Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Горловской средней общеобразовательной школы»
Скопинского муниципального района Рязанской области
«Катинская основная общеобразовательная школа»
Конспект открытого урока по технологии
на тему
«Силуэт и стиль в одежде»
7,8 класс
Урок подготовила и провела
учитель технологии Жуковская Е. В.
03. 2016 год.
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология ведения дома. 7,8 классы.
Дата 01. 03 2016 г.
Технологическая карта урока
Учитель | Жуковская Е. В. Филиал МОУ «Горловская СОШ» «Катинская ООШ» |
Тема | «Силуэт и стиль в одежде» |
Педагогическая цель | Обучающая: организация учебной деятельности учащихся по освоению понятий силуэт и стиль одежды, по выработке умения определять тип фигуры человека, необходимые для развития эстетических представлений об одежде; Воспитательная: создать условия для формирования у детей трудолюбия, аккуратности, самостоятельности; Развивающая: способствовать отработке умения осуществлять мыслительную операцию анализа на материале урока. |
Тип урока | Комбинированный |
Вид урока | Урок-исследование |
Планируемые образовательные результаты | Предметные - знакомятся с понятиями силуэт и стиль одежды, учатся определять тип фигуры человека, оценивают правильность в определении силуэта, типа фигуры и стиля в одежде. Метапредметные (УУД): - регулятивные – контролируют процесс и результаты деятельности; принимают и сохраняют цель и учебную задачу; планируют свои действия для решения задачи; учитывают инструкционную карту в планировании и контрольном способе решения. ---коммуникативные - умеют работать в группе при выполнении задания и вести сотрудничество с учителем, разрешают конфликтные ситуации, адекватно воспринимают и вырабатывают уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы. - познавательные - выбирают наиболее рациональные способы деятельности и проводят сравнительный анализ; приобретают навыки совместной продуктивной деятельности. - личностные – умеют провести самоанализ выполненной работы, проявляют интерес к творческому труду, работе на результат |
Межпредметные связи | История, ИЗО |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, практический. |
Методы проверки ключевых компетенций учащихся | Устный опрос, выполнение и анализ практической работы. |
Формы работы учащихся | Индивидуальная, групповая. |
Образовательные ресурсы | УМК по технологии учебник 7 класс Н.В. Синица, В.Д. Симоненко; рабочая тетрадь, инструкционные карты, плакаты, презентация «Силуэт и стиль в одежде». |
Оборудование | Компьютер, проектор. |
Словарная работа на уроке | Силуэт, стиль одежды, типы фигуры человека, мода, модельеры. |
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД | Дидактические средства |
Цель этапа: - настрой учащихся на предстоящие исследования, на получение новых знаний | 1.Организационный этап. Проверка домашнего задания. |
1.Приветствует учащихся. Проверяет наличие отсутствующих. 2. Проверка домашнего задания. Проверяет готовность д.з. Учителем было задано опережающее домашнее задание - индивидуальное сообщение «основные виды стилей», по ходу презентации ученицы выступят со своими сообщениями. 3. Настраивает учащихся на урок. - эпиграфом к нашему уроку будет известное высказывание А.П. Чехова «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». | Приветствуют учителя. Докладывают об отсутствующих. Докладывают о готовности к выступлению по ходу урока с индивидуальными сообщениями по теме «Основные виды стилей», «Известные модельеры мира» | | Слайд №1. |
- создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс; - установление правильности и осознанности выполнения всеми учащимися домашнего задания |
| 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Цель этапа: - формулировать и согласовать цели урока - организовать уточнение и согласование темы. Цель этапа: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания. | 1Организует учащихся на работу. - Тему урока составьте сами из тех слов, которые как бы рассыпались из одного предложения. - Скажите, нужны ли вам знания по данному вопросу. Где, в какой области, или в какой жизненной ситуации они вам пригодятся. | Эмоционально настраиваются на урок. Выясняют тему урока. Ставят цель и определяют задачи. Высказывают предположения на поставленные вопросы. Ведут диалог с учителем. | Л.проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности -Р.выполнение пробного учебного действия -К.учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью -Л. дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | Слайд №2. Слайд №3 |
| Цель этапа: - организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания; - организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала | 3. Актуализация знаний |
| Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые гипотезы, организует их обсуждение. Объясняет учебный материал с опорой на личные знания учащихся 1. - Давайте попытается самостоятельно дать определения новым понятиям: стиль и силуэт. 2. - Чтобы подобрать модель, подходящую именно вам, необходимы некоторые знания об одежде, о таких понятиях как стиль и силуэт в одежде. Сегодня на уроке вы узнаете об этом. 3. - Давайте вспомним, что мы знаем об одежде. Демонстрирует и поясняет мультимедийную презентацию. | Высказывают предположения на поставленные вопросы. Выявляют место и причину затруднения, ставят цель как ее разрешить. Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения. Учащиеся вспоминают, что они знают по этой теме. Просматривают презентацию. | П.анализ, синтез, обобщение, формулировка проблемы, структурирование знаний. -К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. -Р.выполнение пробного учебного действия | Слайды № 4 – 7 |
| 4. Первичное усвоение новых знаний |
| Цель этапа: организовывать усвоение учащимися нового материла | Сообщает новый материал с помощью презентации и пояснительного рассказа. Проблемно излагает новый материал по плану: Силуэты одежды; Типы фигуры; Стиль одежды (ранее подготовленные ученики) Силуэт- это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его «тень». Типы фигуры: треугольник, перевернутый треугольник, прямоугольник, песочные часы, овал. Стиль – это манера одеваться. | Учащиеся работают по презентации, после каждого выполненного действия делают вывод. Ведут запись в рабочих тетрадях. Выступают с сообщениями опережающего индивидуального задания Воспринимают рассказ учителя, анализируют исходя из личного опыта. | Л.самоопределение, смыслообразование, самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. -П. выбор наиболее эффективных способов решения задач -Р. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Планирование, прогнозирование -К.аргументация своего мнения и позиции в коммуникаций, учёт | Слайд №8 - 26 |
| | | 5. Физкультминутка. |
| | Организует выполнение физических упражнений для мышц спины и рук. | | | |
| | 6. Включение в систему знаний и повторение. Практическая работа. |
| | Цель этапа: - проверить умения работать по алгоритму; - организовать самопроверку работы; - организовать выявление и исправление допущенных ошибок; - по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха | Организует выполнение практических заданий. Работа в парах . Задание 1. «Типы фигур». Используя представленный материал приложения 1 заполнить таблицу. Индивидуальная работа. Задание 2.«Силуэт». «Определи силуэт». Одежда, какого силуэта изображена на рисунках? Поставь соответствующую цифру. Фронтальный опрос. Задание 3. «Определи стиль». Определить, к какому стилю можно отнести эти модели одежды? Поставить соответствующие цифры. | Выполняют практическую работу. Работают в парах с карточками-заданиями (с проверкой по эталону). Работают индивидуально с взаимопроверкой по образцу. Учащиеся дают оценку усвоения нового материала по этапам и в целом. | - П., выполнение действий по алгоритму, анализ, синтез, обобщение. -Р.контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. -К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. -Л. применение на практике полученных знаний; нравственно-эстетическое оценивание усваемого содержания, применение на практике полученных знаний. | Слайд №27 - 29 |
| | | 7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении |
| | Цель этапа: включить новый способ действий в систему знаний | Задает домашнее задание творческого и практического характера. - Разработать и нарисовать модели одежды основных видов стиля. | Записывают домашнее задание в дневники. | | Слайд №31 |
| | | 8. Рефлексия ( подведение итогов занятия) |
| | Цель этапа: - организовать проведение самооценки учениками работы на уроке - по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности | Организует рефлексию данного урока. - Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли вы поставленной цели? Докажите. | Обобщают и систематизируют знания. Оценивают свою работу на уроке. | П.рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности. -Л. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. -К.планирование учебного сотрудничества | Слайд №30 |
Приложение.
Задание 1 «Типы фигур». Эталон для проверки
№ | Тип фигуры | Характеристика фигуры | 1 | | Широкие плечи, узкие стройные бедра, плоские ягодицы, слабо выраженная талия, часто стройные длинные ноги. Грудь, как правило, средняя или большая | 2 | | Узкие плечи, выраженная талия и широкие бедра. | 3 | | Одинаковый объем груди, талии и бедер. | 4 | | Объем бедер равен объему плеч и имеется хорошо выраженная линия талии) | 5 | | Одинаковый объем груди, талии и бедер. | | № | Тип фигуры | Характеристика фигуры | 1 | Перевернутый треугольник | Широкие плечи, узкие стройные бедра, плоские ягодицы, слабо выраженная талия, часто стройные длинные ноги. Грудь, как правило, средняя или большая | 2 | Треугольник | Узкие плечи, выраженная талия и широкие бедра. | 3 | Прямоугольник | Одинаковый объем груди, талии и бедер. | 4 | Песочные часы | Объем бедер равен объему плеч и имеется хорошо выраженная линия талии | 5 | Овал | Одинаковый объем груди, талии и бедер. | |
Задание 2 «Силуэт»
Задание 1. «Определи силуэт».
Одежда, какого силуэта изображена на рисунках? Поставь соответствующую цифру.
Прямой силуэт.
Полуприлегающий силуэт.
Приталенный силуэт.
4. Силуэт «трапеция».
Задание 3 «Стиль».
Определить, к какому стилю можно отнести эту одежду? Поставить соответствующую цифру.
Классический.
Спортивный.
Романтичный
Опережающее домашнее задание.
ученица 1.
Классический стиль
Классический – эталон всех стилей. Это стиль, проверенный временем и существующий как бы вне времени. Он актуален всегда и уместен практически везде - и в этом его главное отличие от всех других стилей. Классический стиль не имеет четких возрастных границ, он подходит всем: от школьников до пенсионеров. Отличается подчёркнутой строгостью и подтянутостью. Одежда соответствует естественным формам фигуры человека, проста, элегантна.
Деталей в такой одежде очень мало и только необходимые: отложной или английский воротник, карманы прорезные с листочком, клапаном, с обработкой “в рамку”, отделка почти отсутствует.
Характерными чертами стиля является: простота и элегантность
роскошь и отменное качество изделий
отсутствие рюшей, блесток
строгие платья, структурированные костюмы
изящная красивая обувь
минимум аксессуаров
ученица 2.
Романтический стиль
Этот стиль представляет одежда нарядная, экстравагантная, подчеркивающая романтичность и обаяние.
Этому стилю присущи различные отделки: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка. Линии кроя плавные, мягкие и легкие.
Здесь могут быть использованы и элементы национального (фольклорного) костюма. Одежда тонко дополняется бижутерией. Ткани используются воздушные, блестящие, струящиеся. Чаще в этом стиле шьются нарядные платья, блузки, цветные брюки, цветастые рубашки.
Характерными чертами стиля является
Отличается сложным покроем, необычностью форм, нарядностью отделки.
Для оформления используются различные резные линии, симметричные и асимметричные подрезы, драпировку.
Воротники самые разные: пелерины, воротники-капюшоны, драпированные.
Воланы, рюши, кокилье – это тоже детали романтического стиля.
ученица 3. Спортивный стиль
Спортивный стиль в одежде считается едва ли не самым популярным. Это не только одежда для спорта, это еще и одежда пригодная для повседневной носки. Требования к одежде спортивного стиля, те же что свойственны одежде спортсменов. Удобство, прежде всего, ничто не должно стеснять движений, простота фасона, отсутствие лишних деталей
Лучше всего спортивный стиль одежды подходит подросткам, девушкам и юношам, ведущим активный образ жизни. Такая одежда хорошо подходит для отдыха, загородных походов, прогулок, для занятий спортом, а также можно использовать и как домашнюю одежду.
Характерными чертами стиля является
Одежда свободной формы, обеспечивающей удобство в движении, подчёркивает спортивность фигуры человека, стройность и подтянутость.
Разнообразен покрой рукавов.
Спортивный стиль отличается обилием деталей.
Воротники различной формы
ученица 4. Фольклорный стиль
Стиль, навеянный мотивами народного творчества, – фольклорный, одно из тех звеньев, которые связывают прошлое с настоящим и будущим. Фольклорный стиль – это разнообразие вышивки и отделки, яркие чистые краски.
В его арсенале – деревенские юбки с оборками и воланами, блузы с вышивкой, жилеты и вязаные свитеры, овчинные полушубки и сапоги, разноцветные платки и длинные шарфы. В современном фольклорном стиле одежды используются элементы национального костюма.
Применяются при отделке изделий вышивка, мережка, кружево, рюши, шнуровка, плетение
Характерными чертами стиля является
Связывает прошлое нашего народа с настоящим и будущим. (национальный костюм)
Подчёркивает достоинство, элегантность, изысканность.
Разнообразие вышивки и отделки, яркие чистые краски.
ученица 5. Джинсовый стиль
На сегодня джинсовый стиль одежды настолько укоренился в мировой моде, что его можно смело назвать одним из самых актуальных и модных стилей в мире.
Джинсы распространились по всему миру, их носят люди всех возрастов, начиная с тех, которые ещё не умеют ходить и, заканчивая теми, кому уже трудно ходить. Что же так притягивает всех к одежде, которая первоначальна была задумана, как рабочая одежда?
Особенности джинсового стиля одежды – это его практичность и в то же время простота. Джинсовый стиль считается самым надежным вариантом на все времена. Правда всегда стоит помнить, данный стиль все-таки неприемлем для переговоров и деловых встреч.
Пояснения к слайдам.
С. 1 эпиграф к уроку В человек все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А. П. Чехов.
С. 2. Тема урока «Силуэт и стиль в одежде»
С. 3 Цель и задачи урока.
С. 4. Как сказала великая Коко Шанель: «Мода – капризна и изменчива». Мода – это то, что в определенное время пользуется наибольшей популярностью и признанием большинства.
История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей.
История моды почти так же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлять о её эстетической и стилизирующей функции.
Сл . 5 Костюм в Древней Греции складывался в тесной связи с условиями жизни греков и под влиянием их эстетических представлений. Создание костюма, грима, аксессуаров было таким же творением, как и все виды искусства. Пять особенностей отличали древнегреческую одежду: организованность, закономерность, пропорциональность, целесообразность и симметричность.
Женщины носили длинный хитон. Женская фигура в дорическом, наиболее древнем, хитоне напоминала дорическую колонну..
Сл 6. История египетской моды тесно связана с религией и культурными ценностями одной из древнейших цивилизаций мира — Древнего Египта! Лен — основной материал, который использовался для изготовления новой одежды.
Белоснежные схенти из ткани, которую оборачивали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом, украшались различными этническими узорами. Идеалом женской красоты в Египте была высокая и худощавая египтянка с тонкой талией и широкими плечами.
Сл 7. В ранние периоды женщины носили одновременно две туники: нижнюю, длинную и широкую, с длинными узкими рукавами, и верхнюю, более короткую, с короткими широкими рукавами. Цветные полосы отделки, вышивки располагались по горловине, низу изделия и низу рукавов. Нарамник лежит в основе многих видов средневековой одежды, мужской и женской. Это прямоугольный или овальный кусок ткани, перегнутый по линии плеч, с разрезом для головы, не сшитый по бокам. Различная длина и манера ношения разнообразят этот вид одежды.
Древний русич носил рубаху и штаны («порты»). Верхней одеждой служила «свита». Женщины, как и мужчины, носили рубаху. Поверх рубашки надевалась юбка из пестрой ткани — «понёва»: сшитые полотнища оборачивали вокруг бедер и подвязывали на талии шнуром. С. 8. Силуэты одежды. Несмотря на все своеобразие и неповторимость костюмов разных эпох, силуэт можно вписать в одну из простых геометрических фигур – прямоугольник, трапецию, треугольник, овал. На протяжении последних десятилетий постоянно в моде можно выделить четыре основных силуэта: прямой, полуприлегающий, прилегающий (приталенный), расширенный (трапеция)
С. 9. Силуэт - это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его «тень».
Несмотря на все своеобразие и неповторимость костюмов разных эпох, их можно вписать в одну из простых геометрических фигур – прямоугольник, трапецию, треугольник, овал. На протяжении последних десятилетий постоянно в моде можно выделить четыре силуэта: а) полуприлегающий б) прямой в) прилегающий г) расширенный
С. 10 Прямой силуэт - Характеризуется одинаковой шириной изделия по линии плеча, груди, талии, бедер и низа. Одежда этого силуэта, как бы, вписывается в прямоугольник .
С. 11. Полуприлегающий силуэт. Полуприлегающий силуэт слегка подчеркивает формы фигуры. Характеризуется более мягким прилеганием по линии груди, чем в приталенном варианте, неплотным прилеганием в области талии и бёдер, спокойным расширением книзу, иногда едва заметным.
С. 12 Приталенный силуэт. Изделия этого силуэта характеризуются плотным прилеганием по талии. При этом объём верхней части изделия может быть различным – от плотно облегающего, повторяющего формы тела, до очень свободного.
С .13. Прилегающий силуэт характеризуется максимальным прилеганием изделия в области груди, талии и бёдер. Линия талии в этом случае может подчёркиваться вытачками или поясом. Прилегание становой части изделия достигается рельефными швами и вытачками.
С. 14. Расширенный силуэт напоминает форму трапеции. Он характеризуется малым объемом верхней части одежды (плотное прилегание в области груди и очень сильное расширение по низу). Одежда силуэта трапеция подходит почти всем. Трапеция – декоративный силуэт, линии которого расходятся к низу, отвлекая внимание от естественных форм фигуры и помогая её скорректировать. Поэтому такой силуэт поможет скрыть недостатки в области талии и бедер.
С. 15. Основные типы фигуры человека. Чтобы было легче подобрать одежду, фигуры разделили на типы: треугольник, перевернутый треугольник, прямоугольник, песочные часы, овал. Зная свой тип фигуры, становится намного легче подобрать свой гардероб. Стильный человек не только следит за новинками моды, но и всегда знает где плюсы и минусы его фигуры, и какие фасоны ему больше подходят.
С. 16, 17 Стиль лат. stilus – это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты, отношение к окружающему миру. Стиль – это манера одеваться. Одежда по своему характеру может быть деловая, нарядная, непринужденно-спортивная. Характер одежды зависит от стиля. Различают три основных стиля: классический ,романтический, спортивный.
С. 18 – 22. Сообщения учащихся. Опережающее д.з.
С. 23 – 26. Известные модельеры мира. Кристина Диор — французский модельер одежды, Пьер Карде́н — французский модельер итальянского происхождения. Один из самых влиятельных в истории высокой моды. С 1947 года работал у Кристиана Диора, в 1950 году основал собственный дом моды. Жан-Поль Готье — французский модельер, во многом определивший облик высокой моды 1980-х и 1990-х гг., президент собственного модного дома и компании Jean Paul Gaultier S.A. Джорджо Армани — итальянский дизайнер одежды Вячеслав Михайлович Зайцев — советский и российский художник-модельер, живописец и график, профессор. Действительный член РАХ. Народный художник России. Лауреат Государственной премии России. Валентин Абрамович Юдашкин — советский и российский художник-модельер. Народный художник России.
С. 27 - 29. Задания.
С. 30. Рефлексия
.С. 31. Д.з Разработать и нарисовать модели одежды основных видов стиля.