, а позже, цвет.


Учитель

Кто на съемочной площадке руководит процессом, отвечает за результат. Назовет эту профессию?

Ученики

Режиссер.

Учитель

Если бы вы были режиссером и у вас была бы возможность снять фильм, с чего бы вы начали?

Ученики

Определили содержание, набрали бы артистов, сшили костюмы.

Учитель

Верно, самое важное сценарий – это литературная основа кино. А откуда режиссеры берут сюжеты для фильмов?

Ученики

Из жизни, истории, книг…

Учитель

Действительно, часто основой сценария служат знаменитые книги, которые с увлечением читают люди.

Какие темы сюжетов были бы интересны вам?

Ученики

Фантастика, приключения.

Учитель

Так один режиссер решил снять приключенческий фильм для подростков и в основу сценария положил сюжет прекрасной книги «Дети капитана Гранта».


Учитель показывает книгу. Ребята разглядывают, эмоционально реагируют на объём романа.


Эту книгу написал французский писатель Жюль Верн. Кому она знакома? Читали, смотрели, слышали?

Ученики


Главные герои – конечно дети. 15-летняя девочка Мери и ее младший брат Роберт. События разворачиваются примерно сто лет назад в Британии, а затем в других странах. Отец Мери и Роберта – отважный капитан Грант – пропал в последнем плавании. Вестей от него нет уже год.











Учитель

Интересное начало; и фильм был назван так же, как книга. Конечно, каждый режиссер, для усиления эмоций, напряженности переживаний, интереса зрителей, использует разные средства.

Какие, на ваш взгляд использовали бы вы, если бы сами были режиссером?


Ученики

Актерская игра, декорации, трюки, музыка.

Учитель

Действительно, без музыки не обходится ни один фильм. Режиссер фильма «Дети капитана Гранта» обратился к популярному тогда композитору Дунаевскому, который проявил огромный интерес к этой работе.

Что необходимо было Дунаевскому для создания музыки к фильму?

Ученики

Знать сюжет, прочитать книгу, сценарий.



Слайд 6. Парусник.





Учитель

Верно. Он читал и поражался: компания друзей совершает морское путешествие на яхте «Дункан». Это добрые, образованные люди. Увидев за бортом треугольный плавник, все поняли – акула. Матросы решают ее поймать. Меткое попадание гарпуном и мертвая акула лежит на палубе яхты. Ей вспарывают брюхо и в желудке находят странный предмет. Это запечатанная бутылка.









Слайд 7. Текст послания.





Учитель

В каюте капитана аккуратно вскрывают бутылку и достают текст – послание на трех языках, призыв о помощи, в котором указано место крушения корабля. Подпись – капитан Грант. Заинтересовались?

ученики

Да, очень.

Этап №4. Творческий практикум.



Учитель


Композитор увлекся сюжетом и сразу принялся за работу.



Слайд 8. «Дунаевский за роялем»





Учитель

Какую задачу поставил себе Дунаевский на ваш взгляд?

Ученики

Правдиво отражать сюжет фильма, характеры героев, ситуации….

Усилить эмоции: страх, неожиданность приключений, юмор…



Учитель

Верно, у себя в рабочем кабинете, у рояля, родилась главная тема музыки к фильму.


Учитель исполняет ее на фортепиано в разных регистрах.

Ваше мнение?

Ученики

Она тревожная, волнообразная.

Учитель

Почему такой рисунок мелодии?

Ученики

Сюжет связан с морем, музыка изображает волну.

Учитель

Попытаемся напеть мелодию, чтобы лучше понять замысел композитора.


Под аккомпанемент учителя ребята исполняют главную партию на гласный звук «а». Учитель предлагает сочетать пение с волнообразным движением руки.

Учитель

Но композитора не все устраивало. Дунаевский понимал, что рояль не дает всей полноты эмоций, нужны более разнообразные, богатые краски. Где их найти?

Ученики

У других инструментов, в оркестре

Учитель

Абсолютно верно



Слайд 9. «Симфонический оркестр»





Учитель

Попробуем смоделировать творческую работу композитора и передать определенные эмоции конкретными инструментами в оркестре. Эта робота называется аранжировка.



Учитель показывает карточки с иллюстрациями музыкальных инструментов формата А4 или выводит их на экран, а дети связывают их звучание с определенными эмоциями, чувствами, качествами характера, ситуации. Тембр музыкальных инструментов можно напомнить с помощью программы цифрового пианино.



карточка

ответы детей

труба

Победа, успех, начало похода, радость, призыв…

скрипка

Волнение, раздумье, море, ….

тарелки

Угроза, неожиданность,…

виолончель

Тревога,…

ударные

Опасность, неприятности,…



Учитель

Спасибо, примерно так и рассуждал композитор. Кстати оркестром дирижировал лично. Давайте послушаем, что у него получилось.



Слайд 10. Дунаевский – дирижер.



Звучит музыка к фильму, ребята внимательно слушают.







Этап №5. Обобщение темы урока .

Учитель

Ваши впечатления от музыки?

Ученики

Музыка захватывает; разнообразная и разнохарактерная; музыка позволяет увидеть, представить сцены сюжета.

Учитель

Почему это удалось композитору?

Ученики

Дунаевский погрузился в сценарий, увлекся работой; талант, гениальность музыканта позволили создать эту музыку,…

Музыка не только выразительна, но и изобразительна.



Слайд 11. Роль музыки и литературы в кино.





Учитель

На экране сформулирована основная проблема сегодняшнего урока. Частично, мы уже разобрали ее. Но для полного понимания мы должны получить практическое подтверждение. Нам необходимо понять, гармонично ли сочетается прекрасная музыка Дунаевского с литературным сюжетом в фильме, не существует ли отдельно от него.

Для этого посмотрим небольшой видеофрагмент из фильма «Дети капитана Гранта», где, конечно, будет звучать легендарная музыка Дунаевского.


Просмотр видеофрагмента (нарезка из фильма)


Каковы ваши впечатления? Прошу мыслить в рамках нашей темы.

Учитель указывает на экран, где зафиксирована тема урока.

Ученики

Нам очень понравился фрагмент фильма, было интересно, поэтому во время просмотра мы не разделяли фильм на виды искусства, а воспринимали процесс, как единое целое. Наверное, это говорит о прекрасном слиянии музыки с сюжетом фильма и игрой актёров. Гениальная музыка Дунаевского оправдала надежды режиссёра, помогла раскрыть замысел великого писателя Ж.Верна. Мы наглядно осознали роль музыки – сопровождение сюжета, усиление эмоций, переживаний. Музыка делает кино интересней, красочней, многогранней, а литературу доступней и привлекательней.

Учитель

Спасибо. Прекрасные коллективные ответы. Я рада, что тема урока так вас взволновала.



Слайд 12. Заставка.







Учитель

Ребята, а кому из вас захотелось узнать подробности сюжета, что было дальше, какова судьба героев? Что для этого нужно?

Ученики

Нам очень хочется посмотреть фильм, прочесть книгу.

Учитель

Прекрасно. В качестве домашнего задания я прошу вас вспомнить и записать в тетрадь те фильмы, где музыка особенно вам запомнилась, понравилась, на слуху и также гармонично сочеталась с литературным сюжетом.


Ребята делают пометки в тетради.















Этап №6. Вокально-хоровая работа над песней.



Учитель

Теперь мы смело можем сказать, что чудеса встречаются, а волшебником может стать каждый.



Слайд 13. (слова первого куплета, припева «Песни о волшебниках»)

Дети встают исполняют хором, учитель аккомпанирует на фортепиано. После исполнения учитель благодарит ребят, делает необходимые замечания по вокалу, темпо-ритму, штриху. Особое внимание уделяется дикции и тексту (логическая связь с темой урока).

Учитель

Приглашаю трех солистов к микрофону для куплетов, за хором остаются припевы.



Звучит фонограмма, дети исполняют песню, учитель дирижирует.



Этап №7. Заключительная рефлексия.



Учитель

Большое спасибо за сотрудничество. Подводя итог, вспомним новые понятия.
















Слайд 14.







Ученики

Ученики дают определения новым понятиям.


Учитель

Оцените свое эмоциональное настроение на конец урока.

Ученики


Ребята показывают «смайл-карты» в соответствии своего психологического фона, позитивного настроя. Таким образом, они дают оценку уроку. А учитель оценивает учеников.

Учитель


Благодарю за активную работу, творческие ответы, позитивное настроение. До встречи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!